Рабочая программа по музыке 7 класс на 2022-2023 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Администрация муниципального образования Дубенский район
МКОУ Дубенская СОШ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор
руководитель ШМО
Фирсова Е.Н. Лемягова М.Н. Гудкова Н.В.
Протокол№1
от "30"августа
2022 г.
Приказ №
148 от «1»
сентября
2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2874264)
учебного предмета
«Музыка»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кормилицын Дмитрий Михайлович
учитель музыки
п.Дубна 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 7 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-
выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 7 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-
причитания.
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной
природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических
произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов членов «Могучей
кучки», С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и др.)
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки
Африканская музыка стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные
инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В.А.Моцарта, Н.Паганини, Ф.Листа и др.). Виртуозность.
Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции
слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные
произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное
бдение
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э.Грига, Л. ван Бетховена,
А.Г.Шнитке, Д.Д.Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.Лоу,
Р.Роджерса, Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-
исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть целое,
причина следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в
актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих
коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой
родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-
американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,
входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,
озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из
разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Репертуар
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
контрольные
работы
практические
работы
для слушания
для пения
для
музицирования
Модуль 1.
Музыка моего края
1.1.
Семейный фольклор
4
0
0
Казачья колыбельная. "Как
во чарочке, во серебряной",
"Перевешу млада хмелю".
"Вдоль по улице метелица
метёт", "Ах ты, душечка".
"Матушка, что во поле
пыльно?" "Полюбила я на
печаль свою". Доволенские
частушки
"Отдавали
молоду",
"Возле
речки, возле
моста".
"Возле
речки, возле
моста" (игра на
ложках)
Знакомство с фольклорными жанрами
семейного цикла. Изучение особенностей их
исполнения и звучания. Определение на слух
жанровой принадлежности, анализ символики
традиционных образов.;
Устный
опрос;
http://www.cd-
musica.ru/
Итого по модулю
4
Модуль 2.
Народное музыкальное творчество России
2.1.
Фольклор в
творчестве
профессиональных
композиторов
4
0
0
М.И. Глинка"Камаринсая".
П. И. Чайковский
Симфония№4 (финал),
концерт для фортепиано с
оркестром (3 часть), романс
"Я ли в поле да не
травушкой была". М.
Мусоргский Опера
"Хованщина"
("Рассвет на Москве-
реке")"Колыбельная
Ерёмушке",
"Песни и пляски
смерти". И. Паницкий
"Полосынька", "Ой, да
ты,калинушка".
П "Ой
ты, степь
широкая"
РНП "Калинка",
"Полянка".
Сравнение аутентичного звучания фольклора и
фольклорных мелодий в композиторской
обработке. Разучивание, исполнение народной
песни в композиторской обработке.;
Устный
опрос;
http://www.cd-
musica.ru/
Итого по модулю
4
Модуль 3.
Русская классическая музыка
3.1.
История страны и
народа в музыке
русских
композиторов
3
0
0
М.И. Глинка Опера "Иван
Сусанин". , А.П. Бородин
Опера "Князь Игорь" (ария
князя Игоря, плач
Ярославны), Симфония №2
"Богатырская". С.С.
Прокофьев Кантата
"Александр Невский".
Хор "Улетай
на крыльях
ветра"
Казачья песня
"Ой,
донцымолодцы"
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX
—XX веков, анализ художественного
содержания и способов выражения
патриотической идеи, гражданского пафоса.;
Устный
опрос;
http://www.cd-
musica.ru/
Итого по модулю
3
Модуль 4.
Образы русской и европейской духовной музыки
4.1.
Музыкальные
жанры
богослужения
4
0
0
Знаменный распев; М.
Березовский. Хоровой
концерт«Не отвержи мене во
время старости»; Э. Григ.
Соната для виолончели и
фортепиано» часть); Л.
Бетховен. Соната № 7
(экспозиция Ι части); Г.
Аллегри.
«Мизерере» («Помилуй»).
