Конспект урока "Острый ритм - джаза звуки" 3 класс

1
3 класс, 4 четверть
Конспект урока музыки по теме:
"Острый ритм - джаза звуки"
Выполнила учитель музыки
МОУ СОШ № 3
г. Николаевска-на-Амуре
Третьякова Е.В.
Цели:
1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального
направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми
исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной
выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание
духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный
слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному
искусству, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к
восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и
закрепляющий этап.
Основной метод: объяснительно- иллюстративный
Наглядность:
Презентация POWER POINT;
картинки с музыкальными инструментами;
сигнальные карточки;
нотный текст песни.
ТСО:
муз центр;
записи с фонограммами;
экран, проектор.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Музыкальное приветствие
-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей
нашей школы.
2
СЛАЙДСегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин,
имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер?
Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он
адресовал Вам, определить его имя
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
«Хелло, Долли» Луи Армстронг
У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Д.: Джаз.
У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной
выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на
слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки»
СЛАЙД 2
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его
жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда
любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? – возмущались одни.
- Кто он!!! – восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились
первые.
- Вы слышали, какой шум от него?
- Вы видели, как он развязан в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так
потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж
поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта
скандальная личность.
3
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно
звал свой край Диксиленд.
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с
плантаций.
Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?
- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие
музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому побеждённые
тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного
города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о
заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки
Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу развлекать публику музыкой
и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по
Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных
друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а
делали это по-своему.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он
свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса,
грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
СЛАЙД 3
Спиричуэл песни северо-американских негров религиозного содержания. Их
пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых
переселенцев.
СЛАЙД 4
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
СЛАЙД 5
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально
создавалась как фортепианное произведение.
И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие
пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди,
глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В
жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его
4
взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной
личности”.
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он
хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не
только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым.
Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным,
порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного
общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде,
любили во всяком настроении.
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже
более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его
возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже
тысячелетиями.
Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»
А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Работа по учебнику (стр. 118-119)
Чтение текста сопровождается слайдами.
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
Просмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд»
А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую
музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева.
СЛАЙД 12
ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) американский композитор, пианист.
СЛАЙД 13
Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина
органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-
американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества
опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким
проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
5
СЛАЙД 14
Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского
театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-
комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике
оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс ,
блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом,
ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновенный бедняк, а Бесс-
юная девушка.
СЛАЙД 15
Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух
сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.
Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)
-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.
ИГРА “Выбери инструменты”
Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.
( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие
инструмента в джаз-бэнде).
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль,
контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами
характера он обладает?
(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание
ударных и духовых музыкальных инструментов).
5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача определить стиль, в
котором она написана.
Разучивание песни “Мистер Жук”
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди
1) Исполнение учителем
Анализ:
У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д.: Джазовом.
6
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили
музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.
- разучивание по фразам;
- первый куплет со словами;
4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по
цепочке.
После исполнения – похвала:
У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд
получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга,
Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова одного из первых исполнителей
джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как
джазовые певицы.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
У: Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена,
что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный,
весёлый, задумчивый, ласковый.
А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мистер Жук
Муз Г.Гладкова
Сл. Дж.Чиарди
1. Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.
Познакомились мы так: мистер Жук – большой чудак!
Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.
Мистер Жук – большой чудак.
2. Я спросил его: “Куда Вы? Вот так милые забавы!
Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?”
Жук сказал, идя ко дну: “Отвяжитесь, я тону!
Отвяжитесь, я тону!”
3. Тут при помощи сука мне пришлось достать Жука.
7
Выполз он, ворча сердито: “Кто просил Вас лезть в корыто?
Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,
Обожаю водный спорт!
4. Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.
Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык я делать сам.