Конспект урока "Веселые ложкари"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Принята на заседании
педагогического совета
от «____» _____ 20___г.
Протокол № _________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ЦЭВДМ г.о. Самара
________________ Л.Ф. Шмакова
«____» ______________ 20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа ансамбля народных инструментов
«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
«Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских
народных инструментах»
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦЭВДМ г.о. Самара
Обухова Е.В.
Самара, 2016 г.
\
.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Пояснительная записка
4
2. Учебно-тематический план
14
2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения
2.2. Учебно-тематический план 2 года обучения
2.3. Учебно-тематический план 3 года обучения
3. Содержание
15
3.1. Содержание 1 года обучения
16
3.2. Содержание 2 года обучения
18
3.3. Содержание 3 года обучения
21
4. Методическое обеспечение
24
5. Список литературы
30
Приложения
Приложение «Календарно-тематический план 1 года обучения»
33
Приложение «Календарно-тематический план 3 года обучения»
39
Работа с родителями
45
Работа с педагогами 51
3
Введение
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций
русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной
музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время
сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения
рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает
принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается
незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на
одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если
первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной
музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и
инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской
народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок
осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных
инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость,
создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира
музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям
русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах
и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудил
меня организовать в ЦЭВДМ ансамбль русских народных инструментов «Веселые ложкари».
Необходимость создания этой программы продиктована прежде всего объективными
условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей в
современной жизни. Данная программа предлагает наряду с традиционной формой коллективного
музицирования, какой является оркестр народных инструментов, новую форму-ансамбль
ложкарей и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу:
«Игра на музыкальных инструментах».
4
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Развитие музыкальных способностей посредством игры на
русских народных инструментах» является специализированной программой и имеет
художественную направленность. Она ориентирована на: воспитание ребенка через приобщение к
лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, обучение игре на народных
шумовых инструментах и более полное развитие у детей уже имеющихся музыкальных
способностей.
Новизна данной программы заключается в модернизации учебного процесса обучения игре на
шумовых русских народных музыкальных инструментах к запросам учащихся и их родителей; в
построении учебного процесса по этому предмету так, чтобы овладение им нашло свое
практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после
окончания школы.
Новизна программы заключается:
в комплексном изучении теории включающей музыкально-ритмические игры, как наиболее
необходимый для детей вид деятельности, положительно влияющий на усвоение
программного
материала;
в максимальном проявлении у обучающихся самостоятельности, творческой инициативы и
импровизации, что способствует свободно музицировать на музыкальном инструменте.
Последовательное применение методик музыкального воспитания обучающихся позволяют
найти новые, более эффективные формы музыкальных занятий, активизируют творческую
и познавательную деятельность, делая ее необходимым компонентом в становлении
личности.
Идея интеграции, заложенная в авторскую образовательную программу «Развитие музыкальных
способностей посредством игры на русских народных инструментах», основана на синкретизме и
целостности народного искусства, с учетом особенностей, принципов и закономерностей всех
видов народного творчества:
народное искусство
искусство традиций, его содержание -коллективное;
внутренняя, глубинная связь между разными видами народного искусства;
устойчивость тем и образов;
принципы повтора, вариации, импровизации;
универсальность языка;
всечеловечность духовных ценностей;
5
целостное восприятие мира;
народное искусство – есть система творческого мышления.
Специфика деятельности в ансамбле ложкарей, ее нацеленность на приобщение детей к
музыкальному искусству, народному творчеству, народной культуре помогает:
повысить роль самобытного народного инструмента ложки в системе
детских фольклорных коллективов;
систематизировать методы обучения игры на ложках в ансамбле ложкарей;
определить пути формирования устойчивой мотивации детей к занятиям в фольклорном
ансамбле.
Активному восприятию содержания программного материала способствует создание
образовательной среды, в которой ребенок может создавать игровые ситуации, приобрести
собственный опыт поисково- исследовательской деятельности, театрализации.
Программа разработана на основе принципов народной педагогики, а также современных теорий
и технологий в области педагогики и народного искусства с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Она направлена на духовное развитие личности ребенка в процессе освоения
народного искусства и культуры.
Благодаря этому создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм,
сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к
окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-
нравственная основа.
Народное искусство есть само творчество, предполагающее естественное развитие ребенка на
всех этапах обучения и являющееся основой профессиональной ориентации детей и подростков.
Отличительной особенностью данной программы также является то, что
основу в практическом овладении инструментами составляет игра на ложках, с
постепенным введением в ансамбль ударных, духовых и струнных музыкальных
инструментов:
1 год обучения – ложки;
2 год обучения: ложки + ударные музыкальные инструменты;
3 год обучения: ложки + ударные музыкальные инструменты (повышенной сложности)
Актуальность программы на сегодняшний день обоснована необходимостью создания условий
для реализации федеральных государственных стандартов второго поколения. В качестве
основной идеи программы определена идея использования художественного творчества как
средства духовно-нравственного развития. Актуальность и значимость развития музыкальных
способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое
6
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение,
воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия
мышления» даже у самых инертных детей.
Программа составлена на основе:
Типовая образовательная программа «Коллективное музицирование. Оркестровый класс»
(Москва, Министерство культуры СССР Всесоюзный Методический центр по учебным
заведениям искусств и культуры,1990)
Типовая образовательная программа «Оркестровый класс. Класс ансамбля народных
инструментов» (Москва, Министерство культуры СССР Методический кабинет по
учебным заведениям искусств и культуры,1972).
Педагогическая целесообразность программы.
Освоение народного искусства основано на эстетическом восприятии. Предлагаемый в
программе объем знаний предполагает сочетание эстетического восприятия с развитием «хорошей
памяти» в процессе развернутого ряда мыслительной и художественно-творческой деятельности.
