Конспект урока "Песни народов мира" 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №21г. Иваново
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
Урок №11 «Песни народов мира».
Цель урока: развивать интерес к музыкальной культуре разных народов мира.
Повторение:
О чём мы говорили? (о русской песни)
Кто создавал песню?
О чём они рассказывают?
Какие жанры русской народной песни есть?
(песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для определённых
«житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе – бурлацкие, покосные, жатвенные;
существовали песни обрядовые, звучавшие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни
игровые; исторические, лирические и т.д. Веками, переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы,
шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью,
нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.)
Новый материал.
Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете? Слайд №2.
« Как птицы песни старые летают.
В них прошлое живёт всего сильней,
В них время сердце века оставляет,
В них бродит ветер отшумевших дней». (К.Кулиев)
(в песнях заложено наше прошлое, наша история…)
Сегодня мы отправимся в путешествие, в прошлое, для того, чтобы ещё больше узнать о песне.
Хочу показать вам самый музыкальный город – Вена. Слайды №3-4.
Слайд №5. Именно в Вене – есть один памятник: над неиссякающей струёй воды стоит человек с волынкой в
руках. Это памятник песне.
Для начала давайте разберёмся, что же такое волынка? Слайд №6 - схематично выглядит так.
Слайды №7-8-9. Волынка – духовой музыкальный инструмент, очень своеобразный. У разных народов
волынка имеет различные названия. В Польше её называют «коза», по внешнему виду инструмента, так как
это надутый воздухом продолговатый мешок, подобный телу козы, из которого словно ноги торчат длинные
трубки. Инструмент этот сложный. Манипулируя трубками, вдувая в волынку воздух, музыкант умудряется
одновременно извлекать тянущиеся низкие и подвижные звуки.
На волынке обычно играют на открытом воздухе, так как звук её сильный, пронзительный. Ею
сопровождают исполнение народных танцев.
Издавна знали его у нас в России под названием дуды. Дудой, или козой назывался он на Украине, в
Белоруссии; в Грузии – это ствири; в Армении – паркабзук и т.д.
Ну, а теперь о памятнике, посвященном песне, нам поведают ваши одноклассники. (Д/З) Слайд №10.
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК:
Давным-давно жил в Вене весельчак, который был известен благодаря своим песням, многие из которых сочинял прямо
на ходу… Он был своего рода символом радости и веселья.
Но однажды в страну пришла страшная болезнь – чума, которая уносила жизни людей, так, что вымирали целые улицы
и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по-прежнему появлялся то там, то здесь со своим
немудрёным инструментом, и повсюду задорно звучала волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал горожан,
а они смотрели на него с удивлением: неужели он не боится смерти?
Как то раз усталый Августин, возвращаясь домой ночью, забрёл на окраину города. Он долго блуждал в темноте,
совершенно выбился из сил и мечтал только о том, чтобы немного поспать, засыпая прямо на ходу от усталости.
Проплёлся Августин по каким-то оврагам и колдобинам и вдруг, споткнувшись, свалился в яму. «Яма – так яма, подумал
он. – Чем не место для сна, главное – ветер не дует». И проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра.
ВТОРОЙ УЧЕНИК:
А утром он вдруг обнаружил, что попал на кладбище и провёл ночь в общей могиле для бедняков, сражённых болезнью.
Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге он сочинил песню, в которой
говорилось о том, что сегодня ночью он повстречался со Смертью и победил её.
Он пел эту песню повсюду, и жители гибнувшего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может
спасти человека от гибели.
Вместе с Августином эту песню запела вся Вена. И, в конце концов, страшная болезнь отступила перед
жизнелюбивыми венцами, поющими наперекор смерти. С жизнерадостными и сильными людьми ей и впрямь справиться
труднее, чем с людьми слабовольными.
А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.
Стоит на площади памятник Августину и звучит по сей день весёлая песенка-вальс «Ах, мой милый Августин».
Но, конечно, лучший памятник песне – она сама, её звучание сегодня и всегда.
А что такое фольклор? (это народное творчество, народная мудрость) Слайд №11.
Конечно! А Августин – часть фольклора.
Огромное песенное богатство объединяется термином «фольклор» - народное творчество. Этот термин
пришёл к нам из староанглийского языка. Быть может, потому, что относится он не только к музыке. Англ. –
folk – народ; lore – учение. Вместе эти слова – folklore, что переводится как «народная мудрость». Именно так,
уважительно и даже возвышенно, принято во всём мире называть устное народное творчество, музыкальное и
литературное.
Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились
народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость. Но фольклор –
это не только народная мудрость, но и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской,
как нельзя спутать неаполитанский напев с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них –
порождение всей жизни народа, его истории и быта.
Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим
народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
Послушаем сейчас польскую народную песню «Висла». Слайд №12.
Расскажите об этой песне?
ЗВУЧИТ польская народная песня «ВИСЛА».
(музыка звучит плавно, спокойно, как вода в реке Висла. Песню поёт пастух, который пасёт стадо волов на
берегу, а вокруг шумит лес. Музыка передаёт любовь к родному краю, какую – то особую теплоту, она очень
красивая, лёгкая).
Вспомните, чем же привлекали композиторов народные песни? (ответы)
Народные песни так привлекали композиторов разных стран, потому что они полны любви к своей Родине.
Возьмём, к примеру, русских композиторов. В их музыке мы слышим всю красоту и раздолье родного края,
это относится и к музыке композиторов других стран. Сюжеты и герои, поэтические и музыкальные
интонации – всё несёт печать глубокой национальной самобытности.
В поисках такой самобытности композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая
народные песни, народную поэзию.
Вспомните удивительную музыку великого норвежского композитора Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»
фрагмент «Утро». Слайд №13.
ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ «Утро» Э.Грига
Что передаёт музыка?
(да, знакома музыка. Она действительно необыкновенно точно передаёт настроение утра, очень трогательно и
нежно звучит мелодия).
А ещё композиторы вдохновлялись от чего? (народной поэзии).
Русская поэзия является неисчерпаемым источником для написания песен. В других странах существуют свои
замечательные сборники стихов, которые превращаются в замечательные песни, пронизанные народным
духом.
Слайд №14. В Германии, например, таким сборником является «Волшебный рог мальчика» - кладезь
немецкой поэзии.
Послушаем одну из песен замечательного мастера немецкой музыки Густава Малера, которая называется
«Похвала знатока». Основой этой песни стало шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов –
соловья и кукушки. А что было дальше, и кто пытался разрешить этот спор, вы расскажете сами после
прослушивания.
Звучит песня на немецком языке. Попробуйте без перевода понять смысл! Слайд №15.
ЗВУЧИТ «ПОХВАЛА ЗНАТОКА» Г.Малер.
Понравилась ли вам песня?
(интересная песня-сценка. Спор между соловьём и кукушкой было предложено разрешить ослу.
Звукоподражательные приёмы очень точно изображают каждый персонаж. Иметь длинные уши не значит
иметь музыкальный слух, осёл, конечно, выбрал победительницей кукушку, поскольку его «иа-иа» чем-то
похоже на её «ку-ку»).
Средства музыкальной выразительности могут и без слов сказать о музыке очень многое. Такая способность
музыки к высокому обобщению проявила себя ещё в одном песенном жанре – жанре песни без слов.
А сейчас прочитайте стихотворение Николая Брауна на стр. 66-67 или Слайд №16.
О чём оно? (передаёт многообразие чувств и состояний, которые способна выразить музыка).
Обратите внимание, как строит поэт своё стихотворение, как характеризует он звучание музыкальной пьесы.
В том перечислении образов, которые рождает в восприятии слушателей песня без слов, чувствуется
постепенное нарастание звучности - crescendo: от чудом рождённых трелей и лепета ручья до грозы, ливня, с
огромным шумом обрушивающегося на землю. И затем наступает просветление, успокоение: «В ромашках
сверкающий луг».
Послушаем «Песню без слов» Мендельсона.
О чём расскажет вам музыка?
Созвучно стихотворение музыкальному произведению?
ЗВУЧИТ «ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ» Мендельсон.
(ответы предположения ребят)
Произведение строится так же, как построены куплеты в стихотворении,
Начальная тема звучит вначале спокойно, она вводит слушателя в эмоциональный строй пьесы. Затем
начинается развитие, нарастание напряжения: мелодия устремляется вверх, динамика усиливается, учащается
ритм, усложняются аккорды. От первоначального спокойствия не осталось и следа: все звучание устремилось
к кульминации. Кульминация - высшая точка напряжения, в ней эмоциональное состояние достигает
наибольшего накала, а затем наступает спад, просветление.
От «чудом рождённых трелей и лепета ручья» до нарастающего звука грозы и рушащего ливня. А затем снова
безмятежность, спокойствие.
«И всё это – песня о счастье,
Которой не будет конца».
Итог урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Какой город один из самых музыкальных? (Вена)
С именем какого героя познакомились? (Августин)
Что такое фольклор? (народная мудрость, народное творчество)
Откуда черпали вдохновение композиторы? (народная поэзия)
С каким циклом познакомились? (Волшебный рог мальчика Г.Малер)
С каким музыкальным жанром познакомились? (песня без слов)
Литература:
Учебно-методический комплект И.В.Конева, Н.В.Терентьева
«Поурочные разработки по музыке» к учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева
«Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа)
Музыка - еще материалы к урокам:
- Рабочая программа по музыке 3 класс В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак
- Исследовательский проект «Эллипсис»
- Методические рекомендации по обучению игре на фортепиано во взрослом возрасте
- Презентация "Музыкальные жанры"
- Конспект урока "Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала"
- Конспект урока "Использование разнообразных приемов работы для активизации процесса усвоения вокально-интонационных навыков"