Конспект урока "Различение и классификация интонаций по жанровым истокам и эмоционально-образному содержанию" 2 класс

Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс
II четверть
УРОК 3. Интонация и человеческие эмоции
Тема урока: Различение и классификация интонаций по жанровым истокам и
эмоционально-образному содержанию
Цели и задачи:
определять выразительное значение музыкальной интонации;
исследовать зависимость смысла от интонации;
различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-
художественных образов произведений разных форм и жанров;
исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-
выразительный замысел авторов текста и музыки.
Музыкальный материал:
М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины (действие 2, картина 2) из оперы «Руслан и
Людмила».
С.С. Прокофьев «Болтунья».
С.М. Майкапар «Сиротка».
Р. Шуман «Бедный сиротка».
Р. Шуман «Первая утрата».
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
2. Мотивация. Целеполагание
- Ребята, узнайте, чей портрет рисует музыка.
Звучат музыкальные фрагменты: «Старый капрал» и «Титулярный советник»
А. Даргомыжского, «Болтунья» С. Прокофьева.
Ответы детей.
- Как вы узнали эти произведения? Что помогло вам узнать музыку?
- По интонации и содержанию произведений: в «Старом капрале» одновременно с
песенными чертами в мелодии звучат речевые интонации. Слышны чёткие, ритмичные
солдатские команды.
- В «Титулярном советнике» слышны две разнохарактерные интонации, рисующие
образы скромного, стеснительного и небогатого титулярного советника и властной,
избалованной генеральской дочери.
- В песне Сергея Прокофьева «Болтунья» интонация скороговорки выдает
неудержимую болтливость девочки.
- Верно, ребята. Можно сказать, что характерные интонации помогли вам узнать
изображенных в музыке героев произведений, их портреты.
Вообще портрет человека позволяет увидеть в нём многое, и прежде всего его
характер. О многих людях мы можем судить сегодня только по портретам, потому что
искусство фотографии ещё очень молодо, ему только 170 лет. Так что многое без
изобразительного искусства было бы скрыто от наших глаз, а значит, и закрыто для
нашего знания.
Но вот композитор пишет музыку без слов, для инструмента. Даёт ей название,
например «Плакса». Вы слушаете её и понимаете: действительно, плакса! Значит, он с
помощью музыки создал её портрет?
Как думаете, может ли композитор «нарисовать» портрет человека так же, как это
делает художник?
- Может. Только композитор для изображения кого-либо или чего-либо использует
музыкальные «краски» - средства музыкальной выразительности.
- Интонация также является средством музыкальной выразительности.
- Интонация передает характер музыки.
Т.е. мы можем сказать, что музыка может передавать человеческие эмоции. В
музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека. К такому выводу вы
сегодня можете прийти сами.
Послушайте три маленькие пьесы три музыкальных портрета. Попробуйте
определить характер музыки в каждой пьесе.
Слушание: Д. Кабалевский. Три подружки (Резвушка. Плакса. Злюка)
- Какие же чувства и эмоции вызвали у вас эти три разнохарактерные пьесы?
Подберите подходящие названия к этим музыкальным портретам.
Учащиеся рассказывают о характере музыки пьес, подбирают свои названия к
прозвучавшим музыкальным портретам.
- О чём же будет наш сегодняшний разговор, как думаете?
- О том, как музыка изображает портрет человека, передает его характер, его
эмоции.
- Совершенно верно. Наш разговор сегодня – о чувствах и эмоциях людей,
передаваемых музыкой. И о музыкально-художественных средствах, используемых
композиторами, чтобы рельефно смоделировать, правдиво и натурально изобразить эти
самые чувства и эмоции.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сцена Фарлафа и Наины из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Прежде чем мы познакомимся еще с одним музыкальным портретом, я сразу вам
скажу, что этим героем-«богатырём» (в кавычках!) овладел буквально животный страх.
А что происходит с человеком, когда он объят таким диким, жутким, животным
страхом?
Ответы учащихся.
Правильно: человек до такой степени лишается воли к сопротивлению, что даже
начинает заикаться, примерно вот так: «От-кройся мне, ска-жи, кто ты, ска-жи, кто ты?»
Не случайно в народе говорят, что «У страха глаза велики».
А теперь подумайте, почему в народе говорят ещё и так: «Страх силы
прибавляет». Чем вызваны такие разные наблюдения и суждения?
