План-конспект открытого занятия «Основы джазового танца. Введение»
МБУ ДО ДЮЦ Контакт
План-конспект открытого занятия «Основы джазового танца. Введение.»
Подготовила
педагог дополнительного образования
Куракина Татьяна Владимировна
2015 г.
2
План-конспект открытого занятия
МБУ ДО ДЮЦ «Контакт» г. Нижний Новгород
Тема занятия
«Основы джазового танца. Введение.»
Место проведения
МБОУ СОШ г. Нижнего Новгорода (в рамках участия в конкурсе профессионального
мастерства)
Дата и время проведения
Краткая характеристика группы
Девочки, возраст детей – 7-9 лет (2-3 класс), количество – 15 человек
Цель
Способствовать развитию интереса воспитанников к танцевальной деятельности
Задачи
-образовательные
- воспитательные
- развивающие
- формировать у учащихся знание о джазовом танце,
- формировать теоретические знания и практические умения в области джазового танца
- воспитывать у учащихся творческое отношение к работе, дисциплинированность,
настойчивость в достижении поставленных целей, решительность, чувство коллективизма
- развивать у учащихся чувство ритма, восприятия, пространства;
- формировать у школьников двигательные умения и навыки, необходимые для занятий
танцами
Материалы и оборудование
Магнитофон, музыкальный материал, коврики.
Регламент занятия
45 минут
Форма одежды обучающихся
Спортивная эластичная одежда, позволяющая свободно двигаться (спортивный костюм как
для занятий физкультурой, возможна только футболка без куртки), кроссовки, обязательно
носки (в занятии участвуют обычные школьники, не участники коллектива).
3
План занятия
«Основы джазового танца. Введение.»
1. Организация (Приветствие, знакомство, вступительное слово)
2. Основная часть:
2.1. Введение в тему занятия, инструктаж по технике безопасности
2.2. Разогрев
2.3. Изучение некоторых основных понятий: основные положения рук и ног, «plie», «releve», «battement tendu»
2.4. Простые комбинации с использованием джазовых положений рук и ног, «battement tendu», «releve» и «plie»,
упражнения для позвоночника
2.5. Изучение части танцевального номера в джазовой технике на основе изученных комбинаций «Доброе утро,
планета!»
2.6. Выступление детей самостоятельно
3. Анализ продуктивности занятия. Подведение итогов.
4
Ход занятия
Этап занятия
Задача этапа
Основная деятельность педагога
Прогнозируемая деятельность
обучающихся
1.
Организационное
начало занятия
Познакомиться с
детьми и
настроить их на
активное
восприятие
материала
Перед началом занятий педагог, встречая детей,
просит их занять места на гимнастических коврах,
ранее разложенных в шахматном порядке, помогает им
по необходимости. «Здравствуйте, ребята! Пожалуйста,
проходите, и вставайте на любой свободный коврик.»
После того, как все дети расположились на коврах,
педагог знакомится с детьми. «Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Татьяна Владимировна. Я руководитель
коллектива эстрадно-спортивного танца «Млечный
путь». А теперь я хочу познакомиться с вами! Сейчас я
подойду к каждому из вас, а вы, пожалуйста, громко
назовите мне свое имя!»
Педагог подходит к каждому ребенку, после того, как
ребенок называет свое имя, педагог отвечает ему
«Здравствуй, (имя ребенка), рада с тобой
познакомится!»
Дети располагаются по залу в
шахматном порядке.
Дети запомнят имя и отчество
педагога, настроятся на
доброжелательность занятия
2. Основная часть
2.1. Введение в
тему занятия,
инструктаж по
технике
безопасности
Настроить ребят
на предстоящее
занятие,
ознакомить с
техникой
безопасности
«Отлично, ребята! Теперь мы с вами знакомы и я вам
расскажу о том, чем мы с вами сегодня будем
заниматься. Как я уже говорила, я руководитель
детского танцевального коллектива эстрадного танца.
Эстрадный танец включает много различных
танцевальных направлений. Вы, ребята, какие знаете
танцы?»
«Здорово! Спасибо за ваши ответы! Сегодня мы с вами
Дети называют танцы, которые
они знают.
Дети слушают педагога.
5
познакомимся с джазовым танцем. Он имеет свои
особенности, о которых я расскажу в течении занятия.
Я попрошу вас быть активными, внимательными и не
переживать, если у вас что-то не получается с первого
раза, поэтому не бойтесь задавать мне вопросы».
«Еще бы я хотела вместе с вами вспомнить технику
безопасности на занятиях. Мы с вами будем активно
двигаться, и поэтому не забывайте внимательно
слушать, как выполняется упражнение, не торопитесь и
старайтесь делать движения так, чтобы не задевать друг
друга.»
2.2. Разогрев
Разогреть все
мышцы,
подготовить
детей для
дальнейших
нагрузок,
формировать
чувство ритма
«Ребята, как вы думаете, а что самое главное в танце,
без чего он не может существовать? Конечно же, это вы
сами! Ваше тело – это главный инструмент передачи
танцевального искусства! И для того, чтобы нам изучать
танец, нужно подготовить свои мышцы! Сейчас я
включу музыку и буду показывать вам движения, а вы
повторяйте за мной.»
