Конспект к уроку музыки "Сочинение сочиненного" 1 класс
Усачева, Школяр. Музыка 1 класс
II четверть
Урок 4. Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение)
Тема: Сочинение сочиненного
Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение)
Задачи:
- знакомить учащихся с музыкальными средствами выразительности: темп, ритм;
- различать на слух и в нотных примерах ритмический рисунок; улучшать чувство
ритма учеников;
- накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования;
- сочинять и исполнять на шумовых инструментах различные ритмические
рисунки;
- уметь индивидуально и коллективно исполнять несложные ритмические рисунки,
формировать навыки слаженной игры в ансамбле.
Средства обучения и оборудование:
1. Учебник, с. 42—47.
2. Рабочая тетрадь, с. 17, 40.
3. Музыкальный материал:
«Ах вы, сени, мои сени».
«Осень, непогодушка».
«Скажи, мотылёк».
И.С. Бах — Ш.Гуно. «Ave Maria» / фонохрестоматия.
З.А. Левина. «Ноги дождя» / нотная хрестоматия, с. 43.
З.А. Левина. «Весёлая песенка».
4. Инструменты: барабан, треугольник, трещотка, деревянные ложки, бубен и др.
ХОД УРОКА
«Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это
такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор».
К. Орф
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
2. Мотивация
Звучат фрагменты «Эха» О. Лассо и «Утра» Э. Грига (названия произведений
учитель умалчивает).
- Какие картины изобразила музыка?
Ответы учащихся.
- С помощью каких выразительных средств удалось композитору О. Лассо
изобразить в музыке «эхо»?
- С помощью повторов фраз и динамики.
- Какие средства музыкальной выразительности были использованы Э. Григом,
чтобы нарисовать в музыке картину утра?
- Нарастание звучности, динамика.
- Как развивается музыка в пьесе К. Дебюсси «Ветер на равнине»? Какие средства
выразительности рисуют ветер (воздух, пустоту)?
- Порывы ветра – внезапное усиление звучания, внезапные затихания и кружение
ветра - повторение через равные промежутки времени, будто развития музыки не
происходит (ветер кружится и кружится на одном месте).
- Верно, ребята, во всех пьесах мы наблюдаем изменения динамики: где-то –
незначительные, малозаметные, где-то – наоборот, яркие.
Интересная встреча сегодня у нас:
Динамические оттенки посетили нас -
С ними музыка становится живее.
Повторим мы эти знаки скорее!
Учащиеся называют все динамические оттенки, изображенные на экране.
- Но вот, например, пьеса «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига звучит
умеренно и плавно. Мы слышим легкую незатейливую мелодию, погружающую нас в
состояние покоя и безмятежности. Это происходит благодаря ещё таким средствам
выразительности, как темп и ритм.
Темп и ритм играют в музыке также немаловажную роль. Ведь не захочется же
нам, допустим, под напев колыбельной песни пуститься в пляс? Или, наоборот, не
сможем же мы уснуть под звуки бодрого марша или зажигательной пляски?
Сегодня мы продолжим тайны узнавать -
Музыки основы дружно постигать.
Вам уже известно: чтобы исполнителем музыки стать –
Нужно о ней многое узнать.
Вот и сейчас – новая встреча у нас:
Помощники музыки в гости к нам зашли, -
С ними музыка выразительнее звучит.
Каждый исполнитель должен эти знаки знать.
Давайте начнём их сейчас изучать.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сочинение сочиненного
Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз
самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков существует очень
много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые ритмические фигуры на примере
знакомых вам музыкальных пьес: «Утро», «Ветер на равнине», «Эхо».
1) Упражнение «Ритмическое эхо»
Цель упражнения – четкое и слаженное исполнение ритмических рисунков,
ведущее не только к улучшению чувства ритма учеников, но и к развитию коллективного
исполнения.
- Давайте-ка вспомним, ребята, а что же такое эхо?
Учитель выслушивает несколько мнений учеников, затем сам формулирует на
основе их высказываний ответ:
- Верно, ребята, эхо – это явление окружающей природы: отраженный (от стены
дома, от леса, от гор и т.п.) звук.
Но хочу заметить, ребята, что кроме всего сказанного, эхо может лишь повторить
более или менее точно изданный нами звук. А это значит, что если громко крикнем:
«Здравствуй!», то эхо ни за что не ответит нам: «Прощай!».
Мы с вами сейчас проведем игру «Ритмическое эхо». Вы будете моим эхом.
Поэтому ваш ответ мне должен быть абсолютно похожим на тот ритм, который я задам, и
любые отклонения, т.е. ошибки, вы постарайтесь исключить:
Учащиеся в точности должны прохлопать ритмический рисунок вслед за
учителем: коллективно, подгруппами, индивидуально.
