Интегрированный урок "Музыкальное искусство Казахстана в 19 веке" 8 класс
Тема. Музыкальное искусство Казахстана в 19 веке.
Цель. Обобщить знания о музыке в 19 веке, показать значение творчества казахских
композиторов.
Задачи. 1. Познакомить учащихся с уникальными музыкальными произведениями 19 века, их
авторами.
2. Развивать способности монологического изложения материала, умение отвечать на
вопросы.
3. Воспитать патриотизм, интерес к музыкальным традициям своего народа.
Тип урока. Комбинированный. Интегрированный: история Казахстана и музыка.
Оборудование. Презентации по теме, музыкальные произведения, исполняемые на домбре.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Музыка в духовной жизни казахов 19 века занимала значительное место. Основными
формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как в форме
сольного пения, так и хорового исполнения на важных праздничных мероприятиях. Для
выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводились айтысы, на которых акыны
открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни.
Победителям песенных турниров вручали ценные призы, подарки в виде слитков золота,
табунов лошадей. Нотная запись казахской музыки началась вестись только с конца 19в.
Многие из выдающихся образцов музыкального искусства не дошли до наших дней.
В начале 19в. Получило развитие творчество выдающегося композитора Казахстана
Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). казахский народный музыкант, композитор,
домбрист, автор кюев
БИОГРАФИЯ
Родился в 1818 году в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала, Западно-Казахстанской
области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано появившаяся
склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. Мать Курмангазы Алка, человек яркой
индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке и поддерживала его. В
возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В родном ауле Курмангазы с
увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак, который заметил в юном
Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы
покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в
состязаниях, развивает своё мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов.
Был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836—1838) под руководством Исатая
Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма. Один из первых кюев
«Кишкентай» («Малый») — была посвящена народному восстанию.(Слушание кюя «Кишкентай»). За
открытую критику богатых подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно
заточен в тюрьму, однако, как непобедимый борец за свободу, как композитор-бунтарь, он никогда не
сдавался. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга; существуют сведения, что ему приходилось сидеть в
тюрьме Иркутска. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи "Алатау" и
"Сарыарка", отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.
Хамит Ергалиев. Курмангазы(Роман в стихах).Пролог.
Родился он в Азгыре, в Жидели
(Названья к нам от предков перешли)
Кюи ветров ревели там в те годы
Как гневный вздох обиженной земли.
Всю душу в песню вкладывал казах,
Всю жизнь свою в лишеньях и слезах
И жили в этих песнях раны сердца
И топыт барымты и сабель взмах.
И кляли девушки свои пятнадцать лет
От слез горючих мерк очей их свет
А вдалеке, рыдала песнь джигита
Была любовь и вот ее уж нет
Самой судьбы казалась воля тут
Уже людей не радовал их труд.
И юрты по ночам, как бы вздыхают
Всю ночь вздыхают те, кто в них живут.
Был зыбок мир, как женская молва
Душевный мир найдешь едва-едва
Твои сегодня, завтра глядь- чужие
И пастбища и речки синева.
Трубят, ревут военные рога
И топчет все захватчика нога
И падал скот и юрты становились
Кострами для жестокого врага.
Догнав его , схватившись с ним в бою
Остудишь грудь ты кровь пролив свою
Но вражий меч. Свистя , как белый вихрь
Уже летит на голову твою.
-Убили
Погубили храбреца!-
И стонет мать и плачет без конца
Но не согреть горячею ладонью
Ледок похолодевшего лица
Сынов могилы, как следы грозы
Земля, где нет и пяди без слезы
В такие годы с пламенной душою
Светившей людям жил Курмангазы.
В 1822 и 1824 годах царское правительство отменило ханскую власть в Среднем и
Младшем жузах. Казахи окончательно потеряли свою государственность. Это вызвало
усиление национально-освободительного движения. Началось оно как разрозненное
выступление казахов против политики захвата их земель. Целеустремленности,
последовательности, консолидации оно достигло под предводительством султана, а
затем хана Кенесары.
В 50-60-е годы со стороны Оренбурга и Омска началось военное продвижение Российской
империи на территорию Старшего жуза.
В 1867-68 годах на территории Казахстана Царское правительство провело
административную реформу. Нововведения должны были способствовать хозяйственной
колонизации края и подготовить почву для массового переселения крестьян из
европейской части России.
Эти события не могли не повлиять на творчество Курмангазы. Поэтому в своих
произведениях он воспевал жизнь простых людей. Среди его соременников наиболее
популярны были такие кюи, как «Адай», «Кисен ашкан», «Сарыарка»,»Балбыраун». Кюй
«Балбыраун» в переводе означает-изящный. Звучит кюй «Балбыраун».
Талантливым и популярным в народе композитором был Даулеткерей Шигайулы(1820-
1887). Он был уроженцем местности Карамола Бокеевского ханства. Занимал должность
султана-правителя. Среди народа популярны были его кюи «Жигер», «Булбул» «Косалка».
Даулеткерей Шыгайулы родился приблизительно в 1820-х годах в Ординском районе
Уральской области в состоятельной семье. И отец Шыгай, и хан Боккееской орды Жангир с
детства приучали его к правлению народом, к судебной деятельности. Вначале он
пробовал управлять отдельными родами. Но своей чуткой душой рано понял, что власть
ожесточает людей. Гнев Даулеткерея вызывало также и то, что его родственник Жангир
хан отбирал у простых казахов лучшие земли, служившие пастбищами для скота, и
передавал их набиравшим силу колонизаторам.