Педагог включает магнитофон.
Комплекс упражнений для разогрева:
1. В положении стоя:
– наклоны головы вперед, назад, влево, вправо,
крест в обе стороны
- подъем одного, двух плеч вверх, круговые
движения плеч вперед-назад
- движение грудной клетки из стороны в сторону,
вперед-назад
- туловище – наклоны из стороны в сторону,
вперед, назад
Дети слушают технику
исполнения и выполняют
упражнения, повторяя за
педагогом.
6
- тазобедренная часть: движение из стороны в
сторону
- руки: раскрытие, закрытие из положения «руки
на поясе», подъемы и опускания в стороны,
подъем с раскрытием.
- ноги: подъемы стоп на полупальцы, пятки,
перекаты пятка-носок, подъемы стоп согнув
ноги в коленях вместе, поочерёдно
2. В партере:
- Движения стопами натянуть, сократить
- В положении сидя наклоны туловища вперед к
ногам (ноги вместе, ноги врозь)
- Лежа на животе прогнуться назад на
вытянутых руках, перейти на колени сесть
вытянуться вперед.
Все упражнения сопровождаются объяснениями
техники исполнения, используются понятные
метафоры
2.3. Изучение
некоторых
основных
понятий
джазового танца:
основные
положения рук и
ног, «plie»,
«releve»,
«battement tendu»
Формировать
теоретические
знания,
двигательные
умения и навыки,
необходимые для
занятий джазовым
танцем
Громкость музыки убавляется до фонового звучания.
«Отлично, теперь мы с вами разогрели наши мышцы!
Вы большие молодцы! Чувствуете прилив сил? Теперь
мы готовы изучить более сложные элементы.»
«Изучим с вами основные положения рук. В
классическом танце, дети, есть 4 основных положения,
повторяйте за мной и движения и названия (далее все
позиции демонстрируются): 1. Подготовительная
позиция. 2. Первая позиция 3.Вторая позиция 4. Третья
позиция. Заметьте, дети, что руки в классическом танце
Дети слушают педагога
Повторяют за педагогом и
названия движений и сами
движения, на примере видят
отличие джазового танца от
классического танца. Дети, у
которых не все получается с
первого раза, получают помощь
7
округлые как будто между ними невидимый воздушный
шар. А кисти рук очень мягкие, расслабленные. Давайте
попробуем еще раз: подготовительная, первая, вторая,
третья. Замечательно! Это основные положения
классического танца, джазовый же танец имеет такие же
позиции, но исполняются они по-другому. Руки в
джазовом танце кроме округлых могут быть также и
прямые, давайте попробуем исполнить эти позиции с
прямыми руками. И так подготовительная, первая,
вторая, третья, еще раз, подготовительная, первая,
вторая, третья. Пробуем без меня. Подготовительная,
первая, вторая, третья. Молодцы. Заметили разницу?
Теперь давайте разведем руки во вторую позицию и
обратим наше внимание на наши кисти рук. Они могут
быть направлены в любую сторону, выпрямлены или
сокращены. Видите, ребята, какое многообразие
движений мы можем исполнять с вами в джазовом
танце одними только руками? Запомнили позиции рук?
На самом деле позиций в джазовом танце немного
больше, но мы с вами остановимся на этих самых
простых. Вы большие молодцы! Давайте теперь
разберем положения ног. В классическом танце, ребята,
таких положений шесть. Давайте изучим сегодня с вами
первые только две позиции. Собираем пятки и разводим
носки врозь, это первая позиция. Такое разведение ног,
когда колени и стопы развернуты в разные стороны,
называется выворотным положением. Отлично. Вторая
позиция ног похожа на первую, но между ногами
расстояние. Посмотрите внимательно, расстояние
между вашими ногами это одна ваша стопа. Молодцы,
от педагога.
8
все правильно. Теперь изучим положения ног первой и
второй позиции в джазовом танце. Вот первая позиция,
она самая обычная и называется параллельная, потому
что обе стопы и ваши колени смотрят вперед в одном
направлении и не пересекаются. На самом деле, ребята,
такая позиция есть и в классическом танце, но там она
называется «шестая». Итак, вернемся к джазовому
танцу. Это первая позиция параллельная, есть также
первая выворотная, она такая же как в классическом
танце, теперь вторая параллельная, и вторая
выворотная, как в классическом танце. Здорово.
Хорошо, давайте повторим изученные позиции ног еще
раз.» (Повторение). «Отлично ребята. Изучим мы с
вами и еще два движения ног «plié» и «releve», или
другими словами «приседание» и «подъем». Сделаем с
вами в первой и второй позициях ног как в выворотных
так и в параллельных по восемь раз. (Демонстрация
упражнения). «Здорово ребята! Нам осталось выучить
последнее упражнение на ноги. Это движение ног
называется «battement tendu». Посмотрите внимательно,
это движение прямой ноги вперед или в сторону, колено
никогда не сгибается. Мы сделаем с вами вместе из
первой параллельной позиции ног вперед и в сторону
сначала правой ногой, а потом левой по восемь раз.
