Конспект урока "Балет Щелкунчика"

Тема раздела
Путешествие в страну музыкальных звуков
Тема урока
Балет Щелкунчика
Цель
Познакомить с жанром балета, способствовать активизации воображения нравственно-эстетических и
эмоциональных переживаний и формированию представлений у учащихся о балете, как о жанре музыкально-
литературного искусства.
Задачи
Образовательная: Знакомство учащихся с различными музыкальными инструментами.
Развивающая: развивать эстетические чувства, музыкальные способности
Воспитательная: воспитание музыкального вкуса, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
Предметные:
сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном
развитии
сформировать основы музыкальной культуры
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение у музыкальному произведению
использование музыкальных образов при использовании музыкально- пластических композиций,
Личностные:
формирование основ национальных ценностей российского общества
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы ее решения
формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать в ситуациях неуспеха
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
готовить свое выступление и выступать с аудио- , видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою
определение общей цели и путей ее достижения
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
Оборудование
портрет П.И. Чайковского, словарь эстетических эмоций(зловещий, ужасающий, грозный, таинственный, изящный,
загадочный добрый, лучистый, светлый, веселый, бодрый, грустный) изображение арфы, челесты, макет балерины.
№ и название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Орг.момент
Звучит музыкальная тема «Феи
Драже» П.И. Чайковского из балета
«Щелкунчик»
- Слышите? Как нежно и светло звучит
музыка.
Тихо – тихо сядем рядом, входит
музыка в наш дом
В удивительном наряде разноцветном,
расписном.
То она метелью кружит, то вдруг
рыбкой проплывет,
То в волшебную страну нас всех с
собою уведет…(поэт К. Ибряева)
Здравствуйте, ребята.
(входят под музыку)
Эмоционально настраиваются на
урок.
Л.: Готовность и
способность к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению; Умение
выражать
доброжелательность и
эмоционально-
нравственную
отзывчивость.
Актуализация
знаний базовых
и умений
Какая по характеру музыка вас
встретила?
Распознают выразительные
особенности музыки.
Таинственная, изящная,
загадочная.
П.: Умение наблюдать и
делать самостоятельные
простые выводы; Умение
ориентироваться в системе
(иллюстрация из
сказки
«Щелкунчик»)
Портрет Гофмана.
Правильно, музыка хрупкая,
созерцательная, светлая, нежная,
чарующая.
Какой образ рисует эта музыка?
Она рисует сказочную фею.
И сегодня сказочные звуки музыки
всеми нами любимого композитора
П.И. Чайковского поведут нас в мир
сказок.
Все мы любим сказки. Особенно, если
события, о которых они рассказывают,
происходят в новогоднюю ночь. Одну
из таких новогодних сказок сочинил
немецкий писатель Эрнст Гофман. А
Пётр Ильич Чайковский по этой сказке
написал музыку и получился
Подбирают слова, отражающие
содержание и характер
музыкальных произведений,
используя словарь эстетических
эмоций.
Воспринимают речь учителя.
Вспоминают содержание сказки.
своих знаний;
Р.: Умение соотнести
способ действия и его
результат с заданным
эталоном;
К.: Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Умение слушать и слышать
учителя (собеседника),
вести диалог, излагать
свою точку зрения и
аргументировать её;
Л.: Умение выражать
положительное отношение
к процессу познания,
проявлять желание узнать
Портрет П.И.
Чайковского
прекрасный балет «Щелкунчик».
Кто такой Щелкунчик?
А кем он оказался?
С кем он боролся?
Сказка о рождественском чуде, где
оживает игрушечный Щелкунчик и
побеждает в борьбе с злым королем.
Кто ему помог победить?
Как Мари спасла Щелкунчика?
Ночью Щелкунчик пришел к Мари с
победой.
Сказка заканчивается тем, что
Щелкунчик стал принцем, а Мари его
принцессой.
Кто такой П.И. Чайковский?
Композитор П.Чайковский, как добрый
волшебник, только прикоснулся к
сказке своей волшебной палочкой
Тот, кто щелкает орехи, игрушка
Принцем
С мышиным королем.
