Рабочие планы шумовой оркестр

«Утверждаю» «Согласованно» «Рассмотрено»
директор школы зам. директора по ВР на заседании педагогического
___________Ткачев В Н ___________Исаева Ж И протокол от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫЦИРОВАНИЯ НА ИНСТРУМЕНТАХ
«ШУМЕЛКИ»
срок реализации 2 года
2-4 КЛАСС
программу разработал
Мамеев Сергей Анатольевич
учитель музыки
МПБОУ-Ново-Ямской ООШ
На 2020-2021 учебный год
I. Пояснительная записка.
Программа «Шумовой оркестр» реализуется в рамках внеурочной деятельности с
учащимися пятого – девятых классов. Программа базируется на основных нормативных
документах: письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей», постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие
Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с
"СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные
учреждения (учреждения дополнительного образования), письмо Минобрнауки РФ от
12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
Направленность программы
Имеет художественно-эстетическую направленность. Ориентирована на воспитание
ребенка через приобщение к лучшим традициям музыкальной культуры., формирование и
развитие навыков коллективного инструментального музицирования у детей младшего и
среднего школьного возраста. В процессе работы были использованы методические
разработки К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой.
Новизна и отличительная особенность программы
Особенность данной программы заключается в системе обучения игре на шумовых
инструментах детей младшего и среднего школьного возраста, основанной на сочетании
разных видов творческой деятельности: ритмические и инструментальные импровизации,
танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки.
Коллективное инструментальное музицирование - это одна из самых доступных форм
ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий
предполагает активное участие детей в учебном процессе. Каждый ребенок становится
активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на
данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе,
дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование
способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность,
дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Актуальность программы
Актуальность программы «Шумовой оркестр» на сегодняшний день обоснована
необходимостью создания условий для реализации федеральных государственных
стандартов второго поколения. В качестве основной идеи программы определена идея
использования художественного творчества как средства духовно-нравственного
развития. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и
тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее
развитие:. Программа направлена на :
-создание условий для развития ребёнка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
-интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
-взаимодействие педагога с семьёй;
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в том,
что предлагаемый программный материал предоставляет воспитаннику возможность
развивать свой творческий потенциал. Ученики овладевают основными приемами игры
на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с различными шумовыми ударными
инструментами (литавры, барабаны, тарелки, треугольник, бубен, коробочка,
колокольчики, кастаньеты и т.д.).
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие музыкальных способностей детей через игру на шумовых
инструментах.
Задачи программы:
в образовании: - обучать основам техники игры на шумовых народных инструментах, -
формировать необходимые умения и навыки игры на инструментах;
в развитии: - способствовать развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности,
усидчивости; - развивать память, умение концентрировать внимание; - развивать
фантазию, творческие способности, музыкальный вкус;
в воспитании: - воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой; -
воспитывать культуру общения в коллективе.
Возраст детей
Образовательная программа «Шумовой оркестр» рассчитана на воспитанников со 5 по
49классы. В творческое объединение принимаются дети по желанию.
Сроки реализации программы
Программа «Шумовой оркестр» реализуется в течение 2 лет.
Формы и режим занятий
Основной формой работы по программе «Шумовой оркестр» является групповое занятие.
Занятия проводятся ансамблем один раз в неделю в объёме 1 часа. Продолжительность
занятия 45 минут, На каждом уроке используются различные формы работы, сочетаются
подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра
на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие
упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого урока требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и
владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих
учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной
цели.
Коллективное инструментальное музицирование, конечно, возможно лишь в классе на
уроке, но для домашней работы можно рекомендовать детям повторить разученные в
классе стихи, песни, придумать новые варианты ритмического аккомпанемента, привлечь
родителей к исполнению остинато или канона, то есть самим стать организаторами
совместного музицирования. Свои эмоциональные впечатления от прослушанных и
исполняемых в классе произведений ребенок может выразить в рисунке, выполненном по
желанию дома.
Занятия по разучиванию новых произведений проводятся с каждой группой
инструментов отдельно, затем проводится общее занятие всех групп, в котором партии
соединяются
Формирование групп
Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное –
добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не
должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было 10 12). На уроке детей удобнее
разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего
занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.