Эстетическое восприятие является источником развития творческой деятельности и
самовыражения. Восприятие действий, слова, звука - формирует мотивы действия. В качестве
мотивов могут выступать потребности, мысли, желания (научиться музицировать на
понравившемся музыкальном инструменте, надеть красивый сценический костюм, ритмично под
музыку двигаться и т.д.).
Результаты мотивационно-целевой деятельности приносят чувство удовлетворения и
самосовершенствования как личности («я могу», «я умею»). Эстетическое воспитание влияет на
формирование устойчивого, концентрированного внимания («я делаю», «я слушаю», «участвую в
интересной для меня деятельности»). Восприятие цвета, музыки, слова, движения, игры и т.д.
является основой создания образов во всех видах творческой деятельности.
В ходе занятий у обучающихся:
развивается словесно-логическая, образная и эмоциональная память;
используются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
обобщение - направленные на решение познавательных задач;
создаются условия для формирования, сопереживания, со-участия, со-
действия, создания ситуации успеха, радости открытия;- реализуются обучающие
принципы: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности с опорой
на эстетическое восприятие предмета изучения;
7
предусматриваются методы обучения: игровая коммуникация, создание проблемных
ситуаций, импровизация, объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский. И,
наконец,
применение знаний и умений одного вида деятельности в других, ориентированных на
развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Таким образом, народное творчество становится не только средством эстетического,
нравственного и трудового воспитания, но и средством формирования интеллектуальной
творческой личности. Психофизиологические особенности детей младшего, среднего школьного
возраста и подростков учитывались при отборе содержания, методов и форм обучения.
Цель программы: создание условий для развития творчески активной личности ребенка на
основе культурных традиций русского народа средствами музыкально- инструментального,
песенно-танцевального, обрядово-игрового народного творчества
Для качественней реализации поставленной цели необходимо грамотно реализовать следующие
задачи:
Обучающие (предметные):
формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный, динамический и
тембровый слух, музыкальную память и чувство формы;
развивать творческую активность, художественный вкус;
развивать координацию движений и быстроту реакции, тонкую моторику рук.
Развивающие:
развивать, творческие способности, музыкальный вкус, фантазию;
развивать память, умение концентрировать внимание;
способствовать развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;
Воспитательные:
воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;
воспитывать культуру общения в коллективе;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
воспитание инициативности, самостоятельности, дисциплинированности, чувства
ответственности;
расширение рамок общения с социумом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, является общеразвивающей и
предназначена для начального музыкального воспитания детей старшего дошкольного и
8
младшего школьного возраста - от 6 до 11 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим
чувством ритма.
Прием детей проводится без предварительного отбора. Группы в ансамбле ложкарей
комплектуются с учетом возраста и степени подготовки учеников. Структура программы
предусматривает поэтапное обучение детей игре на русских народных инструментах.
Предполагаемый в программе материал различается по степени сложности с учетом возрастных
навыков.
Программа ««Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных
инструментах»» включает три ступени:
Первая ступень – дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Вторая ступень – дети 7- 9лет (младшая группа)
Третья ступень – дети 9 -11 лет (старшая группа-основной состав)
Срок реализации программы-3 года
I этап: август-сентябрь организационно-мотивационный.
Координация деятельности педагогов и родителей на основе общей цели, направленной на
комплексное решение проблемы приобщения к лучшим традициям русской народной
музыкальной культуры, вызвать у детей интерес и желание играть на народных инструментах в
условиях дошкольного отделения учреждения дополнительного образования (далее – УДО).
II этап: сентябрь-июнь основной.
Реализация основных направлений деятельности УДО по программы «Развитие музыкальных
способностей посредством игры на русских народных инструментах.
III этап: июль-август– итогово-аналитический.
Этапы реализации программы:
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень «Петрушка»
Цель: приобретение начального музыкального опыта.
Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 ступень «Скоморох»
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства
ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем,
знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.
3 ступень «Веселые ложкари»
Цель: знакомство с традициями народной культуры.
9
Знакомство со всей группой народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование
техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление
творческой инициативы.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения
материала.
Формы обучения: Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Занятие–это
динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия
(деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и
средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования
невозможно без грамотной, творческой организации занятия.
Форма организации деятельности: занятия по подгруппам, сводные репетиции в группах всем
составом.
Режим занятий:
Образовательная программа реализуется из расчета 2 часа в неделю на 1 подгруппу из 6-10
человек и дополнительно 1час в неделю сводная групповая репетиция для сыгровки ансамбля.
Программа рассчитана на 414 часов (41-42) недели в одном учебном году).
Нагрузка на одну подгруппу:
1-ый год обучения:
1 подгруппа-3 часа в неделю, из них 1 час в неделю сводная репетиция- 138 часов в год;
Состав каждой подгруппы от 8-10 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
2-ой год обучения
1 подгруппа-3 часа в неделю, из них 1 час в неделю сводная репетиция- 138 часов в год;
Состав каждой подгруппы от 8-10 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
3-ой год обучения:
1 подгруппа-3 часа в неделю, из них 1 час в неделю сводная репетиция- 138 часов в год;
Состав каждой подгруппы от 6-8 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
10
Ожидаемые результаты программы:
Ожидаемые результаты
Метод
Методика
Личностные:
- мотивация к занятиям творческой
деятельностью, развитию своих
способностей;
- основы гражданской
идентичности, своей этнической
принадлежности;
- эмпатия-как понимание чувств
других людей и сопереживание
им;
Анализ
посещаемости
(журнал учёта
работы педагога
дополнительного
образования)
Участие в социально-
значимых мероприятиях
внутриучрежденческого,
районного и городского
уровней
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную
задачу;
- планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей;
- оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной оценки соответствия
результатов требованиям;
- адекватно воспринимать
предложения и оценку педагогов,
товарищей, родителей.
