Конспект урока "Музыка в произведениях изобразительного искусства"

Урок №33 «Музыка в произведениях изобразительного искусства.
Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».
Повторение + проверить домашнее задание (рисунок – музыкальная идея + название)
К каким музыкальным темам чаще всего обращались художники? (к музыкантам)
Как может проявлять себя музыкальность в картинах, не связанных с музыкальной темой? (это
выражение внешнего и внутреннего мира человека, характер, настроение, поза, выражение лица,
мимика…)
Новый материал.
Прочитайте эпиграф к уроку. Слайд №2.
Как вы его понимаете?
«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.
Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»
(М. Чюрлёнис)
Мы продолжаем с вами тему предыдущего урока «Музыка в произведениях изобразительного искусства.
Слайд №3.
«Звучащие» картины.
Многие художники, пытающиеся интерпретировать музыку изобразительными средствами, создавали
довольно глубокие и значительные образы.
Одним из первых западных художников, стремившихся живописными средствами вызвать у зрителей
ощущение звучащей музыки, был выдающийся английский романтик Джозеф Тёрнер Слайд №4.
Он начал писать пейзажи обобщённые, полувыдуманные, передающие музыкальное настроение,
возникающие под воздействием природы. Музыкальны не только его пейзажи, но и портреты, жанровые
полотна.
Возьмём, к примеру, изумительную по колориту картину «Музыкальная комната в Петворте» - Слайд №5.
У клавесина сидит женщина. Она играет. Её слушают две подруги. Фигуры женщин, клавесин, контуры зала
окутаны золотым маревом, они будто тонут в нём. Потоки солнечного света, врываясь в помещение, клубятся,
словно кружатся в медленном вальсе. И, кажется, что мы слышим сверкающие праздничные звуки старинного
вальса.
Но при этом более убедительно выглядят те произведения, которые отступают от конкретной
изобразительности – музыку ведь очень сложно изображать.
Как это ни удивительно, самые проникновенные, тонкие художественные полотна создавались вне связи с
музыкальной тематикой.
Звучащее царство природы мы видим на картинах Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитана,
Аркадия Александровича Рылова, Фёдора Александровича Васильева – это и шум леса, и звуки дождя, и
предгрозовое затишье, и многое другое.
Слайд №6. Очень музыкальны картины Михаила Александровича Врубеля – и сказочная Царевна – Лебедь, и
древний мифологический Пан.
Слайд №7. Посмотрите на его картину «Сирень». Здесь нет конкретных деталей, нет подробностей – просто
звучит весеннее мироощущение.
Мир Чюрлёниса. «Вселенная представляется мне большой симфонией…»
Говоря о музыкальности произведений изобразительного искусства, нельзя не сказать о творчестве
выдающегося музыканта и художника одновременно - М. Чюрлёниса. Слайд №8. Зная музыкальное
искусство «изнутри», будучи автором значительных музыкальных произведений, Чюрлёнис глубоко
чувствовал природу обоих искусств, их возможные «точки пересечения», из которых могли бы зародиться
новые художественные открытия.
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты... (М. Чюрленис)
Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь
преображался.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами,
родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам
Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.
И главное - она живописна.
Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении
настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.
И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.
Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой - около трёхсот живописных композиций. И каждая -
это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.
Красота мира, увиденного М. Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах:
«Сотворение мира» - Слайд №9, «Приветствие солнцу» - Слайд №10, «Сказка. Путешествие королевны» -
Слайд №11, «Знаки Зодиака» - Слайд №12, «Короли. Сказка» - Слайд №13 - и музыкальных произведениях:
фортепианных прелюдиях, симфонических поэмах «Море», «В лесу», сочинениях для хора.
Его картины носят названия музыкальных жанров: соната, фуга, прелюдия.
Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с
другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии.
Соната делится на четыре (реже - на три) части.
Чюрлёнис задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.
«Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса. Три её части, имеют музыкальные названия:
«Аллегро», «Анданте» и «Финал».
В то же время М. Чюрлёнис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его
поэмой «Море».
Описание моря есть у Чюрлёниса и в его литературных зарисовках.
Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.
Целое небо обводит своею голубизной твои волны,
А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,
Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,
Твоё бытие бесконечно.
Велико, могуче, прекрасно море!
Так в творчестве М. Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и поэзии.
Море властно влекло к себе музыканта и художника. Оно поражало его воображение своей мощью,
праздничным изобилием красок. Жизнь волн сливалась для него с жизнью человека.
Слайд №14. Аллегро. Широко и размашисто, ровной геометрической грядой, одна за другой наступают на
берег волны. Пронизанные солнцем, они искрятся мириадами прозрачных пузырьков, светящимися кусочками
янтаря, радужными ракушками, камешками. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит
их напору. Белая тень чайки ложится на воду. Настроение скорее радостное, приподнятое. Будто сверкающие
на солнце трубы играют бодрый марш.
Слайд №15. В Анданте морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное
царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая
небесный свод. От них уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Они ведут в морскую бездну с
таинственно мигающими огоньками. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник,
возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.
Слайд №16. И наконец, Финал. Стихия разыгралась во всю. Море кипит, беснуется. Огромная волна готова
поглотить, искромсать, уничтожить судна. Ещё мгновение, и всё исчезнет. Растворятся и буквы МКC, каким-
то чудом появившееся на волне, образованные клочками пены. МКC - это инициалы художника, его подпись
под живописными работами - Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Автор как бы говорит, что волею судеб он
сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть… но волна не сможет поглотить эти
корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя… Его
творения переживут века.
Слайд №17.
ЗВУЧИТ Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море».
Ромен Роллан был буквально потрясён музыкальной магией картин литовского кудесника. Французский
писатель назвал его первооткрывателем в живописи, нашедшим новый «духовный континент», как Колумб -
новые земли.
«Окинем взглядом панораму его грандиозных построений, - говорит поэт Эдуардас Межелайтис. - Чюрлёнис -
философ. Прежде всего, философ, изложивший свои оригинальные взгляды на Вселенную с помощью звуков,
контуров, линий, красок, поэтических образов. Трудно определить, где тут кончается музыка и начинается
живопись, где кончается живопись и начинается поэзия».
Музыкальность произведений искусства следует искать там, где в поисках единственно возможной
художественной целостности мастер отбрасывает всё лишнее, а каждая краска «звучит» по-своему, образуя с
другими красками неповторимую гармонию этой картины, только этого эмоционального состояния.
Итог урока:
Итак, мы видим, что музыкальность почти всегда присутствует в значительных произведениях
изобразительного искусства. Она может присутствовать за пределами изображения - в том общем настроении
картины, которое иногда даже называют музыкальным словом «тональность».
Музыкальность живописи - это не только угадываемые, предполагаемые звуки - звуки, зарождающиеся в
душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные
свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических
элементов, вся организация художественного пространства.
Музыкальность произведения искусства следует искать там, где оно стремится к преодолению
первоначального хаоса бытия, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер
отбрасывает все лишнее, где каждая краска по-своему «звучит», образуя с другими красками собственную
неповторимую гармонию только этой картины, только этого эмоционального состояния.
Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый
художник.
В каких формах музыка может присутствовать в произведениях изобразительного искусства? (сонаты,
фуги, прелюдия…)
Почему М. Чюрлёнис своей картине «Соната моря» дал такое название? (Чюрлёнис задумал создать
живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы. «Соната моря» - самая известная
живописная сюита Чюрлёниса, которая состоит из трёх картин).
Слайд №18.
Разучивание песни «Музыкальная капель» под плюс и минус.
(текст песни выдан – 5 класс)