Мари
Бросила туфельку, когда
мышиный король подобрался к
Щелкунчику.
Композитор.
новое.
музыканта, и она сразу ожила,
наполнилась радостью настоящего
праздника.
Постановка
учебной задачи
Табличка
«Балет»
- Одним из самых красивых
музыкально - театральных
хореографических жанров является
балет.
Балет - это крупное музыкальное
произведение в котором танцуют.
В нем все герои танцуют под звуки
музыки оркестра.
Как вы думаете, что балет включает в
себя? Какие искусства?
В балете объединены не только музыка
и танец, но изобразительное искусство,
т.к. шьются костюмы и оформляются
декорации.
- А вы знаете, как называют тех, кто
танцует балет? Как называют мужчин,
Отвечают на вопросы,
воспринимают речь учителя.
Музыка, танец
П.: Умение
ориентироваться в системе
своих знаний: отличать
новое от уже известного;
Умение выдвигать
гипотезу и обосновывать
ее.
Р.: Умение соотнести
способ действия и его
результат с заданным
эталоном.
К.: Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Умение слушать и слышать
учителя (собеседника),
вести диалог, излагать
свою точку зрения и
аргументировать её;
Умение слушать партнера
по общению не перебивая,
говорить только после
того, как закончит
Картинка
балерины.
Табличка
«Пачка»
Табличка
«Пуанты»
Микроитог
которые танцуют балет?
Танцоры
А женщин?
Посмотрите на иллюстрацию, какая у
них необычный сценический костюм.
- Кто знает, как он называются?
Это необычное платье называется
пачкой.
А что у них на ногах, чешки?
- Ведь в балете танцуют на самых
кончиках пальцев, а для этого нужны
специальные приспособления,
уплотнения в обуви. Для этого и
изобрели пуанты.
- Правильно, молодцы. На ногах у
балерины пуанты.
Что такое балет? Как называют тех,
кто танцует балет? Как называется их
сценический костюм? А что такое
пуанты?
Балерины
Платье
Отвечают на вопросы.
собеседник.
Л.: Имеет внутреннюю
позицию, адекватную
мотивацию учебной
деятельности, включая
учебные и познавательные
мотивы.
Молодцы.
Знакомство с
темой урока
Адажио
(слушание и
анализ)
Ребята, сейчас вы послушаете
фрагмент балета - Адажио и
скажите
Какое настроение у этой музыки?
Какой темп? Быстрый или умеренный?
Да, настроение у музыки счастливое,
восторженное, радостное, ликующее и
нежное.
Верно, темп умеренный. Музыка
звучит как торжественный гимн добру,
красоте и любви.
Сейчас вам надо, внимательно
послушать музыку, и постараться
услышать, какие инструменты
исполняют это музыкальное
произведение. Слушаем.
Ребята, какие музыкальные
инструменты вы услышали?
Отвечают на вопросы. Распознают
изобразительные особенности
музыки.
Доброе, лучистое, светлое.
П.: Умение выявлять
сходство и различия
объектов,
классифицировать объекты
по существенному
признаку; Умение
наблюдать и делать
самостоятельные простые
выводы; Умение
сравнивать и группировать
предметы, объекты по
нескольким основаниям;
находить закономерности.
Р.: Умение осознавать
задачу, принимать её;
Умение контролировать и
адекватно оценивать свою
работу и работу
Адажио
(повторное
прослушивание)
Картинка симф.
оркестра
Картинка арфы,
табличка «арфа»
Во вступлении к музыке слышатся
звуки арфы. Они как бы «одевают» эту
музыку в красивый, праздничный
наряд.
На арфе играют сидя, наклоняя ее
корпус к правому плечу и слегка
опирая о колени. Звук извлекается
защипыванием струн пальцами. В игре
участвуют пальцы обеих рук (кроме
мизинцев). У концертной арфы
имеется 43 струны.
Завораживающие звуки арфы не могут
оставить равнодушными никого. При
игре на арфе часто используется
глиссандо быстрое скольжение по
струнам.