Наблюдение
Участие в конкурсных и
праздничных
торжественных (в т.ч.
тематических)
мероприятиях
Познавательные:
- осуществлять поиск информации
с использованием разнообразных
источников;
- осуществлять анализ, синтез,
другие логические операции.
Наблюдение
Беседа
Лист наблюдений
Коммуникативные:
- адекватно использовать
коммуникативные средства
(прежде всего речь);
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное
мнение и позицию;
Наблюдение,
Беседа
Лист наблюдений
11
- воспринимать музыку различных
жанров, размышлять о
музыкальных произведениях,
эмоционально, эстетически
откликаться на искусство;
- ориентироваться в музыкально-
поэтическом творчестве, в
многообразии музыкального
фольклора России;
- адекватно оценивать проявления
музыкальной культуры как части
общей культуры;
- организовывать культурный
досуг, самостоятельную
творческую деятельность.
Беседа
Тестовые задания
Беседа
Творческие задания
- владеть навыками игры на
шумовых инструментах;
- исполнять музыкальные
произведения различных жанров и
форм;
- владеть основами музыкальной
грамоты;
- владеть навыками ансамблевого
пения;
- реализовывать собственные
творческие замыслы в
музыкальной импровизации;
- владение сценической культурой,
техникой владения микрофоном,
реквизитом.
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Творческие задания
Наблюдение
Общие требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса данной программы ученик должен:
1. Знать/понимать:
народные ударные инструменты; возможности ансамблевого исполнительства;
жанры фольклорно- инструментальной музыки.
2. Уметь/владеть:
способами и приемами игры на ложках; певческими навыками;
способами игры на народных духовых инструментах;
координировать свою игру с остальными членами ансамбля, подчиняя их выражению общей
художественной идеи;
12
исполнять в ансамбле произведения, используя музыкальные средства выразительности и
возможности инструмента в соответствии с жанром, стилем, характером и формой
исполнительскими навыками и приемами, необходимыми для игры на народных инструментах в
составе ансамбля.
Критерии и способы определения результативности: оценка эффективности и качества
реализации программы происходит с учетом числовых показателей распределения детей по
группам здоровья при помощи таких методов отслеживания результативности, как педагогическое
наблюдение, выполнение обучающимися диагностических заданий и анализа активности
обучающихся на занятиях.
1-ый год обучения
-Интерес к игре на русских народных инструментах
-Целостное восприятие музыки в исполнении на русских народных инструментах.
-Восприятие средств музыкальной выразительности и способов звукоизвлечения на двух ложках.
2-ой год обучения
- Интерес к игре на русских народных инструментах.
-Объем исполняемых произведений.
-Выразительность исполнения.
-Техничность исполнения: правильность приемов игры на двух ложках и русских народных
инструментах, ритмический ансамбль.
-Легкое, непринужденное сочетание игры на ложках, русских народных музыкальных
инструментах с пением и движением.
3-ий год обучения
-Эмоциональность исполнения.
-Техничность, ритмичность исполнения приемов игры на двух, трех ложках, русских народных и
самодельных музыкальных инструментах.
-Творческие проявления.
Программа по итоговой аттестации обучающихся в учреждении дополнительного образования
представляет собой комплекс диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку
образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности педагога, качества
образовательных программ.
Таблица, где фиксируются результаты комплексной диагностики, имеет следующую форму.
13
Форма 1
Таблица критериев оценки по показателям диагностики способностей
обучающихся:
Таблица критериев оценки по показателям диагностики способностей
обучающихся на начало (конец) года по обучающимся:
п/п
ФИО
Чувство
ритма
Интонирование
Артистизм
Музыкаль
ная
память
Отношение к
делу
ИТОГО
Ритмичес
кое
воспроизв
едение
мелодии:
Исполнение
мелодии:
Создание
эмоционально
наполненного
сценического
образа:
Запомина
ние
музыкаль
ного
материала
Мотивация и
самоотдача в
занятиях:
правильное
частично правильное
неправильное
уверенное, чистое
чистое, но не очень
уверенное
частичное интонирование
невыполнение
задания
яркое, эмоциональное
недостаточно
эмоциональное
зажатое и скованное
быстрое
достаточно быстрое
медленное
высокая мотивация и
самоотдача
достаточно высокая
мотивация и самоотдача
недостаточно высокая
10
5
0
10
7
4
0
10
5
0
1
0
5
0
10
5
0
1.
Иванов
Показатели
Критерии
Оценка
Чувство ритма
Ритмическое воспроизведение мелодии:
а) правильное;
б) частично правильное;
в) неправильное.
10
5
0
Интонирование
Исполнение мелодии:
а) уверенное, чистое интонирование мелодии;
б) чистое, но не очень уверенное интонирование мелодии;
в) частичное интонирование мелодии;
г) невыполнение задания.
10
7
4
0
Артистизм
Создание эмоционально наполненного сценического образа:
а) яркое, эмоциональное исполнение;
б) недостаточно эмоциональное исполнение;
в) зажатое и скованное исполнение.
10
5
0
Музыкальная
память
Запоминание музыкального материала:
а) быстрое;
б) достаточно быстрое;
в) медленное.
10
5
0
Отношение к
делу
Мотивация и самоотдача в занятиях:
а) высокая мотивация и самоотдача;
б) достаточно высокая мотивация и самоотдача;
в) недостаточно высокая мотивация и самоотдача.
10
5
0
14
Формой подведения итогов реализации образовательной программы «Развитие музыкальных
способностей посредством игры на русских народных инструментах» являются:
- отчетные концерты, фольклорные праздники, участие в конкурсных мероприятиях, развлечения
и досуги;
- учитель – руководитель, ведёт журнал и расписание, утвержденное администрацией;
- точный учет проделанной работы (см. таблицу критериев) позволяет выявить результаты
деятельности коллектива, что способствует правильной организации и её совершенствованию;
- в конце каждого года подводятся итоги (папка творческого объединения):
выступления перед родителями, администрацией, учащимися,
мониторинг участия в смотрах, конкурсах, праздничных утренниках, фольклорных фестивалях
(журнал учёта работы педагога дополнительного образования, папка творческого коллектива).