И.С. Бах "Высокая месса",
Токката и фуга ре минор для
органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга
ля минор. Прелюдия до
мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре
диез минор ТК, том Ι).
Итальянский концерт.
Прелюдия 8 ми минор
(«12
маленьких прелюдий для
начинающих»); Дж.
Перголези. Stabat mater; .
Моцарт. Реквием (Dies ire,
Lacrimoza), Г.Ф. Гендель
"Аллилуя", С.В. Рахманинов
"Всенощная", "Богородица
Дева, радуйся". П.
Чайковский. «Всенощное
бдение» («Богородице Дево,
радуйся» 8), "Литургия св.
Иоанна Златоуста".
"Музыка
всюду
живёт",
"Мир,
который
нужен мне".
"Серебристые
снежинки"
(пластическое
интонирование)
Знакомство с одним (более полно) или
несколькими (фрагментарно) произведениями
мировой музыкальной классики, написанными
в соответствии с религиозным каноном.;
Устный
опрос;
http://www.cd-
musica.ru/
Итого по модулю
4
Модуль 5.
Европейская классическая музыка
.5.1.
Музыкант и
публика
3
0
0
Л. Бетховен. Рондо-
каприччио «Ярость по
поводу
утерянного гроша». Экосез
ми бемоль мажор. В. А.
Моцарт ("Турецкий марш"
исп. Д. Беликов),
Н.Паганини ("Кампанелла",
"Каприс №24" исп. Е.
Кисин, В. Горовиц)), Ф. Лист
"Венгерская
рапсодия№2",
трансцендентальные этюды
и др.), И.
Брамс "Венгерский танец
№5" (исп. Д. Гарретт).
И.С. Бах
№Скерцо"
из сюиты с
оркестром
№2.
А.Цыганков
обработка рнп
"Коробочка"
(игра на
шумовых
инструментах).
Знакомство с образцами виртуозной музыки.
Размышление над фактами биографий великих
музыкантов — как любимцев публики, так и
непóнятых современниками.;
Устный
опрос;
http://www.cd-
musica.ru/
Итого по модулю
3
Модуль 6.
Жанры музыкального искусства
6.1.
Симфоническая
музыка
4
0
0
Й. Гайдн Симфония№103 с
тремоло литавр, Л.
Бетховен Симфония №5,
Симфония №9 (ода "К
радости"), В.А. Моцарт
Симфония №40, Д.
Шостакович
Симфония №7
"Ленинградская".
Ода "К
радости" -
разучивание
лейтмотива.
П.И.
Чайковский
Симфония №1
"Зимний путь"
(пластическое
интонирование).
Знакомство с образцами симфонической
музыки: программной увертюры, классической
4-частной симфонии.;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
4
Модуль 7.
Связь музыки с другими видами искусства
7.1.
Музыка и театр
3
0
0
Д.Б. Кабалевский Музыка к
драматическому спектаклю
"Ромео и Джульетта", Э.
Григ Музыка к драме Г.
Ибсена "Пер Гюнт".
Э. Григ
"Песня
Сольвейг".
Э. Григ "Танец
Анитры"
(озвучивание
шумовыми
инструментами).
Знакомство с образцами музыки, созданной
отечественными и зарубежными
композиторами для драматического театра.;
Устный
опрос;
http://www.cd-
musica.ru/
Итого по модулю
3
Модуль 8.
Современная музыка: основные жанры и направления
8.1.
Мюзикл
5
0
0
Ф. Лоу "Моя прекрасная
леди", Р. Роджерс "Звуки
музыки", Э.Л. Уэббер
"Кошки", "Иисус
Христоссуперзвезда", А.
Рыбников "Юнона и Авось".
Е. Осин
"Алые
паруса", М.
Блантер
"Катюша".
"Смуглянка"
Знакомство с музыкальными произведениями,
сочинёнными зарубежными и отечественными
композиторами в жанре мюзикла, сравнение с
другими театральными жанрами (опера, балет,
драматический спектакль).;
Устный
опрос;
http://www.cd-
musica.ru/
Итого по модулю
5
Модуль 9.
