Конспект занятия "Волшебные руки"

Тема: «Волшебные руки»
Цель: познакомить детей с театром би –ба – бо.
Задачи:
1) Образовательные:
- Обогащать словарный запас;
- развитие диалогической и монологической речи;
- развивать интонационную выразительность речи;
- умение сочетать движение и речь;
- развитие качества голоса.
2) Воспитательные;
- развивать память, внимание, мышление;
- развитие интереса к литературе и театру;
- развивать способности сотрудничать с воспитателем и своими товарищами.
3) Развивающие:
- развитие мелкой и общей моторики;
- развивать творческие способности;
- познакомить детей с навыками кукловождения;
- обогащение знаниями, умениями, навыками.
Оборудование: кукла би ба бо Петрушка, куклы кота и петушка, ширма,
столы, музыка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня к нам в гости пришел герой русского кукольного театра. А вот кто
это вам предстоит отгадать. Внимательно слушайте рассказ о нем:
Наряд мой пестрый,
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
2. Беседа.
Воспитатель незаметно одевает перчаточную куклу – Петрушку.
- Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я Петрушка! Я герой русского
народного театра.
- Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с
бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам и всегда
готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин
крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А
сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.
3. Физкультминутка.
- Ребята, хотите быть артистами, такими же замечательными как я?
Тогда вам предстоит побывать в роли цыплят. Попробуйте представить, что
вы - маленькие цыплята.
А знаете ли вы, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается
в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленький
клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий,
неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: И цветы,
и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел этого. Поиграем в
птенцов?
Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупу. Все! Разбили!
Теперь исследуем окружающий мир познакомимся друг с другом, пройдемся
по комнате, принюхаемся к предметам. Но, учтите, птенцы не могут
разговаривать, они только пищат.
4. Работа с куклой.
- Пора бы и вам, девочки и мальчики, взяться за работу. Хотите сами управлять
куклами? Тогда давайте учиться!
- Эти куклы называются перчаточные, т. К. надеваются на руку как перчатки.
У всех этих кукол свой характер и голос. Как вы считаете, почему так? Все
куклы перчатки работают на ширме и находятся чуть выше головы
кукловода, поэтому они называются верховые (сверху). Место, по которому
передвигается кукла, называется грядка. Еще на ширму крепятся нужные для
спектакля вещи: цветы, деревья, домики и многое другое – все это называется
декорации.
Общие правила кукловождения:
1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к
ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна
возвышаться на 3/4 своей высоты.
2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к
туловищу.
3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном
кисти руки. Следует помнить, что талия куклы приходится как раз на
запястье руки.
4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать выше.
5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье,
а потом уже опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда
сидевшая ранее кукла встает, она тоже должна сначала наклониться
вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до
выпрямленного положения.
6. Если у куклы нет ног, нужно, сажая ее на край ширмы, на место
воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее
одеждой куклы.
7. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному
объекту внимания.
8. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова
движениями головы или рук.
9. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе
непонятно, кому принадлежат слова.
10. Характер актера передается кукле.
5. Инсценировка.
Воспитатель предлагает двум детям одеть куклы кота и петушка и разыграть
диалог.
«Петушок и кот:»
Встретил петушок кота
И спросил его тогда:
- Почему ты черный кот?
- Лазал ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пёс в пыли валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
После инсценировки необходимо детям задать вопросы. Вопросы
формируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали
имеющиеся у них знания и представления. Например,
Почему котёнок вылез из дымохода чёрным?
Почему он стал белым?
Почему он стал серым?
Какого цвета он на самом деле?
Что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котёнка?
6. Пальчиковая гимнастика «Игра на пианино».
Детям предлагается сесть за столы и представить, что они пианисты и
принимают участие в концерте. Играет музыка «Лунная соната» Людвига ван
Бетховина.
7. Итог.
Анализ работы детей, положительная оценка.
- С каким кукольным персонажем мы сегодня познакомились?
- Почему куклы называются перчаточными?
- Где они работают?