2.Учебно-тематический план
Теоретическую основу программы составляют занятия, где учащиеся получают знания по
народному инструменту и народному творчеству, что качественно скажется на их практической
исполнительской подготовке.
Практическая часть программы – основана на отработке технических приемов исполнения на
ложках игровых комбинаций в разных позициях и темпах, умения создавать ритмическую
импровизацию, используя свои исполнительские варианты, что поможет в последствии, решить
многие творческие задачи.
2.1 Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1-я ступень «Петрушка»
1.
Введение в музыкально-инструментальную
деятельность в области народного искусства. Вводный
инструктаж
2
2
2.
Слушание музыки. Беседы об искусстве…
20
10
10
3.
Музыкально-дидактические игры
20
5
15
4.
Инструментально-ансамблевая работа.
30
10
20
5.
Работа над репертуаром
25
10
15
6.
Развитие творческой активности у детей. Импровизация
15
5
10
7.
Итоговая работа
8
4
4
8.
Самостоятельная работа
18
6
12
ИТОГО по 1 году обучения:138 часов
138
52
86
15
2.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
2-я ступень «Скоморох»
1.
Вводное занятие
Вводный инструктаж
2
2
-
2.
Слушание музыки. Беседы об искусстве…
20
10
10
3.
Музыкально-дидактические игры
20
5
15
4.
Инструментально-ансамблевая работа.
30
10
20
5.
Работа над репертуаром
25
10
15
6.
Развитие творческой активности у детей. Импровизация
15
5
10
7.
Итоговая работа
8
4
4
8.
Самостоятельная работа
18
6
12
ИТОГО по 2-му году обучения:
138
52
86
2.3.Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
3-я ступень «Веселые ложкари»
1.
Вводное занятие
Вводный инструктаж
2
2
2.
Слушание музыки. Беседы об искусстве…
20
5
15
3.
Изучение приемов игры 2-ым и 3-им способом
20
10
10
4.
Инструментально-ансамблевая работа.
30
10
20
5.
Работа над репертуаром
25
5
20
6.
Развитие творческой активности у детей. Импровизаия
15
5
10
7.
Итоговая работа
8
4
4
8.
Самостоятельная работа
18
6
12
ИТОГО по 3-му году обучения:138 часов
138
47
91
3. Содержание программы:
Программа составлена по принципу последовательного практического изучения тематических
занятий. Каждое занятие является учебно-практическим, носит игровой характер и включает
различные игры, упражнения на развитие музыкальных и творческих способностей посредством
игры на ложках. Наибольшее количество часов отводится практическим занятиям. Основная масса
времени на уроке посвящается совместной игре, работе над синхронностью исполнения, решением
совместных художественно-творческих задач. Большое значение отводится домашней подготовке,
самостоятельной отработке членами коллектива мелких деталей.
В рамках данной программы введен теоретический курс об истории ложки, русском костюме и др.
в форме бесед и просмотра видеоматериалов.
16
3.1.Содержание программы 1-го года обучения:
1.Введение в музыкально-инструментальную деятельность в области народного искусства.
Инструктаж по технике безопасности
Теория: Вводное занятие:
Знакомство с детьми. Беседа об истории возникновения деревянных ложек в России и их
применении в народной музыке. Диагностика детей (музыкальный слух, чувство ритма).
Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения на занятиях.
2.Слушание музыки. Беседы об искусстве…»
Теория: 1.Выработка умений анализировать музыкальное произведение. Определение жанра и
характера произведений.
2. Знакомство с народным календарем
Календарные праздники и обряды.
1. Рождество. Новый год.
- обряды: ряженые, хождение со звездой
- колядки, авсеньки, таусеньки
- новогодние поздравительные песни
- детские хороводные песни и игры, исполняемые зимой.
2. Масленица. Краткие сведения, обычаи, обряды. Сырная неделя. Блины. Масленичные игры и
песни.
3. Весенние обряды. Краткие сведения. Ярилин день - встреча весны, проводы зимы. Разучивание
закличек, веснянок.
Практика: Заинтересовать предметом, продемонстрировать игру на ложках под
аккомпанемент баян.
3. Музыкально-дидактические игры
Теория: Разминка (пальчиковые игры)
ключает в себя два вида гимнастики: пальчиковую гимнастику, где дети развивают подвижность
пальчиков, психогимнастику, где дети развивают мышцы лица).
Практика: Используя методику фольклорных игр ознакомить учащихся с элементарными приемами
игры на ложках, использовать песню, пляску, музыкальное действо, игру для активизации процесса
развития музыкально-творческих способностей учащихся с различными музыкальными данными.
(«Угадай на чем играю?», «Чудесный мешочек», «Волшебные часы», «Музыкальная шкатулка» и
др.)
17
4. Инструментально-ансамблевая работа
Теория: Знакомство с инструментом, посадка, опора ног, правильная постановка рук. Изучение
приёмов игры, звукоизвлечения 1-ым способом. Изучение музыкальных терминов, понятий.
Позиции. Развитие навыков ансамблевой игры.
Практика: Работа над разнообразием звука (тихо, громко.) Работа над координацией движений,
чтобы исполняемые ритмы были синхронными, чёткими. Исполнение простых ритмических
рисунков на 2-х ложках с использованием левой руки, ног, туловища.
5. Работа над репертуаром
Теория: Алгоритм работы над произведением:
Прослушивание произведения в исполнении концертмейстера;
Разбор основных средств музыкальной выразительности (темп, ритм,
характер, темп).
Разбор ритмических рисунков.
Знакомство с шумовыми инструментами, которые используются в
произведении.