Музыка народов мира
9.1.
Музыкальный
фольклор народов
Азии и Африки
4
0
0
Д. Гаспарян "Магический
дудук", С. Назархан "Korgim
Kelar", "Adolat Tanovori",
"Tushim". Арета Франклин
"Сегодня я пою блюз",
спиричуэл "Вернёмся с
Иисусом".
"Школьный
блюз",
"Каникулы".
Ритмическая
импровизация.
Выявление характерных интонаций и ритмов в
звучании традиционной музыки народов
Африки и Азии.;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
всего
контрольные
работы
практические
работы
1.
Фольклорный жанр колыбельной
1
0
0
Устный
опрос;
2.
Свадебный обряд
1
0
0
Устный
опрос;
3.
Рекрутские песни,
плачипричитания.
1
0
0
Устный
опрос;
4.
Жанр частушки
1
0
0
Устный
опрос;
5.
Народные истоки
композиторского творчества
1
0
0
Устный
опрос;
6.
Обработки фольклора, цитаты.
1
0
0
Устный
опрос;
7.
Картины родной природы в
творчестве русских и зарубежных
композиторов
1
0
0
Устный
опрос;
8.
Народные образы в творчестве М.
Мусоргского
1
0
0
Устный
опрос;
9.
Опера М. Глинки "Иван
Сусанин"
1
0
0
Устный
опрос;
10.
Опера А. Бородина "Князь Игорь"
1
0
0
Устный
опрос;
11.
Кантата "Александр Невский" С.
Прокофьева
1
0
0
Устный
опрос;
12.
Музыка религиозная и светская
1
0
0
Устный
опрос;
13.
Основные жанры, традиции
отечественной духовной музыки
1
0
0
Устный
опрос;
14.
Полифония, фуга, хорал.
1
0
0
Устный
опрос;
15.
Духовная музыка отечественных
композиторов
1
0
0
Устный
опрос;
16.
Развитие музыкальных образов.
Принципы музыкального
развития.
1
0
0
Устный
опрос;
17.
Музыкальная форма - строение
музыкального произведения.
1
0
0
Устный
опрос;
18.
Музыканты -виртуозы
1
0
0
Устный
опрос;
19.
Программная увертюра как
симфонический жанр
1
0
0
Устный
опрос;
20.
Образы симфонической музыки
1
0
0
Устный
опрос;
21.
Композиторы - венские классики
1
0
0
Устный
опрос;
22.
Симфония №7 "Ленинградская"
Д. Шостаковича
1
0
0
Устный
опрос;
23.
Музыка к драматическому
спектаклю "Ромео и Джульетта"
Д. Кабалевского
1
0
0
Устный
опрос;
24.
Музыка Э. Грига к драме Г.
Ибсена "Пер Гюнт"
1
0
0
Устный
опрос;
25.
Единство музыки, драматургии,
сценической живописи,
хореографии
1
0
0
Устный
опрос;
26.
Мюзикл: особенности жанра
1
0
0
Устный
опрос;
27.
Классика жанра - мюзиклы
середины XX века
1
0
0
Устный
опрос;
28.
Л. Бернстайн "Вестсайдская
история"
1
0
0
Устный
опрос;
29.
Жанр рок-оперы
1
0
0
Устный
опрос;
30.
А. Рыбников "Юнона и Авось"
1
0
0
Устный
опрос;
31.
Уникальные традиции,
интонационно-ладовая основа
музыки стран Азии
1
0
0
Устный
опрос;
32.
Восточные интонации в
творчестве композиторов
1
0
0
Устный
опрос;
33.
Африканская музыка-стихия
ритма
1
0
0
Устный
опрос;
34.
Двигательная, ритмическая,
интонационная импровизация
1
0
0
Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 7 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
infourok
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальные инструменты, мультимедийное оборудование
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Музыкальные инструменты, мультимедийное оборудование