Исследовательская работа "Моё родное село" 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Юма
Исследовательская работа по теме:
«Моё родное
село»
Выполнил учащийся 3 класса
Капранов Никита
Учитель: Гребенева Т.М.
с. Юма
2018г.
Содержание:
1.Ввдение
2.Почему моё село имеет такое название.
3.Исторические сведения о селе Юма.
4.Книги о моём селе.
5. Анкета.
6.Результаты анкеты.
7. Вывод.
8.Литература.
9.Презентация.
Задачи:
1. Узнать больше об истории села Юма.
2. Проанализировать, что знают учащиеся моей школы о своём
селе.
3. Узнать в каких книгах рассказывается о селе.
4. Создать презентацию о селе Юма.
5. Познакомить с презентацией учащихся класса, школы,
родителей, выпускников школы.
Цель:
Расширить свои знания об истории села Юма и поделиться этой
информацией с другими.
Гипотеза:
Я предположил, что многие жители родились, живут в родном
селе Юма, а историю образования и откуда пошло такое
название нашего села не знают.
Методы исследования:
1.Теоретический.
2.Беседа
3.Анкетирование.
1.Введение.
Я родился и живу в селе Юма, а его историю не знаю. Почему у моего села
такое название? Когда оно образовалось? Когда были построены здания села?
Хочу знать какое здание самое старое? У меня появился интерес изучить этот
вопрос.
2. Что значит Юма?
С историей возникновения названия села Юма связано несколько версий,
легенд. Одна из них: «Раньше место, где стоит сейчас село, было заболочено, с
непроходимыми лесами. Среди этих лесов жило марийское племя, и в центре
их поселения стоял деревянный идол Юм. Отсюда и пошло название Юма».
Другую версию высказывает А. Ступников автор книги «Моя родословная» -
это трактовка названия села по словарям Даля «Юма» - новгородско-горецкое
слово, которое означает цепь плотов. Есть еще версия, что «Юма» в переводе
груда обнаженных камней. Есть еще одна версия, связанная с названием села,
которую рассказывают местные жители. «Юма», в переводе с марийского
кругом вода.
К началу девятнадцатого столетия село представляло собой около трёх
десятков деревянных домишек, жители которых трудились на попа.
3. История села Юма.
Село Юма основано в 1717году. Первая деревянная церковь была построена в
1719году по храмозданной грамоте преосвященного Дионисия.Церковь
освящена в том же году во имя святого Николая Чудотворца.Вот почему в селе
Юма престольным праздником был Николин день. В1723году24 декабря
первая деревянная церковь сгорела. Построенная в 1727году вторая
деревянная церковь в Юме сгорела в том же году. В 1729году была построена
треть Николаевская церковь, тоже из дерева. Когда она обветшала, то вместо
неё в 1769году возвели четвёртую Покровскую деревянную церковь. В 1770
году построили ещё одну, а старую разобрали.
В 1802году началось строительство каменного храма. В построенной каменной
церкви первый придел был освящен 6октября 1812года в честь святого Николая
Чудотворства (к которому прихожане обращались с мольбой помочь русским
воинам одержать победу в Отечественной войне над Наполеоном).
17 ноября 1864года был освящен второй придел теплой церкви в честь святых
Фрола и Лавра.
Разрушен храм в 30-е годы.
Так выглядела наша первая каменная церковь.
К началу 20-го столетия село представляло собой около 3-х десятков
деревянных домов, жители которых трудились на попа. В центре села
находилась бакалейная лавка, чайная, магазин из бурого кирпича, да почтовое
отделение. Больница, построенная в селе Юма, дала начало истории медицины
в Свечинском районе.
Зимой, наряду с повседневными делами, крестьяне готовились к весенней
ярмарке в селе Юма. Богатые лесом деревни вывозили для покупателей из
безлесных или малолесных деревень лес, сани, оглобли, телеги, бороны,
седелки, хомуты, деревки к хомутам, солоницы, кадушки, деревянные ведра,
шайки, чарушки (деревянные формы для круглого хлеба), ульи, рамки для
ульев, плетюхи, корзины, бураки, лапти. Продавали лен, а также холсты,
веревки на вожжи, завертки для саней. Революции в селе Юма никакой не
было. На территории Свечинского района советская власть была установлена
сначала в Круглыжском земстве, затем в Юмском. Из Котельничского уездного
совета народных и солдатских депутатов был прислан человек, которого тогда
называли комиссаром. К сожалению, имя этого человека нет ни в архивах, и
никто не помнит, т.е. неизвестно. Этот комиссар провел собрание в с. Юма, на
котором народу было немного. На этом собрании был образован Юмский
волостной исполком, и, бескровно, был избран председатель. Им стал житель
села Юма – Огородов Андрей Федорович.
В 1928г в селе Юма была организована коммуна имени 18 Марта, честь
Парижской коммуны), а в 1932 году образовался колхоз. Коммунары построили
двухэтажный коммунарский дом. В нем располагалось правление колхоза им.
18 Марта, администрация Юмского с/с и служба быта. К сожалению, этот дом
сгорел.
Свет в нашем селе был проведён в 1950 году, а водопровод в 1976году.
Первая больница в Свечинском районе открылась в селе Юма. В 1874 г.
основали приемный покой, в котором имелись 4 кровати для тяжелобольных.
