Рабочая программа по музыке 6 класс на 2022-2023 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Администрация муниципального образования Дубенский район
МКОУ Дубенская СОШ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор
руководитель ШМО
Фирсова Е.Н. Лемягова М.Н. Гудкова Н.В.
Приказ № 148 от «1» сентября 2022
Протокол 1
от "30" августа
2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2871299)
учебного предмета
«Музыка»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кормилицын Дмитрий Михайлович
учитель музыки
п.Дубна 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 6 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-
выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 6 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей,
музыка других регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной
природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыка зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей,
идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных инто-
наций, жанров).
Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван
Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека —
судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и
романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез
западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М.
И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических
произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов членов «Могучей
кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра
(вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений
отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению
истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в
лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов,
фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности
на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы
музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в
учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей как взрослых, так и сверстников, в том
числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других
элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема,
презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной
деятельности музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-
образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в
передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и
письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического
опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной
деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в
части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),
отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной
жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней
самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в
актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Репертуар
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
контрольные
работы
практические
работы
для слушания
для пения
для
музицирования
Модуль 1.
Народное музыкальное творчество России
1.1.
Россия-наш общий
дом;
Фольклорные
жанры;
4
0
0
А. Бородин
Симфония 2, М.
Глинка
опера услан и
Людмила"
фрагменты
увертюра, марш
Черномора,
рондо Фарлафа,
опера
"Иван Сусанин"
фрагменты Ария
Сусанина, сцена
появления
поляков в
доме Сусанина,
песня Вани, хор
"Славься" М.
Мусоргский
"Рассвет
на Москве-реке
из оперы
"Хованщина",
сюита "Картинки
с
выставки"
Богатырские
ворота;
Рахманинов
романсы
Островок,
Весенние воды,
Сирень. Вокализ,
Концерт 2и3
Высоцкий
"Песня о
друге", Я.
Дубравин
"Россия Россией
останется, Б.
Окуджава
"Пожелание
друзьям,
"Музыкант", "До
свидания
мальчики",
"Десятый
десантный
батальон",
"Молитва",
РНП
"Солдатушки
браво
ребятушки" Ю.
Визбор
"Солнышко", О.
Мияев
"Как здорово"
Хор лавься",
Солдатушки браво
ребятушки
Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений
(опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.),
в которых использованы подлинные народные
мелодии. Наблюдение за принципами
композиторской обработки, развития фольклорного
тематического материала.;
Устный
опрос;
РЭШ, ЦОК
1.2.
Фольклор в
творчестве
профессиональных
композиторов;
4
0
0
Н. Римский-
Корсаков опера
"Садко"
фрагменты
Колыбельная
Волховы, песня
Садко Ой ты
темная
дубравушка,
песня
Индийского
гостя, опера
"Снегурочка"
фрагменты Ария
Снегурочки,
сцена таяния
Снегурочки,
Третья песня
Леля,
опера "Сказка о
царе Салтане"
полет Шмеля,
симфоническая
сюита
"Шехерезада",
М. Мусоргский
"Баба-Яга" и
"Балет
невылупившихся
птенцов" из
сюиты Картинки
с выставки, А.
Гаврилин
симфония
"Перезвоны"
"Вниз по
матушке
по Волге", "Эй,
ухнем",
Во кузнице",
"Светит
месяц", "Во поле
березка
стояла","Со
вьюном",
"Матушка,
матушка что
во поле пыльно"
"Эй, ухнем", Во
кузнице", "Светит
месяц", "Во поле
березка
стояла","Со
вьюном""Матушка,
матушка что во
поле пыльно"
Разучивание и исполнение народных песен, танцев,
инструментальных наигрышей, фольклорных игр
разных народов России;
Устный
опрос;
ЦОК, РЭШ
Итого по модулю
8
Модуль 2.
Русская классическая музыка
2.1.
Золотой век
русской культуры
4
0
0
П. Чайковский
Марш, вальс из
балета
Щелкунчик,
Танец феи
Драже, Концерт
для фо-но с
оркестром №1,
Симфония №4
финал, "Ромео и
Джульетта"; М.
Глинка
"Камаринская"
Патриотическая
песня",
"Арагонская
хота" романс
"Венецианская
ночь"
Русские
старинные
романсы: "Гори
гори моя звезда,
Горные
вершины,
Красный
сарафан,
"Колокольчи
Г. Струве
"далеко ли
близко ли",
"Крылатый
апрель",
"Отцовская
слава", Обухова
"Мудрая
Россия, Песня о
счастье
Русские
народные песни:
Я на
горку шла, Во
поле
береза
стояла, Я на
камушке
сижу, Русские
романсы.
Танец Феи Драже
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века,
анализ художественного содержания, выразительных
средств.;
Устный
опрос;
ЦОК, РЭШ
2.2.