Практика: Распределение на партии; Распределение сольных партий. Разбор приёмов.
6.Развитие творческой активности у детей. Импровизация
Теория: Работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением
музыкального произведения. Знакомство с понятием импровизация.
Практика: Упражнения на импровизацию
сочинение собственного ритмического рисунка на заданную музыкальную тему. Учатся
правильному, синхронному поклону, красивой посадке. Отработка манеры исполнения: манеры
сидеть, занимать определенную позу, направление взгляда, движения рук, ног.
7.Итоговая работа
Теория: Правила поведения на сцене.
Практика: Концертное выступление перед детьми и родителями. Показ первичных навыков
ансамблевой игры.
8. Самостоятельная работа
Теория: Закрепление и уточнение навыков игры на ложках, разучивание частушек о хохломских
ложках.
Практика: Рисунки и поделки своими руками. Пение народных попевок, закличек, разученных на
занятиях.
Посещение концертов с участием народных коллективов, слушание народной музыки (с
родителями).
18
Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
По окончании 1-го года обучения дети должны знать:
- основные сведения о ложках как о музыкальном инструменте и других шумовых инструментах,
историю создания ансамбля ложкарей;
- терминологию приемов игры: удар, хлопушка,
- виды и жанры народного творчества
Будут уметь:
- пользоваться основными приемами игры на ложках I способа;
- исполнять простейшие ритмические рисунки игры на бубне, трещотках;
- слушать музыкальные пьесы, определять жанр и характер произведения;
- петь естественным голосом без напряжения, протяжно;
- исполнять некоторые простые произведения в составе ансамбля;
- слышать ошибки в исполнении игры на ложках и исправлять их.
- выступать на сцене;
Репертуар 1-го года обучения:
Речевые упражнения. /В. Жилин./
Упражнения в ритмах: марша, вальса, польки.
Ритмические игры.
Творческие задания.
Фольклор: Загадки. Пословицы. Поговорки. Считалочки.
Народные мелодии: «Калинка», «Полянка», «Кукушка», «Выйду я на реченьку», «Барыня», «У
каждого свой музыкальный инструмент», «Как у нас – то в мастерской».
Музыкальные пьесы:
М.Глинка «Полька»
С. Рахманинов «Итальянская полька»
Д. Кабалевский «Кавалерийская»
Д. Шостакович «Вальс – шутка»
3.2.Содержание программы 2-го года обучения:
1. Вводное занятие. Вводный инструктаж.
Теория: Знакомство с программой 2-го года обучения. Беседа о музыке. Инструктаж по технике
безопасности, по правилам поведения в учреждении, общественных местах, в коллективе и
посадкой в ансамбле. Правила хранения и использования инструментов.
19
2. Слушание музыки. Беседы об искусстве.
Теория:1. Знакомство с Знакомство с песенным народным творчеством (попевки, прибаутки,
потешки, игровых шуточных песни).
2. Знакомство с предметами быта, домашнего обихода, жизнью крестьян, народными промыслами,
народным костюмом (беседы, пение частушек, чаепитие у самовара. Знакомство с русскими
народными инструментами, их историей.
Практика: 1. Прослушивание и музыкальный анализ произведения: мелодическая линия,
ритмическая структура, фразировка, темп, тембровая окраска, пульсация сильных и слабых
долей, нюансировка. Проговаривание и пропевание рифмованных фраз, считалок, потешек.
Ритмическое сопровождение на ложках музыкальных произведений
2.Знакомство с приемами звукоизвлечения на ложках 2-ымспособом и других русских народных
инструментах. Освоение новых приемов игры. Совершенствование умений и навыков в игре на
русских народных инструментах.
3. Музыкально-дидактические игры
Теория:1. Пальчиковые игры.
2. Речевые игры. Игры с палочками со сменой темпа.
Практика: Комплекс упражнений на раскрепощение исполнительского аппарата («Дерево»,
«Маятник», «Кисточка», «Мельница») Музыкально-ритмические упражнения для развития:
- метроритмического слуха (сильные-слабые доли) -дифференцированное
слышание (концентрация слухового внимания, различие звучаний, сравнение
звучаний). («Островок»,«Филин», «Лягушонок», «Скачите палочки»). Проговаривание,
пропевание и проигрывание на ложках считалок, потешек, песенок
4.Инструментально-ансамблевая работа.
Теория: Освоение новых и совершенствование ранее выученных приемов игры на ложках и
народных музыкальных инструментах. Дальнейшее изучение музыкальных понятий, терминов.
Повторение закреплённых навыков ансамблевой игры сочетание нескольких партий,
инструментов.
Практика: Выполнять несложный ритмический рисунок по тексту. Упражнения, построенные на
основе наиболее трудно исполняемых фрагментов из пьес, составляющих репертуар. Работа над
координацией движений, использование хлопков, ударов, притопов. Игра ритмических колен со
счетом вслух.
5.Работа над репертуаром
Теория: Анализ разучиваемого произведения: музыкальная фразировка, характер звукоизвлечения,
динамика, темп. Интегрирование навыков: пение - танец – игра на музыкальных инструментах.
20
Практика: Разбор приёмов игры. Распределение на партии, распределение сольных партий;
сочетание нескольких партий, инструментов. Движение под музыку: вождение хоровода,
разучивание плясок с ложками, изучение элементов русского народного танца (хороводный шаг,
притопы, присядка и др.)
Сводные репетиции; прогон произведения в концертном варианте.
6.Развитие творческой активности у детей. Импровизация.
Теория: Работа над художественно-выразительным, музыкально-грамотным и технически
совершенным исполнением музыкального произведения.
Работа над сценическим образом. Сценический этикет. Значение сценического костюма.
