Вечер памяти Свиридова "Музыки высокое звучанье"
1. Вечер памяти Свиридова «Музыки высокое звучанье».
ВЕДУЩИЙ 1 - Добрый вечер, дорогие друзья!
ВЕДУЩИЙ 2 -ЗДРАВСТВУЙТЕ, ув. гости!
ВЕДУЩИЙ 2. - Сегодняшний вечер мы посвящаем памяти одного из
самых крупных композиторов современности, педагогу, исполнителю,
критику, народному артисту Советского Союза, герою Социалистического
труда лауреату Ленинской и Государственных премий СССР – Георгию
Васильевичу Свиридову.
Ведущий 1.
Музыка Свиридова — одна из главных загадок ушедшего века.
Многие его сочинения, едва появившись, становились классикой.
Свиридов любим и знатоками, и так называемыми «простыми
слушателями.
В 100-летний юбилей Г.В. Свиридова каждый город нашей страны
старается отдать дань памяти таланту композитора. И не только на
курской земле, родине композитора, и не только жителями нашей
широкой, необъятной России, но и музыкальными ценителями
творчества Свиридова во всём мире.
Ведущий 2 .Ежегодно на курской земле на родине композитора
проводятся Свиридовские фестивали, конкурсы, конференции,
посвященные памяти композитора.
В Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный
дом-музей композитора, который постоянно пополняется
новыми экспонатами: личными предметами с рабочего стола
Георгия Васильевича, пластинками, книгами, сборниками его
произведений.
В Москве и Санкт-Петербурге были открыты мемориальные доски
Георгию Васильевичу, подготовлена к изданию вторая книга о жизни
музыканта.
Ведущий1. - , Завершая юбилейный год, и мы в свою очередь хотим
отдать дань памяти великого русского композитора Г. В. Свиридова,
показать нашим слушателям духовную красоту и национальную
самобытность музыки композитора. Созданное им является
непреходящей ценностью русской нации, гордостью нашего народа ,
нашим «алмазным» музыкальным фондом.
Ведущий 2. «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о
своем творчестве говорил Свиридов. А открыть наш вечер мы хотим
произведением, получившим поистине всенародное признание,
музыкой, которая воспринимается как выражение духа нашего
времени, является звуковым символом нашей эпохи, музыкой к
кинофильму Михаила Швейцера «Время вперёд» по роману В.
Катаева, посвящённому строительству Магнитогорского
металлургического комбината.
Ведущий 1
В 1968г. На основе музыки к кинофильму была создана
оркестровая сюита «Время вперёд». Её композитор написал
очень быстро: едва ли не за час. Впоследствии её
использовали в целом ряде кинофильмов, в теле- и
радиопередачах. Фрагмент музыкальной темы стал позывными
программы «Время». Сюита использовалась в постановке
церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи
1. Хореографическая постановка уч-ся 8 кл. «Время, вперёд!»
Ведущий 2
. «Когда я думаю о музыке,- писал Свиридов, - мне вспоминается, что
она исполнялась в соборах и церквях. У нас другие цели, другие
задачи, иными чертами определяется наше искусство. Но мне хочется,
чтобы к ней было такое же, святое отношение, чтобы в ней искал, а
главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые
сокровенные вопросы жизни, своей судьбы» - говорил композитор.
Ведущий 1.
В рамках нашего концерта трудно охватить масштаб личности
композитора, и мы предлагаем вам вспомнить лишь отдельные
моменты, эпизоды из творческой жизни Г. В. Свиридова.
И в этом нам помогут некоторые предметы, которые мы специально
приготовили для наших слушателей, где за каждым таким предметом
лежит отдельный случай из жизни композитора или целая жизненная
история . ( на журнальном столике разложены предметы: стихи Пушкина, Есенина , Блока,
Сказки, подарочный пакет с «секретом», балалайка, дирижерская палочка, альбом для детей.)
Ведущий 1.Ведущие подходят к столику и рассматривают предметы…..В руки берет балалайку
и задаёт вопрос. «Ребята, как называется этот инструмент»? А как вы
думаете, почему мы приготовили его для вас?
Ведущий 2.
Дело в том, что в детские годы Свиридова балалайка была любимым
его инструментом . Но первым инструментом для Георгия был
инструмент фортепиано, на котором он начал заниматься с 9 лет.
Занятия на фортепиано не приносили радость и удовольствие
мальчику, а вот балалайка ,случайно попавшая ему в руки, настолько
его увлекла, что Юрий стал просиживать за инструментом по
несколько часов подряд, подбирая по слуху знакомые мелодии.
