Конспект урока "Элементы музыкальной речи" 3 класс

МБОУ Избердеевская начальная школа –детский сад для детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Петровского района Тамбовской области
Конспект открытого урока по музыке:
«Элементы музыкальной речи»
учитель музыки
1 категории
Арцыбашева Юлия
Геннадьевна
с. Петровское, 2016г.
Ход урока:
1. Музыкальное приветствие.
Исполнение попевки «Мы перебегали берега», «На дворе трава».
Исполнение попевки «Алые паруса».
- О чем эта попевка?
- Эта попевка рассказывает о том, что за морями жила девочка Ассоль и
парень Грин Грей, который мечтал о море, о странствиях дальних.
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…».
- Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий
теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух
теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок»
и выполняют волнообразные движения).
А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и
плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе
опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим
звук (ш).
2. Вступительная беседа об элементах музыкальной речи.
- В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система
понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют
элементы музыкальной речи.
- Какие элементы музыкальной речи вам уже знакомы?
- Нам знакомы элементы музыкальной речи – лад, регистр, динамика,
темп.
- Для чего нам нужны элементы музыкальной речи?
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
Тема нашего урока «Элементы музыкальной речи – мелодия, гармония,
ритм» (запись на доске).
Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия (запись на
доске).
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много
музыки, то, возвращаясь домой и вспоминая услышанное, вы напеваете
про себя или вслух. То, что вы напеваете, и есть мелодия. Маленькая
частица мелодии носит название мотив. Несколько мотивов составляют
фразу, а фразы в свою очередь образуют предложение (слайд).
Насколько важным выразительным средством мелодия, можно судить
хотя бы по тому, что многие музыкальные произведения состоят только из
мелодии. Это прежде всего русские народные песни и народные
инструментальные наигрыши. Есть в русских народных песнях мелодии
такой протяженности, что когда слушаешь их, кажется, что нет и не будет
конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льется беспрерывным
потоком.
В этом случае говорят – эта мелодия большого дыхания.
Мелодии большого, широкого дыхания мы встречаем и в
произведениях отечественных и зарубежных композиторов.
Сегодня на уроке мы рассмотрим мелодию большого дыхания на
примере «Лунной сонаты» Л.ван Бетховена.
Людвиг ван Бетховен (слайд) - родился в 1770 году в небольшом
немецком городке Бонне.
- Прежде чем мы послушаем эпизод «Лунной сонаты», я вам расскажу о
истории создания этого музыкального произведения, чтобы лучше ее
прочувствовать.
Людвиг ван Бетховен в возрасте 30 лет ощутил первые признаки
глухоты. Вы только подумаете, что значит для композитора – писатьь
музыку и не слышать ее. Как раз в то время, когда он начал ощущать
приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему
пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице юной
графине Джульетте Гвиччарди он стал думать как о будущей жене
(слайд). А она? Она, воспитанная в аристократической семье свысока
смотрела на своего учителя – пусть знаменитого, но зато не знатного
происхождения. Джульетта не могла принять своего гениального учителя.
Она была для этого слишком легкомысленна и поверхностна. И нанесла
Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта
Галлинберга – бездарного сочинителя музыки, но зато графа.
- Вслушайтесь теперь в эту музыку!
Слушали: эпизод «Лунной сонаты» Л.вана Бетховена. (запись в
тетрадях).
- У вас на партах лежат нотки: одна мажорная, другая минорная.
Подумайте, какого характера это произведение и выберите нужную нотку.
- Почему вы выбрали нотку минорную? Какая мелодия звучала?
- Почему «Лунную сонату» можно отнести к мелодии большого
дыхания?
- Но нередко мы сталкиваемся с напевами совсем иного склада. В них
нет долгих протяжных звуков, переливающихся один в другой.
- Я передлагаю вам послушать Неаполитанскую песенку П.И.
Чайковского. (слайд)
- Эту мелодию он услышал во время путешествия по Италии в городе
Неаполе. Эту песню под гитару. Композитор записал мелодию без слов и
включил ее в «Детский альбом.
Слушание «Неаплоитанская песенка».П И Чайковский.
- А это произведение какого характера? Выберите нужную нотку,
поднимите ее.
- Почему вы выбрали эту нотку? (мелодия оживленная, веселая.)
- Какой жанр напоминает это произведение? (танец).
- Как вы думаете, почему это произведение нельзя отнести к мелодии
большого дыхания? (звуки исполнялись отрывисто).
- Правильно, такой принцип исполнения, когда, кагда звуки
исполняются отрывисто, называют стокатто.
Другим важнейшим выразительным средством музыки является ритм
(запись на доске и тетрадях). Ритм вообще понятие довольно широкое, мы
сталкиваемся с ним на каждом шагу.
У моей знакомой школьницы Наташи на стене висит расписание, режим
дня. Она старательно его выполняет. Каждый день в определенный час
встает, в определенный час делает уроки, с такого-то по такой–то гуляет и
так далее. Все явления в жизни соразмерны, чередуются в определенном
порядке.
А у одноклассника Сережи все кувырком: он и встает не вовремя, и на
уроки опаздывает, иногда по целым неделям ничего не учит, бьет баклуши, а
потом сидит ночами над книгами, чтобы не отставать от товарищей.
Есть среди вас такие ребята, как Наташа и Сережа? Про Наташу можно
сказать: она живет и работает ритмично. У Сережи это не получается.