Услышав однажды волшебные звуки
Арфы, Петр Ильи Чайковский решил
использовать этот инструмент в своих
Скрипка, виолончель.
одноклассников.
К.: Умение планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками:
определяет цель, функции
участников, способ
взаимодействия; Умение
строить высказывание в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка.
Л.: Готовность и
способность к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению.
Табличка
«Глиссандо»
Звучание
глиссандо.
Танец Феи Драже
(повторное
прослушивание)
Картинка и
произведениях.
Давайте прослушаем еще один
фрагмент – танец Феи Драже.
Что вы представили во время
прослушивания?
Мелодичный перезвон колокольчиков,
переливы фонтанов сладких напитков,
блеск разноцветных леденцов и
сверкание драгоценностей.
-А какие инструменты вы услышали?
Другим удивительным инструментом,
который так же использовал Петр
Ильич Чайковский в своем творчестве
является Челеста.
На что похожа челеста?
Челеста похожа на маленькое пианино,
но молоточки ударяют не по струнам, а
по металлическим пластиночкам, а
иногда даже стеклянным
Что-то необычное, сказочное,
похожее на какой-то праздник.
Узнают на слух тембры
музыкальных инструментов.
Колокольчики, треугольник.
На пианино.
табличка
«челеста»
Звук челесты
пластиночкам, обтянутые замшей.
А сейчас давайте послушаем, как
звучит этот инструмент. Что
напоминает звук челесты?
Звук его напоминает необыкновенно
красивый мягкий звон, как небесный
колокольчик.
Петр Ильич Чайковский услышал
челесту в Париже и был так очарован
ее волшебным звучанием, что ввел
этот инструмент в 1892 в балет
Щелкунчик. С тех пор челеста часто
используется в симфоническом
оркестре.
.
Маленькие колокольчики.
Микроитог
Итак, с какими новыми музыкальными
инструментами сегодня
познакомились?
Что такое арфа? Как на ней играют?
Что такое глиссандо?
Отвечают на вопросы.
П.: Умение представить
подготовленную
информацию в наглядном и
вербальном виде.
Р.: Умение контролировать
С чем можно сравнить челесту?
Назовите сходства и отличия. На что
похож звук челесты?
и адекватно оценивать
свою работу и работу
одноклассников.
К.: Умение слушать
партнера по общению не
перебивая, говорить только
после того, как закончит
собеседник.
Л.: Умение
ориентироваться на
моральные нормы и их
выполнение.
Физминутка
Объяснение и показ движений.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Выполняют движения вместе с
учителем.
Л.: Умение расслабиться
психически и физически
после длительного сидения
и интенсивной учебной
деятельности.
Шесть - на место тихо сесть.
Вокально-
хоровая работа
Переходный
момент к
разучиванию
песни
Вступительное
слово
Портрет Д.
Кабалевского
Ребята, вспомните начало сказки
«Щелкунчик». Гости собираются на
праздник к девочке, приносят подарки.
И мы сейчас поиграем в гостей. А
наша песня так и называется «Игра в
гостей». Ее сочинил Д.Б. Кабалевский.
Он сочинил много пьес для ребятни.
Большинство из них исполняют
учащиеся музыкальных школ во всём
мире и по сей день. Очень много он
написал для детей песен. Все они о
дружбе, о пионерах, о школе, о
доброте, о взаимопомощи, о Родине.
Цикл песен создан композитором о
лагере «Артек», что в Крыму.
Вот несколько песен которые он
написал: Про Петю
Вспоминают начало сказки.
Воспринимают речь учителя.
Приняли позу слушателя.
П.: Умение извлекать
необходимую информацию
из прослушанных
рассказов; Умение
определять основную и
второстепенную
информацию.
Р.: Умение планировать
свои действия. Умение
прогнозировать результат.
К.: Умение планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками:
определяет цель, функции
участников, способ
взаимодействия;
Л.: Умение выражать
доброжелательность и
эмоционально-
нравственную
отзывчивость.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнёт:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвёт.
