Открытый урок "Единство сторон музыкального произведения или чудесная тайна музыки"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа имени А.А.Касьянова»
Открытый урок
«Единство сторон музыкального произведения или
чудесная тайна музыки»
Подготовила и провела
Авдеева Ирина Вадимовна,
преподаватель по классу аккордеона
первой квалификационной категории
2014г.
1
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: сформировать у обучающихся целостность восприятия
музыкального произведения на основе анализа и синтеза его музыкально-
исполнительских, авторско-биографических и историко-искусствоведческих
компонентов.
Задачи:
Обучающая:
- формировать умение слушать и слышать музыку, умение грамотного
применения средств музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать аналитические и синтетические способности обучающихся,
образное восприятие.
- совершенствовать музыкальную память, чувство ритма,
звукоизвлечение.
Воспитывающие:
- воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных
результатов.
- прививать музыкальную культуру, нравственно-эстетические ценности,
любовь к Родине, гражданственность на основе героико-патриотической
музыки.
Партитура урока:
1. Мотивационно-ориентированная часть
2. Исполнительский этап
- пьеса композитора Я.Ванхаля «Allegretto»
- Бах «Органная прелюдия №6»
- Джулианни «Тарантелла»
- Римский-Корсаков «Колыбельная»
- Дога «Вальс»
- Закарпатский народный танец
- Книппер «Полюшко-Поле»
3. Рефлексивно-оценочный этап
Оборудование:
1. Компьютер
2. Аккордеон
3. Содержание партитуры:
1) «Тарантелла» Джулианни
2) «Allegretto» Я.Ванхаль
3) Римский-Корсаков «Колыбельная» из оп. «Садко»
4) Закарпатский танец
5) Дога «Вальс» из к-ма «Мой ласковый и нежный зверь»
6) Книппер «Полюшко-Поле»
4. Мультимедийная презентация.
2
«Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно,
неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет
еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их
мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё
ещё служить источником новых музыкальных мыслей.»
П. И. Чайковский.
I. Организационный момент. 5 мин.
1. Взаимное приветствие учителя и ученика.
2. Проверка готовности к уроку (рабочее место, внешний вид).
II. Основная часть
1. Мотивационно-ориентированная часть.10 мин.
Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о музыкальном произведении. О
восприятии его целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно,
порой просто невозможно выделить в его звучании что то одно - мелодию,
ритм или тембр, которые были бы выразительны сами по себе. Как почти все
в жизни и в искусстве складывается из мелких частиц, вступающих во все
более сложные соединения, точно так же и в музыке важны не отдельные
средства и приемы, а то неповторимое единство, которое они образуют.
Вопрос ученику: В чем оно проявляется? В биографии композитора? В
названии произведения?
Ответ: Отчасти да. И жизнь композитора, и его замыслы, и наименования
сочинения – все это помогает нам понять многое в творчестве композитора.
Учитель: Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, у той
художественной «материи», в которой фантазия, вдохновение, понимание
мира нашли самое полное свое воплощение. И хотя музыка воздействует
целостно, все же она очень разная:
Вопрос ученику: Привести пример
Ответ: В одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других
мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, а в других в
многокрасочное тембровое царство.
3
Учитель: Да, это естественно. Ведь в каждом произведении господствует
свой общий замысел.
Было бы странно, если например образы сказочного мира воплотились бы в
угловатых, острых ритмах, а не в певучей мелодичности эпических
интонаций. Поэтому каждое из чудес жизни, каждое чувство, переживание и
характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя
в мелодии, что-то в гармонии, а что-то в особенных динамических
средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что
называется средствами музыкальной выразительности. Эти средства
образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония,
полифония, тембры и динамика.
Итак… Сегодня на примере музыкальных произведений мы будем говорить о
единстве их сторон.
И.В.Гете: «В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что
возвышенное принадлежит нам.»
Приведите пример из жизни, где ритм обнаруживает себя.
