Исследовательский проект «Эллипсис»

Исследовательский проект «Эллипсис».
Предмет: сольфеджио.
Инициатива и организация:
учитель музыкально-теоретических дисциплин Дыгодюк Н.В.
Участники проекта: ученики 11 класса школы «Тутти»
Цель этого проекта – изучение эллипсиса в музыке, литературе, кино.
Тема «Эллипсис», достаточно сложная, требующая понимания пройденного
материала по предметам «Сольфеджио» и «Гармония», была дана ребятам для
самостоятельного изучения.
Возможность самостоятельного, свободного поиска информации по этой теме
позволила участникам проекта сосредоточиться на том, что им наиболее интересно.
Работа ученицы 11 класса Лизы Волковой:
Работа ученицы 11 класса Сони Граповой:
Работа ученицы 11 класса Катарины Иванович:
Планируется продолжение работы над проектом.
2014-2015 учебный год – продолжение работы над проектом:
Открытый урок-конференция
состоялся в школе «Тутти»
Эллипсис в литературе
Намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения.
Эллипсис обычно присущ разговорной речи, для которой характерны
конструкции с «незамещённой» синтаксической позицией. Он обусловлен
свойственной разговорной речи ситуативностью средств и жестикуляции.
Широко используется в ораторской речи, в художественной литературе как
стилистическая фигура, придающая тексту динамичность, бо
́
льшую
выразительность, усиливающая его экспрессивность.
Эллипсис в поэзии встречается довольно часто, т.к для того, что бы
уместить определенную мысль в строфу или даже строчку, не сбиваясь с
стихотворного ритма, приходится упрощать и сокращать фразы.
Поэты 18-19 века более подробно излагали свои ощущения, поэтому в
творчестве, например, раннего Пушкина или Державина эллипсис почти не
встречается.
Последующие эпохи развития цивилизации ускоряли ритм жизни,
люди стали торопиться, говорить быстрее, лаконичнее, не тратя времени на
эпитеты и подробные описания.
В. Маяковский Взяточники
Дверь. На двери -
"Нельзя без доклада".
Под Марксом,
в кресло вкресленный,
с высоким окладом,
высок и гладок,
сидит
облеченный ответственный.
На нем
контрабандный подарок - жилет,
в кармане -
ручка на страже,
в другом
уголочком торчит билет
с длиннющим
подчищенным стажем.
Весь день -
сплошная работа уму.
На лбу -
непролазная дума:
кому
ему
устроить куму,
кому приспособить кума?
Он всюду
пристроил
мелкую сошку,
везде
у него
по лазутчику.
Он знает,
кому подставить ножку
и где
иметь заручку.
Каждый на месте:
невеста -
в тресте,
кум -
в Гум,
брат -
в наркомат.
Все шире периферия родных,
и
в ведомостичках узких
не вместишь
всех сортов наградных -
спецставки,
тантьемы,
нагрузки!...
Третьякова Е.
11 класс
Эллипсис в музыке
Эллипсис (пропуск,выпадение) -образуется от замены ожидаемого аккорда каким-либо
другим аккордом,который не является непосредственным функциональным следствием
первого аккорда.
Это оборот в тональной музыке, в котором аккорды следуют друг за другом исходя из
голосоведения,а не основываясь на функциональных связях.
Теперь попроще.
По сути эллипсис это нарушение движения аккордов по кругу функций T-S-D.
Однако здесь не все так просто.Поскольку эллиптические обороты используются чаще всего
для модулирования и отклонений, то вместо подразумеваемой функции одной тональности
,будет использована другая.Например,аккорд С мажор в тональности до-мажор это
тоника,а в тональности F это доминанта - поэтому после аккорда С должен идти не
F(ожидаемая функция),а например Db (то есть tsVI для фа).
Свойства эллиптических оборотов:
Эллипсис очень часто приводит к обходу тоники,что способствует текучести и общей
неустойчивости музыки
Встречается только в условиях плавного движения голосов
функциональность эллиптических последовательностей определяется по
обстоятельствам и может быть не явной
Эллипсис очень близок энгармонизму и секвентности.Их взаимодействие можно
увидеть на примере цепочек доминант.
Эллипсис близок к энгармоническим модуляциям
Прерваные кадансы и обороты являются эллипсисами
Эллиптические обороты делятся на две большие группы: внутритональные и
модулирующие.
Внутритональные делятся на две группы:
1. Последовательности аккордов в которых нарушено функциональное тяготение данного
лада не приводящие к переменности:
В первом примере использован ход DS. Здесь вместо ожидаемого аккорда первой ступени
появляется трезвучие второй ступени.
2. Последовательности в которых побочные доминанты или субдоминанты разрешаются не
в их тоники,а в другие аккорды той же функции главной тональности.
В этом примере доминанта ля-минора,не разрешается в свою тонику(которая является S
тональности),а эллиптически переходит в аккорд второй ступени,который также выполняет
функцию S т.е. переход произошел в ту же функцию,что и ожидалась.
Также в этом обороте сохранена основная идея эллипсиса - связь
поголосоведению.Обратите внимание на выдержанные голоса.
Еще пример эллипса.
Модулирующий эллипс
Эта разновидность эллипса,как понятно из названия служит для создания внезапных
модуляций.Как правило, это происходит за счет столкновения двух неустойчивых аккордов
разной тональности,которые соединяются плавным голосоведением.
Рассмотрим пример
В данном пример сопоставляются два аккорда.Первый это септаккорд второй ступени в A
миноре,а второй это доминантсептаккордEbминора,эти аккорды никак функционально не
связаны,кроме голосоведения.
Можно выделить 4 вида столкновения неустойчивых аккордов
Столкновение D первой с D второй
Столкновение D и S
Столкновение S и S
и S c D
Поскольку в эллиптических оборотах функциональность не играет роли,данная
классификация нужна для обобщения большого количества вариантов модулирования.
в примере представлены все четыре варианта модулирующих эллипсов
Поскольку данный вид модуляций относится к внезапным для связи могут использоваться
только далекие тональности(не первой степени родства).
В следующей части я расскажу о использовании эллиптических оборотов в секвенциях и о
цепочке доминант в эллипсисе.
Аникеева А.
11 класс