А во время перемены
Станет он ещё сильней:
Подойдёт он к чистой стенке —
чертит чёртиков на ней!
Кто дежурные?
Припев:
- Кто дежурные?
- Мы дежурные,
Самые хорошие,
Лучшие дежурные.
1. Мы дежурим первый раз,
Прибираем свой класс.
Замечательный класс
Получается у нас.
Слушают песни и делятся
впечатлениями.
Наш край
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой:
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?
Песня о школе
Мы в счастливый, светлый день
поступили в школу.
Школа рада нам была, класс
просторный отвела.
И о классе о своём мы поём, мы поём.
И о классе о своём мы поём, мы поём.
Давайте теперь прослушаем песню
«Игра в гостей».
Прослушивание песни «Игра в
гостей».
Примите позу слушателя. После
прослушивания ответьте на вопросы:
Какая музыка по настроению?
Кто поет песню?
Какой инструмент сопровождает
пение?
Какой темп?
Слушают и анализируют песню.
Отвечают на вопросы.
Понимают выразительные
возможности фортепиано в
создании различных музыкальных
образов.
Определяют характер музыки с
помощью «словаря эстетических
эмоций».
Прослушали.
Какая музыка по настроению?
Правильно, музыка звонкая, яркая,
радостная, задорная.
А какой темп? Быстрый или
умеренный?
Быстрый темп, потому что композитор
показывает суету, радость хозяев,
которые встречают гостей.
Кто поет эту песню?
Правильно, детский хор.
А какой инструмент сопровождает их
пение?
Правильно.
Как построена песня? В форме диалога
или монолога?
Правильно, потому что участвует
несколько персонажей: хозяева и гости.
Для того, чтобы поиграть в гостей нам
нужно разделиться на 2 группы:
хозяева и гости.
Веселая, бодрая.
Быстрый.
Дети
Пианино.
В форме диалога
Делятся на 2 группы.
Д. Кабалевский
«игра в гостей»
(разучивание
целого текста)
Текст песни на
карточках на
партах, где
строчки гостей и
хозяев выделены
разными цветами.
У каждой группы в нашей песне будет
своя роль, своя вокальная партия,
которую нам предстоит разучить.
Каждая группа будет петь свою
мелодию, свои слова, а соединившись
вместе, мы исполним песню на два
голоса. Петь наши группы будут по
очереди, а иногда - одновременно.
У вас на столах карточки с текстом.
Вы сами видите, строчки, которые
будут петь хозяева, выделены одним
цветом, а те, что будут петь гости -
другим. Последняя строчка
подчеркнута сразу двумя цветами - что
это означает?
Это сделано потому, что последнюю
строчку обе группы будут петь хором.
Послушайте, как я проговорю в ритме
вам эту песенку.
Текст песни:
- Здрасте, здрасте, мы вас ждем!
- Промочило нас дождем.
- Ожидали мы гостей!
Получили карточки с текстом
песни.
Должны спеть вместе.
Слушают текст.
- Мы промокли до костей.
- Где ж ваш зонтик?
- Потеряли.
- Где галоши?
- Кот унёс.
- Где перчатки?
- Скушал пёс.
- Это, гости, не беда.
(здрасте)
Заезжайте в ворота,
(здрасте)
Поднимайтесь на порог
(здрасте)
К нам на яблочный пирог!
А вы заметили, что в тексте было одно
слово, которое я не проговорила?
Какое это было слово?
Почему же я не спела его? Да просто
потому, что это слово гости поют в то
же самое время, когда хозяева поют
свою строчку - не могу же я
одновременно петь две разные строки!
Но у нас здесь две группы, поэтому мы
с этим справимся.
Сейчас мы с вами прочитаем весь текст
песни в заданном ритме, без мелодии.
Хозяева и гости по очереди будут
читать свои слова. Читаем до слов «это
гости не беда».
Вот мы с вами и добрались до самого
сложного места в этой песенке. Здесь
хозяева читают свои слова, а гости -
одновременно с ними - свои. Важно
очень внимательно слушать тех, кто
рядом, чтобы одна группа не сбивала
другую, чтобы не перепутать слова.
