Презентация "Черты стиля А.Г. Шнитке на примере Симфонии №1"

Подписи к слайдам:
презентация На тему: черты стиля А.Г.Шнитке на примере Симфонии №1 Выполнила: Преподаватель, концертмейстер МБУДО ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск Кудинова Ксения Константиновна

МБУДО ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск

Всеволожск

2019 г.

Альфред Гарриевич Шнитке

1934 1998

Периодизация
  • 24 ноября 1934 года родился в Энгельсе.
  • В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву.
  • В 1930 году переехал в Покровск.
  • В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом были отправлены в Москву.
  • В 1946 году переехал в Вену, где начал свое музыкальное образование.
  • В 1948 году вернулся в Москву с семьей и поселились в подмосковной Валентиновке.
  • В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Е.Голубева, а затем и аспирантуру.
  • С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории.
  • С 1962 года активно зарабатывал на жизнь сочинением музыки к фильмам.
  • В 1989-1990 годах Берлинская научная коллегия предоставила Альфреду Шнитке стипендию.
  • В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию.
  • 3 августа 1998 года Шнитке скончался в Гамбурге. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Творческое Наследие
  • 4 оперы
  • 3 балета
  • 10 симфоний
  • 6 Concerti Grossi
  • 16 концертов
  • Камерные произведения
  • Вокальные и хоровые произведения
  • Сочинения для клавишных инструментов
  • Электронная музыка
  • Музыка к фильмам
Награды и премии
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1986) - за музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…», «Осень» производства киностудии «Союзмультфильм», созданным режиссёром Андреем Хржановским по рисункам и текстам А. С. Пушкина.
  • Государственная премия Российской Федерации (1995).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
  • Ника - 1989
Симфония №1 (1969-1974) Первая симфония явилась важнейшим рубежом в творчестве, отражением собственного философского взгляда на жизнь и искусство.  «…наше существование строится на двух уровнях—низком и высоком, и человек живет на этих двух уровнях не оттого, что он беспринципен и не может выбрать. В самой жизни присутствуют два этих крайних плана, которые находятся в постоянном взаимодействии. В 1972 году я написал Первую симфонию, в которой попытался это взаимодействие самым открытым образом представить, совместить два уровня нашей жизни. Эту симфонию я писал четыре года и старался выразить в ней все, что я думаю о музыке — о симфонической форме, о музыкальной технологии. Здесь получилось несколько музыкальных слоев — есть слой серьезного языка, есть слой языка мнимосерьезного с использованием цитат из лучших образцов мировой музыки — тут и Пятая симфония Бетховена, и Первый концерт Чайковского, и Похоронный марш Шопена… Эти образцы я ввел в свою симфонию в искаженном виде, искаженном путем многократного цитирования».