Ведущий 1.
И вскоре научился играть так, что его приняли в
самодеятельный оркестр русских народных инструментов, в г.
Курск, куда переехала семья композитора. Играя в оркестре,
Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том,
чтобы получить музыкальное образование.
2. Музыкальное приношение композитору
Обработка Широкова «Елочки – сосёночки»
Ведущий 2 -Так значит Свиридов так и не полюбил фортепиано?
Ведущий1 - Молодец, Саша, Что задала этот вопрос. Конечно, уже спустя
какое-то время, фортепиано станет любимым инструментом композитора.
До конца своих дней композитор не расставался с роялем, доверял ему свои
самые сокровенные, самые ценные музыкальные мысли, запечатленные в
звуках переживания, чувства, наблюдения над жизнью, людьми и природой.
И хотя, Свиридов не стал блестящим виртуозом – пианистом, но
довольно долгое время исполнял на нем в различных концертах свою и
чужую музыку.
Ведущий2
Вспоминая юные годы композитора, хочется отметить тот факт, что в
1929г Юрий поступает в курскую музыкальную школу, (Свиридову
исполнилось уже 14 лет). На вступительном экзамене сыграл марш
собственного сочинения . Комиссии это понравилось, и в школу его
приняли, определив в фортепианный класс В. Уфимцевой . Общение с
этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова:
он научился профессионально играть на рояле, полюбил литератур, и
именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову
посвятить свою жизнь музыке.
Ведущий 1.
За свою творческую жизнь Георгий Свиридов написал множество
гениальных сочинений. Жанровая палитра творчества Свиридова весьма
разнообразна: камерные вокальные и инструментальные, хоровые, кантатно-
ораториальные, симфонические сочинения, оперетты, а также музыка к
спектаклям, кинофильмам.
Своё художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я
хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах
сложных и серьёзных.»
Ведущий 2.
Талант композитора наиболее ярко проявился в вокальной музыке.
А сейчас мы познакомим вас с инструментальной музыкой. Это
фортепианный цикл «Альбом пьес для детей», который вошёл в
сокровищницу детской музыкальной литературы. Пьеса, которая прозвучит
открывает Детский альбом.
3. «Колыбельная песенка»
Ведущий 1
.В Альбом пьес для детей , который был создан к рождению сына в 1948году,
вошли 17 небольших сочинений. Все они разного характера. Ярко и
красочно показаны музыкальные сценки из детской жизни, картины
природы, образы сказочных героев, детские портреты. И все это написано
простым и лаконичным языком.
4 «Старинный танец»
Ведущий 2..
Главным достоинством пьес Свиридова является то, что они сочетают
яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью
детскому пониманию применяемых средств музыкальной выразительности
и технических приемов.
5. «Музыкальный момент»
Ведущий 1.
В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что
интересно детям. Это странички жизни каждого ребёнка - его мысли, забавы,
игры, мечты, фантазии, переживания и многое другое. Учащиеся
хореографического отделения приготовили к сегодняшнему концерту
свой танцевальный номер из Детского альбома Г. Свиридова.
Ведущий2.
«Весёлый марш» - исп. уч-ся хореографического отделения.
( подходим к столику, где стоят предметы и обращаем взор
на….. книги стихи Лермонтова, Пушкина, Блока,,,,)
Ведущий1
. Кроме музыки, которой свято и трепетно служил всю жизнь композитор,
громадное внимание Свиридов уделял литературе. И в первую очередь
подлинно русской, питавшейся соками народной жизни. Выписывал
литературную периодику, покупал много книг современных авторов. В его
библиотеке, весьма обширной, были десятки томов с автографами писателей.
Некоторые из них перечитывал постоянно. Свиридов был страстный книгочей. При
всех его бесконечных скитаниях и переездах, в домах, где он жил, всегда бывала приличная,
хорошая подборка книг. В его последней московской квартире на Большой Грузинской
собрана великолепная библиотека, насчитывающая около двух с половиной тысяч
книг и журналов. В ней прекрасно представлена поэзия, как русская, так и мировая,
классическая литература от Софокла и Еврипида до Томаса Манна и Уильяма Фолкнера. Не
говоря уже о русской литературе, от «Слова о законе и благодати» и «Повести временных
лет» до последних романов Виктора Астафьева и Валентина Распутина.
Ведущий 2.
Георгий Васильевич прекрасно знал классическую русскую и мировую
литературу. Часто в обычном разговоре цитировал Гёте и Шиллера, и Бернса,
и ещё много известных, а порою и совсем неизвестных авторов прошедших
эпох.