История страны и
народа в музыке
русских
композиторов
3
0
0
С. Прокофьев
опера "Война и
мир"
вальс Наташи
Ростовой, Ария
Кутузова;
кантата "А.
Невский",
опера "Повесть о
настоящем
человеке"
фрагмент
"Зеленая
рощица" ; М.П.
Мусоргский
опера
"Хованщина"
фрагмент
Рассвет на
Москве реке,
опера "Борис
Годунов" песня
Варлаама.
Вечерний звон,
Ленинградский
паренек,
Русские
романсы.
Визбор
Любовь моя,
Россия.
Городницкий
Атланты.
Новиков
"Дороги";
Окуджава
"Бери шинель,
пошли
домой";
Высоцкий
"Братские
могилы";
Мурадели
"Бухенвальдский
набат" и др.
песни о
войне.
Шел
Ленинградский
паренек, Вечерний
звон
Знакомство с шедеврами русской музыки XIXXX
веков, анализ художественного содержания и
способов выражения патриотической идеи,
гражданского пафоса.;
Устный
опрос;
ЦОК, РЭШ
Итого по модулю
7
Модуль 3.
Европейская классическая музыка
3.1.
Музыка зеркало
эпохи
5
0
0
И.С. Бах
"шутка", Токката
и фуга ре
минор, Бах-Гуно
Аве Мария! В.А.
Моцарт
Симфония 40,
Маленькая
ночная серенада,
Рондо в
турецком
стиле, Реквием;
Качини Аве,
Мария!
Паганини
Каприс 24;
Уэббер мюзикл
Кошки" Память,
Исус Христос
Супер-звезда"
Е. Крылатов
"Тычеловек", Б.
Окуджава
Молитва О
Утесов
Песня
извозчика, Нам
песня строить и
жить
помогает
Утесов Нам песня
строить и жить
помогает
Знакомство с образцами полифонической и
гомофонно-гармонической музыки.;
Устный
опрос;
ЦОК, РЭШ
3.2.
Музыкальный
образ
5
0
0
Л. Бетховен
Сурок ,сонаты 8
и 14,
симфонии 3, 5 и
9. Мендельсон
Венецианский
гондольер".
Глюк
хор Фурий и
Мелодия из
оперы
Орфей и
Эвридика,
Шуберт "Лесной
царь" Форель,
серенада
Крылатов Ты-
человек,
Колокола. Г.
Струве С
нами друг
Струве С нами
друг
Знакомство с произведениями композиторов
венских классиков, композиторов-романтиков,
сравнение образов их произведений. Сопереживание
музыкальному образу, идентификация с лирическим
героем произведения.;
Устный
опрос;
ЦОК, РЭШ
Итого по модулю
10
Модуль 4.
Жанры музыкального искусства
4.1.
Камерная музыка
5
0
0
Ф. Шопен
полонез 3, вальс
7,
ноктюрн 15;
Бородин
струнный
квартет 2,
Вивальди
Времена года
весна, лето
(гроза)
Г. Струве
Весенняя
песенка, Мудрая
Россия
Обухова, Песня
о
счастье Д.
Кабалевски
Ноктюрн Шопен
Слушание музыкальных произведений изучаемых
жанров, (зарубежных и русских композиторов);
анализ выразительных средств, характеристика
музыкального образа.;
Устный
опрос;
ЦОК, РЭШ
4.2.
Циклические
формы и жанры
4
0
0
Свиридов
Метель, Моцарт
Маленькая
ночная серенада,
А.
Шнитке
Кончерто Гроссо
Гребенщиков
"Город
золотой" М.
Пляцковский
Мир в
котором мы
живем"
Макаревич
"Перекресток",
"Дом"
Макаревич Дом
Знакомство с циклом миниатюр. Определение
принципа, основного художественного замысла
цикла.;
Устный
опрос;
ЦОК, РЭШ
Итого по модулю
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
всего
контрольные
работы
практические
работы
1.
Богатство и разнообразие
фольклорных традиций народов
нашей страны
1
0
0
Устный
опрос;
2.
Музыка наших соседей, музыка
других регионов
1
0
0
Устный
опрос;
3.
Картины родной природы в
музыкальном воплощении
1
0
0
Устный
опрос;
4.
Общее и особенное в фольклоре
народов России: лирика, эпос,
танец.
1
0
0
Устный
опрос;
5.
Народные истоки
композиторского творчества. Н.
А. Римский-Корсаков. Опера
"Снегурочка" ("Пляска
скоморохов"); Опера «Садко»
(Колыбельная Волховы,
хороводная песня Садко
«Заиграйте, мои гусельки», Сцена
появления лебедей, Песня
Варяжского гостя, Песня
Веденецкого гостя).
1
0
0
Устный
опрос;
6.
Народные истоки
композиторского творчества: тема
малой родины. П. Чайковский. «Я
ли в поле да не травушка была»
(ст. И. Сурикова); «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл. Н.
