Танцевать нужно головой
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Выборгского района Санкт-Петербурга
Статья
Танцевать нужно головой
(предназначена для педагогов различных
танцевальных направлений, работающих
в школах и учреждений дополнительного
образования детей)
Амельченко М.И.,
Амельченко В.А.
педагоги
дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2019г.
2019
1
Танцевать нужно головой
Под таким девизом вот уже 37 лет мы работаем во Дворце детского
(юношеского) творчества педагогами дополнительного образования, отличники
народного просвещения РФ Марина Изосимовна и Виталий Алексеевич
Амельченко - заслуженный работник культуры РФ. Наш коллектив спортивного
бального танца называется «Свинг» - это понятие, максимально характеризующее
качество движения. Образовательный процесс выстроен таким образом, что
учащиеся постоянно участвуют в конкурсах разных уровней – городских, регио-
нальных, международных. Родители учащихся становятся свидетелями посте-
пенного превращения неуклюжих, робких, скованных детей в блестящих
участников великолепных выступлений.
М.И. Амельченко: в 1980 году я начала работать на базе 114 и 486 школ,
тогда Дворец находился на Торжковской улице, и зала для занятий танцами не
было. Среди желающих заниматься было больше девочек, мальчиков поначалу
было всего четыре человека. Приходилось заниматься с целыми классами, чтобы
заинтересовать мальчишек. В 1982 году начал работать Виталий Алексеевич. Дво-
рец переехал на ул. Сантъяго-де-Куба и мы вместе стали создавать коллектив
бального танца на базе Дворца. Желающих научиться танцевать было очень много,
записывали на занятия ребят с десяти лет парами - мальчика с девочкой. Во Дворце
тогда был уже сильный известный хореографический ансамбль «Дружба» под
руководством Ю.И.Бычкова, а бальных танцев не было. Бальные танцы - это было
что-то новое, интересное, к нам записывались на занятия сотни детей. Мы работали
с большим энтузиазмом, отдачей, хотелось скорее передать свое мастерство нашим
первым ученикам.
Мы с Виталием были тогда танцующей парой международного класса,
участвовали в конкурсах, ездили на соревнования в другие города. Выступали
очень успешно. Сами тренировались, воспитывали сына и физически стало не
хватать времени совмещать свои танцевальные занятия с работой. В 1984 году мы
оставили конкурсное танцевание и полностью перешли на педагогическую
деятельность. Условия для работы были отличные: большой зал с паркетным
полом, комната для педагогов. Дворец купил нужную аппа ратуру для занятий, были
пошиты первые костюмы. Сочетание этих условий сразу дало результаты: первые
грамоты, дипломы победителей конкурсов. В 1986 году на I Всесоюзном конкурсе
исполнителей бальных танцев среди школьников в Риге наша пара - Марина
Никольченко и Алексей Каёкин заняла пятое место. Это был наш первый большой
успех, как педагогов.
В.А.Амельченко: пары росли, развивались, и мы росли, как педагоги, вместе
с ними. Нам было интересно работать с каждой парой, развивать в них
индивидуальность, неповторимость. Готовя пары на конкурс, мы занимались с
2
ними в свободное от занятий время. В то время конкурсов было гораздо меньше,
3-4 в год, поэтому можно было много тренироваться и оттачивать мастерство.
Время летело быстро. Одни дети уходили, оканчивали школу, другие
приходили. Стали записываться дети младшего возраста - 7-8 лет. Коллектив
разрастался. В 1989 году начались первые поездки за рубеж: Болгария, Финляндия,
Дания, Швеция. Конкурсы, показательные выступления, участие в концертах
Дворца и на лучших площадках города: БКЗ «Октябрьский», ДК Выборгский, ТКК
«Карнавал» и др. За результативную и качественную работу коллективу было
присвоено звание «Образцовый художественный коллектив».
Можно много говорить о прошедших годах творческой работы и учениках,
но некоторые запомнились особенно.
Очень интересной была пара Кладов Дмитрий и Бузаронова Наталья.
Талантливые ребята, самоотверженные и очень любящие бальные танцы. В 1992
году на I Всероссийском конкурсе бальных танцев в Санкт-Петербурге в группе
«Юниоры-2» « С» класса по 10-ти танцам они были ПЕРВЫМИ!
А в1993 году наша пара - Андрей Епишин и Вика Егорова стала второй в
стандарте и пятой в латиноамериканской программе на Открытом международ ном
чемпионате в Хельсинки.
М.И. Амельченко: Конкурсы, турниры - это только одна сторона медали.