© А.Шнитке

Структура:
  • Senza Tempo. Moderato
  • Allegretto
  • Lento
  • Lento. Allegro
I часть, Moderato Противопоставление звукового хаоса организованному звучанию, и прежде всего концертной музыке, пожалуй, главное в симфонии. «Стоит только появиться любой организованной структуре, как "шум", словной едкий смог, начинает "наползать" на нее, пишет М. Арановский. Музыка поглощается "шумом", тонет, задыхается в нем» © М.Арановский Первая часть – это квазисонатная форма. Многие фрагменты партитуры представляют собой лишь общую канву, в рамках которой музыканты могут импровизировать. Шнитке использует и традиции инструментального театра: в начале произведения, согласно партитуре, музыканты вбегают на сцену, наигрывая на инструментах, причем в очень быстром темпе (начинают деревянные духовые, за ними следуют медные и струнные); наконец, место занимает дирижер, и действо начинается. II часть, Allegretto Вторая часть – это скерцо-хеппенинг. «Вторая часть (Allegretto) - какой-то гибрид рондо и двойных вариаций. Здесь есть cantus firmus типа concerto grosso в ре мажорной тональности, напоминающий по характеру несколько музыку стиля барокко. Cantus firmus двулик в своем содержании, раскрываясь то как барочный концерт, то как духовой марш. Ему противопоставляются контрастные эпизоды: два — додекафонные танцы (первый — вальс, второй — с бит-ритмом), третий — додекафонный марш. Эти три эпизода окружены четырьмя проведениями рефрена — двуликого cantus firmus с наслаивающимися на него отголосками тем — эпизодов. Затем возникает эпизод, решенный как каденционная игра. Его алеаторическая структура позволяет каждый раз находить новые варианты. Музыканты импровизируют по предложенным им элементам. Дирижер импровизирует их вступления и взаимоотношения, динамику. Таким образом, получается как бы каденция для дирижера. Выполняя функцию четвертого эпизода, каденция сменяется основной темой — рефреном. Здесь вся жанровая музыка и барокко, и марш, все танцы смешаны, а в кульминации вступает еще один — ля-бемоль мажорный — марш (его все почему-то принимают за популярную песню, но это музыка к спектаклю «Гвозди», написанная мною в 1965 году)» © А.Шнитке III часть, Lento Третья часть - серьезная медленная часть, с вкраплениями „всякой всячины“ из-за сцены. «Третья часть (Lento) — представляет собой динамический треугольник наподобие «Pianissimo…» с наслоением и разрежением голосов на серийной основе. Ритм также серийный, но не микроритм, а макроритм. Серией определяется количество разделов, количество вступлений, количество вступающих голосов. Что же касается ритмического заполнения каждого такта, то оно строится по такому принципу: сколько бы ни было голосов в данный момент, а их там огромное количество, все время избегаются ритмические унисоны, все время происходит дробление на разное количество долей во избежание этих унисонов, во избежание ощущения тяжести на сильной доле. Таким образом, мною было сделано все, что возможно для уничтожения метричности.» © А.Шнитке IV часть, Lento. Allegro Четвертая часть - сквозная политематическая композиция с кодой, тематически подытоживающей цикл. «Четвертая часть представляет собой вступление, построенное как разнообразный коллаж, начиная от всяких похоронных маршей и кончая Чайковским; затем следуют две цепи вариаций на «Dies irae» (первая цепь — здесь тема «Dies irae» запрятана в додекафонной технике и сама по себе не прослушивается, а лишь определяет деление ряда транспозиций серии на группы; вторая цепь — в ней цикл вариаций на «Dies irae» дается откровенно с гармонизацией, но также «пропущенной» через додекафонию); далее со вторым рядом вариаций сливаются два жанровых эпизода — один джазовый, а другой маршевый, — и после этого начинается кульминационная зона с вторжением материала из первой части — серия темы первой части — это одновременно и некая общая реприза всей формы; затем возникает хоральный эпизод (до-мажорный) и за ним собственно кульминация — последняя, — которая сменяется развалом всего построенного. Как определить эту форму, я не знаю..». © А.Шнитке Стилистистика В музыкальном языке Первой симфонии сталкиваются самые разные стилистические слои:
  • современное сложно-диссонантное письмо,
  • серийность содействуют с ритмом официозных триумфальных маршей,
  • цитаты классической музыки - с джазовыми импровизациями.
  • Шнитке пользуется здесь приемом коллажа (буквально - вклейки), хорошо известным в изобразительном искусстве, в частности, в стиле поп-арт.
Состав оркестра
  • 4 флейты (3 и 4 – пикколо)
  • 4 гобоя (4-й Англ.рожок)
  • 4 кларнета (3-й – in B 4-й - in Es)
  • 3 фагота
  • Контрафагот
  • Саксофон сопрано in B
  • Саксофон альт in Es
  • Саксофон тенор in B
  • 4 валторны in F
  • 4 трубы in B
  • 4 тромбона
  • Туба
  • Литавры
  • Треугольник
  • 4-5 вуд-блока (дер.коробочка)
  • 5 том-тома
  • 5 банджо
  • 3 тамбурина (бубен)
  • 3-4 тарелки
  • Большой барабан
  • 2 тамтама (гонг)
  • Фруста
  • Флексатон
  • Колокольчики
  • Виброфон
  • Маримба
  • Ксилофон
  • Колокол I
  • Колокол II
  • Электро гитара
  • 2 арфы
  • Челеста
  • Фортепиано
  • Орган
  • 12 скрипок I
  • 12 скрипок II
  • 8 альтов
  • 8 виолончелей
  • 8 контрабасов
Исполнители Симфония была впервые исполнена 9 февраля 1974 года в городе Горьком (Нижний Новгород); Горьковским филармоническим оркестром дирижировал Геннадий Рождественский. Второе исполнение состоялось в Таллине в конце 1975 года под управлением Эри Класа (партию солирующей скрипки исполнял Гидон Кремер). Симфония была записана под управлением Геннадия Рождественского (в двух вариантах записи (с разными парами солистов: джазовый пианист и джазовый скрипач)), Лейфа Сегерстама. Г. Рождественский о премьере симфонии:  «Он мне посвятил не только девятую симфонию, но первую и восьмую тоже. Но для меня самое ценное — посвящение первой симфонии….» «…поехали мы в Горький, где с местным оркестром сыграли эту симфонию. Там был ажиотаж совершенно невероятный, излишний ажиотаж, всякий запрет всегда приводит к ажиотажу ненужному. Туда люди приезжали из Москвы на автомобилях на репетиции и на концерты. Это всё происходило в нижегородском Кремле, территория которого во время репетиций была оцеплена местной милицией, что только привлекало понимающих, не понимающих — неважно, что там такое происходит, раз не пускают никого. А когда состоялось исполнение, появились две рецензии. Одна — панегирическая, вторая — ругательная. Одна — что перед нами гений, другая — что его посадить бы не мешало. Это дело дошло до Москвы, и секретаря по идеологии Горьковского обкома партии попросили больше на работу не приходить, вот так этим и закончилось.» © Параллельно написанные произведения
  • Музыка к фильмам (1969 – 1974)
  • 1969 — Поток (для АНСа) Электронная музыка
  • 1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.
  • 1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный.
  • 1972 - Сюита в старинном стиле (Suite in the Old Style)
  • 1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).
  • 1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях.
  • 1974 — Der gelbe Klang (Жёлтый звук). Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке).
Список Источников и Используемой литературы:
  • А. Ивашкин Беседы с Альфредом Шнитке. С. 92
  • В. Холопова - Композитор Альфред Шнитке. Прорыв к полистилистике.
  • Д. Шульгин. «Годы неизвестности А. Шнитке» (1993) (Комментарии композитора)
  • Музыкальная энциклопедия «История Российской и зарубежной музыки» Первая симфония Шнитке - http://rgaso.ru/pervaja-simfonija-shnitke/
  • Нотная библиотека. Партитуры. – А. Шнитке Симфонии - http://nlib.org.ua/ru/pdf/orchestra/7160
  • Сайт «Погружение в классику» - Альфред Шнитке (симфонии) - http://intoclassics.net/news/2016-01-25-3096