Конспект урока "Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского" 5 класс
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец творчества «У Вознесенского моста»
Санкт-Петербурга Адмиралтейского района
Конспект занятия по музыкальной
литературе для 5 года обучения
на тему:
«Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского»
Подготовила: Сташина Таисия Алексеевна,
педагог дополнительного образования ДТ «У Вознесенского моста»
Санкт-Петербург
2016
2
Пояснительная записка
Данная методическая продукция — это разработка конспекта занятия по
музыкальной литературе на тему: «Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского».
Предназначена для педагогов дополнительного образования детей,
работающих в музыкальных студиях по программе «Музыкальная
литература» с обучающимися пятого года обучения. При разработке данной
продукции использовался собственный опыт.
Реализуемая образовательная программа
«Сольфеджио и музыкальная литература» (срок реализации 6 лет).
Возраст учащихся — 11-12 лет.
Год обучения — пятый.
Тема занятия
Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Продолжительность — 45 минут.
Цель занятия
Расширение знаний воспитанников о балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Задачи занятия:
Обучающие:
ознакомиться с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Развивающие:
развивать музыкальное воображение;
развивать музыкальное мышление;
привлекать ребенка к активному познанию культуры Санкт-
Петербурга.
Воспитывающие:
3
воспитывать грамотного слушателя и исполнителя;
воспитывать ответственность при работе в коллективе.
Требования к организации и проведению занятия
1. Организационные требования
Дидактический материал:
Компьютерная презентация.
CD-диск: музыка из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Видео-фрагменты из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Раздаточный материал:
Карточки музыкальных викторин.
Техническое оснащение
Персональный компьютер, проектор, экран, магнитофон.
Подготовка рабочего места
В учебном кабинете стоят 6 парт и 12 стульев для воспитанников, стол и стул
для педагога.
Включен персональный компьютер, проектор, на экране первая страница из
презентации с названием занятия. Включен аудиопроигрыватель с
поставленным CD-диском
2. Дидактические требования
Форма занятия
Беседа, игра, практическая работа.
4
Приемы и методы организации образовательного пространства
Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные: презентация, видео-фрагменты, карточки.
Практические: прослушивание, просмотр и анализ музыкальных
произведений, командная работа, самостоятельная работа.
Используемые технологии:
Информационная, компьютерная, игровая.
3. Социально-педагогические требования
Уровень обученности по программе
Пятый год обучения
Ожидаемый результат занятия
К концу занятия учащиеся:
ознакомятся с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковского ;
разовьют музыкальное воображение;
разовьют музыкальное мышление;
получат импульс к активному познанию культуры Санкт-Петербурга;
разовьют навык грамотного слушателя и исполнителя;
разовьют навык ответственности при работе в коллективе.
Методы диагностики, используемые на занятии
Викторина, наблюдение.
План занятия
5
№
п/п
Этап занятия
Методы и приемы
Время
(мин.)
1
Организационный этап:
Приветствие
Целевая установка
Викторина
Задача: настрой
воспитанников на
деятельность.
Словесные: беседа,
объяснение
Наглядные: карточки
Практические: командная
работа
5
2
Основной этап:
Презентация об истории
балета «Щелкунчик»
П.И. Чайковского.
Прослушивание,
просмотр и анализ
музыкальных
фрагментов балета
«Щелкунчик» П.И.
Чайковского.
Задачи: в соответствии с
темой занятия.
Словесные: беседа, рассказ,
объяснение
Наглядные: видео
Практические:
прослушивание, просмотр и
анализ музыкальных
произведений
25
3
Контрольный этап:
Музыкальная викторина
Задача: проверка знаний,
полученных на занятии.
Словесные: беседа, рассказ,
объяснение
Наглядные: карточки
Практические:
самостоятельная работа
10
6
4
Эмоционально-оценочный
этап:
Подведение итогов
Задача: мобилизация детей на
самооценку; дать оценку
каждого ребенка и коллектива
в целом.