Грекова).
1
0
0
Устный
опрос;
7.
Народные истоки
композиторского творчества.
Песня-романс. А. Варламов.
«Красный сарафан» (сл. Г.
Цыганова). М. Глинка. Романс «Я
помню чудное мгновенье» (ст. А.
Пушкина).
1
0
0
Устный
опрос;
8.
Светская музыка российского
дворянства XIX в.: музыкальные
салоны, домашнее
музицирование, балы, театры
1
0
0
Устный
опрос;
9.
Увлечение западным искусством,
появление своих гениев. Синтез
западно-европейской культуры и
русских интонаций, настроений,
образов
1
0
0
Устный
опрос;
10.
Образы русской духовной музыки.
Церковная музыка. Знаменный
распев; П. Чесноков. «Да
исправится молитва моя»; П.
Чайковский. "Легенда" (сл. А.
Плещеева)
1
0
0
Устный
опрос;
11.
Духовный концерт как жанр в
русской музыке XIX-XX вв. М.
Березовский. Хоровой концерт
«Не отвержи мене во время
старости»; Н. Сидельников.
Духовный концерт № 1
1
0
0
Устный
опрос;
12.
Образы народных героев,
тема служения Отечеству. М.
И. Глинка. Опера «Иван
Сусанин» (Ария Сусанина из
IV д.); С. С. Прокофьев.
Кантата "Александ Невский"
1
0
0
Устный
опрос;
13.
Характерные черты
музыкальной речи
отечественных композиторов.
1
0
0
Устный
опрос;
14.
Искусство как отражение образа
жизни и идеалов конкретной
эпохи
1
0
0
Устный
опрос;
15
Воплощение стиля барокко в
музыкальном творчестве
1
0
0
Устный
опрос;
16.
Полифонический и гомофонно-
гармонический склад на примере
творчества И. С. Баха и Л. ван
Бетховена
1
0
0
Устный
опрос;
17.
Творчество А. Вивальди. Цикл
концертов для скрипки соло,
струнного квинтета, органа и
чембало «Времена года»
(«Весна», «Зима»)
1
0
0
Устный
опрос;
18.
Творчество И. Баха. Итальянский
концерт
1
0
0
Устный
опрос;
19
Воплощение классицизма и
романтизма в музыкальном
творчестве
1
0
0
Устный
опрос;
20.
Творчество Ф. Шопена. Вальс № 6
(ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до
диез минор). Вальс № 10 (си
минор
1
0
0
Устный
опрос;
21.
удьба человека - судьба
человечества. Творчество Л. ван
Бетховена. Концерт № 4 для ф-но
с орк. (фрагмент ΙΙ части)
1
0
0
Устный
опрос;
.22
Героические образы в музыке.
Лирический герой музыкального
произведения.
1
0
0
Устный
опрос;
23.
Художественная интерпретация
музыкального образа
1
0
0
Устный
опрос;
24.
Жанры камерной вокальной
музыки (песня, романс, вокализ и
др.). Ф. Шаляпин. "Песня о блохе"
(в аранжировке Стравинского); В.
Лаурушас. "В путь"; Б. Дварионас.
«Деревянная лошадка».
1
0
0
Устный
опрос;
25.
Образы камерной музыки. А.
Бородин. А. Бородин. Квартет № 2
(Ноктюрн, III ч.). «Маленькая
сюита» для фортепиано.
Тарантелла» для фортепиано в
четыре руки.
1
0
0
Устный
опрос;
26.
Образы камерной музыки. С.
Рахманинов. Элегическое трио для
фортепиано, скрипки и виолончели
1
0
0
Устный
опрос;
27.
Образы камерной музыки. Космос
как источник вдохновения. Ч.
Айвз. «Космический пейзаж»; Э.
Артемьев. «Мозаика»
1
0
0
Устный
опрос;
28.
Инструментальная миниатюра
(вальс, ноктюрн, прелюдия,
каприс)
1
0
0
Устный
опрос;
29
Одночастная, двухчастная,
трёхчастная репризная форма.
Куплетная форма
1
0
0
Устный
опрос;
30
Сюита, цикл вокальных и
инструментальных миниатюр
1
0
0
Устный
опрос;
31.
Принцип контраста. Контраст
основных тем,
1
0
0
Устный
опрос;
32.
Соната. Концерт.Строение
сонатной формы. Музыкальные
произведения по выбору: Л. ван
Бетховен. Патетическая соната. №
26 ми-бемоль мажор «Прощание»,
№ 14 до-диез минор "Лунная"
1
0
0
Устный
опрос;
33.
Прелюдия и фуга.
1
0
0
Устный
опрос;
34.
Обобщение изученного
материала.Музыкальная
викторина.
1
0
0
Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 6 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
infourok
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Музыкальные инструменты, мультимедийное оборудование
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Музыкальные инструменты, мультимедийное оборудование