Практика: Работа над манерой исполнения (в зависимости от характера музыкального
сопровождения): определенная последовательность взгляда, движения рук, ног, туловища. Навыки
ансамблевой игры на сцене. Работа над выходом, поклоном, уходом со сцены. Воспитание
ответственности не только за себя, но и за коллектив.Упражнения на импровизацию, сочинение
собственного ритмического рисунка на заданную музыкальную тему.
7.Итоговая работа.
Теория: Правила поведения на сцене. Тактичность, уважение к зрителю. Свободное (раскованное)
поведение на сцене.
Практика: Качественное исполнение музыкальной композиции: умение ориентироваться на сцене;
слышать и слушать игру рядом сидящего; технически грамотно исполнять выученный материал;
играть естественно, артистично.
Творческий отчет: показательные выступления, открытые занятия, фольклорные праздники,
участие в конкурсах-фестивалях.
8. Самостоятельная работа
Теория: Закрепление и уточнение знаний, слушание народной музыки (с родителями).
Практика: Самостоятельная игра на ложках рисунки и поделки своими руками.
Ожидаемые результаты 2-ого года обучения:
К концу 2 года обучающиеся должны знать:
-народные музыкальные инструменты, применяемые в праздниках и
обрядах на Руси;
-основные приемы игры на ложках и ударных музыкальных
инструментах: рубель, коробочка, гребень, круговая трещотка
(вертушка);
Будут уметь:
-технически грамотно исполнять ритмоформулы и последовательности движений.
21
-применять в ансамблевом исполнительстве ударные музыкальные инструменты.
Сочетать игру – пение – танцевальные движения под музыкальное
сопровождение. Артистично двигаться по сцене.
Репертуар 2-го года обучения:
Упражнения в ритмах вальса, марша, польки, кадрили, уральской плясовой.
Ритмические игры.
Творческие задания.
Фольклор: попевки, прибаутки, потешки, игровые шуточные песни.
Народные мелодии: «Яблочко», «На горе - то калина», «Подай балалайку», «Саратовские
переборы», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Я на горку шла».
Музыкальные пьесы:
П. Чайковский «Неаполитанская песенка»
С. Рахманинов «Итальянская полька»
Д. Шостакович «Вальс – шутка»
В. Купревич «Тульский самовар»
И. Штраус «Полька»
3.3.Содержание программы 3-го года обучения:
1. Вводное занятие. Вводный инструктаж.
Теория: Знакомство с программой 3-го года обучения. Вводный
инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Практика: Повторение уже известных способов игры на ложках.
2.Слушание музыки. Беседы об искусстве.
Теория: Русский быт. О русском костюме. «Музыка всюду
живет»: Связь музыки с текстом (как слова диктует характер
звука, его окраску). Элементы музыкальной грамоты. История
происхождения нотной записи
Практика: Прослушивание произведения взятого в работу. Совместное обсуждение характера
музыки, инструментального состава ансамбля. Выделение музыкальных образов, сюжетность.
Анализ средств музыкальной выразительности.
3.Изучение приемов игры 2-ым и 3-им способом.
Теория: Посадка и постановка рук, ног (сидя-стоя) при игре на 2-х,3-х ложках.
Положение корпуса и головы: естественное, не напрягать мышцы лица, шеи,
22
Основные способы и приемы игры на 3-х ложках. Упражнения для координации движений при
игре на 2-х-3-х ложках.
Практика: Упражнения на освоение техники исполнения приемов игры на 2-х- 3-х
ложках: ритмические упражнения; упражнения для координации движений в ритмических
оборотах.
4. Инструментально-ансамблевая работа.
Теория: Освоение средств выразительного исполнения. Игровые ритмоформулы и
последовательности движений.
Практика: Совершенствование навыков ансамблевой игры. Работа над ритмическим и
динамическим ансамблем. Владение штрихами. Работа над фразировкой, характером звучания,
динамикой, темпом. Подготовка концертных номеров.
5. Работа над репертуаром
Теория: Логическое соединение музыкального произведения и движений.
Практика: Исполнение более сложных приёмов игры: ритмическое или динамическое изменение.
Отработка простейших «связок», переходы от двух ложек к трем во время исполнения
произведения и наоборот. Работа с реквизитом (стульями). Изучение более сложных приемов игры
(игровой комплект от 1 до 3) - «цепочки», «пары», «на ручку» и т.д.
6. Развитие творческой активности у детей. Импровизация
Теория: Работа над выразительным исполнением произведения. Создание музыкальных образов в
произведении, активизации слухового, ритмического и зрительного восприятия; развития
музыкальной памяти и чувства формы;
развития сенсорной направленности у детей;
Практика: Упражнения на коллективную согласованность действий.
Сочинить ритмический рисунок на заданную мелодию и исполнить на
одном из выученных ударных инструментах;
досочинить показанную педагогом фигурацию;
самостоятельно импровизировать музыкального произведения на основе выученных приемов
игры; анализировать свои творческие «находки». Проигрывание произведения с элементами
театрализации.
7. Итоговая работа
Теория: Единство цели и общность интересов. Психологическая готовность к публичным
выступлениям. Осмысленное
эмоционально-выразительное исполнение с элементами танца, песни, «актерской игрой».
Культура поведения на сцене. Свободное (раскованное) поведение на сцене.
23
Практика: Участие в досуговых мероприятиях.
Творческий отчет: фотовыставки, показательные выступления, открытые занятия, участие в
конкурсах-фестивалях.
8. Самостоятельная работа
Теория: Закрепление и уточнение знаний, слушание народной музыки (с родителями).
Практика: Разучивание частушек о хохломских ложках, пропевание народных попевок, закличек,
разученных на занятиях. Самостоятельная игра на ложках, рисунки и поделки своими руками.
Посещение концертов с участием народных коллективов. Изготовление самодельных шумовых
инструментов. Подготовка к фольклорному фестивалю.