Словесные: объяснение
Наглядные: музыкальный
буклет
Практические: оценивание
достигнутых результатов
5
Ход занятия
Организационный этап
Педагог приглашает пройти учащихся в учебный кабинет. Дети проходят
в кабинет и становятся возле своих учебных мест.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
Учащиеся: Здравствуйте!
Дети рассаживаются.
Педагог: Тема нашего сегодняшнего занятия — балет «Щелкунчик» Петра
Ильича Чайковского.
Мы с вами уже знакомы с биографией композитора. И, чтобы освежить
7
знания, мы проведем маленькую викторину в качестве разминки. Предлагаю
вам разделиться на две команды.
Дети рассаживаются по командам.
Педагог: Каждая команда получает лист с краткой биографией композитора.
Но эти листы вчера попали под дождь и некоторые данные из биографии
композитора утеряны. Ваша задача: восстановить утерянные данные.
Приступайте!Далее учащиеся работают по командам.
Педагог: Итак, команды готовы. Давайте проверять ответы.
Педагог читает биографию и останавливается в том месте, где утеряно
8
слово. Учащиеся говорят свои ответы.
Предполагаемые ответы учащихся: 1840, правоведения, консерватории,
Русские ведомости, Лебединое озеро, Пиковая дама, Кембриджского,
шестой, Александро-Невской лавре.
Если возникли трудности с ответом, педагог помогает найти правильный
ответ.
Основной этап
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь, пришло время поговорить о балете
«Щелкунчик». И мы окунемся в мир сказки.
Но сперва я расскажу немного об истории этого балета. Посмотрите на
экран. Перед вами Мариинский театр оперы и балета г. Санкт-Петербурга.
И именно в этом театре 6 декабря 1892 года состоялась премьера балета
«Щелкунчик». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся
Петербургского Императорского театрального училища, которое оба
закончили лишь через несколько лет в 1899 году. Вот их фотография.
9
Балет Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по
мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик»
занимает особое место среди поздних произведений Чайковского. Он
является для композитора точкой отсчета в поисках смысла жизни, именно в
нём слышны раздумья на тему вечного.
Итак, события балета.
Начинается балет с увертюры. Кто мне подскажет, что означает слово
увертюра?
Предполагаемый ответ учащихся: Увертюра - инструментальное вступление
к опере, балету, подготавливающее внимание слушателей к предстоящему
действию.
Педагог: Верно! Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов
«Щелкунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все
миниатюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь
много веселой и лукавой игры и игрушечной механичности.
Звучит увертюра.
Педагог: Занавес открывается и первое действие балета начинается с
гостиной в доме Зильбергауза. Сцена украшения и зажигания елки. Идет
подготовка к детскому празднику.
Звучит фрагмент «Украшение и зажигание елки».
Педагог: Елку украсили и осветили и дальше происходит шествие юных
гостей, получающих подарки. Это шествие сопровождается характерной
10
музыкой. Ребята, что это может быть?
Предполагаемый ответ учащихся: Марш!
Педагог: Совершенно верно! Здесь, как и в увертюре, чувствуется
миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность
и мальчишеский задор.
Звучит «Марш».
Педагог: После раздачи подарков начинаются танцы. Первый танец — это
детский галоп и выход родителей. После него в зале появляется новый гость
— советник Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его
способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их.
Дроссельмейер снимает маску. Клара и Фриц узнают своего любимого
крестного.
Ребята, а что произошло дальше?
Один из учащихся рассказывает дальнейший сюжет.
Педагог: Молодец! А сейчас мы вернемся в одно событие. Это бал в
сказочном царстве сластей. Трубные сигналы возвещают начало
празднества. По знаку феи Драже, появляется стол с роскошными яствами.
Мажордом распоряжается о начале танцев. И первый танец — это шоколад.
Блестящий танец в испанском стиле.
На экране видео-фрагмент: «Шоколад: испанский танец».
Педагог: Ребята, а главная тема у какого музыкального инструмента?
Предполагаемый ответ учащихся: Труба!
Педагог: Правильно! Итак, после шоколада идет танец кофе. Это арабский
танец.
На экране видео-фрагмент: «Кофе: арабский танец».
Педагог: Нежная мелодия у каких музыкальных инструментов?