Ответ: Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни, ночи.
Ритмично человеческое дыхание и биение сердца
Учитель: Да! Все это говорит, что ритм является одной из первооснов жизни.
А если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то
обнаружится что оно не всегда одинаково. Здесь мы подходим к ещё одному
средству ритмической выразительности музыки её скорости, или темпу.
Вопрос ученику: Музыка, будучи искусством временным, за долгие века
своего существования научилась движению во множестве темпов от
медленных до самых стремительных. Приведи, пожалуйста, примеры
музыкальных темпов.
Ответ: Например, allegro аллегро скоро, presto престо быстро,
moderato модерато – умеренно, adagio адажио – медленно.
4
2. Исполнительский этап. 25 мин.
Исполняется пьеса «Allegretto» композитора Ванхаль, где в тембровых
обозначениях отражены различные оттенки скорости.
Ученик приводит пример: (разбор произведения по темпу)
Учитель: Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты мира, являет
собой царство медленных и величественных темпов. Например, органные
хоральные прелюдии И.С.Баха (учитель исполняет Органную прелюдию№6)
«Прекрасное должно быть величаво» эти слова А.Пушкина в полной мере
относятся к данной области музыкального искусства – к полифонии.
Чем характеризуется мир полифонии, чье господство в музыке длилось
свыше 5 столетий (с XII по XVII век)?
Ответ ученика: Полифония особый способ изложения музыкальной
мысли, который по словам И.С.Баха должен восприниматься как беседа
голосов. Вот почему такая музыка называется полифонией.
Учитель: Совсем по-иному звучат быстрые темпы это мир живых и
радостных эмоций. Приведи, пожалуйста, пример.
Ответ: Один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев в
Италии – тарантелла.
Учитель: Однако следует отметить, что единый темп редко сохраняется на
протяжении всего произведения. Это ярко видно в «Тарантелле»
композитора Джулианни.
Ученик исполняет это произведение.
Учитель: Если ритм присутствует везде и в природе, и в искусстве, то
мелодия всецело принадлежит музыке.
П.И.Чайковский великий создатель мелодии, говорил: «Мелодия душа
музыки», ибо где, как не в ней то светлой и радостной, то тревожной и
сумрачной слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги,
раздумья.
Великий музыкальный сказочник Римский-Корсаков создал целую галерею
причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их воздействие
5
связано с особенностями музыкального воплощения красочностью
гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий.
Ученик исполняет Колыбельную из оперы «Садко» Римского-Корсакова.
Учитель: Мы можем сделать вывод из услышанного, что мелодия это
язык, который близок и понятен всем.
Ученик исполняет Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
композитора Дога.
Учитель: Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам
музыки. В переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость
звучания, может быть понята и шире на примере Закарпатского народного
танца. Мы услышим всю красоту динамических оттенков.
Ученик исполняет Закарпатский народный танец.
Учитель: В динамике заключен огромный мир выразительного
музыкального движения. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому и
неповторима сила каждого музыкального звука.
Книппер «Полюшко-Поле» - исполняют учитель и ученик.
III. Заключение
3. Рефлексивно-оценочная часть.5 мин.
Учитель: Так в чём же состоит великая тайна музыки? Почему музыкальные
произведения на протяжение веков неизменно волнуют человеческую душу?
Что даёт музыке такую власть над людьми, в чём её животворная сила?
Сегодня мы узнали, что, музыкальное произведение – это сложный,
живой организм. Как благодатный дождь слагается из отдельных капелек, так
и музыкальное произведение выражает себя и в мелодии, и в ритме, в
динамике и гармонии, и в полифонии и в тембрах.
Вопрос ученику. А можно ли выделить главное из этих средств
музыкальной выразительности? Можно ли установить, какое из них первое,
какое последнее?...
(Ученик самостоятельно делает вывод о единстве и равной важности
каждого из средств музыкальной выразительности.)