Подготовка учащихся к концертным выступлениям. (К вопросу об эстрадном волнении)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 им. В.П. ДУБРОВСКОГО»
города СМОЛЕНСКА
(МБУДО ДМШ № 5 им. В.П. Дубровского г. Смоленска)
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
на тему: «Подготовка учащихся к концертным
выступлениям. (К вопросу об эстрадном
волнении)»
МО Фортепиано
Преподаватель: Старостенкова Л.П.
Смоленск 2018
Содержание
Введение
1. Воспитание правильного отношения к публичной игре
2. Эстрадное выступление учащихся младших классов
З. Творческое самочувствие на эстраде
4. Темперамент и его влияние на эстрадное волнение
5. Фазы концертного исполнения
6. Память и волнение
7. Перспективное мышление
Заключение
Список литературы
Введение
Выступление - результат напряженного творческого труда артиста и
является для него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший
творческий рост. Различные свойства натуры исполнителя, воля, интеллект,
глубина эмоций, творческая фантазия,— все это, в той или иной мере
проявляется во время публичного выступления.
Подготовка к концертному выступлению превращается в наиважнейший
этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на
сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности
выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к
общению с публикой.
О социальной обусловленности концертных выступлений мало кто из
исполнителей, педагогов и тем более учащихся, задумывается как в процессе
обучения, так и в концертной деятельности. Между тем социальная роль
искусства и взаимовлияния исполнителей и слушателей всегда проявляется в
каждом исполнении. Свидетельством этого является эстрадное волнение,
которое испытывают все выступающие, от ученика ДМШ, до маститых
артистов с огромным концертным опытом. Поэтому система обучения должна
предусмотреть и воспитание профессиональных артистических навыков
общения с публикой: они входят составной частью в музыкальную
профессию.
Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно
воодушевляет и в этом случае позволяет раскрыть глубоко скрытые
возможности у ученика. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и
педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью.
Волнуются все или, по крайней мере, подавляющее большинство артистов,
лекторов, учащихся, студентов.
Но волнуется каждый по своему, потому что, пожалуй, нигде так
выразительно не проявляются индивидуальные различия учащихся, как в
предконцертной и концертной обстановке. Значит, вдумчивому педагогу
предоставляется благоприятная возможность лучше изучить психологические
особенности своих учеников и проверить их в экстремальных условиях.
Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создает
такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. А словацкий
исследователь О. Кондаш приравнивает волнение, к эмоции страха. Но
характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста,
темперамента, облученности и воспитания, как семейного, так и в стенах
учебного заведения.
1. Воспитание правильного отношения к
публичной игре
Уже в период обучения в ДМШ ученику надо разъяснить общественное
значение исполнительской деятельности. Необходимо прививать чувство
ответственности за качество исполнения на эстраде. Пусть учащийся с
детских лет привыкает к тому, что выступление это серьезное дело, за которое
он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения,
перед самим собой и своим педагогом.
Во всем, что касается выступления этого решающего момента в
творческой жизни исполнителя, особенно отчетливо сказывается
индивидуальность музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время
игры, реакция на отношение аудитории все это выявляется у каждого
исполнителя по-своему. Чрезвычайно различны и формы подготовки к
концертным выступлениям.
Как бы ни были индивидуальны формы подготовки к выступлению, все
же некоторые общие советы в этой области можно было бы дать.
Особенно сложные задачи возникают перед исполнителем, когда ему
приходится готовить к выступлению не одно произведение, а целую
концертную программу. Прежде всего трудно достигнуть того, чтобы вся она
одновременно находилась в готовности к требуемому сроку. Часто, особенно
в классе неопытного педагога, некоторые сочинения оказываются «сырыми»,
недоработанными, к другим ученик уже потерял интерес и начинает играть их
все хуже и хуже. В результате последние дни перед выступлением протекают
в крайне нервной обстановке что-то наспех доучивается, где-то срочно
ставятся «заплатки».
Во избежание этого следует так планировать работу над программой,
чтобы во всяком случае самые трудные ее номера были подготовлены заранее.
Это относится преимущественно к сочинениям полифоническим, крупной
формы, виртуозного характера. Их полезно выучить заблаговременно и дать
им, как говорят, некоторое время «полежать».
Исполнение программы целиком требует устойчивости внимания .