Медицинскую помощь местному населению оказывали врач Роберт Иосифович
Готвальд и два фельдшера, к сожалению, имена фельдшеров не найдены. В
1877 г. свою трудовую деятельность в с. Юма начал еще один знаменитый
специалист медицины Василий Степанович Сергиев, врач офтальмолог,
профессор, доктор медицинских наук, генерал медицинской службы. В конце
XIX века он переехал в Петербург, где работал окулистом, руководил
госпиталем при Военно-медицинской академии. Во время войны в Юме
работал госпиталь. В госпитале лечили раненых и больных, которых забирали с
эшелонов, шедших с фронта. С эшелонов сбрасывали умерших в дороге. И
комсомолки-добровольцы, среди которых была Анохина Анна Артемьева,
ходили по путям и собирали трупы, грузили на телеги, запряженные лошадьми,
увозили в Юму, чтобы захоронить.
В Кировскую область прибыло много эвакуированных, в том числе детей,
особенно из блокадного Ленинграда. В селе Юма работал детский дом, в
котором жили эвакуированные дети.
Затем в этом здании был открыт детский садик, а сейчас там находится
контора колхоза «18Марта» и сельская администрация. Так выглядит это
здание сейчас.
Старое деревянное здание школы было построено в 1877году, там была
открыта земская школа. В 1891году была открыта церковно- приходская школа.
В 1896 году церковно- приходская второклассная школа. После революции
была преобразована в школу 2 ступени. В 1932году стала сельско-
хозяйственным техникумом. В1936году преобразована в школу колхозной
молодёжи. В 1947году семилетняя школа. В 1958 году восьмилетняя школа. 1
сентября 1975 года распахнулись двери большого двухэтажного каменного
здания новой школы. Юмская школа стала средней. С 2011 года школа стала
основной общеобразовательной.
Старое здание школы.
Новая школа с 1975года.
В начале 19 века в селе была церковная лавка, а позднее открылась бакалейная
лавка. Это здание было сделано из красного кирпича, и оно сохранилось и
сейчас-это склад нашего магазина. Пристрой, из белого кирпича был сделан в
1967 году. В этом здании были открыты два магазина продуктовый и
промтоварный. А с 17 августа 2002года промтоварный магазин был закрыт,
вместо него появилось кафе «Капелька».
В 1986 году был построен новый медпункт, а 2012году был произведён новый
косметический ремонт и он теперь выглядит так:
.
В 2005 году в нашем селе был открыт Покровский молитвенный дом и
воскресная школа для детей.
В центре села находится дом культуры и библиотека с 1973года.
Памятник «Воин-победитель»
Расположен в с. Юма с 1968г. Построен колхозом «18 Марта» на общественные
средства. Автор: Артамонов, строитель - экспериментальный творческо-
производственный комбинат г. Москва. Материал: железобетон.
Самый старый дом - это поповский дом, который построен в конце 18
века. Он находится на улице Коммуны д.18.
Самое новое здание-это магазин Мечта. Его открыли в феврале 2014 года.
Сейчас в селе Юма проживает 533 человека.
4. В своих поисках я узнал, что о селе Юма можно прочитать в книгах:
1) Пётр Стародубцев «Земля Свечинская».
2) Аркадий Ступников «Родословная».
5.Среди учащихся своей школы я провёл опрос по вопросам:
1.Почему село имеет такое название?
2. В каком году оно образовалось?
3.Кагда построили старую школу?
4. Когда построили новую школу?
5. Что было раньше в здании конторы?
6.Когда была построена церковь?
7.Какой дом в нашем селе самый старый?
6.Результаты опроса:
Среди учащихся 2,3,4,5,6 классов я выяснил, что 50% ребят знают, когда
образовалось наше село и что в 2017 году нашему селу исполнится 300лет. 30%
знают, что в здании конторы во время войны был госпиталь, а потом детский
садик. Некоторые ребята рассказали, что у них мама или папа даже ходили в
этот садик. На остальные вопросы я не получил ни одного ответа.
7. Вывод.
Проведя исследование я выяснил, многие родились, живут в селе Юма, а
историю своей родины не знают. Я поставил цель - изучить этот вопрос. Я узнал
ответы на поставленные мною вопросы. Изучив найденные мною, материалы
я очень много узнал о своём селе и этим горжусь. Своими знаниями я
поделюсь со всеми ребятами в школе и даже с родителями. Получившуюся
презентацию я выложу на сайте нашей школы. Мне очень хочется, чтобы
каждый житель знал историю своего села ведь это - наша малая родина. Я
люблю и горжусь, что я родился в селе Юма!
Есть на окраине России уголок,
Который дорог мне,
Который я люблю.
Мое село, как мини - городок
Живет и здравствует,
Храня любовь мою.
Здесь уживаются народы всей страны,
Одной семьей живут десятки наций.
Не делят мир здесь на чужих и наших.
Здесь дорог каждый дворик, каждый дом,
И мамин взгляд, и верные друзья.
Здесь возвышается храм Божий над селом,
Здесь я живу, здесь Родина моя.
8. Используемая литература:
1. Стародубцев П.И. Земля Свечинская: история Свечинского района. Киров:
Кировская обл., типография, 1992- 229 с.
2. Ступников А. Родословная – Киров: Волго-Вятское кн. Изд-во, Книжное
отделение, 1989 160 с.
3. Председатель колхоза им. 18 Марта А.В. Балыбердин // Ленинский призыв.
1968 5 марта. Статья об изменении села Юма и в целом колхоза им. 18
Марта.
4. Село Юма // Колхозный клич – 1948 - № 45
5. Юма – центр колхоза им. 18 Марта// Кировская, правда. – 1941 г - № 299.