Ожидаемый результат работы 3-го года обучения:
К концу 3 года обучающиеся должны знать:
-основные элементы музыкальной грамоты,
-историю и инструменты оркестра народных инструментов;
Будут уметь:
-владеть приемами игры на двух, трех ложках, народных и самодельных музыкальных
инструментах;
-находить новые приемы игры на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах,
создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;
-играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм; понимать и чувствовать ответственность за
правильное исполнение своей партии в ансамбле;
Овладеть техническим мастерством фольклорного искусства, творчески
расти, активно выступать с концертами.
Репертуар 3-го года обучения:
Не менее 3-4 разно-жанровых произведений (обработки народных плясовых, наигрышей,
частушек, пьесы современных композиторов, попурри на народные темы).
А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.
Ах ты берёза – Русская народная песня.
Ах вы сени – Русская народная песня.
Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.
Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.
24
4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных
инструментах»:
Программа составлена по принципу последовательного практического изучения тематических
занятий. Каждое занятие является учебно-практическим, носит игровой характер и включает
различные игры, упражнения на развитие музыкальных и творческих способностей посредством
игры на ложках.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения
материала.
С первого же занятия педагогу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в
ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских
умений и навыков. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в
определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Постепенно музыкальный и ритмический материал усложняется, усложняются приемы игры.
В основе реализации программы лежат три основных принципа организации занятий:
-творческой направленности.
-игрового познания.
-максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.
Образовательный процесс протекает в форме теоретических и практических занятий с
использованием педагогических и специальных музыкальных приемов и методов организации
учебно-воспитательного процесса
- Объяснительно - иллюстративный метод (беседа, объяснение, художественное слово,
использование фольклора
- Репродуктивный метод (разучивание, закрепление материала);
- Исследовательский метод (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
- Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное);
-Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности);
- Метод показа (дирижерский жест, совершенный показ игры на ложках; пояснения к исполнению
музыкальной партии, ритмического рисунка);
-Метод усложнения – постепенная, систематическая подача материала от простого к сложному.
Виды образовательной песни и танцы, авторская музыка различных стилей и эпох.
25
деятельности:
- рассматривание подлинных русских народных инструментов;
- слушание народных музыкальных произведений в исполнении приглашенных балалаечников,
гармонистов, учащихся музыкальной школы;
- знакомство с русским народным костюмом;
- знакомство с промыслами;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;
- экскурсии;
- организация фотовыставок;
- изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
В рамках данной программы введен теоретический курс об истории ложки, русском костюме и др.
в форме бесед и просмотра видеоматериалов.
Средства музыкально-творческого обучения - музыка, слово, движение, музицирование.
Учебное музицирование это обучение простейшим приёмам игры на ложках:
Творческое музицирование это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном
языке, используя приобретённый опыт и собственную фантазию.
Концертное музицирование исполнение ансамблем детей некоторых произведений,
специально подготовленных и аранжированных для концертного выступления.
Важным условием реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных
инструментах» является достаточный уровень материально-технического обеспечения.
В УЭВДМ созданы необходимые и достаточные условия для осуществления дополнительного
образования воспитанников художественной направленности.
Материально-техническое обеспечение:
В зависимости от формы организации образовательного процесса в работе используются:
- музыкальные инструменты, прялка, коромысло, ведра, костюмы, предметы быта и т.д.
26
- аудио, видео аппаратура
- аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев
- видеокассеты с записями ансамбля «Ложкари»
- костюмы для конкурсных выступлений: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков
- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки,
кокошники, косынки
- атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на
палочке, деревянные балалайки, гармошки, корзинки
- взрослые костюмы: русский сарафан,
- экспериментальные музыкальные инструменты:
- волшебные барабаны -на чем играет ветер
- шуршунчики - шумелки
- волшебные нити -звенелки и др.
- колокола
- звучащие эспандеры
- необыкновенные стаканчики
- японский дождик
- пластмассовые погремушки
Дополнительное обеспечение
Оборудование - раскрашенные стульчики для ложкарей, сделанные из многослойной фанеры;
Вспомогательное оборудование нотная и методическая литература, видеофайлы с
инструментально-фольклорными ансамблями, диски с фонограммами, минидиски для записи
фонограмм.
ИКТ-технологии:
-использование интерактивной доски;
-работа с Интернет-ресурсами;
-создание собственного цифрового образовательного пространства;
-создание собственной мультимедийной библиотеки.
Методическая литература:
Методической основой программы является соединение принципов методик отечественной
детской музыкальной педагогики (Ветлугиной Н.В., Бороздинова А.А., Королёвой Е.А.,
Малаховой И.Н.) и личного опыта автора.
В программе нашли отражение идеи методики Емельяновой Т.С. «Музыкальный Букваренок»,
элементы пальчиковой и мимической гимнастики.
27
1. «Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплов. Избр. Тр. М.,
1985г. -т.1.
2. «Система детского музыкального воспитания». К. Орор. Л., 1970г.
3. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных
инструментах». О. Буденков, М. Вахутинский, В. Петров. М., 1991г.
4. «Школа игры на баяне». Сборник А. Онегин. М., 1986г.
Музыкальная основа программы – различные жанры русского детского фольклора, народные
песни и танцы, авторская музыка различных стилей и эпох.
Примерный репертуар (на ложках)
1. «Светит месяц» русская народная песня.
2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
3. «Улыбка» музыка Шаинского.
4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
6. «Антошка» музыка Шаинского.
7. «Валенка» русская народная песня.
8. «Кадриль» русская народная мелодия.
9. «Я на гору шла» русская народная песня.
10. «Во кузнице» русская народная песня.
11. «Жили у бабуси» русская народная песня.
12. «На зеленом лугу» русская народная песня.
13. «Барыня» русская народная мелодия;
14. «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
15. «Матрешки» русская народная песня.
16. «А я по лугу» русская народная песня.
17. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
18. «Утушка луговая» русская народная песня.
19. «Калинка» русская народная мелодия.
20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
21. «Лапти» русская народная песня.