Ожидаемые результаты программы
Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом
знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую
реализацию:
У детей:
сформировано активное отношение к инструментальной музыке и к игре на
детских музыкальных инструментах;
раскрыты и развиты творческие музыкальные способности;
сформированы – музыкальный вкус, высокий уровень музыкального
развития детей, устойчивые исполнительские навыки;
сформированы элементарные музыкальные понятия;
сформировано желание участвовать в коллективном и творческом
процессе;
развиты умения применять свой опыт в свободной музыкальной
деятельности.
Личностные качества:
развиты культура слушания и восприятия музыки;
развиты умения играть одному и в ансамбле;
развито умение слушать и исполнять свою партию в многослойной фактуре;
ребенок самостоятельно использует индивидуальные навыков при игре на
деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
активно проявляет себя во всех видах исполнительской деятельности;
слушает музыку сосредоточенно, отмечает характер и настроение;
чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на музыкальных
инструментах.
Метопредметные результаты.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей
музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей
прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию,
не стремиться заглушить друг друга, слышать, передавать настроение,
выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно
слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после
пауз.
Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать различные виды
детского творчества: пение, танец, игра.
Содержание программы «Шумовой оркестр» реализует Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее
музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа
отвечает требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования ориентации на развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования развитию способностей к художественно-образному,
эмоционально- ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в
творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные,
метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе реализации
программы опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению.
К метапредметным результатам обучающихся относятся умение воспринимать музыку
различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях, эмоционально,
эстетически откликаться на искусство; адекватно оценивать проявления музыкальной
культуры как части общей культуры; умение организовывать культурный досуг,
самостоятельную творческую деятельность.
Личностные результаты освоения образовательной программы отражают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию в области музыкального искусства.
II. Учебно-тематический план
Основное содержание дисциплины
Первый год обучения
1 четверть
В течение первой четверти ребёнок должен получить представление о следующих
понятиях: оркестр, дирижёр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые
звуки, шумовые инструменты;
различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.
Знакомство и работа с буквенными обозначениями нот натурального звукоряда (мажорная
пентатоника).
Формирование навыков игры каждой рукой отдельно и двумя руками поочередно,
глиссандо.
Метроритмические навыки: - короткие и долгие звуки; - сильная и слабая доли; - ровное
движение. Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной
ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песенки и
попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.
Практические навыки: - уметь исполнить простейшие ритмические формулы; - уметь
определить и исполнить сильную и слабую доли; - практически познакомиться с
шумовыми инструментами; - уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические
рисунки русских народных песенок и попевок; - уметь прохлопать простейшие
ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок.
2 четверть
Теория: направление движения мелодии вниз, вверх; поступенное и скачкообразное
движение мелодии; пауза.
Работа с ритмами в размере 2/4 (сочетание четвертей и восьмых) ,
Продолжение работы с буквенными обозначениями нот (семиступенный звукоряд).
Формирование навыков игры двумя руками совместно (остинато) и поочередно (более
развернутые примеры).
Игра в ансамбле оркестр делится на две группы, партии исполняются поочередно.
Шумовые инструменты используются только для ритмической партитуры.
Интонация - знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда; - исполнение
играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах; -
разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.
Метроритм: - закрепление ритмических схем; - усложнение ритмического рисунка.
Практические навыки: - закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических
попевок; исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное
движение, скачки на терцию, кварту, квинту); -
знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, исполнение,
завершение); - игра с концертмейстером. Подготовка к выступлению на новогодней елке.
3 четверть
Теория: знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш);
песенные жанры. Формирование навыков игры двумя руками параллельное движение,
расходящееся движение.
Метроритм: - танцевальные ритмы; - маршевые ритмы; - сильная и слабая доли
(закрепление); - ритмические схемы с использованием пауз; - чередование различных
схем, их усложнение.
Практические навыки: - умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить
игру вместе; - умение держать паузу; - игра соло; - запоминание наизусть более длинных
произведений; - накопление репертуара.
4 четверть
Работа во всех направлениях: закрепление и усложнение полученных навыков.
Использование более сложного музыкального материала. Накопление репертуара.
К концу учебного года дети должны:
Знать музыкальную грамоту. Овладеть приѐмами игры на музыкальных инструментах,
уметь играть согласованно, ритмично, в едином темпе.