("Хозяева" и "гости" читают свои
партии, начиная от слов "это, гости,
не беда", сначала по очереди,
отдельно. Затем педагог просит
озяев" прочитать свои строчки, при
этом взяв на себя роль "гостей" и
проговаривая вслух их партию. Потом
Это слово "здрасте".
"Хозяева" и "гости"
проговаривают в заданном ритме
свои слова.
Д. Кабалевский
«игра в гостей»
(соединение
текста песни с
мелодией)
те же самые действия производятся с
партией "гостей", когда педагог
проговаривает партию "хозяев".)
Группа гостей настолько быстро
хочет попасть в гости, что она
перебивает хозяев на последнем слоге
–да, - та, -рог и говорит слово
«Здрасте
А теперь мы с вами соединим строчку
хозяев со строчкой гостей. Напоминаю
вам, что нужно слушать очень
внимательно как тех, кто поет рядом,
так и тех, кто работает в другой группе.
Теперь мы с вами можем присоединить
к нашим строчкам мелодию - ведь это
все-таки песня. Мелодию мы будем
разучивать постепенно, начиная с
первых четырех строчек.
(выстраиваю 1 звук)
(пропеваю первые строчки сначала
одной группы, затем другой,
участники повторяют за мной, затем
исполняют свои партии
самостоятельно.) (анализирую их
пение)
Давайте споем еще раз, выделяя
согласные звуки в конце слов.
Молодцы.
"Хозяева" и "гости", соединив
свои партии, прорабатывают
"двухголосное чтение".
Слушают и воспринимают пение
учителя
Поют вместе с учителем
А теперь мы опять добрались до
самого сложного эпизода, в котором
наши партии звучат вместе, но каждая
по-своему. И опять сначала мы
проработаем каждую партию отдельно,
а потом начнем соединять их.
(исполняю сначала партию "гостей"
вместе с хозяевами, затем партию
"хозяев" вместе с гостями.)
Теперь нам осталось соединить обе
партии, а затем исполнить песню от
начала до конца.
(Анализирую пение)
Давайте споем еще раз, бодро и весело,
не громко, а звонко.
Споем под фонозапись. Темп будет
быстрее, чем при разучивании.
(Анализирую и дирижирую)
Еще раз, спойте звонко и бодро.
Воспринимают речь учителя
Исправляют свое пение
Поют под фонозапись
Молодцы.
Участие в
исполнении
Мы разучили песню. Но для того,
чтобы сделать её по-настоящему яркой
и интересной - мы с вами не просто
споем её, а ненадолго превратимся в
артистов и исполним песню, будто
находимся на сцене. Мы будем
сопровождать наше пение
движениями.
Первые четыре строчки «хозяева» на
свои фразы разводят руки, приглашая
гостей.
(показываю движения)
Следующие 6 строчек «гости»
пожимают плечами на свои фразы.
(показываю движение)
И оставшиеся строчки и «гости», и
«хозяева» разводят руки. Хозяева
предлагают пирог, а гости его
Воспринимают речь учителя.
Повторяют движения.
Участвуют в исполнении.
Воспринимают речь учителя.
Могут исправлять свои движения
и пение
Р.: Умение осознавать
задачу, принимать её.
Умение планировать свои
действия.
К.: Умение договариваться
о распределении функций
и ролей в совместной
деятельности.
Л.:Умение
ориентироваться на
моральные нормы и их
выполнение
принимают.
(показываю движения).
Давайте попробуем исполнить.
Помните что нужно петь и делать
движения активно, внимательно,
бодро.
(Анализирую пение и движения).
Молодцы, у нас все получилось.
Итог
С каким балетом мы сегодня
познакомились?
Какую песню мы разучили?
Кто ее сочинил?
Балет Щелкунчика
«игра в гостей»
Д. Кабалевский
П.: умение самостоятельно
делать простые выводы.
Выход из класса
Выход из класса под песню «Игра в
гостей»
Выходят из класса под песню
Л.:Умение выражать
доброжелательность и
эмоционально-
нравственную
отзывчивость.