Теперь перейдем к ритму в музыке. Замечали ли вы, что звуки мелодии
длятся не одинаково? Одни из них короткие, другие более долгие. Это
хорошо видно даже на примере такой простейшей детской песни: Петушок,
петушок, золотой гребешок…(с изображением нотной записи).
- Какие здесь изображены звуки? ( первые два звука на слог пе и ту
короткие, третий же на слоге шок более долгий). Таким образом мы можем
сделать вывод, что ритм – это чередование длинных и коротких звуков.
Для того, чтобы закрепить это понятие я предлагаю вам провести
музыкальную игру: один из вас прохлопает ритм, второй ученик повторит
его и добавит свой, третий повторяет ритм второго школьника и. т. д.
- Давайте споем песню и прохлопаем ритмический рисунок ее.
Исполнение песни «Мир похож на цветной луг» муз. Яна Френкеля.
Еще один элемент музыкальной речи – это тембр ( запись на доске и
тетрадях). Чтобы понять что это за элемент, я предлагаю вам закрыть глаза,
и тот ученик, до которого я дотронусь должен произнести слово «Музыка».
- Как вы отгадали? ( по голосу.)
- Какой вы вывод можете сделать? (у каждого голоса есть свои
особенности, своя окраска голоса).
- Окраска звука называется тембром. Каждый музыкальный инструмент
тоже имеет свой тембр. У вас на партах лежат шумовые музыкальные
инструменты. Давайте с помощью их каждого героя русской народной песни
«Тень – тень, потетень» окрасим в свой тембр.
- Какие звери встречаются в этой песне? (лисица, зайцы, ежи, медведь,
коза).
- Лисицу мы озвучим с помощью маракасов, зайцев колокольчиками и
румба; ежей с помощью трещоток, блох с помощью румба, медведя –
хлопушками, ложками, козу тон-блоком, трекщотками.
Исполнение в ансамбле русской народной песни «Тень-тень, потетень».
Следующий важный элемент музыкальной речи гармония (запись на
доске и тетрадях).
Гармония в широком смысле слова, это соразмерность частей, слияние
различных объектов в единое целое, а в более узком смысле слова это
аккорды и их последовательность.
Слово «гармония» употребляется не только в музыке, гармония
присутствует и в художественном искусстве, и в архитектуре. В музыке
гармония одно из наиболее важных выразительных средств.
Мы все с вами ждем приближение весны, и я предлагаю вам
рассмотреть гармонию времени года весны в искусстве, поэзии, музыке.
Посмотрите на репродукцию картины. Что на них изображено?
Многие композиторы свои музыкальные произведения посвящали
природе. Некоторые из них, например П.И. Чайковский, А. Вивальди
написали целый цикл музыкальных пьес под названием «Времена года».
В них описывается каждое время года.
И сейчас вы послушаете сонету «Весна», которую написал сам великий
композитор А. Вивальди.(слайд).
Весна. (читает ученик)
…Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными луч.
Строки этой сонеты можно услышать и в концерте А.Вивальди
«Весна». Первая часть концерта символизирует первые два
четверостишия, вторая часть – третье четверостишие, финал – последнее.
Давайте послушаем как музыка передает это время года.
- слушание А.Вивальди «Времена года», «Весна».
- 1 часть концерта открывается необычайно радостным мотивом,
иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны «Весна идет»;
скрипка, звучащая без оркестра в высоком регистре, изображает пение
птиц; следующий эпизод, после рефрена иллюстрирует слова сонета о
бегущих ручьях. Затем снова рефрен, и слышатся раскаты грома, они
переданы грозным, стремительным звучанием всего оркестра; рефрен –
пение птиц.
Слушание А.Вивальди «Весна» (запись на доске и тетради)
- Какие явления природы были переданы в эпизодах? (пение птиц, бегущие
ручьи, раскаты грома).
- Как в музыке композитор изобразил звуки природы?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
4. Итог урока. С какими элементами музыкальной речи вы
познакомились на уроке? (с мелодией, ритмом, тембром, гармонией).
- Какой из этих элементов наиболее важный? (каждый элемент важен по
своему: в мелодии присутствует и гармония и ритм и тембр; гармония не
возможна без мелодии, ритма, тембра, и т.д.)
Анализ работы класса, выставление отметок.
- Наш урок подходит к концу, а предлагаю закончить его троекратным
салютом в честь нашего знакомства, в честь урока музыки!!!
Источники информаци:
1Алексеева Л.Н. Музыкальная азбука. – М., 1997.
2. Агапова И.А.., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М., 2002.
3 Рапацкая Л.А. Музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой
художественной культуры. – м., 2013.
4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2012.
5. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания: учаб.
Пособие. – СПб., 2010.
6. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. Пособие. – СПб., 2011.
7. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/08/28/konspekt-uroka-muzyki-
2-klass-tema-razvitie-muzyki-v-khorovodnykh
8. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/01/29/stsenariy-provedeniya-
netraditsionnogo-uroka-po-muzyke-po-teme
9. http://uchkopilka.ru/muzyka/konspekty-i-stsenarii/4194-urok-muzyki-dlya-1-
klassa-po-teme-ritm-20140628
10. http://www.metod-
kopilka.ru/urok_muzyki_na_temu_dvizhenie_v_muzyke_1_klass-58089.htm