Знать основные типы оркестров, имена великих русских и зарубежных композиторов.
Подготовка к выступлению на заключительном контрольном уроке (концерте).
Второй год обучения.
1 четверть
Терминология: оркестровая партия, нитка, такт, размер, затакт, цифра.
Метроритм: - двухдольная и трёхдольная пульсация; - пауза, игра через паузу; - умение
закончить фразу, сыгранную педагогом («Эхо»); .
Интонационные навыки: - пение с паузой; - пение окончания фразы (поступенное
движение); - пение небольших пьес с аккомпанементом на инструментах.
Практические навыки: первоначальные навыки чтения оркестровой партии, исполнение
своей партии по предложенной записи; - уметь записать символами несложные ритмы из
того, что изучается в классе.
2 четверть
Новые ритмы в размере 2/4, 3 /4 (пунктирный ритм, синкопа)
Формирование навыков игры двумя руками – перекрещивающееся движение, тремоло.
Закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков, полученных в
первой четверти.
Разучивание и исполнение детских пьес (с пением и без пения). Игра с солистом.
Подготовка к выступлению на новогодней елке.
3 четверть
Терминология: альтерация, мажор, минор, синкопа, пунктирный ритм, трезвучие, главные
ступени лада, аккомпанемент.
Метроритм: - синкопа; - пунктирный ритм; - танцевальные ритмы: полька, вальс, мазурка,
рок-н-ролл.
Интонационные навыки: мажор, минор; альтерация; трезвучия главных ступеней;
пение в пределах октавы, движение мелодии поступенное, скачки на терцию, кварту,
квинту, сексту, септиму.
Практические навыки: чтение оркестровых партий, исполнение по записи;
импровизация, исполнение и запись несложных ритмических композиций с
использованием текстов и шумовых инструментов; игра по дирижёрскому жесту.
4 четверть
Работа по всем направлениям: совершенствование приобретённых навыков на более
сложном музыкальном материале.
Подготовка к выступлению на заключительном контрольном уроке (концерте)..
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны выработать навык разбора ритмических длительностей и разучивания
несложных музыкальных произведений и сопровождений к песням.
Учащиеся должны приобрести навык выразительного, художественного исполнения
простых музыкальных произведений с использованием ударно-шумовых инструментов.
Уметь ориентироваться в записи несложных партитур, овладеть навыками ансамблевого
исполнения , умению корректировать качество исполнения товарищами различных
партий.
Понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности
звукоизвлечения и звуковедения.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие «Юные
оркестранты»
1
1
2
Звукоряд на ксилофоне,
металлофоне, диапазон
инструмента.
Постановка рук
(поочередное, совместное
движение рук)
5
1
4
3
Ударные инструменты без
определённой
звуковысотности.-
1
1
4
«Треугольник, румба,
буковые палочки -
3
3
5
Разучивание пьес
(одноголосие, ритмический
аккомпанемент
5
5
6
«Вятские, смоленские –
ложки деревенские»
7
2
5
7
Маракасы, бубен, тарелки
3
1
2
8
«Пусть играет шумно,
четко – деревянная
трещотка!»
2
1
1
9
Разучивание русских
народных мелодий
7
1
6
10
Итоговое занятие
1
1
Всего
35
8
27
2 год обучения
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. Выбор
произведений для концерта.
1
1
Звукоряд на ксилофоне,
металлофоне, диапазон
инструмента.
Постановка рук
(параллельное, косвенное,
перекрещивающееся
движение
4
1
3
Ударные инструменты без
определённой
звуковысотности.-
1
1
«Треугольник, румба,
буковые палочки -
4
4
Разучивание пьес
(двухголосие, ритмический
аккомпанемент
5
5
«Вятские, смоленские –
ложки деревенские»
7
2
5
Маракасы, бубен, тарелки
3
1
2
«Пусть играет шумно, четко
деревянная трещотка!»
2
1
1
Разучивание русских
народных мелодий
7
1
6
Итоговое занятие
1
1
Всего
35
8
27
Тематическое планирование 2020-2021 учебный год
Тема занятия
Дата
план
Дата
факт
примечание
1
Вводное занятие «Юные оркестранты»
2
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне,
диапазон инструмента.