Учитель выслушивает варианты ответов детей.
Оказывается, вот в чём дело: в человеке, когда он от страха внутренне сжимается,
деревенеют все его члены. И благодаря инстинкту самосохранения одновременно
рождается и совершенно противоположное состояние происходит огромная
концентрация энергии.
Потому-то, если появляется возможность спастись, человек совершает такое, что в
обычном состоянии доступно только рекордсменам (не случайно, когда в обычной жизни
мы совершаем какие-либо неординарные физические действия «выше нормы», то так и
говорим с усмешкой: «Не иначе как со страху»).
Вот видите, оказывается, одна и та же эмоция может быть неоднозначной.
Послушайте, как на эти вопросы о разности, сложности и неоднозначности чувства,
эмоции «страха» «ответил» М.И. Глинка (фрагмент либретто см. в Приложении 1).
Видеофрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки: сцена Фарлафа и
Наины.
Музыкальный анализ: Учитель подводит школьников к пониманию сложности
чувства, к ощущению его неоднозначности.
- И этим качеством обладает любая эмоция:
Например, траурное чувство (или чувство большой утраты): в нём и
страдание, и скорбь, и одновременно воспоминания о человеке, с которым
было связано столько счастья (вспомните Ф. Шопена!).
Или печаль тончайшие нюансы этого чувства в бессмертном стихе:
«Печаль моя светла».
Даже испытывая такое чувство, как бурная радость, восторг, человек может
просто обессилеть из-за обильной траты душевной энергии.
А теперь такой вопрос: мог ли Фарлаф, освободившись от страха, спеть своё
хвалебное рондо медленно, чванливо, с ощущением самодовольства и величия?
Ответы учащихся.
- В принципе мог бы, но такое было бы неправдой! Не может человек, тем более
такой трус, как Фарлаф, после ощущения жуткого страха сразу стать самодовольным и
степенным (даже с физиологической стороны!). Скованная страхом энергия может и
должна теперь вырваться наружу, особенно если сразу, именно в такой форме, как её
выразил в музыке М.И. Глинка.
Расскажите, какой была интонация, рисующая образ Фарлафа? Какие
выразительные средства использовал М. Глинка, чтобы правдиво передать образ лжеца,
труса и подлеца?
Ответы учащихся.
- Ребята, а вот недавно, незадолго до интонации «Рондо Фарлафа» звучала
интонация «Болтуньи». Скажите-ка, похожи ли эти интонации между собой?
Предполагаемый ответ: «Да».
- Интонации действительно похожие. Но одинаковые ли явления их породили?
Одинаковые ли чувства они выражают?
Давайте прослушаем ещё раз обе эти интонации и сравним.
Повторное прослушивание (фрагменты): С. Прокофьев «Болтунья», М. Глинка
«Рондо Фарлафа».
- Чувства выражены разные, а интонации очень похожие.
- Почему же такое может быть? А потому, почему все болтуны болтают — от
избытка темперамента, эмоциональной энергии. Когда им очень хочется в чём-либо
убедить окружающих, они возбуждаются, начинают торопиться, говорить с напором
особенно, когда надо убедить сверстников, что ты не болтушка! Представляете, какая
энергия пробуждается в человеке?
Вот так и получается, что речь освободившегося от страха труса и речь
эмоционально взвинченной болтушки по энергии совпадают и рождают интонации,
тоже почти одинаковые по энергетике.
2. «Сиротка» С.М. Майкапара и «Бедный сиротка» Р. Шумана
Перед знакомством с этими произведениями учитель не объявляет детям
названий, чтобы не программировать их ассоциации и фантазии.
- Ребята, вы сейчас услышите две маленькие, но очень ёмкие по содержанию
пьесы. Представьте себе, что кому-то очень плохо.
Какие чувства передаёт музыка? Какие эмоции возникнут у вас?
1) Прослушивание музыкальных пьес.
2) Музыкальный анализ:
- Музыка в обеих произведениях грустная, печальная, стонущая, будто кто-то
плачет, жалуется, просит помощи. Может быть, кому-то очень больно. Минорный лад.
- Ребята, давайте поговорим о нас с вами. Вот когда нам плохо, мы безропотно
смиряемся с этим или одновременно пытаемся выйти из такого состояния?
Ответы детей.
- Ну, конечно, внутри любого горя всегда есть досада, несогласие, даже протест и
желание вернуть то, из-за чего возникло наше нынешнее состояние.
Возьмём простейший пример, не связанный с большим горем: вот вы потеряли что-
нибудь любимое или сломалась игрушка и т.д., а сколько противоречивых чувств!.. И
сожаление здесь, и сознание, что потерю не вернёшь, и недоумение: как же так
получилось, и часто гнев на самого себя или кого-то иногда даже хочется стукнуть
кулаком с досады!
Кстати, еще у одного композитора Р. Шумана даже есть такая пьеса, в конце
которой как раз и слышны «удары кулаком». Пьеса называется «Первая утрата». Давайте
прослушаем эту музыкальную пьесу и, когда услышите выражение эмоции досады - эти
«удары кулаком», то стукните один раз легонько кулачком по столу.
3) Прослушивание «Первая утрата» Р. Шумана, выполнение задания.
- В музыке первых двух пьес, конечно, ничего подобного нет, здесь ощущается
возвышенное, благородное горе.
Что же может человек потерять такое, чтобы так глубоко и возвышенно страдать?
Может, например, остаться сиротой? Потерять родных и близких?
Давайте ещё раз прослушаем первые две пьесы. Постарайтесь услышать, как в
музыке обеих пьес раскрывается чувство обречённости.
4) Повторное прослушивание «Сиротки» Майкапара и «Бедного сиротки»
Шумана.
- Какие выразительно-изобразительные средства передают чувство обречённости?
- Жалобные мелодии, много никнущих, стонущих интонаций, минорный лад.
- Да, ребята, а главное любой эмоциональный подъём в музыке обеих пьес сразу
сменяется спадом, что символизирует смирение со своей долей, осознание невозможности
изменить реальность. И названия этих пьес говорят сами за себя: «Сиротка» и «Бедный
сиротка». Кто такой сирота – знаете?
- Ребёнок без родителей. Может быть, они рано умерли. Но у ребёнка серьёзное
горе.
- Конечно, сиротство ни в какое сравнение не идёт с простой потерей чего-то или
поломкой игрушки, здесь горе большое, потому и слышна всё время душевная боль от
сознания, что потерянного не вернёшь, случившегося не исправишь. Эта боль выражается
через резкое столкновение противоречивых эмоций в душе и совмещение
противоположных интонаций в музыке. Подумайте, как это делается?
- В первой пьесе («Сиротке» С.М. Майкапара) большой подъём чувства («протест
страдания») и затем долгое ощущение обречённости, переход к смирению в
заключительных паузах и аккордах.
- В пьесе Р. Шумана внутреннее противоречие в чувстве проявляется более ярко:
страдание как бы рвётся наружу, но каждый раз резко гаснет на длинных нотах и в
спадающих интонациях.
- И что ещё характерно, ребята, свою пьесу С.М. Майкапар заканчивает (перед
аккордами) на вопросительной интонации, а Р. Шуман тоже всё время как бы «повисает»
на неразрешённой доминанте именно такая незавершённость эмоциональных
подъёмов, символизирующая внутреннюю опустошённость и бессилие, и ассоциируется
со страданием.
И хочу обратить ваше внимание, ребята, на такой замечательный момент:
композиторы, разделённые почти столетием, почти одинаково выражают одно и то же
чувство: выявляют одни и те же противоречия в эмоциях и выражают их в музыке
сходным образом! Оба произведения имеют общий интонационный строй.
3. Разучиваем, поём, играем
1) Д.Б. Кабалевский «Монтёр»
- Прослушайте песню композитора Д. Кабалевского «Монтёр», также
выражающую эмоции. Расскажите о выразительно-изобразительных средствах, какими
передаются эти эмоции:
На сосну медведь полез,
Осветить задумал лес.
Но случилась тут беда –
Перепутал провода...
Грустно смотрит мишка вниз,
Света нет,
и сам повис.
А) Прослушивание. Учащиеся анализируют музыку, говорят об интонации.
- «Ну, какие там у медведя чувства и мысли?! Медведей-электриков не бывает!»
наверное, подумали вы. Но бывают же люди плохие монтёры, вот пусть и послушают,
песня эта о них и для них!
А вы, ребята, старайтесь петь выразительно и точно, чтобы они поняли: от
самоуверенности неумейки до растерянности всего 12 тактов вместе со вступлением.
Посчитайте, если не верите!
Дети рассматривают нотную запись песни.
Обратите внимание на уточнение характера музыки настроения медведя!) и его
изменение (на слайдах учебной презентации и в учебнике).
