Конспект урока "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс

Урок музыки в 5 классе
Учитель музыки: Баннова Татьяна Николаевна
Филиал МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д.Кармацкого»
Малиновская ООШ
Тема: «Жанры инструментальной и вокальной музыки» .
Эпиграф: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»
А.Фет
(на доске)
Цель:- раскрыть сходство и различие жанров инструментальной и
вокальной музыки;
- показать взаимодействие музыки и литературы на основе
осознания специфики языка каждого из них;
- познакомить с понятием «баркарола», как жанром вокальной и
фортепианной музыки;
- развивать навык участия в коллективной исполнительской
деятельности.
Задачи: 1.. Предметная: Знакомить с музыкальными терминами и
понятиями в пределах изучаемой темы, учить анализировать
художественное произведение как процесс и как результат.
2.Метапредметная: Научить размышлять о взаимодействии музыки
на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
3. Личностная: Развивать музыкально-эстетического чувства,
проявляющегося в эмоционально-ценностном,
заинтересованном отношении к музыке.
Наглядные пособия:
- портреты композиторов С.Рахманинова, Г. Свиридова,
Ф.Мендельсона, П.Чайковского, М. Глинка, Ф Шуберта.
- презентация на тему: «Жанры иструментальной и вокальной
музыки».
- видеофрагмент песни М. Глинка «Венецианская ночь»
- видеофрагмент песни Ф Шуберт «Баркарола»;
-дидактический материал: слова песни, карточки с заданиями,
карточки с новыми словами.
Ожидаемый результат:
1. Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола
и «романс» в инструментальной музыке.
2. Знать ФИО композиторов, музыка которых звучала на уроке.
3. Уметь анализировать составляющие средства
выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
4. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
5. Уметь различать жанры по характеру звучания.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Музыкальный материал:
1. С Рахманинов «Вокализ»
2. Г. Свиридов «Романс»
3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»
4. П.Чайковский «Баркарола»
5. М. Глинка «Венецианская ночь»
6. Ф Шуберт «Баркарола».
7. сл. Р. Рождественского, муз А. Пахмутовой «Просьба»
Формы организации учебной деятельности: групповая,
индивидуальная, коллективная.
Учебно-практическое оборудование:
-баян
- мультимедийное оборудование
Основные этапы урока:
1. Приветствие.
2. Организационный момент, выявление темы.
3. Слушание и обсуждение инструментальной и вокальной
музыки.
4. Презентация «Жанры инструментальной и вокальной музыки».
5. Физ.минутка.
6. Работа в группах.
7. Разучивание песни М.Глинка «Венецианская ночь».
8. Рефлексия, оценивание детей, объявление Д/З - 5 мин.
Ход урока.
1.Организационный урок.
Здравствуйте, ребята! Гости! Меня зовут Татьяна Николаевна.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и
литературе.
2. Актуализация знаний.
-Что связывает между собой эти два искусства?
(ответы детей)
Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос
главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением
или a cappella. з презентации)
По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА это
музыка для пения.
- Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс,
кантата, оратория, опера)
-Что такое инструментальная музыка?
-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?(балет,
симфония)
Учитель: Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
Как мы ее назовем?
Ученики: инструментальная и вокальная музыка.
Учитель: Да, но мы сегодня познакомимся с такими жанрами,
которые не всегда соответствуют своему определению.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь «Жанры
инструментальной и вокальной музыки»
Учитель. Ребята, сегодняшний урок мы откроем музыкой.
- С произведением, которое я предложу вам прослушать, вы
знакомились в начальной школе.
Прозвучит два фрагмента музыкальных произведений.
Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и
что их различает.
Слушание фр. песни «Во поле береза стояла» нар.песня и
фрагмент из 1 части 4 симфонии Чайковского
Учитель: прозвучало два музыкальных фрагмента. Какое из них
вам было знакомо? Помните ли вы его название? (учащиеся
называют название песни).
Посовещайтесь в парах и подумайте, есть ли сходство и что
отличает эти два произведения?
Версии учащихся:
Различие: разный характер, жанр.
Сходство: одна и та же Песня.
Перечислите русские народные песни.
Учитель: Какие музыкальные произведения не смогли бы
появиться без литературы?
Ученики: Балет, опера, песня, романс, оперетта.
- Что стало бы с песней без стихотворного текста?
Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого
слушателя своё.
Останется самое главное – мелодия.
- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь
инструменте, правда?
И получится песня без слов.
3. Основной этап урока.
(Учитель предлагает ученикам разбиться на группы по 4 человека,
и каждая группа предлагает свой главный вопрос урока). Как вы
думаете, какой главный вопрос будет сегодня на уроке?
(Определение учащимися цели (проблемы) урока)
Группы вносят свои предложения, и после корректировки
учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока):
«В чем родство и отличие вокальной и инструментальной
музыки?
1. Беседа.
Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства
музыкальной выразительности, чтобы передать различные
образы. Одним из главных выразительных средств в музыке
является мелодия.
- Как вы думаете, почему?
Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека.
Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому
говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.
(записываем в тетрадь)
В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они
складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в
мелодии: несколько звуков образуют мотив маленькую частицу
мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют
предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в
музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное
произведение, когда есть название или стихотворный текст,
например в песне.А. Пахмутовой «Просьба» 1 куплет) беседа по
характеру музыки, восприятию. (из флэшки)
Учитель - Если бы мы прочитали, а не спели бы эту песню, что
было бы схоже в нашем исполнении песни? (интонация).
4.Слушание и анализ музыкальных произведений:
раскрытие интонационно-выразительных возможностей
мелодии на примере вокализа, романса.
Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная
песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального
произведения и вспомните жанр вокальной музыки.
(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)
- Что это за жанр?
Может быть, вы вспомнили и произведение?
- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это
произведение для голоса с инструментальным сопровождением,
исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).
Автором данного вокализа является русский композитор Сергей
Васильевич Рахманинов.(из презентации)
Есть вокализы, которые представляют собой специальные
упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ»
С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.
- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?
- Нужны ли здесь слова?
Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он
говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить
всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И
действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами,
звуком на душу навей».( на флэшке)
-Что такое интонация?
Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер
произведения, понять музыкальный образ.
Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но
есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко
имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия,
ария, романс, серенада.
Что такое «романс»? (из презентации)
Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему
композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
(Звучит романс Г.Свиридова)
- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?
- Пел ли здесь кто-нибудь?
- Какие черты вокальной музыки романса перешли в
инструментальную музыку?
Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию
произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему
звучанию напоминающее переборы гитары.
И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации
произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как
исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс»
Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.
-Физминутка (на флэшке)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
-общность жанров песен без слов и баркаролы;
А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.
(Из презентации)
Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл
фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них
есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников,
гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы песни на воде.
Родина этого жанра Италия. «Barka» в переводе с итальянского
означает лодка. (записать в тетрадь определение Баркарола)
Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и
подумайте,
-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?
(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного
цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)
- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в
музыке?
Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную
мелодию.
Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого
композитора XIX века Франца Шуберта, который называется
«Баркарола».
Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал
произведение «Баркарола»?
(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)
- Так почему романс назван «Баркаролой»?
- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?
- Что общего между песнями без слов и баркаролой?
5.Музыкально-ритмическая минутка.
Вокально-хоровая работа.
4.Подготовка к песенной деятельности.
Вспомнить правила посадки при пении.
Перед тем , как начать и петь, потренируем дыхание. (на
флэшке)
Упражнение для формирования правильного дыхания.
Правильное дыхание - носовое, при котором вдох должен
быть короче выдоха в два раза. Такое дыхание легко
формировать, когда дети делают носом вдох, а на выдохе
произносят следующие слова:
Петь «корова» нелегко.
Дает корова молоко,
Она пасется на лугу,
Мы слышим громкое «му-му».
Вдох - носом, на выдохе:
Мы за коровой последим,
Подышим носом, помычим:
«М-м-м-м-м».
Вдох - носом, на выдохе:
Тебе, корова, помогу:
Хорошей травки я нарву.
Ты будешь нас благодарить
И молоком парным поить.
5.Песенная деятельность.
(На данном уроке разучивается 1 куплет песни «Венецианская
ночь» М.Глинки. Слова песни напечатаны на отдельных листках.)
В каком жанре эта песня? (Романс)
(Перед разучиванием прослушиваем песню, читаю текст, разбираем
вместе с ребятами непонятные слова: Брента – река)
-О чем песня?
Учитель:
Задание: 1.Кто сочинил цикл фортепианных пьес?
2.Назовите одну из пьес.
3.Кто такие Гондольеры?
4.Что такое барка?
Учитель: Я раздала вам карточки с заданиями. Подпишите
фамилию и имя.
Задания на урок.
1.Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие
названию.
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
1. С Рахманинов «Вокализ»
2. Г. Свиридов «Романс»
3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»
4. Глинка «Венецианская ночь»
5. Ф Шуберт «Баркарола»
2.Напиши номера песен, которые не смогли бы появиться без
литературы.
3.Из данных песен выбери песни на воде.
( Проверка выполнения –взаимопроверка. Сравнение результатов с
образцом учителя. Самооценивание и сдача работ учителю)
Заключительная часть (рефлексия).
-Что вы сегодня узнали нового?
-Какие жанры звучали на уроке?
Домашнее задание: Баркаролы сочиняли многие другие
композиторы.
Вспомните произведение известного русского композитора,
которое тоже называется «Баркарола».
Оценить собственную музыкально-творческую деятельность и
настроение ( перед выходом из класса мажорное или минорное)