Статья "Развитие навыка чтения нот с листа в младших классах ДШИ"

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Красносельского района
Статья
«Развитие навыка чтения нот с листа в младших классах ДШИ»
подготовила
Макарова Римма Андреевна
преподаватель фортепиано
Санкт - Петербург
2023
Развитие навыка чтения нот с листа в младших классах ДШИ
На начальном этапе обучения, ребёнок знакомится с нотной грамотой:
изучает ноты, ритм и учится их записывать. Умение читать ноты,
значительно облегчает ученику процесс обучения, пробуждает желание
самостоятельно музицировать, тем самым, расширяет его кругозор и
поддерживает его интерес к музыке.
Навык игры с листа, представляет собой сложную высокоорганизованную
систему, основанную на взаимосвязи зрения, слуха, моторики. Вижу-слышу-
играю. На начальном этапе обучения, ученик должен постепенно овладевать
этими связями.
I. Важно обращать внимание на графический рисунок мелодии и
направление её движения (вверх – вниз):
- поступенное движение «подряд» секундами «подряд» (чередуя ноты на
линейках и между линеек);
- движение «через звук» терциями (все ноты на линейках, или все ноты
между линеек);
- опевание (сочетание движения секундами и терции);
- скачок (мелодические интервалы от кварты до октавы).
С усложнением репертуара и задач (игра двумя руками, разными
штрихами), надо вырабатывать у ребёнка реакцию на гармонические
интервалы и аккорды, чтобы он быстро зрительно распознавал их по
графическому рисунку. Закреплять навык графического прочтения нотного
текста можно по «Фортепианной азбуке» Е. Гнесиной, а также использовать
различный материал для чтения с листа. Маленькие пьесы или отрывки для
чтения с листа должны быть разнообразны по мелодической структуре, и
намного легче, чем ребёнок играет по программе, где-то на 2 класса. Если это
первоклассник или второклассник, то соответственно на полгода и год.
II. Очень важно для развития навыка чтения нот с листа, осмысленное
исполнение метроритма:
- понятие метра (размер, сильные и слабые доли – «шаги», ровность)
- знание и практическое использование устойчивых ритмических фигур, с
постепенным их усложнением. Полезно проговаривать отрывок, выбранный
для чтения с листа ритмослогами, простукивать на крышке или столе
метроритм (метр - левая рука, ритм - правая рука).
Прежде чем ребёнок начнет игру с листа, необходимо провести
подготовительную работу:
- уметь прочитать и охватить небольшой отрывок внутренним слухом;
- определить, где находится мелодия, а где сопровождение;
- начать с прочтения ритма мелодии хлопками или голосом;
- определить характер сопровождения;
- осмыслить движение мелодической линии (вверх или вниз);
- провести сравнительный анализ фраз по сходству и различию;
- определять тональность, метроритм, знаки альтерации, по мере овладения
музыкальной грамотой. Все это - не играя.
Надо объяснять ребёнку, что чтение с листа отличается от разбора текста.
При разборе произведение, проигрывается в медленном темпе, для
достижения точности аппликатуры, штрихов, и т.п.
При чтении с листа, надо добиваться охвата произведения в целом. Мелкие
нюансы можно опускать, так как надо стремиться сыграть всё в характере и
темпе, близком к настоящему.
Навыки чтения с листа помогают преодолевать трудности, возникающие в
процессе обучения, такие как:
1. Ученик плохо читает, если он не понимает связи мелодического рисунка с
движением рук по клавиатуре.
2. Часто дети не могут играть по нотам, не глядя на руки (играть в слепую),
при этом необходимо преодолевать боязнь клавиатуры. Преподаватель
должен спокойно реагировать на промахи ученика, побуждая его исправлять
ошибки, руководствуясь слухом и осязанием. Если ребёнок упорно смотрит
на руки, а не в ноты, то иногда, педагоги закрывают клавиатуру и играющие
на ней руки, держа над ними ноты или лист бумаги. Но это крайняя и не
всегда эффективная мера.
3. Надо привить навык: смотреть вперед. Ученик должен постараться
охватывать взглядом наибольшие участки текста.
Вариант тренировки:
- закрывать такт, который играет ученик, чтобы глаза его смотрели вперед, в
следующий такт;
- потом пробовать также закрывать уже два такта;
- далее можно поиграть только сильные доли.
Большой интерес у юных пианистов вызывает игра в четыре руки с
преподавателем. В музыкальном произведении, где позволяет текст, можно
предложить ученику поиграть басовую партию или мелодию.
Хорошо давать чтение с листа, играя в четыре руки, ребятам друг с другом.
Полезно исполнять полифонические произведения, где один ребёнок ведёт
верхний голос, а другой - нижний голос. Можно поиграть с пением: один
играет - другой поёт, а потом меняются местами.
Ансамблевая игра очень обогащает опыт маленького музыканта, так как
большинство ансамблей - это переложения оркестровых, оперных и
камерных произведений. Развивается чувство полифонии, гармоническое
слышание, ритм.
Педагог должен рекомендовать доступную литературу для чтения с листа.
Есть специальные хрестоматии следующий авторов:
- Н.Шарикова Альбом «Для чтения с листа», 3 и 4 класс;
- Ф.Брянская, Ефимова Л., С.Ляховицкая «Хрестоматия для чтения с листа
на фортепиано»;
- С.Ляховицкая «Маленькому любителю музыки».
Можно играть по сборникам для начинающих легкие вальсы, романсы,
переложения опер для двух рук. Нужна постоянная практика. Необходимо
заинтересовать ученика, чтобы он играл для души. Надо развивать его вкус и
стремление к познанию нового.
Приобретённые навыки чтения нот с листа сказываются на всей работе
ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстроте охвата
новых произведений, помогают ребёнку самостоятельно работать, грамотно
заниматься дома. Результат во многом зависит от его интереса к игре по
нотам. Основными задачами музыкального развития юного музыканта
являются: стремление к музицированию, к изучению нового репертуара. Но
главная цель – это воспитание любящего и понимающего музыку человека.
Использованная учебно-методическая литература:
1. Ф.Д. Брянская. Навык игры с листа и принципы его формирования.
/Ребенок за роялем/. - М.: «Классика-XXI», 2005.
2. Л.А. Баренбойм. Путь к музицированию. - Л.: «Советский композитор»,
1979.
3. Б.С. Грач. Фортепианная музыка для детей 1 и 2 класс. ДМШ., вып.2 Л.:
«Музыка», 1975.
4. О.П. Яновский. Чтение с листа в классе концертмейстерского мастерства.
- Челябинск: ЧИМ им. П.И. Чайковского, 2004.
5. В.В. Подольская «Развитие навыков аккомпанемента с листа». - М.:
«Музыка», 1974.
6. Н.С. Кончевский, В.А. Натансон «Современный пианист». М.:
«Музыка», 1970.