Конспект классного часа "Истоки" 3-4 класс

Автор проекта
учитель начальных классов МБОУ
«Средняя школа №9»
г. Рославля Смоленской обл.
Данилова Светлана Анатольевна
Духовно-нравственное воспитание личности школьника одно из важнейших
направлений системы воспитания в современной школе. Обращение к культурному
наследию и традициям наших предков, знакомство с социальным и нравственным опытом
предшествующих поколений особенно актуально в наши дни. Данный материал
непосредственно связан с историей и культурой Смоленской области.
Конспект классного часа в начальной школе
«Истоки»
Цель: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему
основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических,
культурно-исторических традиций России.
Задачи:
приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших
предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих
поколений;
развивать историческое, наглядно-образное мышление, речь, интерес к изучению
истории родного края, расширять кругозор;
воспитывать любовь и уважение к родному краю, стране, Отечеству, желание
следовать нравственным принципам наших предков, чувство гордости за свой
талантливый народ.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, компьютер.
Содержание.
1. Вступительная часть.
Слайд 2.
Учитель. В нашей жизни происходит множество событий, многие из них мы долго помним,
а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни как бы собраны
в «цепочку», одно за другим, составляют жизнеописание каждого из нас. Мы, живущие
сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много лет после нас все
мы составляем человечество. У человечества тоже есть биография это история
1
. Давайте
заглянем далеко в прошлое и узнаем, как жили наши предки.
Обучающиеся работают над словами Русь, Россия, Родина.
2. Основная часть.
Слайд 3.
Большинство наших предков жило в сёлах и деревнях. Село в России до 1917 года чётко
отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь село, таким образом, являлось
центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень.
Многие из известных художников обращались к сельскому пейзажу.
Обучающиеся рассматривают репродукцию картины В.Е. Маковского «Пейзаж с
церковью», обмениваются мнениями.
Ученик читает стихотворение С. Кадашникова
Русь великую, Русь святую,
В окруженье седых берёз,
Я не первый в стихах рисую
Как икону пишу всерьёз.
Я молюсь за неё, родную,
Среди ночи молюсь и дня,
Я не первый её рисую,
И последним пишу не я.
2
Слайд 4.
Учитель. Всего в 50 километрах от Рославля расположено село Новоспасское - это родина
композитора М.И. Глинки.
Обучающиеся рассматривают фотографии, делятся своими впечатлениями о поездке в
Новоспасское.
Ученик читает стихотворение Д. Голубева
Музей-усадьба, церковь, речка,
Прудов застывших тишь и грусть.
Как ты отраден для сердечка,
Мой милый край - Святая Русь!
3
Слайд 5 содержит 3 интерактивные кнопки: «Русская изба», «Народные игры»,
«Фольклор», которые позволяют обучающимся самостоятельно определить порядок
рассмотрения материала.
Слайд 6.
Учитель. Дома в сёлах и деревнях Смоленской области называли избами, а в некоторых
районах хатами. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она
вобрала!
Ученик. Раньше на Руси строили избы из деревянных бревен. А строили её, так! Было на
Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне
избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот
ему не отказывал в помощи. Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами.
Слайд 7. На Смоленщине вместо фундамента использовали деревянные стойки или камни.
Без единого гвоздя складывали стены избы сруб. Щели между брёвнами забивали сухим
мхом. Крышу покрывали соломой, а позднее щепой. Давайте заглянем внутрь.
Слайд 8.
Ученик читает стихотворение Л. Мея.
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
4
Ученик. Самое большое место занимала в избе печь. Без печи хата - не хата. Печь была
неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Как сильно, мудро,
по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь
кормила, поила, лечила и утешала, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно
выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом
возрасте, в любом состоянии, положении. Тепло, которым дышала печь, было сродни
душевному теплу». На печи можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали
на печи, называлось полати. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а
еще в ней пекли хлеб, готовили пищу.
5
Слайд 9.