Постановка рук (поочередное, совместное
движение рук)
3
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне,
диапазон инструмента.
Постановка рук (поочередное, совместное
движение рук)
4
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне,
диапазон инструмента.
Постановка рук (поочередное, совместное
движение рук)
5
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне,
диапазон инструмента.
Постановка рук (поочередное, совместное
движение рук)
6
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне,
диапазон инструмента.
Постановка рук (поочередное, совместное
движение рук)
7
Ударные инструменты без определённой
звуковысотности.-
8
«Треугольник, румба, буковые палочки -
9
«Треугольник, румба, буковые палочки -
10
«Треугольник, румба, буковые палочки -
11
Разучивание пьес (одноголосие,
ритмический аккомпанемент
12
Разучивание пьес (одноголосие,
ритмический аккомпанемент
13
Разучивание пьес (одноголосие,
ритмический аккомпанемент
14
Разучивание пьес (одноголосие,
ритмический аккомпанемент
15
Разучивание пьес (одноголосие,
ритмический аккомпанемент
16
«Вятские, смоленские – ложки деревенские»
17
«Вятские, смоленские – ложки деревенские»
18
«Вятские, смоленские – ложки деревенские»
19
«Вятские, смоленские – ложки деревенские»
20
«Вятские, смоленские – ложки деревенские»
21
«Вятские, смоленские – ложки деревенские»
22
«Вятские, смоленские – ложки деревенские»
23
Маракасы, бубен, тарелки
24
Маракасы, бубен, тарелки
25
Маракасы, бубен, тарелки
26
«Пусть играет шумно, четко – деревянная
трещотка!»
27
«Пусть играет шумно, четко – деревянная
трещотка!»
28
Разучивание русских народных мелодий
29
Разучивание русских народных мелодий
30
Разучивание русских народных мелодий
31
Разучивание русских народных мелодий
32
Разучивание русских народных мелодий
33
Разучивание русских народных мелодий
34
Разучивание русских народных мелодий
35
Итоговое занятие
IV. Содержание программы.
1 год обучения.
1. Вводное занятие. «Музыканты- оркестранты»-1час
Теория. Оркестр русских народных инструментов (струнные, духовые, ударные и
шумовые группы инструментов). Просмотр фрагментов выступлений оркестров
(видеофильм).
2. Группа мелодических ударных инструментов.
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне, диапазон инструмента.
Постановка рук (поочередное, совместное движение рук) - 5 час
Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические
возможности.
Практика. Постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук (разминка). Освоение
основных приемов звукоизвлечения «Ручеёк». Работа над музыкальным произведением.
Игра в ансамбле.
3. Ударные инструменты без определённой звуковысотности.- 1час.
(Треугольник, румба, маракас, кастаньеты, буковые палочки, барабан тарелки, бубен)
История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические
возможности. Разновидности бубнов. Звукообразующий элемент: перепонка перепончат .
4. «Треугольник, румба, буковые палочки - шумовые музыкальные инструменты» -
3 час.
Практика. Разминка рук без инструмента Постановка исполнительского аппарата –
корпуса рук. Освоение основных приемов звукоизвлечения (удар, тремоло). Освоение
основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами рук, удар о ладонь). .
Игра соло и в ансамбле.
5. Разучивание пьес (одноголосие, ритмический аккомпанемент) -5 час.
Работа над музыкальным произведением.
6. «Вятские, смоленские – ложки деревенские» - 7 час.
Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические
возможности. Ложки деревянные как музыкальный инструмент. Основные приемы игры
(видеофильм).
Практика. Постановка исполнительского аппарата – корпуса рук (разминка). Освоение
приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую, «Маятник», «Мячики»,
«Трещотка», «Плечики», «Коленочки».
7. Маракасы, бубен, тарелки – шумовой инструмент –3 час.
Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические
возможности. Разновидности Основные приемы игры (видеофрагменты).
8. «Пусть играет шумно, четко – деревянная трещотка!» - 2час.
Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и
технические возможности. Звукообразующий элемент: пластина – пластинчатые. Прием
игры «Волна». Трещотка малая. Трещотка большая.
Практика. Разминка рук без инструмента Постановка исполнительского аппарата –
корпуса рук. Освоение основных приемов звукоизвлечения (толчок, сжимание и удар
пластин друг о друга). Игра соло и в ансамбле.