Предполагаемый ответ учащихся: У скрипок!
Педагог: Верно! Композитор использовал здесь мелодию грузинской
народной колыбельной песни «Иавнана» («Спи, фиалка»). Дальше после
11
кофе следует танец чая — китайский танец.
На экране видео-фрагмент: «Чай: китайский танец».
Педагог: Музыка необычайно характерна по подбору тембров и изложению.
Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно
свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у
струнных pizzicato — все это создает впечатление оригинальной комической
игрушечности. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
А сейчас мы услышим с вами русский танец — трепак.
На экране видео-фрагмент: «Трепак: русский танец».
Педагог: Ребята, опишите характер этого танца!
Предполагаемый ответ учащихся: Живой, яркий, темпераментный.
Педагог: Молодцы! Итак, трепак вихрем плясового движения заканчивается
и на сцене начинается танец пастушков.
На экране видео-фрагмент: «Танец пастушков».
Педагог: Мелодия так звучит как будто игрушечные пастушки «танцуют,
играя на дудочках, сделанных из камыша». Это замечательная находка
композитора — мелодия из трех... Каких музыкальных инструментов?
Предполагаемый ответ учащихся: Совершенно верно! А сейчас настало
время послушать красивый и всеми любимый «Вальс цветов». Вальс не
имеет себе равных по красоте и щедрости мелодий.
На экране видео-фрагмент: «Вальс цветов».
Педагог: «Вальс цветов» наряду со следующим «Па-де-де- Адажио»,
является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Кто может
объяснить значение слова па-де-де?
Предполагаемый ответ учащихся: Па-де-де — это танец для двоих.
Педагог: Молодцы! «Адажио» является центральным номером балета –
кульминацией. Она становится музыкальным символом счастья и любви.
На экране видео-фрагмент: «Адажио».
Педагог: Ну, и наконец, «Танец феи Драже».
12
Музыка «Феи Драже» не обыкновенная, у неё «небесный голос».
Чайковский услышал его у челесты. Её ровный, механически чёткий,
повторяющийся ритм напоминает движение старинных заводных игрушек.
На экране видео-фрагмент: « Танец феи Драже».
Педагог: Балет завершается всеобщим вальсом и ликующим апофеозом.
Ребята, кому какой больше всего понравился танец?
Учащиеся делятся впечатлениями.
Контрольный этап
Педагог: Ребята! Мы сегодня так много прослушали и увидели. Давайте
закрепим наши знания небольшой музыкальной викториной. Я вам раздам
карточки с названиями прослушанных музыкальных фрагментов. Потом
буду включать эти фрагменты, но в разном порядке. Вы будете слушать,
анализировать и подписывать номер услышанной вами композиции под ее
названием.
Идет музыкальная викторина с последующей проверкой ответов.
Сравнивают результаты.
Педагог: Молодцы! Все отлично справились!
Педагог хвалит каждого учащегося отдельно.
Эмоционально-оценочный этап
Педагог: Ну что же, пора нам подводить итоги. Сегодня мы замечательно
позанимались, познакомились с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковского,
13
послушали фрагменты произведений из этого балета и даже поиграли.
Теперь вам обязательно нужно увидеть этот балет на настоящей сцене. Когда
вы его посетите, то жду от вас отзывов. А домашним заданием будет
выбрать три понравившихся вам больше всего танца и нарисовать к ним
рисунки.
Желаю вам хорошего настроения. До свидания!
Учащиеся: До свидания!
Педагог провожает учащихся.
Используемые Интернет-ресурсы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efd4338c-222a-fd3e-2c7c-
7001f671e346/Tcaikovsky_Shelkunchik.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Щелкунчик
Литература - еще материалы к урокам:
- Подготовка к итоговому сочинению "Разум и чувства"
- Презентация "Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (1889-1966)"
- Работа с картиной «Грачи прилетели» А.К. Саврасова
- Тест "Грибоедов А.С. «Горе от ума»"
- Фразы-помощники по направлению «Опыт и ошибки»
- Рекомендации к итоговому сочинению-2017. Тематическое направление "Разум и чувство" 11 класс