Память у Свиридова была феноменальной, он помнил всю написанную им
музыку, знал наизусть множество стихотворений, бесконечное количество
песен и молитв, мог читать наизусть и прозаические тексты. . Многое из
прошлой жизни помнил так, как если бы это произошло вчера.
Ведущий 1 Творчество Свиридова крепкими узами тесно связано с поэзией,
как классической , так и современной. Это Пушкин и Лермонтов, Бернс и
Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян.
Ведущий 2. «Песенка о Москве» на стихи А. Барто - исп хор
Ведущий 1.- Вы знаете, дорогие слушатели, мы не случайно приготовили
для вас сборники книг, т.к. возвращаясь к юбилейным датам этого года,
2015г – это и год литературы, потому что все ценности человек черпает
из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают
собственное мнение, развивают воображение. Марк Твен: «Человек,
который не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед
человеком, который не умеет читать».
Ведущий 2.
Среди любимых авторов для Свиридова были Есенин, Блок, Шекспир,
Лермонтов и А.С. Пушкин. 20 век подарил нам блестящий
творческий диалог Александра Пушкина и Георгия Свиридова.
Ведущий 1
Если мы обратимся к творчеству Свиридова, то обнаружим, что к
произведениям А.С. Пушкина композитор обращается на протяжении
всего творческого пути. Г.В. Свиридов вошел в музыку с циклом
романсов на стихи А.С. Пушкина, которые принесли ему успех и
сделали его имя известным еще в 1935 году, в годы учёбы в
музыкальном техникуме г Ленинграде.
Ведущий 2.
Через некоторое время Свиридов приступает к созданию
оратории «Декабристы», где использовал стихотворение
А.С. Пушкина «Послание в Сибирь» и стихи поэтов – декабристов
(1954). В 1964 году Свиридовым был создан романс «Ворон к ворону
летит», который стал любимой «музыкальной иллюстрацией» к
повести «Метель».
Ведущий1 Музыка, которая сейчас прозвучит, любима и знакома каждому
из вас.. Сегодня каждая пьеса превратилась в самостоятельное
сочинение, живёт своей жизнью в кино, в концертном зале, в
музыкальном театре. На эту музыку поставлен балет.
Это музыка кинофильму «Метель», по произведениям Пушкина.
И мы хотим вспомнить вместе с Вами историю создания этого произведения.
(Рассаживаются оркестранты.)
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер
Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по
пушкинской повести.. Музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она
оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но
и видишь воочию; — и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который
весь разворачивается на фоне повести.
Спустя 9 лет после фильма композитор вернулся к этой музыке,
решив собрать отдельные фрагменты музыки в одно целое. Новое
музыкальное произведение было окончено в 1974 году.
Музыкальные иллюстрации – так называется новый жанр,
созданный композитором. Иллюстрации - это не просто
сопровождение событий повести, это картины, которые можно “увидеть”
(услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.
9 номеров сюиты не только запечатлели образы пушкинской
повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными
современным слушателям.
Из 9 номеров сюиты, сегодня вы услышите 3 пьесы. “Вальс” вводит нас
в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное,
приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к
дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них
звуки вальса.
1 «Вальс» - ИСПОЛНЯЕТ симфонический оркестр .
По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с
симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и
побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и
движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных
формах!
Кульминацией пушкинской повести является момент
объяснения в любви, а кульминацией музыкальных
иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги.
Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и
тембры инструментов симфонического оркестра следуют за
пушкинским текстом.
«Романс»
Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Эта
история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой
нас ждут новые встречи . Когда слушаешь этот номер, невольно
вспоминаются пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... Навстречу мне
Только версты полосаты Попадаются одне...
Человек жив, пока есть память о нём. Память о великом композиторе
XX века Г. В. СВИРИДОВЕ будет жить в его музыке, которая оставлена
человечеству в наследство. Завершить наш концерт мы хотим словами
самого композитора, которые были высечены на его памятнике в г.
Курске в 2005г.
«Воспеть Русь, где Господь дал время мне жить,
радоваться и мучиться».
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Музыка в природе" 2 класс
- Конспект урока "Образ матери в музыке в изобразительном искусстве" 4 класс
- Конспект урока "Чудо - богатыри земли Марийской" 2 класс
- Методическая разработка урока "Роль песни в военное время" 4 класс
- Конспект урока "Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве" 3 класс
- Технологическая карта урока "Мир музыки Сергея Прокофьева" 4 класс