Родители приводят детей в коллектив. Для начала они хотят, чтобы ребенок просто
научился танцевать, хотят поправить осанку по совету врачей. Но при этом они
хотят, чтобы нагрузка была небольшой, не более двух раз в неделю. Но в то же
время они хотят увидеть результат, и именно выступая на конкурсах, ребенок
должен быть лучшим, то есть, первым. А победа на конкурсе требует от ребенка
больших усилий, работоспособности, дополнительных тренировок. Кроме того, не
каждый ребенок по своим физическим, природным, музыкальным данным может
выиграть конкурс. На конкурсе всегда есть победитель и побежденный. Это
конкурс! И здесь большую роль играет психологический фактор подготовки к
конкурсу и восприятие поражения или победы ребенком и родителями.
Педагог никогда не скажет, что ребенок неспособный, что не сможет
выиграть турнир, он всегда дает ему шанс. Часто результат ребенка зависит от его
работоспособности, умения думать головой, быть внимательнее, концентрировать
внимание на партнёре (партнёрше), а это уже не каждый ребенок может.
В.А. Амельченко: занятия бальными танцами – это процесс длительный и
сложный. В программу конкурса входят 10 танцев – 5 стандартной программы, 5
латиноамериканской. Танцевальная пара – это дуэт, два человека, которые должны
подходить друг другу по возрасту, росту, физическим данным, характеру. Пара
(партнёр и партнёрша) учится в танце понимать друг друга, уважать ,терпеть и
прощать.
Мы в работе сталкиваемся с определёнными проблемами. В городе
проводится много конкурсов, каждую субботу и воскресенье, а иногда даже по2-3
конкурса в день. Родители с детьми все время хотят участвовать в разных, считают,
чем больше, тем лучше. Борьба за медали, а не за знания и умения.
3
Занятия бальными танцами – дорогостоящее занятие. Обувь костюмы,
участие в конкурсах, поездки в другие города и за рубеж не каждому родителю по
карману. В развитии танцевальной пары большую роль играют родители, которые
поначалу помогают эту пару создать, поддерживают отношения между детьми, но
иногда родители и разрушают пару, пытаясь найти своему ребенку «лучшую»
половинку и без согласия педагога уходят в другой коллектив за более высоким,
как им кажется, результатом или «лучшей» половинкой. Педагог подбирает нового
партнёра (партнёршу) оставшемуся в коллективе ребёнку, но это дополнительная
подготовка пары, длительный процесс притирки партнёров, отложенный результат.
Последние годы всё меньше приходят заниматься мальчики. Может быть
потому, что появился широкий спектр танцевальных направлений. Но набирает
популярность в бальных танцах конкурс «Соло» - это когда свои танцевальные
навыки демонстрируют отдельно мальчики и девочки. Время покажет, хорошо это
или плохо.
М.И Амельченко: Среди наших детей было много очень талантливых девочек и
мальчиков. Они много тренировались, часто занимали призовые места на конкурсах.
Алёша Наумов и Светлана Кондратьева были нашими первыми учениками, которые в 13
лет заработали свой В-класс. В то время в городе было всего лишь несколько пар такого
уровня. Очень запомнился талантливый мальчик - Миша Грибов - «наш рыженький
огонёк». Сейчас он работает в танцевальном бизнесе. Уникальная пара - Виктор
Артюшевский и Ольга Грозова. Талантливые, красивые ребята, они пришли к нам
первоклассниками, а ушли, окончив школу, протанцевав все это время в одной паре,
получили класс «В», были неоднократными победителями и призёрами городских,
российских и международных конкурсов..
Начиная с 1996года стали регулярно проводиться рейтинг-турниры, такие, как
«Восходящие звёзды», «Спортивные надежды», «Виват-Зенит», рейтинг-турниры
Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга, Первенства и Чемпионаты Санкт-
Петербурга, Кубки губернатора и Кубки Санкт-Петербурга, а также межклубные и другие,
где наши пары становились победителями и призёрами этих соревнований. Наши
выпускники работают в области бальных танцев, некоторые уже стали педагогами,
некоторые продолжают конкурсную деятельность.
С 2000-2007г.г. лучшие пары - Андрей Комаров и Крестьянинова Светлана, Шугалей
Павел и Пасхина Мария, Гамбурцев Филипп и Соколова Светлана, Филин Андрей и
Печерская Ирина, Базунов Владислав и Флоринская Евгения оставили свой яркий след в
истории коллектива.
После 2000 года наши пары стали чаще выезжать на конкурсы за рубеж. Хочется
отметить успехи Гамбурцева Филиппа и Печерской Ирины. Они - победители
общенационального чемпионата Финляндии 2009г. в г.Хейнола в группе
«Молодёжь», а также других городских и всероссийских турниров. В 2013году в
группе «Начинающие» Караван Алексей и Герцум Анна (возраст 8 лет) на Кубке
Санкт-Петербурга порадовали нас 2-призовым местом. А в 2014году на Первенстве
ФТС Санкт-Петербурга Романов Дмитрий и Белоус Алёна заработали 2 место в
группе «Юниоры-2» по 6-ти танцам. Хочется отметить Диму Романова - очень
4
трудолюбивого, терпеливого, воспитанного и преданного ученика. Ему не везло с
партнёршами, но он упорно занимался и добивался хороших результатов.