9. Разучивание русских народных мелодий -7 час.
Теория. История появления первых русских народных песен. Народные приметы. Рассказ
о русском костюме. Народный фольклор о русских народных инструментах.
Практика. Ритмическая тренировка: потешки, прибаутки, Работа над русскими народными
произведениями. Игра соло и в ансамбле.
10. Итоговое занятие. - 1час.
Практика. Родительское собрание в форме отчетного концерта, на котором родители
имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей.
Содержание программы.
2 год обучения.
1. Вводное занятие. 1час
Теория. Оркестр русских народных инструментов (струнные, духовые, ударные и
шумовые группы инструментов). Просмотр фрагментов выступлений оркестров
(видеофильм). Выбор репертуара разучиваемых произведений
2.Буквенные обозначения звуков.
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне, Постановка рук на ксилофоне
(параллельное, косвенное, перекрещивающееся движение) - 4 час
Теория. Исполнительские и технические возможности инструмента.
Практика. Освоение новых приемов игры. Постановка исполнительского аппарата –
корпуса, рук (разминка). Освоение приемов звукоизвлечения Работа над
музыкальными произведениями. Игра в ансамбле.
3. Ударные инструменты без определённой звуковысотности.- 1час
(Треугольник, румба, маракас, кастаньеты, буковые палочки, барабан тарелки, бубен)
История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические
возможности
Практика. Повтор основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами
рук, удар о ладонь). Разучивание новых ритмических рисунков в музыке и исполнении на
бубне. Работа над музыкальным произведением. Игра соло и в ансамбле.
4. «Треугольник, румба, буковые палочки - шумовые музыкальные инструменты» -
4 час.
Практика. Разминка рук без инструмента – игра «Шофер». Постановка исполнительского
аппарата – корпуса рук. Повторение основных приемов звукоизвлечения (толчок,
сжимание и удар пластин друг о друга). Разучивание новых ритмических рисунков в
музыке. Игра соло и в ансамбле.
5. Разучивание пьес (двухголосие, ритмический аккомпанемент) – 5 час
Работа над музыкальным произведением.
6. «Вятские, смоленские – ложки деревенские» - 7час.
Теория. Исполнительские и технические возможности. Ложки деревянные как
музыкальный инструмент. Основные приемы игры (видеофильм)-повторение. Знакомство
с новыми приемами игры.
Практика. Повторение приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую,
«Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», разучивание приемов
«Качели», «Дуга», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки». Освоение приемов
игры на трех ложках: основной прием игры, «Тремоло», «Форшлаги».
7. Маракасы, бубен, тарелки – шумовые инструменты -3час
Теория. Исполнительские и технические возможности. Повторить основные приемы игры
(видеофрагменты). Новые приемы звукообразующего элемента.
8. «Пусть играет шумно, четко – деревянная трещотка!» - 2час.
Практика. Освоение новых приемов звукоизвлечения. Игра соло и в ансамбле под музыку.
Трещотка малая. Трещотка большая.
9. Разучивание русских народных мелодий -7час.
Теория. Особенности русских народных произведений, их роль в жизни русского человека
Практика. Разучивание и работа над русскими народными произведениями. Игра соло и в
ансамбле.
10. Итоговое занятие. - 1час. Практика. Родительское собрание в форме отчетного
концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского
мастерства своих детей.
V. Краткие методические указания
Форма занятий
На каждом уроке необходимо чередование различных форм работы для эффективного
усвоения и закрепления пройденного, сочетание заучивания и импровизации,
коллективной и индивидуальной работы в группе.
Ритмические упражнения
Для проведения такой работы используются стихи, считалки, прибаутки, - тексты,
которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для
восприятия и запоминания. Упражнения могут быть проделаны с помощью хлопков,
притоптываний, шумовых ударных инструментов. Используются следующие виды
работы:
- знакомство с основными ритмическими рисунками в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4, 6/8.
