Методика составление рассказа по картине по И.Н. Мурашковской
Подписи к слайдам:
- Педагогические
- технологии
- «Методика составление рассказа по картине
- по И.Н. Мурашковской»
- Презентацию подготовила:
- Саблина Светлана Владимировна
- учитель начальных классов
- МОУ СШ № 24 г. Волжский Волгоградской области
- Методика составление рассказа по картине И.Н.Мурашковской одна из методик ТРИЗ:
- Технология
- Решения
- Изобретательских
- Задач
- ТРИЗ — технология решения
- изобретательских задач, созданная
- Генрихом Сауловичем Альтшуллером и
- его коллегами.
- Основа ТРИЗ
- – это функционально-системный подход.
- Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
- Особенность ТРИЗ-педагогики
- она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
- А это значит, что данная технология
- отвечает задачам, поставленными ФГОС
- Дидактические возможности ТРИЗ:
- решение творческих задач любой сложности и направленности;
- решение научных и исследовательских задач;
- систематизация знаний в любых областях деятельности;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
- развитие творческих коллективов.
- Методика работы по картине И.Мурашковской
- способствует активизации словарного запаса учащихся с использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике.
- Методика рассчитана на два типа рассказов по картине:
- 1тип: “Описательный рассказ”.
- Цель: обучение детей составлению описательных
- рассказов по картине в соответствии с
- общедидактическими требованиями.
- Виды получаемых рассказов:
- рассказ как фиксация изображенных предметов –
- объектов и их смысловых взаимосвязей;
- - описание картины как раскрытие темы;
- - развернутое описание конкретно взятого объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с
- использованием аналогий: поэтических образов,
- метафор, сравнений;
- Методика рассчитана на два типа рассказов по картине:
- 2 тип: “Творческое рассказывание по картине” (фантазирование)
- Цель: учить детей составлять связанные рассказы
- фантастического плана по мотивам
- изображенного.
- Виды получаемых рассказов:
- рассказ как фантастическое преобразование
- содержания;
- фантастический рассказ об отдельно взятом
- объекте;
- - рассказ от имени изображенного предмета
- Методические шаги
- Пошаговая методика обучения рассказыванию по картине.
- Шаг 1. “Дели!” (Определение состава).
- Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически рисуем их в кружочках на доске.
- Правда, иногда чья-то камера подъезжает так близко, что в глазок попадает только часть объекта: косынка девочки, клюв утки. Тогда можем детям сказать, что эти части уже учтены рисунками девочки и утки, а можем их нарисовать по отдельности, чтобы потом использовать при описании внешнего вида героев
- Шаг 2. “Давай!” (Нахождение связей).
- Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Характеристики объектов и действий Картинку разобрали на части, а теперь собираем заново. Пора наводить порядок, соединить части в целое.
- Шаг 3. Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказываем о полученных ощущениях, используя 5 чувств: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), осязание (кожа), вкус (язык). 5 действий: увидеть, услышать, понюхать, потрогать, попробовать на вкус.
- Шаг 4. Копилка образных характеристик. (делается не для рассказа, а параллельно ему).
- Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.
- Учитель тем временем записывает готовые предложения в тетрадь или на доске. Связи между предложениями, необходимые для рассказа, выстраиваются чуть позже.
- Дети говорят полными предложениями.
- Шаг 5. “Отставай-Забегай!” (Выстраивание временной последовательности).
- Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом. Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности
- Шаг 6. Переходим на разные точки зрения.
- Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время и в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.
- Но рассказ по картинке зависит от рассказчика, точнее, от его точки зрения. И именно интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим. Начинаем с более простых вещей, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ШАГИ
- Шаг 1. Состав картинки.
- Шаг 2. Связи и взаимодействия
- между объектами.
- Шаг 3. Характеристики объектов
- и действий.
- Шаг 4. Пополнение словарного
- запаса образных
- характеристик.
- Шаг 5. События предшествующие
- и последующие.
- Шаг 6. Разные точки зрения.
- Сочинение по картине.
- (с использованием методики И. Мурашковской)
- 1.Рассказ о художнике и истории создания картины.
- 2.Рассматривание картины и работа по ней.
- Шаг 1. Состав картинки. «Дели!» (что изображено, выделяем каждую
- деталь картины)
- Шаг 2. Связи и взаимодействия между объектами.
- Шаг 3. Характеристики объектов и действий (рассказываем о полученных
- ощущениях, используя 5 чувств: зрение (глаза), слух (уши),
- обоняние (нос), осязание (кожа),вкус (язык). 5 действий: увидеть,
- услышать, понюхать, потрогать, попробовать на вкус)
- Шаг 4. Пополнение словарного запаса образных характеристик.
- Шаг 5. События предшествующие и последующие. (выстраивание
- временной последовательности).
- Шаг 6. Разные точки зрения.
- 3. Составление плана сочинения.
- 4. Написание сочинения.
- 5. Анализ творческих работ школьников.
- Заключение: результаты и перспективы
- Что дала работа по этой методике?
- 1.Появилась большая активность, дети хотят отвечать, им интересно. Очень хорошо дети восприняли словесное рисование. Здесь лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки.
- 2.Словесное рисование закрепляется рисованием на листе. Рисунки выставляются, рассматриваются детьми, обсуждаются, а на уроке дети по ним рассказывают. Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения почти всегда молчали.
- 3. Сочинения стали богаче словесно, красочные, с
- выдумкой и фантазией.
- Спасибо за внимание!