2014 год – поездка в Финляндию и там 3 место в группе «Юниоры-2» с
Власовой Элоной. Элона закончила танцевать по состоянию здоровья. И снова год
усиленных занятий с новой партнёршей Яной Смирновой и результат - серебряные
призёры Кубка Санкт-Петербурга в группе «Молодёжь». МОЛОДЕЦ!
Лучшие пары принесли коллективу не только медали, но и статус сильного
танцевального коллектива. Кубки, дипломы, медали, сувениры, выставленные в
танцевальном зале, демонстрируют достижения этих пар
В.А. Амельченко: в 2015 году наш коллектив отметил своё 35-летие. За все
эти годы было много пройдено вместе с детьми и их родителями-сложились свои
традиции: регулярные открытые занятия и праздники с родителями, встречи с
выпускниками, поездки на конкурсы, отдых и тренировки в летних
оздоровительных лагерях.
Мы очень благодарны родителям детей - ГрозовойГ.И, ГрибовойН.А, Кузьми-
нойЕ.Н, ПечерскойИ.А. за огромный вклад в развитие нашего коллектива. Мы
всегда ощущали их взаимопонимание и поддержку. Особенная благодарность - ро-
дителям Родиона Жабрева, которые много сделали для оформления клуба. К 25-
летию они подарили панно с изображением танцующей пары - символом клуба и
картину с надписью: «Настоящий танцор делает в жизни всего две вещи: СВИНГует
и получает от этого удовольствие», а также Пасхиной В.А., Флоринской О.Е, за
красивейший альбом с фотографиями пар, исполненный в единственном
экземпляре для истории нашего коллектива.
Особую благодарность мы выражаем родителям: Базылевой Е.А.,
Овсянкиной О.В., Сергеевой О.А. и многим другим за понимание и поддержку в
развитии нашего коллектива, дети которых продолжают сегодня заниматься.
Ученик, родитель и педагог- вот сила, которая помогает нам в работе. Низкий ИМ
поклон!
Каждый ребенок - это индивидуальность, это личность. Поэтому даже в одной
группе никогда не будет пары с одинаковым результатом. Обучение бальным
танцам построено поэтапно от простого к сложному и приносит большую пользу в
развитии ребенка. За то время, что ребенок обучается в коллективе, он учится б ыть
терпеливым, внимательным, ответственным к своей половине и к себе, общаться с
ребятами. Такие качества помогают ребенку учиться хорошо в школе, избавиться
от комплексов, успевать, правильно планировать свое время.
Но главное - чему учатся дети в «Свинге» - думать головой, отвечать за любые
свои действия и движения. И недаром наш девиз: «Танцевать нужно головой, а
голова должна дружить с ногами». Наши коллеги – педагоги говорят, что, когда
выходят наши пары на паркет, сразу видно, чья школа. Всё, от внешнего вида до
исполнения, говорит о том, что это пары Амельченко. Нам очень приятно это
слышать. А ещё приятнее, что мы научили танцевать не одну тысячу детей, и уже
бывшие дети приводят своих детей к нам учиться танцевать и мы им всегд а рады.
5
Были взлёты и падения, волнения, тревоги и радости, потери и успех, но каждый
день мы идём на работу, где нас встречают доверчивые детские глаза, глядя в
которые, мы черпаем силы, вдохновение, желание жить, учить и творить.
И наша задача, как мы её понимаем, учить детей танцевать и через этот процесс
развивать и воспитывать их, и мы делаем это с большой любовью к детям и своей
профессии.
М.И. и В.А. Амельченко,
педагоги дополнительного
образования.
Использованная литература
1. Череховская.Р.Л. «Танцевать могут все».
Москва. «Народная асвета». 1973.
2. Туганкова О.В. «Бальный танец и спорт».
Санкт-Петербург. 2015.
Использованные интернет-ресурсы
1. ftsspb.ru – информация о событиях и конкурсах
бального танца в Санкт-Петербурге.
2. pedsovet.su – вопросы психического развития детей
младшего школьного возраста.
6
Музыка - еще материалы к урокам:
- Оборудование процесса музыкального воспитания
- Презентация "Юным актёрам о Театре"
- Тест "Инструментальная музыка" 6 класс
- Тест "Оркестр русских народных инструментов" 4 класс
- Конспект "Здравствуй, Музыка" 1 класс
- Конспект урока "Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Вариации на тему рококо" 4 класс