- ритмический аккомпанемент на основе остинато (избранная ритмоформула повторяется
на протяжении всего упражнения или его раздела, постепенно усложняясь и удлиняясь)
- ритмическое «эхо» (повторение ритмов, предлагаемых учителем или одним из учеников)
- ритмические каноны (на основе речевых текстов)
- ритмические партитуры (первоначально каждая партия основывается на своем
остинатном ритме, затем возможно более свободное построение)
- знакомство с различными шумовыми инструментами и приемами игры на них
Игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки)
Для этих упражнений также в качестве ритмической основы используются различные
стихи, песенки. Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя
таким этапам: - знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках
инструментов
- правильная посадка (пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если
ребенок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки
должны двигаться свободно)
- умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть
указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время
удара)
- овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение,
поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение,
перекрещивание рук, тремоло, глиссандо, знакомство с различными штрихами)
- игра на инструменте с диатоническим звукорядом заданной остинатной фигуры,
- игра на инструменте с хроматическим звукорядом
На начальном этапе работы педагог, по своему усмотрению, может пользоваться
ограниченным звукорядом, оставляя на инструменте лишь необходимые пластинки
(например, звуки, позволяющие сыграть только квинту, или терцию, или трихордовую
попевку), и постепенно добавлять новые звуки, расширяя диапазон до пентатоники и
затем до полного семиступенного звукоряда.
Игра в ансамбле
Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием
шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и, по
возможности, других инструментов, на которых учатся играть дети баян, флейты и т.д.
Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса.
Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а
затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к
подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким
ансамблем можно исполнить:
- ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне,
исполняемой учениками
- игру канонов
- исполнение оркестровой партитуры (от 2-голосной до 4-голосной)
- исполнение оркестровой партитуры с солистом (пение, баян, флейта)
Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и
рекомендованы ученикам для повторений дома, но основной формой работы остается
непосредственная работа в классе, направленная на активное запоминание.
Творческие упражнения, импровизация
Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие
учеников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих
упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными
заданиями:
- импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне
- импровизация в заданном звукоряде (первоначально – 2-3 звука, затем пентатоника,
полный диатонический звукоряд, хроматическая гамма)
- импровизация мелодии на заданный ритм (первоначально в ограниченном звукоряде)
- импровизация на основе заданной ритмической партитуры
- импровизация в заданном звукоряде (конкретные заданные звуки, пентатоника,
хроматическая гамма)
- тембровая импровизация, выбор инструментов для оркестровой партитуры
VI. Методическое обеспечение программы.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной
последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Постепенно, от занятия к занятию, усложняя музыкальный материал. Поначалу
необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только
потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и
навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах,
овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки,
частушки);
- соревнования между подгруппами;
- создание собственных приемов игры на народных шумовых инструментах.
Методы работы
- Объяснительно-иллюстративный: (беседа, объяснение, художественное слово,
использование фольклора).
-Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
-Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
-Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное). -
Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической
деятельности).
В работе с ансамблем использую технические средства обучения: (музыкальный центр,
телевизор, ноутбук , видеокамера) -для отработки техники игры на инструментах;
-в ритмической тренировке;
-при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром;
-для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы,
анализируют);
Этапы обучения шумовых инструментах
- знакомство с инструментом
историей создания, конструктивными особенностями;
- постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;
- освоение основных приемов звукоизвлечения;
- развитие исполнительского мастерства;
- работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и
технически совершенным исполнением музыкального произведения;
- работа над музыкальным произведением.
Критерии определения результативности программы
- ритмичность выполнения всех заданий;
- владение приемами игры на шумовых инструментах;
- игра на музыкальных инструментах
VII. Список используемой литературы.
1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка» Москва 1998г.
2. Баренбойм Л.А «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа»,1987г
3. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста», 2002 г.
4. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
5. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г. 6.
Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
7. Журнал «Музыкальная палитра»
8. Журнал «Музыкальный руководитель»
9. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры», 200 г.
10. Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
11. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском
саду», 1990 г.
12. Лаптев И.Г. «Детский оркестр в начальной школе» Москва 2001г
13. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
14. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние,
летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
15. Рытов Д.А.«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
16. Рякина «Народные праздники», 2002 г..
17. Тютюнникова Т.Э. «Потешные уроки» Москва 2004г
18. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-
педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
19. Тютюнникова Т.Э «Доноткино» 1 и 2 части 2005г Москва.
20. Ю.Шишаков. техника переложения для оркестра русских народных инструментов.
Советский композитор 1986г.