Музыкально-поэтическая символика огня
Подписи к слайдам:
Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.
Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания,
идеи. Символ — это синтез знака и образа.
Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь?Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога.
Символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий).
Огонь является:
- символом торжества света и жизни над смертью и мраком;
- символом очищения и домашнего богатства;
- символом обновления и рождения в новом воплощении (вспомним того же феникса, что, умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым);
- символом жизненной энергии, плодородия, олицетворения солнца и солнечного света.
К. Васильев
«Человек с филином»
Какой смысл вложил художник в горящую свечу и горящий свиток на картине «Человек с филином»?
В качестве подсказки: назовите корень слова «просвещение»?
Почему говорят «Учение- свет, а неученье- тьма»? (свет = знания).
О мудрости старцев, управляющими народом с помощью законов ( плетка как символ власти, сова как символ мудрости), опирающихся на глубокие знания предыдущих поколений.
Свет, свечи… А это что за символ?
В христианской традиции свеча — божественный свет, сияющий в мире, свидетельство причастности человека к Божественному.
Чистота воска означала чистоту человека, мягкость — его способность слушать волю Бога.
Свеча — вечный спутник человека на дороге жизни. Тропинка, выложенная горящими свечами, была символом пути, на котором человек не одинок: идущие впереди оставляли зажженные огоньки тем, кто идет следом
ИКОНА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ»
Во время молитвы на Елеонской горе Божией Матери явился архангел Гавриил и сообщил радостную весть, что скоро Господь возьмет Ее к Себе. При прощании с апостолами Богородица обещала не оставлять их и всех христиан после Своей смерти. В час успения Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее душу.
На иконе «Успение Богородицы» горящая свеча. О чем говорит она?
Погаснет свеча – закончится земная жизнь
А какой герой мифов Древней Греции тоже связан с огнем?
Александр Николаевич Скрябин
(1871/72—1915)
Выдающийся
русский
композитор,
пианист, педагог создает
оригинальное
симфоническое
произведение
«Прометей» («Поэма огня»).
Оно предполагает
использование
цветного света
во время исполнения музыки. Это было ново и необычно.
В основе поэмы
лежит древне-греческий миф о Прометее, который похитил огонь у
богов и подарил его людям.
В 1907 году для Скрябина проблема световых эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза» справа от нотных линеек, на которых были эскизы ее будущих тем и гармоний, Скрябин написал: б/ж/кр/зел/черн… Но что конкретно означают эти записи из-за неполноты сведений неизвестно.
По-гречески слово «Прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед».
При жизни Скрябину не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся
линии и формы, громадные огненные столбы», «текучую архитектуру».
Однако идея зримой музыки оказалась
чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям.
Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 мая 1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера. Для этой премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромола»; исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой.
В 60-70-е гг. к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник интерес. В 1962 г., по сообщению режиссёра Булата Галеева, полная версия «Прометея» была исполнена в Казани, а в 1965 г. на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм. В 1972 году исполнение поэмы Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Светланова было записано на фирме «Мелодия».
В феврале 2010 года, Анна Gawboy, докторант в Йельской Школе Музыки и исследователь русского композитора Александра Скрябина, попытались реализовать композитора выпускной работы: симфония звук и свет, называемый "Прометей: Поэма Огня". Чтобы достичь этого, Анна работала в тесном контакте с Тоси Шимада, дирижер Йельского симфонического Оркестра, и Джастин Таунсенд, удостоенный наград дизайнер освещения.
Анна и Джастин провел год на разработку идеи и подготовка к производительности, но большинство освещения работы было сделано всего за несколько дней до концерта. Этот документальный фильм охватывает события этой недели и само выступление.
Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка
ассоциировалась у Скрябина с красным цветом.
В репризе — кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин
предполагал «озарение» всего зала ослепительными
лучами белого света. Неожиданно резкое
завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного, космического
пожара.
1
- Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую композицию этого сочинения.
2
- Какую роль играет включение в репризе хора, который исполняет «тему творческих стремлений», а в кульминации — «тему Прометея»?
3
- Представьте себя в роли дирижера и передайте выразительными жестами смену музыкальных образов в репризе поэмы.
4
- Какие жанры музыкального искусства помогли композитору создать образ Прометея (выберите из предложенных и аргументируйте свое мнение): программная симфония, концерт для фортепиано с оркестром, кантата?
начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности»
Художественно-творческое задание- Выполните самостоятельную работу на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.).
Музыка - еще материалы к урокам:
- Методический доклад "Особенности работы концертмейстерав классе вокала"
- Конспект урока "Мелодия - душа музыки" 6 класс
- Конспект урока "Интонация - феномен человеческой речи и музыки" 2 класс
- Презентация "Интонация - феномен человеческой речи и музыки" 2 класс
- Конспект занятия "В царстве музыки"
- Технологическая карта урока "Я хочу услышать музыку..." 5 класс