Есть данные, что, хотя Даулеткерей и не участвовал непосредственно в восстании Исатая и
Махамбета, но всей душой был на их стороне. Это можно заметить и по его кюю «Жiгер».
По словам известного исследователя музыки академика Ахмета Жубанова племянник
Даулеткерея Науша Бокейханов, живший в советское время, играл около 50 его кюев.
Большинство сведений о прославленном композиторе получены благодаря
исследованиям Жубанова. В детстве Даулеткерей учился у муллы мусульманской грамоте.
Хан Жангир, получивший образование в России, создавал возможности для получения
детьми в Орде русского образования. Даулеткерей научился говорить по-русски, умел по-
русски читать и писать. Его прозвали образованным мальчиком. Мастерству игры на
домбре он научился у превосходного домбриста Мусирали. Ко всему, в Орду, ставшую
зимним центром султанов, вначале 1840-х годов из Саратова приглашали артистов драмы
и музыкантов. Есть предположение, что Даулеткерей с детства был знаком с русской и
европейской музыкой. Он хорошо играл на русской балалайке, умел играть на гитаре и
мандолине. На рисунке акварелью Чередеева, сделанном по наброскам французского
путешественника Паули в 1854 году, изображены Даулеткерей, исполняющий кюй, и
другие музыканты. Что интересно, в центре изображен танцующий мужчина.
Одно из первых его произведений «Ақжелең» посвящено красивой и искусной девушке
Акбале. Слушание кюя «Ақжелен».
Кюи Даулеткерея «Қоңыр», «Желдiрме», «Керiлме», «Ыскырма», «Қосiшек» изображают
разные картины жизни. История создания кюя «Жумабике» такова: в то время бытовал
обычай сватать девочек с малолетства. Повзрослев, они должны были выходить замуж за
того, кого даже и не знали, не любили. Бывало, что недовольные этим обычаем девушки
обращались в организации, называемые временными советами. Если слова девушки
подтверждались и удавалось установить истину, то девушка получала свободу. Вот
Даулеткерей, уже известный в это время в народе, и посвятил свой кюй девушке по имени
Жумабике, выражая тем самым свое удовлетворение по поводу полученной ею свободы.
Слушание кюя «Жумабике».
Среди представителей народа, участвовавших в торжествах по случаю коронации царя
Александра II в 1855 году, был и Даулеткерей. В состав делегации его включили с целью
приучить к мысли, что он будет править народом. Но он поехал не для того, чтобы
побывать в царском дворце, а чтобы познакомиться с передовыми мыслителями России, с
родиной А. С. Пушкина. В этом путешествии он услышал и увидел много интересного, чего
не видел и не слышал раньше, услышал произведения европейских композиторов в
оркестровом исполнении. Хотя стихов он не писал, но тонко чувствовал их душой. Он
первым внес взнос, когда в Бокеевской орде собирали пожертвования, чтобы построить
памятник Пушкину возле лицея, где учился поэт.
В 1861 году Даулеткерея назначили правителем рода в Кызылкурт, там он через год
встретился с «отцом» кюев — Курмангазы. Ахмет Жубанов пишет: «На музыкальное
творчество Даулеткерея большое влияние оказали беседа его с Курмангазы, встречи с
другими домбристами, исполнявшими кюи в традиционно народной манере». Кюи
Курмангазы и его учеников отличаются порывистым темпом, твердым звучанием,
смелостью, широкомасштабностью.
Кюи «Топан», «Жигер», выражающие стремление народа к свободе, вместе с тем
отражают раздумья человека, много выстрадавшего в жизни, мужественного,
сдержанного, серьезного. О кюе «Жигер» А. В. Затаевич пишет: «В этом кюе звуки
превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. Это произведение,
написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение». Даулеткерей
скончался в 80- годах XIX века. Он оставил после себя духовное наследие, имеющее
большое значение для потомков.
(Прослушивание отрывка кюя «Косалка».)
Признанным композитором-кюйши был также Таттимбет Казангапулы(1817-1862)- уроженец
Каркаралинского края. Занимал должность волостного управителя. Участвовал в церемонии коронования
российского императора Александра2. Общался с Ш. Уалихановым, Г.Н.Потаниным, А.Янушкевичем. Он
оставил такие творения, как «Саржайляу», «Сары озен», «Косбасар» и др. Звучит кюй Таттимбета в
исполнении учащейся 5 класса. Эти композиторы в основном писали свои произведения для домбры.
Презентация о домбре. Домбра (каз. домбыра) —
казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным
инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного
инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены
в кварту или квинту.
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы,
оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на
домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
Песня «Домбырасыз сән қайда?»
Заключение.отзывы детей об уроке.
Рефлексия ( фраза, используя 2 прилагательных, глагол, существительное- история,
музыка).
Музыка - еще материалы к урокам:
- Разработка урока "Что роднит музыку с литературой?" 5 класс
- Разработка урока "Жанры вокальной музыки" 5 класс
- Разработка урока "Удивительный мир музыкальных образов" 6 класс
- Разработка урока "Старинной песни мир" 6 класс
- Разработка урока "Опера «Иван Сусанин»: новая эпоха в русском музыкальном искусстве" 7 класс
- Разработка урока "Классика и современность" 7 класс