Рабочая программа по музыке 6 класс В.В.Алеев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской Области
«Шаховская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО К УТВЕРЖДЕНИЮ Утверждаю
решением педагогического совета Директор школы
от ________ 20__ года А.Н. Лежепёков / /
протокол № ____ Приказ от 2016 г. №
Рабочая программа педагога
Гулиной Светланы Салимовны
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя музыки высшей квалификационной категории
« Музыка» по программе В. В. Алеев , Т. И. Науменко
(наименование учебного предмета \ курса)
для обучающихся 6-х классов на 2016-2017 учебный год
(ступень образования \ класс)
Рассмотрено Согласовано
Протокол РМО учителей музыки Методист
«26 »08.2016 г Н.Н. Лежепёкова /
/
С.Ф. Баранова / /
Д.Ульяновка, 2016 год
Планируемые результаты
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты УУД
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека(на личном примере)
Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками
Развивать познавательные интересы
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки, и поэзии
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Расширение представлений о собственных познавательных возможностях
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового
содержания;
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность:
Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями
различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов,
особенностей их музыкального языка;
Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных),
особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой,
исследовательской деятельности;
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе
выявления их общности и различий;
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной
творческой деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении,
изобразительной деятельности, слове.
Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Учащиеся получат возможность:
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной,
творческо-художественной, исследовательской деятельности;
Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных
сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в
самообразовании;
Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального
искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и
зарубежной музыкальной культуры;
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой
деятельности;
Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования на
свирели Э. Смеловой, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Информационные УУД
Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями,
каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;
Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач
информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать
музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на
формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
Применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии:
аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Предметные результаты
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию,
полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и
письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом,
уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Содержание учебного курса
Тема года: «В чём сила музыки»
Урок №1. Музыка души
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на
человека.
Урок №2. Наш вечный спутник
Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение
материального и духовного в жизни человека).
Урок №3. Искусство и фантазия
Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере
«Вальса-фантазии» М. Глинки).
Урок №4. Искусство – память человечества
Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение
времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.
Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.
Урок №5. В чём сила музыки
Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из
оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №6. Волшебная сила музыки
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна
«Сирены» К. Дебюсси.
Урок №7-8. Музыка объединяет людей
Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на
примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.
Урок №9. Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»
Повторение произведений, звучавших в I четверти (слушание).
Исполнение песен по выбору обучающихся. Тест и викторина по теме «Тысяча миров музыки».
Урок №10. Единство музыкального произведения
В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в
создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Урок №11. «Вначале был ритм»
Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок,
симметрия коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И.
Штрауса «Сказки Венского леса»).
Урок №12-13. О чём рассказывает музыкальный ритм
Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль
мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 №
1 Ф. Шопена). Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Претворение испанских народных ритмов в
Болеро М. Равеля.
Урок №14. Диалог метра и ритма
Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета
«Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Урок №15-16. От адажио к престо.
Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные
величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе,
Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж.
Россини). Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея
Есенина» Г. Свиридова).
Урок №17. «Мелодия – душа музыки»
Мелодия важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность
лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.
Урок №18. «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве
Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта).
Урок №19. Мелодия «угадывает» нас самих
Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского.
Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик).
Урок №20. Что такое гармония в музыке
Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до
мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.
Урок №21. Два начала гармонии
Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии
(взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии 40 В. А.
Моцарта.
Урок №22. Эмоциональный мир музыкальной гармонии
Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода
«забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст
между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как
первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».)
Урок №23. Красочность музыкальной гармонии
Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика
красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная
гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения.
Урок №24 Мир образов полифонической музыки
Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки.
Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на
примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»).
Урок №25. Философия фуги
Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший
воплощение в жанре фуги.
И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.
Урок №26. Какой бывает музыкальная фактура?
Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в
учебнике, с. 99 100). Одноголосная фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).
Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство
фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.
Урок №27. Пространство фактуры
Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во
фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Урок №28. Тембры – музыкальные краски
Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки (на примере темы
Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе
Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и
фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Урок №29. Соло и тутти
Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и
изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы
«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).
Урок №30. Громкость и тишина в музыке
Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой
«Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза». Буря»).
Урок №31. Тонкая палитра оттенков
Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи
(на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных
персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).
Урок №32-33. По законам красоты.
Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в
музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы Лебедь из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-
Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных
спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио
Т. Альбинони. Созидание по законам красоты.
Урок №34. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».
Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в
человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?».
Учебно-тематический план программы по музыке для 6 класса
глава
Раздел,тема
Кол.час
Кол-во уроков контроля
1
«Преобразующая сила музыки»
16 часов
4
2
«В чем сила музыки»
18часов
4
Всего
34
8
Календарно-тематический план 6 класс
N
Название раздела, тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
I.
Тысяча миров музыки
6
П.П.
П.Ф.
1.
Музыка души
1
07.09
2.
Наш вечный спутник
1
14.09
3.
Искусство и фантазия
1
21.09
4.
Искусство- память человечества
1
28.09
5.
В чём сила музыки?
1
05.10
6.
Волшебная сила музыки
1
12.10
7-8.
Музыка объединяет людей
2
19.10
26.10
II.
Как создается музыкальное произведение?
(начало)
20
9
Урок-обобщение по теме «Тысяча миров музыки»
1
02.11
10
Единство музыкального произведения
1
16.11
11
«Вначале был ритм»
1
23.11
12-13
О чем рассказывает музыкальный ритм?
2
30.11
07.12
14
Диалог метра и ритма
1
14.12
15-16.
От адажио к престо
2
21.12
28.12
17.
Мелодия – «душа» музыки
1
18.01
18.
«Мелодией одной звучат печаль и радость»
1
25.01
19.
Мелодия «угадывает» нас самих
1
01.02
20
Что такое гармония в музыке?
1
08.02
21
Два начала гармонии
1
15.02
22
Эмоциональный мир музыкальной гармонии
1
22.02
23.
Красочность музыкальной гармонии
1
01.03
24.
Мир образов полифонической музыки
1
15.03
25.
Философия фуги
1
22.03
26
Какой бывает музыкальная фактура?
1
29.03
27.
Пространство фактуры
05.04
28.
Тембры – музыкальные краски
1
12.04
29.
Соло и тутти
1
19.04
30.
Громкость и тишина в музыке
1
26.04
31.
Тонкая палитра оттенков
1
03.05
32-33
По законам красоты.
2
10.05
17.05
34
Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».
1
24.05
Итого – 34 часа
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2015г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
1. Данилюк А.Я, КондаковаА.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:
Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы:
проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М.
Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты
второго поколения).
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
5.http://минобрнауки.рф/
6.http://www.orenburg-gov.ru/
7.http://www.orenedu.ru/
8.http://oren-rc.ru/
9.http://fcior.edu.ru/
10.http://school-collection.edu.ru/
11.http://www.edu.ru
12.http://www.1september.ru
13.http://www. zavuch.info
14.http://www.minobr.ru
15.www.pedsovet.org
16.http://www.future4you,ru
17.http://www.nauka21.ru
18.http://www.wikipedia.org/
19.KID.OLIMP.RU
20.PED.OLIMP.RU
21.ZNV. RU
Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Издательский центр «Академия»,
2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-
правовых документов и методических материалов. М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. М.:
КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2001.