22. «Травушка муравушка» русская народная песня.
28
Примерный репертуар на народных музыкальных инструментах
1. «Из под дуба» русская народная песня.
2. «Купавушки» русская народная колыбельная.
3. «Как у наших у ворот» русская народная песня.
4. «Ходила младешенька по борочку» русская народная песня.
5. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
6. «Левониха» русская народная мелодия.
7. «Ах, вы сени» русская народная мелодия.
8. «Пойду ль, выйду ль я» русская народная песня.
9. «Русские наигрыши» русская народная мелодия.
Музыкально ритмические движения
1. Танец с ложками; русская народная мелодия.
2. Музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.
3. Композиция на тему «Валенки»; русская народная песня.
4. Танец «Облака»; муз. Шаинского.
5. Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.
6. Шуточный танец «Свидание»; русская народная мелодия.
7. Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.
8. Музыкальная композиция «Две лягушки»; муз. Филиппенко.
Материал для изготовления самодельных музыкальных инструментов
1. Береста.
2. Бубенчики.
3. Бумага – гофрированная, самоклеющая, оберточная, картон.
4. Бутылочки от: шампуня, витамин, минералки.
5. Деревянные палочки.
6. Деревянные рогатки.
7. Детская вешалки.
8. Карандаши (цветные, простые).
9. Клей.
10. Ключи.
11. Коклюшки.
12. Колпачки от бутылок.
29
13. Кости от счётов.
14. Коробки от конфет, молока, сока.
15. Монетки.
16. Нитки для вязания.
17. Наполнитель: крупа, горох, камушки.
18. Палочки от флажков.
19. Пальчиковые батарейки.
20. Пластинки, компьютерные диски.
21. Пластмассовые баночки: из-под майонеза, крема, лапши.
22. Пластмассовые упаковки от Киндер Сюрприза.
23. Пробки от бутылок: железные, пробковые.
24. Веревка бельевая.
25. Пуговицы.
26. Резинки (аптечные).
27. Скорлупа: грецких орехов, фисташек.
28. Скотч цветной.
29. Спичечные коробки.
30. Ткань.
31. Толкушка.
32. Трубочки от металлофона.
33. Тюрички от ниток.
34. Фломастеры.
35. Цветные бусинки.
36. Цепочки.
30
5.Список литературы:
Основная
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия,
игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Арсеневская О. Н.Музыкально-творческая деятельность оздоровительной
направленности. Приключения в Здравгороде,-Волгоград:Учитель,2015
3. Афанасьев С.Л. Работа с детским самодеятельным ансамблем ложкарей:
методическое пособие / С.Л. Афанасьев. – М.: Гипромез, 1985.
4. Буданков О.А. Практический курс игры на русских народных духовых и
ударных инструментах / О.А. Буданков, М.Б. Вахутинский, В.К. Петров. М.:
Музыка, 1991.
5. Горюнов Б.А. Русские народные музыкальные инструменты Белгородской
области / Б.А. Горюнов, О.В. Елисеева. – Белгород, 1998.
6. Ковалевская М. Гимнастика для пальчиков. – изд-во «Союз художников», С-Петербург,
2006.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-мет. пособие. 2-е изд.- Детство-Пресс,2016.
Лобанова В. А. Учебное проектирование в ДОО. Конспекты совместных практических
занятий. Методическое пособие,-Детство-Пресс, 2015
8. Мищенко Л.А. Народное музыкальное инструментальное творчество:
Авторская программа для студентов – Белгород, БелГИК, 2002.
9. Рытов Д.А. Русская ложка, музыкально-игровая энциклопедия: учебно-методическое
пособие.- СПб.: Композитор, Санкт – Петербург, 2011. 8. Поддубная Е.А. Музыкальные
пальчиковые игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
10. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании
детей: учебно-методическое пособие / Д.А. Рытов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
11. Шишикина С.В. Фольклорные инструменты Белгородского края: учебно-
методическое пособие / С.В. Шишикина. – Белгород: БелГИК, 2005.
Система детского воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. Л:
Музыка, 1970.
31
Дополнительная литература
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. – М.:
ВЛАДОС, 2004.
2. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции / А.А. Банин. М., 1997.
3. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа, 1987.
4.. Бублей, С. Детский оркестр. –Л.: Музыка, 1983.
5. Васильев Ю.А. Рассказы о русских народных инструментах / Ю.А. Васильев, А.С. Широков.
М.: Советский композитор, 1986.
6.. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л.: 1975.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.:
Просвещение, 1968.
8.. Вопросы методики музыкального воспитания детей: сборник статей. –
М.: 1975.
9. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное
пособие/ М.С. Жиров. – Белгород, 2000.
10. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных
инструментах / М.И. Имханицкий. М.: 2002.
11.Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество / А.Ф. Камаев, Т.Ю.
Камаева. – М.: 2005.
12.Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. –М. :
Просвещение, 1990.
13.Народная художественная культура: учебник / Т.И. Бакланова (и др.);
под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой.
14.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей
дошкольного возраста / Г.А. Праслова. – Спб.: Детство-Пресс.
15.Рытов Д.А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем - Ярославль:
Академия развития; М.: Полиграфиздат, 2010.
32
Список литературы для обучающихся:
1. Афанасьев С.Л. Работа с детским самодеятельным ансамблем ложкарей:
методическое пособие / С.Л. Афанасьев. М.: Гипромез, 1985.
2. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции /
А.А. Банин. – М., 1997.
3. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных
инструментах / М.И. Имханицкий. – М.: 2002.
4. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное
пособие/ М.С. Жиров. – Белгород, 2000.
5. Система детского воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. – Л:
Музыка, 1970.
6. Шишикина С.В. Фольклорные инструменты Белгородского края: учебно-
методическое пособие / С.В. Шишикина. – Белгород: БелГИК, 2005.