2) Сложи песенку
- Мелодия в пьесе Грига «Утро» движется в ровном ритме, ровными одинаковыми
длительностями. Подобная ритмическая монотонность создает гипнотический эффект –
музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или
состояние:
Задание: Досочинить и пропеть слова песенки, оставляя неизменным заданный
композитором ритм и динамические оттенки:
Солнышко всходит
И небо светлеет…
3) Тайны сочинения музыки
- Клод Дебюсси стремился уловить бесконечную изменчивость красок природы и
схватить неуловимость и поэтичность момента. Дебюсси призывал слушать природу и
находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.
Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в его высказываниях:
«…Создают музыку для бумаги, в то время как она создана для слуха. Ищут идеи в
себе, тогда как их надо искать вокруг себя. (…) Не слушают тысячи окружающих нас
шумов природы, предлагаемых ей в таком изобилии. Природа окружает нас, и мы жили
внутри неё, не замечая этого до сих пор».
«Надо искать дисциплины в свободе, а не в правилах обветшалой философии,
годной для слабых. Не надо слушать ничьих советов, кроме советов проносящегося ветра,
рассказывающего нам историю мира».
«Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то
линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные
впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих
воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Оно несёт в себе
собственную гармонию, и какие усилия бы к этому ни приложить, никогда не удастся
найти гармонии ни более точной, ни более искренней».
Музыкальная конструкция у Дебюсси никогда не бывает жесткой и никогда не
воспринимается ясно и откровенно. Мы её где-то улавливаем, но ощущаем лишь
подсознательно. Музыкальные конструкции и формы у Дебюсси мягки и пластичны,
завуалированы и почти незаметны для слушателя. Слушая музыку Дебюсси, мы
воспринимаем её как свободное и непосредственное музыкальное высказывание,
излагаемое почти импровизационно.
Давайте поимпровизируем вместе с «Ветром» К. Дебюсси, стараясь передать ритм
и динамику композитора.
Учащиеся выполняют импровизации на шумовых инструментах (по К. Орфу).
2. Слушаем Баха
И.С. Бах — Ш. Гуно. Ave Maria
С ритмическим движением ровными одинаковыми длительностями мы уже сегодня
встречались. Такое ровное движение ритма встречается в музыке нередко. Аналогичные
примеры представлены, например, в музыке немецкого композитора Баха.
В качестве иллюстрации я представлю вам пьесу «Аве Мария», где ритмическое
развитие построено в аккомпанементе на ровном неспешном чередовании шестнадцатых
нот:
- Ребята, вы знаете, кто такая Мария?
- Мать Христа.
- Откуда вы про неё знаете?
- Из Библии.
Аве Мария – означает «Радуйся, Мария» - это красивейшая молитва католической
церкви, обращенная к Богоматери, и один из шедевров классической музыки.
Это произведение принадлежит немецкому композитору И.С. Баху. А позже
французский композитор Шарль Гуно на уже сочиненную прелюдию Баха сделал
вариацию для скрипки и рояля. Шесть лет спустя к вариации Гуно были добавлены слова,
что и сделало эту песню популярной.
«Аве Мария» Баха-Гуно являет собой цельную красоту, в которой прелюдия Баха
становится аккомпанементом, а мелодия Гуно ведёт нас за собой какой-то чистотой
звучания в высшие миры и к высшим лучшим чувствам и переживаниям.
Слушание «Аве Мария» Бах-Гуно.
3. Пение:
1) Разучивание и первоначальное исполнение: З.А. Левина «Веселая песенка»
2) Повторение и закрепление песни «Ноги дождя»
II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия. Ритмическая игра «Бом, тили-бом»
Разделить детей на 3 группы:
• 1-я группа: бом, бом, бом, бом
• 2-я группа: ти-ли, бом, ти-ли, бом
• 3-я группа: ти-ли, ти-ли, ти-ли, ти-ли
Сначала проговариваем ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем
соединяем группы вместе. Вступают группы по очереди, но затем проговаривают свои
слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль).
Затем предложить детям придумать синхронные (в рамках одной группы)
движения.
2. Итог
Ритм, темп - важнейшие выразительные и изобразительные средства музыки.
Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем
мы сегодня рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных стилей и
жанров: например, такие жанры, как вальс (плавность или фигуры «кружения» в ритме),
марш (четкость ритма) и др.
Метроритмические формулы можно легко найти в окружающих звуках (например,
звуки города).
Домашнее задание: Найти в окружающих звуках и проиграть любые
метроритмические формулы (автомобильный сигнал, кукушка, капли дождя и т.п.)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1) http://muz-teoretik.ru/vidy-ritma-v-muzyke/
2) http://wikilivres.ru/Russian_music
3) https://znanija.com/task/
4) http://открытыйурок.рф/
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "«Природа и музыка» «Романс»" 3 класс
- Презентация "Жанр канта в русской музыке" 3 класс
- Презентация "Образы утренней природы в музыке" 3 класс
- Конспект урока "Образы утренней природы в музыке" 3 класс
- Презентация "Выдающиеся концертмейстеры XX века"
- Конспект урока "«Природа и музыка» «Романс»" 3 класс