Вокальные упражнения как основная часть обучения пению

Вокальные упражнения как основная часть обучения пению.
Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной
подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли
просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные
упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах
этого слова.
Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и
артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию,
задействовать все возможности голосового аппарата — и получить на выходе роскошное
звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и
сочным.
Вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и
решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение
диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь
последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития
музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения
прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая
ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки,
наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
Распевание позволяет певцу сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс,
попасть "на нужную волну" и подготовиться к занятию психологически.
Основные правила распевания
1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не
разогрев связки.
2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь
предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются
вниз.
4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон:
можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем
переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце
распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это
зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли
справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно
же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные
упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит",
распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем
режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так
как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться
необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств
категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь
эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При
распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и
форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а
также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и
перехода на крик.
8. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А
можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.
Распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца
и может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-
колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать
упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и
подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью,
кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.
Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к
голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный
период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые
вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при
необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.
Упражнения для начинающих должны быть небольшого диапазона: распевки на
одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут
захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач.
Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно
не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не
порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен
профессиональный контроль.
Примерные вокальные упражнения
В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические"
вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они
расположены от простого к сложному.
1)
"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные
располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным.
Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На
начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены,
очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу.
Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять
голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".
2)
Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто
используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким.
Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал
слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.
3)
Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте
зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.
4)
Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я
часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт
несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте:
"Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать
зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке,
что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты
вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.
5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения,
которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем
также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними,
плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно
заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для
первой.
6)
Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна
отличаться от формы ноты первой.
7)
Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем
мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий
вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.
8)
Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой
шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.
9)
Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и
прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы
челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.
10)
Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой
нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении.
Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.
11)
Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну
сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх,
одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не
отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.
12)
Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития
диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно
быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.
13)
Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.
14)
Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.
15)
Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование
штрихов.
16)
В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в
медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром -
подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать
глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны
конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю
- нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную
позицию.
17)
Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в
шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.
18)
Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к
верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание.
Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению
диапазона.
19)
В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и
поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо
обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В
сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".
20)
Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены,
выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту,
стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О".
Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).
21)
По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять
дыхание.
22)
Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая -
стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон
децимы.
23)
Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование
тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там
будет фальшь.
24)
Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего -
пожалуй, нереально.
25)
Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для
интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно
сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный
слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.
Научиться петь сейчас хотят многие, причем среди них есть немало тех, кто никогда
не занимался вокалом. Одни просто хотят исполнять мелодии для самих себя,
чтобы периодически снимать накопившиеся негативные эмоции, другие чтобы
удивить друзей и знакомых, а есть и такие, кто всерьез подумывает о певческой
карьере.
Бытует мнение, что для того, чтобы достичь в этом деле успехов, необходимо
начинать занятия еще в детстве, а в достаточно зрелом возрасте начинать учиться
петь дело заведомо бесперспективное и обреченное на фиаско. В
действительности это совсем не так. Научиться петь можно в любом возрасте,
главное — чтобы было желание и стремление к этому.