(Демонстрация упражнения).Повторяйте за мной.»
Осталось нам с вами одно очень приятное упражнение
на позвоночник. Называется оно Roll down и roll up. В
переводе с английского «скручивание вниз и наверх».
Roll down представляет собой постепенное, начиная от
9
головы, закручивание торса вниз, причем все позвонки,
один за другим, должны быть включены в это движение.
Roll up - обратное движение, подъем и раскручивание
позвоночника в исходное положение.
«Здорово теперь все это мы с вами свяжем между собой
в небольшие танцевальные комбинации, а потом и в
целый небольшой танец!»
2.4. Простые
комбинации с
использованием
джазовых
положений рук и
ног, «battement
tendu», «releve» и
«plie»,
упражнения для
позвоночника
Формировать
двигательные
умения и навыки,
необходимые для
занятий джазовым
танцем,
формировать
чувство ритма
Громкость музыки прибавляется. Педагог объясняет
каждую связку.
1 комбинация. Ноги делают движение «plié» в первой
выворотной позиции и на подъеме «battement tendu» в
сторону поочередно правой и левой ногой, руки на
каждое открывание ноги в сторону раскрываются из
первой джазовой позиции во вторую. Тоже с
продвижением вперед скрестным шагом, добавление
наклона головы на «plié» - вниз, на шаг - прямо.
2 комбинация. Из положения «упор присев» подъем
корпуса «Roll up», с подъемом головы через «plié»
подъем «releve», поворот вокруг себя, руки раскрывают
из подготовительной джазовой позиции в третью,
затем во вторую и возвращаются в подготовительную.
3 комбинация Бег коленями наверх, руки в кулаках в
первой джазовой позиции на 4 счета, на счет 5-8
пружинное «plié», руки делают круговые движения,
далее раскрывание во вторую позицию в диагональ
вправо и влево через «plié» в ногах.
Дети изучают и повторяют
комбинации.
2.5. Изучение
Развивать у
«Ребята, теперь мы с вами с помощью данных
Все дети увлеченно занимаются
10
части
танцевального
номера в
джазовой технике
на основе
изученных
комбинаций
«Доброе утро,
планета!»
учащихся чувство
ритма,
пространства,
пробудить
интерес детей к
творчеству
комбинаций сделаем небольшую танцевальную
зарисовку «Доброе утро, планета»!»
На основании изученных комбинаций дети изучают
короткий танцевальный номер, похожий на утро
любого школьника – «Спят (сели на коврик, в
положение «упор присев» закрыли глаза, просыпаются
(комбинация 2), выходят на улицу (комбинация 1),
увидев друзей, подбегают друг к другу (становятся в
пары) и здороваются друг с другом объятиями
(комбинация 3), после чего берутся за руки и убегают».
2.6. Выступление
детей
самостоятельно
Пробудить в
детях желание
творить самим
«Ребята мы с вами выучили небольшой танец. Я бы
хотела, чтобы вы станцевали его как на настоящей
сцене! Для этого давайте представим, что вот это
пространство, где лежат ковры, это наша сцена, вы
прячетесь в кулисах за сценой, чтобы зритель вас не
видел, для него это должен быть сюрприз, что сейчас на
сцену выбегут такие замечательные девчонки и
мальчишки! Давайте попробуем!.» (Дети
выстраиваются в одной стороне, а потом выбегают к
своим коврикам). «Хорошо! А теперь, ребята, когда
танец ваш закончится, вам нужно обязательно выйти на
сцену еще раз и поблагодарить вашего зрителя за
внимание! Знаете как это делают артисты? Конечно же
поклоном! Давайте попробуем сделать! (Дети
выбегают на свои ковры и делают разученный поклон).
Отлично ребята. Я очень хочу стать вашим зрителем,
станцуйте, пожалуйста, мне ваш танец как на настоящем
концерте!» Педагог в конце хлопает детям.
Дети изучают выход, поклон и
самостоятельно выступают.
.
3.Анализ
Узнать мнение
«Вот, наше занятие и подошло к концу. Благодарю вас
Ребята слушают педагога,
11
продуктивности
занятия.
Подведение
итогов.
детей о занятии.
Подвести итог
за участие в сегодняшнем занятии. Вы большие
молодцы. Надеюсь, что вам занятие понравилось,
хотелось бы услышать ваше мнение, кто хочет что-
нибудь сказать о сегодняшнем занятии? Понравилось
оно вам? Что нового вы узнали? Спасибо за ваше
мнение, ребята. На этом наше занятие закончено. До
свидания! Спасибо за занятие, давайте похлопаем друг
другу!»
делятся впечатлениями.
Прощаются с учителем.
Хлопают друг другу в ладоши
Используемая литература:
1. Детская энциклопедия «Балет», Москва, Астрель, 2001 г.
2. Вадим Юрьевич НИКИТИН. «МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика»