"ВИДЫ «ЗАЖИМОВ» В ПЕНИИ"
ВИДЫ «ЗАЖИМОВ» В ПЕНИИ
В вокальном искусстве понятие «зажим» означает затруднение, несвободу в
процессе пения, и это затруднение чувствует сам певец, и его определяет
педагог. Зажимы бывают двух типов: психологический и физиологический
зажим
Психологический зажим
Зажим голоса, который зависит от психологического состояния, может
проявляться по следующим причинам:
• Хронический стресс. Если Вы постоянно устаете на работе и в Вашей
жизни очень много проблем о которых приходится постоянно думать,
то это влияет на голос. Я могу порекомендовать Вам избегать стресса,
но это невозможно в наше время. Приступать к пению следует только в
хорошем настроении и с большим зарядом бодрости, так Вы сильнее
раскрепоститесь и занятие пройдёт намного эффективнее. А как
бороться со стрессом Вам лучше почитать в других более подходящих
ресурсах.
• Волнение, неуверенность в себе и в своих силах. Это тоже стрессовые
состояния организма. Волнуются даже профессиональные певцы, и это
нормально, порой даже имея большой опыт за плечами, они волнуются
как в первый раз. Только они волнуются всего несколько минут и
могут быстро расслабиться, переключится на своё выступление. Дело в
опыте, только нарабатывая опыт публичных выступлений можно
быстро сводить волнение на нет. Неуверенность в себе тоже играет
большую роль, не относитесь к себе и к своему голосу с чрезмерной
строгостью, позволяйте себе ошибаться. Чем больше вы будете
осознанно петь, тем меньше ошибок будете совершать. К тому же не
стоит прыгать выше своей головы, тяжёлые вокальные партии лучше
оставить на будущее, потому что попытки спеть что-то невозможное
могут привести к неуверенности и зажатости, а также вообще отбить
всё желание петь.
Физиологический зажим
Такие зажимы связаны с нашим телом, и не только с голосовым
аппаратом. Вот какие могут быть физиологические зажимы, мешающие Вам
комфортно петь:
• Неправильная осанка. Осанка играет важную роль в звукообразовании,
так как, сгорбившись, Вы тем самым создаёте проблемы для своего
дыхательного аппарата, потоку воздуха уже тяжелее пройти по
дыхательным путям и сил для образования звука голосовыми
складками требуется больше, отсюда и зажим. Поэтому держим осанку.
• Усталость. Да, не все могут позволить себе заниматься вокалом будучи
очень заряженным энергией и без капли усталости на лице. Многие
могут заниматься вокалом только после работы. Также не все могут
спать необходимое количество часов для восстановления сил.
Постоянные недосыпы и усталость сильно мешают занятиям вокалу, от
этого падает продуктивность занятий, да и в таком состоянии Вам
самим вряд ли хочется петь. Мой совет будет простым, планируйте
своё время занятий так, чтобы Вы точно знали, что не будете
уставшими. Если это не помогает и Вы постоянно себя чувствуете
уставшими, то это повод задуматься над изменением образа жизни.
• Напряжение шеи, плеч и неправильная вокальная позиция. Вся область
выше солнечного сплетения должна быть расслаблена насколько это
возможно. Это не значит, что вокал — это когда всё легко и без
напряжения. Если Вы поёте и у Вас появляются вены на шее, то это не
значит, что Вы поёте неправильно, посмотрите на вокалистов во время
выступления, у многих выступают вены во время концерта, это
нормально. Дело в другом — в Ваших ощущениях. Если Вы звучите
легко и стабильно, то скорее всего у Вас всё нормально. Также следует
отметить, что Вы не обязаны звучать легко, может Вам просто хочется
экспрессии в своём выступлении. Я не хочу Вас запутать, поймите
одно, что пение — это не только Вы, но и слушатели. Пусть люди Вас
услышат и попросите обратную связь. Если Вы сильно напрягаетесь, то
люди это услышат. Также Вы просто физически не сможете петь долго
из-за вокального зажима, голос будет садиться быстро. Подражание
голосу, который тембрально совсем не похож на Ваш тоже приводит к
зажиму. И не стоит забывать про индивидуальные особенности людей.
У кого-то просто из-за особенностей организма голос не может звучать
легко и полётно.
Как определить наличие голосового зажима
Иногда бывает непросто определить наличие зажимов голоса у себя, тем
более самостоятельно. Всё же постараюсь описать определенные сигналы по
которым можно это определить:
1. Слушатели. Спойте для кого-нибудь или дайте послушать свою
аудиозапись с песней. Сам звук будет именно напряженным, вплоть до
того, что окружающие это могут почувствовать даже у себя в горле. Не
всегда это может быть правдой, судить о вокальном зажиме только по
одному слушателю не стоит, нужна выборка из людей, которые дадут
вам обратную связь. После этого уже можно делать выводы.
2. Напряжение в области шеи, лица, кадык сильно приподнят. Да, я
говорил, что вены могут выступать на шее, однако важен характер вен,
как часто они выступают и какое состояние шеи во время пения. Если
Вы сильно напрягаетесь и голос зажат, то, поверьте, это будет видно со
стороны.
3. Быстрая утомляемость во время пения. Попробуйте проанализировать
то, насколько Вам хватает сил петь продолжительное время. При
голосовом зажиме Вы вряд ли сможете долго петь. Стоит отметить, что
этот пункт относится уже к более опытным людям в вокальном
искусстве, так как у новичков зачастую вокальная выносливость ниже
4. Как звучит фальцет после пения. Если Вы умеете петь фальцетом, то
попробуйте сначала просто попеть, а потом перейти на фальцет, если
Вы услышите, что он будет звучать по-другому, то Вы, скорее всего,
были зажаты. Больше воздуха будет выходить во время фальцетного
звучания и звук станет более глухой.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Перспективный план работы музыкального руководителя 2024-2025 уч.год
- Вечер памяти "Дети войны" (литературно-музыкальная композиция)
- Уроки музыки "Великая Отечественная война в искусстве" 5 класс
- Тестовое задание к конкурсу по музыкальной литературе по творчеству М. П. Мусоргского
- Презентация к уроку музыки "Балет. К.Хачатурян. Чиполлино" 4 класс
- Проверочный тест по музыке 3 класс