Экзаменационные вопросы по сольфеджио 1 класс

1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ Н.Г.РУБИНШТЕЙНА»
«Экзаменационные вопросы
по сольфеджио»
Выполнила: Дохина Н.В.
Преподаватель
Москва 2023
2
1 класс.
Устный экзамен.
Экзаменационные вопросы по сольфеджио.
1. Название октав. Первая, вторая, третья, четвертая,
малая, большая, контроктава, субконтроктава.
2. Нота. Знак для обозначения высоты и длительности музыкального звука.
3. Нотоносец. (Нотный стан) строка из пяти горизонтальных линий,
на которых записываются ноты. Счет линий ведется снизу вверх
4. Ключи. Знак, определяющий запись нот на нотоносце.
Скрипичный ключ «соль», пишется на второй линейке.
Басовый ключ «фа», пишется на четвертой линейке.
5. Знаки альтерации. # - диез – повышает звук на полтона.
-
бемоль - понижает звук на полтона.
-
бекар отмена любого знака.
6. Длительности нот и пауз. Целая половинка четверть – восьмая шестнадцатая…
7. Размер. 2 3 4 - Верхняя цифра обозначает, сколько долей в такте,
4 4 4 Нижняя цифра длительность этих долей.
8. Темп. Скорость движения музыкального произведения.
9. Доли. Сильные и слабые. В одном такте может быть только одна сильная доля (первая),
а слабых одна или две.
10. Такт. Отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли.
11. Затакт. Неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение
12. Тактовая черта. Граница такта.
13. Реприза. Знак повторения .
14. Лад. «Музыкальное настроение». Мажор весело, минор грустно.
15. Строение мажора. Т Т П Т Т Т П («»Два тона, полутон, три тона, полутон»)
16. Строение минора. Т П Т Т П Т Т
17. Гамма. Звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до тоники.
18. Тоника. Первая ступень лада, главный тон лада.
19. Аккорд. Трезвучие, Тоническое трезвучие в мажоре и миноре.
Аккорд одновременное и стройное звучание нескольких звуков
(не менее трех) различной высоты.
Трезвучие аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Трезвучия бывают мажорными и минорными.
Тоническое трезвучие строится на первой ступени лада, обозначается Т
5
3
.
В мажоре тоническое трезвучие мажорное, а в миноре минорное.
(«Песня про мажор», «Песня про минор»)
20. Тетрахорды. Часть гаммы, состоящая из четырех ступеней.
Нижний тетрахорд I, II, III, IV. Верхний тетрахорд V, VI, VII, I.
21. Тональность. Высотное положение мажорного или минорного лада,
определяемое его главным тоном (Тоникой).
Например: До мажор, Ре Мажор… до минор, ре минор…
22. Устойчивые ступени. I III V («Песня про мажор», «Песня про минор»)
23. Неустойчивые ступени. II IV VI VII. II→I, IV→III, VI→V, VII→I.
(«Неустойчивые звуки»)
24. Вводные ступени. Окружают Тонику. VII II. VII T ← II.
Между I II тон, VII I полутон
(«Дружат с Тоникой вводные ступени»)
25. Главные ступени. I - Тоника (Т). IV- Субдоминанта (S). V Доминанта (D)
(«Тоника, Субдоминанта, Доминанта, Тоника»)
3
26. Полутон. Самое узкое расстояние между двумя звуками
(белая и черная клавиша, + ми фа, си - до)
В мажоре полутон между III – IV, VII I ступенями.
В миноре полутон между II III, V VI ступенями.
27. Тон. Полутон + полутон = тон. (две белых клавиши, кроме нот ми – фа, си - до)
28. Ключевые знаки. Постоянные знаки, ставятся при ключе,
распространяются на все произведение.
29. Встречные знаки. Непостоянные знаки, ставятся при ноте,
распространяются на один такт.
30. Знаки в тональностях. До мажор знаков нет
ля минор – знаков нет
Соль мажор фа-диез
Ре мажор – фа-диез, до-диез
Фа мажор си-бемоль
31. Порядок написания знаков при ключе. Диезы: Фа До Соль Ре Ля Ми Си.
Бемоли: Си Ми Ля Ре Соль До Фа.
32. Интервалы (количество ступеней). Прима 1 ступень
Секунда – 2 ступени
Терция – 3 ступени
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7ступеней
Октава 8 ступеней
«Песенка про интервалы»↑↓
33. Интервалы (основание вершина). Нижний звук основание,
верхний звук вершина.
34. Интервалы (узкие широкие). Узкие: секунда, терция… Широкие: секста, септима…
35. Мелодический интервал. Звуки взяты поочередно, последовательно.
36. Гармонический интервал. Звуки взяты вместе, одновременно.
37. Консонанс (абсолютный консонанс). Благозвучный интервал (или аккорд),
основанный на слитности звучания.
Например: прима октава, кварта квинта,
терция секста.
38. Диссонанс. Резко звучащий интервал (или аккорд), основанный на не сливающихся звуках.
Например: секунда – септима.
39. Чистая прима. Чистая октава. Прима повторение одного и того же звука.
Октава повтор звука через октаву.
40. Секунда малая. Секунда большая. Малая секунда 2 ступени, 1 полутон
Большая секунда 2 ступени, 2 полутона (1 тон)
(Песенка)
41. Терция малая. Терция большая. Малая терция – 3 ступени, 3 полутона (1,½ тона)
Большая терция – 3 ступени, 4 полутона (2 тона)
42. Типы движения мелодии. Поступенное движение ↑↓
По звукам трезвучия ↑↓
Скачок ↑↓
Опевание (сверху, снизу)
Повтор звука
Секвенция (восходящая, нисходящая)
43. Лига. Если стоит над нотами различной высоты, то обозначает плавное исполнение (legato);
если соединяет ноты с одинаковой высотой, то увеличивает длительность звука (суммирует)
4
1 класс.
Пение и игра на инструменте
1. Гаммы: До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор, ля минор.
(Тоническое трезвучие, устойчивые, неустойчивые, вводные, главные)
«Песня про мажор», «Песня про минор»,
«Дружат с Тоникой…», «Тоника, Субдоминанта…»
2. Интервалы ↑↓ от всех белых клавиш:
чистая прима, чистая октава,
малая секунда, большая секунда,
«Песенка про интервалы»↑↓
«Малая секунда горько плачет, а большая бойко скачет».
3. Аккорды ↑↓ от всех белых клавиш: мажорное трезвучие, минорное трезвучие.
4. Номер. Определить тональность. Прохлопать ритм. Определить ступени. Спеть.
1 класс.
Письменный экзамен по сольфеджио.
1. Диктант. Записать в других тональностях.
2. Определение на слух. Мажорная гамма, минорная гамма.
Мажорное трезвучие, минорное трезвучие.
Чистая прима, чистая октава.
Малая секунда, большая секунда.
3. Гамма. До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор, ля минор.
(Звукоряд, Т
5
3
, устойчивые, неустойчивые, вводные, главные ступени)
4. Интервалы. Построить от звука ↑↓ (белые клавиши).
Чистая прима, чистая октава,
малая секунда, большая секунда,
5. Аккорды. Из мажорных трезвучий сделать минорные, а из минорных мажорные.
6. Группировка. Простые размеры 2 3 разбить на такты.
4 4