Б) Разучивание. Исполнение хором, подгруппами, сольно.
2) Вокально-хоровая работа над песней «Падает снег».
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Итог
- Сегодня, ребята, мы исследовали с вами проблему эмоционального содержания
музыки и смогли убедиться в том, что и композиторское, и исполнительское, и
слушательское содержание музыки имеют общее — логику развития эмоций.
Музыка, таким образом, несмотря на свою «рассеянность» в пространстве и
времени (ведь многих композиторов разделяют даже не десятилетия, а столетия), сходные
чувства выражает сходными интонациями и в сходной логике.
С помощью типических интонаций в музыке мы узнаём о чувствах других
людей и переживаем эти чувства вместе с ними.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Интонационно выразительно исполнять песни: «Монтер»,
«Падает снег». Зарисовать один из прослушанных на уроке музыкальных образов.
2. Рефлексия
Учащиеся заполняют карту самооценки по видам деятельности (Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Либретто (фрагмент)
Действие второе
Пустынное место. Появляется Фарлаф.
Фарлаф
(в испуге)
Я весь дрожу... и если бы не ров,
Куда я спрятался поспешно,
Не уцелеть бы мне!
Что делать мне?
Опасный путь мне надоел.
И стоит ли того княжны умильный взор,
Чтоб за него проститься с жизнью?
Но кто там?
Приближается Наина.
Страшная старушка зачем идёт сюда?
Наина
Поверь, напрасно ты хлопочешь,
И страх, и муки переносишь:
Людмилу мудрено сыскать —
Она далёко забежала.
Ступай домой и жди меня;
Руслана победить,
Людмилой овладеть
Тебе я помогу.
Фарлаф
Но кто же ты?
(про себя)
От страха сердце замирает!
Старушки злобная улыбка
Мне, верно, горе, горе предвещает!
(Наине)
Откройся мне, скажи, кто ты?
Наина
Зачем тебе-то знать?
Не спрашивай, но слушай.
Ступай домой и жди меня;
Руслана победить,
Людмилой овладеть
Тебе я помогу.
Фарлаф
(про себя)
Вот новые тревоги мне!
Старушки взор меня смущает
Не менее опасного пути...
(Наине)
О, сжалься надо мной!
И, если ты можешь в горе мне помочь,
Откройся, наконец,
Скажи, кто ты.
Наина
Итак, узнай: волшебница Наина я.
Фарлаф
О ужас!
Наина
(насмешливо)
Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесём тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе её в супруги.
Руслана я сманю волшебством,
В седьмое царство заведу;
Погибнет он без вести.
(Исчезает.)
Фарлаф
О радость! Я знал, я чувствовал заране,
Что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь,
И милого сердцу напрасно ты ждёшь:
Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет!
Смиришься пред властью Наины, княжна!
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
Руслан, забудь ты о Людмиле!
Людмила, жениха забудь!
При мысли обладать княжной
Сердце радость ощущает
И заранее вкушает
Сладость мести и любви.
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
В заботах, тревоге, досаде и грусти
Скитайся по свету, мой храбрый соперник!
Бейся с врагами, влезай на твердыни!
Не трудясь и не заботясь,
Я намерений достигну,
В замке дедов ожидая
Повеления Наины.
Недалёк желанный день,
День восторга и любви!
Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь,
И милого сердцу напрасно ты ждёшь:
Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет!
Смиришься пред властью Наины, княжна!
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
В заботах, тревоге, досаде и грусти
Скитайся по свету, мой храбрый соперник!
Бейся с врагами, влезай на твердыни!
В тревоге, досаде и грусти
Скитайся по свету, мой храбрый соперник!
Бейся с врагами, влезай на твердыни!
Не трудясь и не заботясь,
Я намерений достигну,
В замке дедов ожидая
Повеления Наины,
Повеления Наины.
Близок час торжества моего!
Близок час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,
Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас!
Близок час торжества моего!
Близок час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,
Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас,
Уйдёт далеко, далеко от нас!
(Уходит.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта самооценки по видам деятельности на уроке
обучающегося ____ класса _____________________________________________
(фамилия, имя)
п/п
Критерии оценки
Очень
хорошо
Хорошо
Плохо
1
Слушание, анализ произведения
2
Вокально-хоровая работа на уроке
3
Выполнение творческого задания
4
Познавательная активность на
уроке