Ученик. В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова
“душа”. Это, конечно же, красный угол. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе
стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким
расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в
комнату. Народная пословица «Без Бога не до порога» связана именно с этим. Самых
дорогих гостей усаживали в красном углу, на лавку за стол.
5
Ученик. В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. Вдоль стен
избы стояли лавки. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Стол
это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе
почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная,
очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Посуда,
которой пользовались люди, сделана из дерева, из глины.
5
Слайд 10.
Для новорожденных подвешивали к потолку избы люльку. Сядет мамочка, поёт сыночку
песню, а сама пряжу прядёт.
Ученица поёт песню.
Котя, котенька, коток,
Котя - серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Нашево Димушку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Кусок пирога
И кувшинчик молока.
Баю-баюшки, баю.
Сидит котик на краю,
Лижет мордочку свою
Да тешит деточку мою.
6
Слайд 11.
Учитель. Много приходилось нашим предкам работать. Но русские люди говорят: «Делу-
время, потехе-час» Умели наши предки и отдыхать. Посмотрите, в какие игры играли раньше
ребята. Может, они и вам понравятся.
Дударь, дударь, дударище.
7
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
Его под колоду, его под гнилую.
-Дударь, дударь что болит?
-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа,
пятка соседа слева и т. д.)
Выбирают “Дударя”, ходят по кругу,
взявшись за руки, и поют. Пропев песню,
спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка
соседа, нос соседа и т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за
“больное”место и опять идут по кругу с
песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда
в очередной раз у “Дударя спрашивают:
“Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас
ловлю!” Кого поймает, тот становится на
его место.
Слайд 12. Игровая.
8
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по
кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения
лучше всех, становится ведущим.
Обучающиеся разучивают одну из игр.
Слайд 13.
Учитель. Наверное, вы заметили, что все действия людей сопровождались песнями, будь то
работа или отдых. Жизнь земледельца всегда зависела от природы, и потому еще в
глубокой древности люди старались на нее воздействовать. В каждый из праздников
совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику
песни. Цель всех обрядов и песен была одна - способствовать жизненному благополучию
крестьян.
Исполнение или прослушивание песни.
Слайд 14.
Учитель. Особое место в устном народном творчестве занимают духовные стихи.
Духовными стихами называют народные песни на религиозные сюжеты. Песни эти пелись
на ярмарках, базарных площадях, у ворот монастырских церквей везде, где находилось
достаточное число благочестивых слушателей. Время появления духовных песен
установить с достаточной точностью затруднительно. В той форме, в которой стихи эти
дошли до нас, они существовали уже в XV XVI вв. Ф.Буслаев так определил их основное
значение: «Что касается до духовного стиха, то в нем наши предки нашли примирение
просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством»
9
.
Обучающиеся рассматривают фото Свято-Никольского источника д. Луги
Рославльского района Смоленской области, знакомятся с примером духовного стиха.
3.Заключительная часть.
Слайд 16.
Учитель. Мы с вами лишь немного заглянули в прошлое. А как много интересного нам
предстоит ещё узнать.
Рефлексия с использованием приёма «синквейн»
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
10
(Н. Кончаловская)
Интернет-ресурсы:
1. http://mybiblioteka.su/tom3/1-20373.html
2. http://www.100bestpoems.ru/item_info.php?id=17616
3. http://www.stihi.ru/2013/11/07/9758
4. http://poetrylibrary.ru/stixiya/v-nizenkoj-svetelke.html
5. https://infourok.ru/zanyatie-v-starshey-gruppe-na-temu-russkaya-izba-1589024.html
6. https://мир-детей.дети/to-kids.html?catid=68&id=1748:starinnye-russkie-kolybelnye
7. http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/10582-narodnie-igry.html
8. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/05/03/russkie-narodnye-igry-
smolenskogo-krayahttps
9. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-51721
10. http://www.rulit.me/books/nasha-drevnyaya-stolica-read-217645-10.html
Ссылки на фотографии, рисунки, репродукции картин, используемые в презентации,
указаны в заметках к слайдам.