Технологическая карта урока "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс

Технологическая карта урока музыки
Тема урока: "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
Класс: 5а
Учитель: Удалых Ирина Николаевна
Тип урока: урок закрепления и изучения новых знаний
Цели по содержанию: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные : познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной
музыке; показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; раскрыть общность
жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта.
Метапредметные : овладение навыками слушания музыкальных произведений и смыслового чтения стихов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Личностные: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению жанров инструментальной и вокальной
музыки.
Используемая технология :
Технология развивающего обучения (ТРО).
Технология педагогики сотрудничества, (ТПС).
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)
Здоровье-сберегающая технология ЗСТ
Информационно-технологические ресурсы : ноутбук, мультимедийный проектор (презентация), фортепиано, фонограммы муз.
произведений«Вокализ» С.В.Рахманинова, «Романс» Г.Свиридова, «Песня венецианского гондольера», Ф.Мендельсона из цикла «Песни без
слов», «Баркарола» Ф.Шуберта, "Венецианская ночь" М. Глинки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
этап мотивации
(самоопределения) к
учебной деятельности
Музыкальное приветствие учителя
Организация учебной мотивации
Приветствуют учителя.
Выполняют задания мотивационной работы. Отвечают
на вопросы учителя
П- умение размышлять о
музыкальном произведении как
способе выражения чувств и
Настраивание учащихся на деятельность
Давайте вспомним о чем мы говорили на
прошлом уроке. А что такое фольклор?
Правильно. А какие произведения мы
слушали? А как выдумаете это вокальные
или инструментальные сочинения? Почему?
Верно. И сегодня мы продолжим разговор о
вокальной и инструментальной музыке, и
попытаемся выяснить что общего между
ними и в чем отличие
Мы говорили о том, как фольклор отражается в
творчесвте А.Лядова и Н. Римского-Корсакова.
Фольклор - это народная мудрость
Симфоническую картину Лядова "Кикимору" и
"Шехерезаду" Римского-Корсакова.
Инструментальные.
Потому что их исполнял симфонический оркестр
мыслей человека.
Р- Самостоятельно выражать
эмоциональное отношение к муз.
произведениям;
К- умение выражать своё
отношение к музыкальному
произведению.
Л- Развитие умения
воспринимать музыкальные
произведения с ярко
выраженным содержанием,
определять их характер и
настроение
этап актуализации и
пробного учебного
действия;
Что же такое вокальное музыка?
Правильно. Какие жанры вокальной музыки вы
знаете?
Предлагаю вам послушать произведение и
подумать к какой музыке оно относится, к
вокальной или инструментальной
Итак, что же это за произведение? Вы узнали его?
Правильно. И мы помним что вокализ это.....
- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это
произведение?
Это музыка для пения?
песня, романс, кантата, оратория, опера
Слушают "Вокализ" С. Рахманинова. Это
вокализ Рахманинова это произведение для
голоса с инструментальным сопровождением,
исполняемое на тянущемся гласном звуке
(обычно «а»). чувства задушевности, широта и
неторопливость мелодического развития
сближают его с лирической народной песней.
Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице
А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом
и исполнением сможете выразить всё лучше и
значительно больше, чем кто-нибудь словами». И
действительно, как сказал А.Фет, «что не
выразишь словами, звуком на душу навей».
этап выявления места и
причины затруднения;
Вы сейчас слушали песню без слов, это был
вокальный жанр. Но есть песни без слов и в
инструментальной музыке. Они нередко имеют
названия, заимствованные у песенных жанров:
мелодия, ария, романс, серенада.
Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте,
почему композитор назвал своё музыкальное
произведение романсом.
(Звучит романс Г.Свиридова) - Почему
композитор назвал своё произведение «Романс»?
- Пел ли здесь кто-нибудь?
- Какие черты вокальной музыки романса перешли
в инструментальную музыку?
Всё правильно. Мы слышим выразительную
мелодию произведения, которую поёт скрипка и
фортепиано, по своему звучанию напоминающее
переборы гитары.
И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие
Композитор хотел показать выразительность
мелодии Выразительность интонации мелодии
интонации произведения мы воспринимаем как
выразительную речь, как исповедь души человека.
Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова
близок к вокальному жанру романса.
А сейчас мы с вами познакомимся с новым
композитором.
Немецкий композитор XIX века Феликс
Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под
названием «Песни без слов». Среди них есть
«Песни венецианских гондольеров» (так называли
лодочников, гребцов). Эти песни написаны в
жанре баркаролы – песни на воде.
Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе
с итальянского означает лодка.
Слайд 13.
Послушайте одну из «Песен венецианских
гондольеров» и подумайте,
-Какие черты песен на воде можно услышать в
произведении?
Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы
услышали в музыке?
Слушают " Песню венецианских гондольеров"
Мендельсона. Красоту мелодии,
этап построения проекта
выхода из затруднения;
Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что
это песня без слов?
Именно Ф. Мендельсон впервые применил
название «песня без слов», написав цикл
фортепианных пьес, предназначенных для
Да.
домашнего музицирования.
В жанре баркаролы сочинял и Ф. Шуберт
Слайд 23.
Послушайте романс и подумайте, почему
композитор назвал произведение «Баркарола»?
(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)
Слайд 24.
- Так почему романс назван «Баркаролой»?
- Какие интонации мелодии помогают передать
песню на воде?
- Что общего между песнями без слов и
баркаролой?
Физминутка
этап первичного
закрепления с
проговариванием во
внешней речи;
Сейчас я предлагаю ещё раз прослушать
баркаролу Михаила Глинки, но в
инструментальном исполнении. Текст будем
читать сами.
СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки
(оркестр)
Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М.
Глинки. Что общего заметили?
Ученик читает текст Н. Кукольника под музыку М.
Глинки
Что напоминают мелодии этих произведений?
есть мерность ритма, мягкое качающееся движение
меланхоличных мелодий
они напоминают монотонный ритм гребли и
монотонность покачивания лодки
этап самостоятельной
работы с самопроверкой
по эталону
Кроссворд по теме урока
Кроссворд по теме урока
этап включения в систему
знаний и повторения;
О каких общих жанрах инструментальной и
вокальной музыки мы сегодня говорили?
- Что такое вокализ?
- Что такое романс?
- Что такое баркарола?
- Что такое песни без слов?
- С какими композиторами встретились сегодня на
уроке?
- Что объединяет эти жанры, какое выразительное
средство музыки?
Да - это мелодия-душа музыки.
Ответы учащихся
Информация о домашнем
задании
Выучить "Баркаролу" Шуберта.
В творческой тетради сравнить настроение
романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с
настроением картины «Итальянский пейзаж» А.
Мордвинова.
этап рефлексии учебной
Лестница успеха. А теперь давайте оценим свою
работу на уроке. На партах лежат смайлики. Если
Оценивают свою деятельность
деятельности на уроке.
у вас все получилось и вам понравился урок, то
приклейте на первую ступеньку улыбающийся
смайлик ,
если у вас получалось, но были трудности
приклейте задумчивый смайлик
Если вам было трудно на уроке приклейте
грустный смайлик.
Молодцы ребята. Вы все хорошо потрудились, все
получают пятерки. Спасибо за внимание, урок
окончен.
Музыкальное прощание.