Рабочая программа по музыке 5-7 классы ФГОС ООО 1 час в неделю (всего 105 часов)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старопросветская школа»
Кетовского района Курганской области
«Рассмотрено» Согласовано
на заседании Совета школы Заместитель
Протокол № ________ директора по УВР
от «__» _______ 20__ года _______________
от«___»____ 20___ г
«Утверждаю»
Директор школы________
Н.А.Малахова
Приказ № ____
от «____» ______ 20___ г
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
для 5 - 7 классов
по 1 часу в неделю (всего 105 часов)
Автор-составитель:
Рычкова Ирина Александровна
п.Старый Просвет
2015 год
3
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с:
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, утвержденными федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от17 декабря 2010 г. № 1897) ( ФГОС ООО);
основной образовательной программой ГБОУ «Старопросветская школа»;
учебного плана ГБОУ «Старопросветская школа»;
примерной основной программы по музыке для основного общего образования
(одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию, протокол заседаний от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобрнауки России от
8 июня 2015 г. № 567)
авторской программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Музыка.
5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия
учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова].
М: “Просвещение”, 2011год
Данная рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам предмета
«Музыка» и последовательность изучения ем и разделов учебного предмета с учетом
психологических, возрастных особенностей обучающихся; межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, актуальных задач воспитания, обучения и развития. Рабочая
программа ориентирована овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно
обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к
сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение
практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия
деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в
обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции
искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-
психических перегрузок учащихся.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт
поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание
их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального
восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на
специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную
нотную грамоту
Цель массового музыкального образования и воспитания развитие музыкальной
культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры наиболее полно отражает
заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает
формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном
информационном пространстве.
Задачи:
4
обучающие:
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой
в рамках изучаемого курса;
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их
общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-
нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитии мировой культуры;
развивающие:
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-
творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его
творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к
миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами
народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики,
современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами
музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной
культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности оровое,
ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-
пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию
музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя
способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного
отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой
деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и
навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на
музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной
деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной
отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения,
художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства
коллективизма.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном,
жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства
(фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
5
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод игры.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка»
способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного
человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное
искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения
достижения образовательных результатов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития
человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика
Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств том
числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого
человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти важнейшая задача
музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в
этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение
ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства,
произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями
мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и
настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности
своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к
культуре других народов мира.
Преемственность содержания программы 5 - 7 классов с программой «Музыка» для
начальной школы выражается в таких аспектах, как:
освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства
интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества,
музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства,
подразумевающего выход за рамки музыки;
расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-
образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и
«внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;
формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе
усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках
музыки.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения
содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его
чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и
профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей,
музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального
общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости,
способности к сопереживанию.
6
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам
адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в
наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся
войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный
вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее
интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата
музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме
самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных
произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на
уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса,
школы, культурных событиях села, района и др.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
«Музыка» на уровне основного общего образования является базовым предметом. Данный
учебный предмет изучается в 5 7 классах в общем объеме 105 часов, по 35 часов в учебный год,
по 1 часу в неделю.
Результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и
участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувтсв
других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное
и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного.
бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
7
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее
решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов4
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественную самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его
общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-
нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а
также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-
творческую деятельность лушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение
и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному
музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией
и ключевыми понятиями музыкального искусства;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
8
Содержание учебного предмета «Музыка»
Содержание предмета «Музыка»
5 класс
1.Народное музыкальное творчество ( 16 часов)
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные
черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
2.Музыка как вид искусства (19 часов)
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как
звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная,
симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их
традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство
исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор поэт художник; родство зрительных, музыкальных
и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки
как вида искусства.
6 класс
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв ( 9 часов)
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к
народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в
творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков,
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Рабочая
программа
Рабочая программа по классам
6 кл.
7 кл.
1.
1.Народное музыкальное
творчество
2.Музыка как вид искусства.
35 ч.
7ч.
28 ч.
2.
1.Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-ХХ
вв.
2. Зарубежная музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIХ-
XХ вв.
3. Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
35 ч.
9ч.
7ч.
18ч.
35 ч.
9ч.
7ч.
19ч.
3.
1.Современная музыкальная жизнь
2. Значение музыки в жизни
человека
35 ч.
17ч.
18ч.
35 ч.
17ч.
18ч.
ИТОГО:
105 ч
35 ч
35 ч
9
П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые
черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. (7 часов)
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской
музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах –
выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).
Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр
в творчестве композиторов XIX века . Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской
музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и
вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и
вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.(19 часов)
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский,
С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и
зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл,
блюз, симфоджаз наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные
композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии
и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления
(рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.
7 класс
Современная музыкальная жизнь ( 17 часов)
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин,
Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский,
Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы,
вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и
музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка
в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека (18 часов)
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как
отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в
национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
10
Учебно-методическое обеспечение.
1.Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.П.Сергеева, Е.Д.
Критская – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Сергеева Г.П. Музыка: учеб. для учащихся 6 класс. общеобразоват. учреждений/
Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2015 г.
3. Сергеева Г.П. Музыка: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.П.Сергеева, Е.Д.
Критская – М.: Просвещение, 2015 г.
4.Сергеева Г.П. Музыка: 5-6 класс: метод. пособие / Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская – М.:
Просвещение, 2015 г.
Материально-техническое обеспечение
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор;
3. Экран проекционный.
Методический фонд
1. Репродукции картин;
2. Фонохрестоматия;
3. Репродукции картин художников;
4. Литературные произведения;
5. Творческие работы обучающихся.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов
1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж.
Сильвермена, перевод С. Болотина).
4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5. Э. Артемьев. «Мозаика».
6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но
Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная
фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор ТК, том Ι). Итальянский
концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си
минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» ( 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20).
Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта 47). Сюита 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф.
Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Mari.
8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец
девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10. Л. Бетховен. Симфония 5. Соната 7 (экспозиция Ι части). Соната 8
(«Патетическая»). Соната 14 («Лунная»). Соната 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната 23
(«Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль
мажор. Концерт 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт»
(Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена
гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод
караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро
(№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А. Бородин. Квартет 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония 2 «Богатырская»
(экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя
Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
11
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и
чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» 5 (ария для сопрано и виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» л. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г.
Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для
солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда»
(№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл
«Времена года» («Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» ( 44) из оратории
«Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II
д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром
часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст
Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися,
разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор
поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра,
Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-
фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл.
А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор
фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»).
Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая»
(сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»).
Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта
«Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
33. Знаменный распев.
34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт 3
для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети»,
«Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «Ave Maria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром)
(фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
12
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор.
Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония 40. Симфония
41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из
оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена
смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору
образовательной организации.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана».
(«Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами
и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната 2 ч.).
Симфония 1 Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта»
(Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое
побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с
оркестром часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок»
(сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль
минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя).
«Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня
Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня
Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера
«Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками
по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» V д.)).
Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита
«Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита
«Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка»,
«Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к
драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед,
Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол).
Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я фронт».
69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты
по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» (фрагменты по выбору
учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки
с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио.
Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
13
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония 4 (ΙΙΙ ч.).
Симфония 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром
(ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год».
Сюита 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»).
Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» 8). «Я ли в поле да
не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор.
Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.
Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1),
Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си
минор). Мазурка 1. Мазурка 47. Мазурка 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор.
Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера
«Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В
Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».
14
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В разделе
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
15
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета
в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни том
числе в творческой и сценической).
16
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Тематическое планирование
п/п
Разделы темы
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
всего
Контроль
5 класс
1.
Народное музыкальное творчество
16 часов
2
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и
литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к
музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных
композиторов; понимать особенности музыкального воплощения
стихотворных текстов.
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и
литературных произведений в драматизации, инсценировке,
пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных
инструментах, пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки и других видов искусств.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах
изучаемой темы.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусства.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств
музыки и литературы.
Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и
виды музыкальных инструментов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов
России и других стран при участии в народных играх и обрядах,
действиях и т.п.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества
своей республики, края, региона и села.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
(пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на
инструментах элементарных и электронных).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной
форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска
произведений музыки и литературы.
1.1
Устное народное музыкальное творчество в
развитии общей культуры народа.
2
1.2.
Характерные черты русской народной музыки.
2
1.3.
Основные жанры русской народной вокальной
музыки.
2
1.4.
Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное)..
2
1
1.5.
Музыкальный фольклор народов России
3
1
1.6.
Знакомство с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона.
2
1.7.
Истоки и интонационное своеобразие,
музыкального фольклора разных стран.
3
1
2.
Музыка как вид искусства
19 часов
3
Размышлять о знакомом музыкальном произведении,
высказывать суждение об основной идее, средствах и формах
3
2.1.
Основы музыки: интонационно-образная,
жанровая, стилевая.
1
ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленными
учителем или самостоятельно выбранным литературным
образом.
Творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,
поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные
литературные произведения к изучаемой музыке.
Собирать коллекцию музыкальных и литературных
произведений.
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со
сверстниками и родителями.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
(пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на
инструментах – элементарных и электронных).
Понимать особенности музыкального воплощения
стихотворных текстов.
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с
литературой и изобразительным искусством как различными
способами художественного познания мира.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального
произведения с формой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития,
выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в
произведениях разных форм и жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм построения
музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении
различных музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального
искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные
произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к
изучаемой музыке.
Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на
основе осознания специфики языка каждого из них (музыки,
литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах
2.2.
Интонация в музыке как звуковое воплощение
художественных идей и средоточие смысла.
1
2.3.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная;
вокально-инструментальная и камерно-
инструментальная.
2
2.4.
Музыкальное искусство: исторические эпохи,
стилевые направления, национальные школы и их
традиции, творчество выдающихся отечественных
и зарубежных композиторов.
2
2.5.
Искусство исполнительской интерпретации в
музыке (вокальной и инструментальной).
2
1
2.6.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими
видами искусства итература, изобразительное
искусство).
2
2.7.
Композитор поэт художник; родство
зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различия выразительных средств
разных видов искусства.
2
2.8.
Воздействие музыки на человека, её роль в
человеческом обществе.
2
1
2.9.
Музыкальное искусство как воплощение
жизненной красоты и жизненной правды.
2
2.10.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
3
1
4
изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к
музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих
заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений
отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства.
Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и
виды музыкальных инструментов.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
(пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на
инструментах – элементарных и электронных).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной
форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска
произведений музыки и литературы.