Достигнуть этого помогает неустанная забота о внутренней логике
музыкального развития, стремление возможно ярче, воплотить слышимый
внутренним слухом звуковой образе Устойчивость внимания, подобно
физической выдержке, также необходимой при исполнении программы,
вырабатывается в процессе тренировки не только на эстраде, но и в
период подготовки к выступлению. Перед концертом важно иногда
проигрывать программу во время домашних занятий, среди товарищей и
знакомых.
Исполнитель должен научиться целостно охватывать программу. Надо
«слепить» ее форму, ощутить взаимосвязь входящих в нее сочинений.
Непосредственно перед выступлением внимание ученика нельзя
загружать многими замечаниями, так как это обычно вредно отражается на
исполнении. Вместе с тем было бы неправильно не делать вовсе никаких
указаний важно, чтобы ученики точно знали, как им надо работать над тем
или иным произведением до-самого нередко начинают «портить» выученное.
Последние замечания перед выступлением на устранение самых важных
недостатков,- преимущественно связанных с трактовкой целого, но иногда и
отдельных важных деталей.
В ученике надо воспитывать уверенность, что он достаточно
подготовлен выступлению. Эта уверенность создается не только
соответствующими словами педагога. Большую роль здесь играют удачные
исполнения программы перед выступлением.
2 . Эстрадное выступление учащихся младших
классов
Как правило, учащиеся младшего возраста ничего не знают об
эстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где
это переживание обсуждается или реально проявляется.
Почему большинство младших школьников не волнуется? Во-первых, у
многих из них еще не сформировались собственные эстетические критерии и
еще не усвоена оценочная шкала удачных и не удачных выступлений. Во-
вторых, еще не сформировался уровень притязаний, который является
равнодействующей между предъявляемыми педагогами требованиями и
собственными возможностями для их выполнениями.
Для учащихся младших классов (6-9лет) выступление в концерте
ассоциируется с праздничными ожиданиями, запечатленными в детстве от
посещения утренников, концертов в филармонии, с удивительными красиво
одетыми артистами, которым зрители хлопают и преподносят цветы. Вот эта
праздничность и необыкновенность еще долго доминирует в сознании
младших школьников, при упоминании о концерте. Чаще всего младшие
школьники выступают с удовольствием. Младшего школьника привлекает в
концертном выступлении атмосфера праздничности и связанные с ней
атрибуты сцена, объявление программы ведущим, выход к публике,
положительные переживания всеобщего внимания, аплодисменты,
поздравления и т.д. Но в редких случаях родителе или незадачливые педагоги
могут спровоцировать эстрадное волнение и в младшем возрасте если
родительские и педагогические амбиции станут главным содержанием
предстоящего выступления.
З. Творческое самочувствие на эстраде
Эстрада, как правило, вызывает волнение. Нередко волнение
способствует большей яркости исполнения; известно, что одаренные ученики
обычно играют публично лучше, чем в классе. Однако во многих случаях
волнение сказывается отрицательно. У различных учеников оно проявляется
по-разному. Некоторые играют на эстраде более скованно, сухо и формально,
чем в домашней обстановке. Другие, наоборот, впадают в преувеличенно
«развязный» тон, и их игра приобретает нарочитый, искусственно
приподнятый характер. Волнение часто неблагоприятно отражается на
технической стороне исполнения, а иногда приводит к запинкам, остановкам
и пропускам целых эпизодов.
Все эти формы эстрадного волнения постоянно встречаются в
ученическом исполнении. С ними надо вести систематическую и упорную
борьбу, чутко применяясь к индивидуальности каждого ученика, внимательно
и вдумчиво анализируя причины каждой постигшей его неудачи.
Важно прежде всего как можно лучше подготавливать учеников к
концертам и не выпускать их с «сырыми», недоработанными произведениями.
Необходимо помнить, что срывы во время публичного выступления приводят
к появлению страха перед эстрадой. Весьма вредно фиксировать внимание
учащихся на проблеме волнения. Напротив, надо воспитывать в них чувство
радости от общения с аудиторией и процесса публичного выступления.
Вместо того чтобы расспрашивать ученика перед выступлением, не волнуется
ли он. Необходимо мобилизовать его волю на то, чтобы он сумел донести до
слушателей исполнительский замысел, не потеряв при этом ни основной нити
музыкального повествования, ни деталей. И сам ученик, вместо того чтоб
мучить себя преждевременными страхами не случится ли с ним на эстраде
«катастрофа», должен сосредоточить свое внимание на том, чтобы как можно
лучше сыграть произведение.
Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые
выступления. Известно, что даже самые опытные исполнители после долгого
перерыва в концертной работе как правило, волнуются значительно больше,
чем в период систематических выступлений. Вместе с тем и самые робкие
ученики, если им приходится играть часто, начинают чувствовать себя
эстраде значительно увереннее.
Таким образом, дело заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить
ученику возможность часто выступать перед публикой. Для развития
исполнительских навыков полезно иногда начинать урок с того сочинения,
которое ученик может сыграть относительно в законченном виде.
4. Темперамент и его влияние на эстрадное
волнение
Существенное влияние на успеваемость, эстрадное самочувствие и
поведение оказывает темперамент. Наследственность и условия жизни
основная причина различных проявлений одного и того же и тем более
разных типов темперамента.
Как известно, различаются 4 типа темперамента: сангвинический,
холерический, флегматический и меланхолический, которые наиболее четко
выражаются в форме реакции и поведения. И хотя в чистом виде, с явными
чертами того, или иного темперамента мы встречаемся довольно редко,
преобладающие черты какого либо темперамента подчиняют менее
выраженные компоненты других видов и выстраивают систему реакций в
сложный, подчас противоречивый процесс. Природная основа темперамента,
связанная с разными проявлениями типа высшей нервной деятельности,
остается почти неизменной на протяжении всей жизни человека. Переделка
темперамента с помощью воспитания не подтверждаются ни наукой, ни
практикой: можно изменять только внешнее проявление темперамента. В
экстремальных условиях, к которым относится и выступление перед
публикой, несдержанность холерика, или тревожность меланхолика всегда
дадут о себе знать и только усилиться. Однако с помощью воспитания и
систематической тренировки можно снизить отрицательное проявление
темперамента и улучшить положительные, которые при определенных
условиях могут стать преобладающими. Так, инертность флегматика,
составляющая основу выдержки, соседствует с низкой чувствительностью и
слабой эмоциональностью. Они могут закрепиться как вялость, лень,
эмоциональная тупость. Слабость нервных процессов, свойственная
меланхолику, сочетается с повышенной чувствительностью,
эмоциональностью и глубокой музыкальностью. Определить темперамент
учащегося трудно и сложно, необходимо обладать наблюдательностью.
Наблюдать нужно за повторяющимися и устойчивыми проявлениями таких
свойств темперамента, как чувствительность, реактивность, активность, темп
реакции, моторика, пластичность.
Чувствительность (сенситивность) определяется по наименьшей силе
воздействия, вызывающей ту или иную реакцию. Низкая чувствительность
свойственна флегматику, слабая- холерику и сангвинику, повышенная
меланхолику, у которого она часто сочетается с тревожностью. Реактивность
(впечатлительность) проявляется в эмоциональных реакциях, в глубине и
яркости впечатлений от различного рода воздействий. Высокая реактивность
свойственна сангвинику и холерику, малая - флегматику, повышенная
меланхолику. Активность проявляется в энергии, силе и инициативе или в их
отсутствии. Высокая активность характерна для холерика, сангвиника,
известная активность, даже скорее настойчивость, свойственна флегматику,
мала активность - меланхолику. О темпе реакций можно судить по скорости
движений, темпу речи, находчивости или растерянности в определенных
ситуациях. Быстрый темп характерен для сангвиника и холерика, медленный
для флегматика и меланхолика. Особенности моторики легкая или
затрудненная выработка сложных движений их устойчивость холерика и
флегматика) или плохая закрепляемость сангвиника и отчасти у
меланхолика) отражается на психомоторных способностях. Пластичность
легкая приспособляемость человека к изменениям в окружающем мире,
ригидность затрудненная или плохая приспособляемость к внешним
изменениям. Пластичность больше свойственна сангвинику и холерику,
ригидность — флегматику и меланхолику.
Сангвиник., Хорошо включается в новую работу. Работоспособен, но
быстро остывает, если встречается с трудностями или необходимостью
детальной проработки. Музыкальные произведения учит быстро, но
«дорабатывает», «доводит» с трудом, так как его эмоциональная сторона и
привлекательность быстро тускнеют. Любит выступать в концертах, может
легко соригинальничать в темпах, штрихах. На эстраде играет скорее ярко,
чем глубоко, возможны темповые погрешности и срывы.. При удачном
выступлении со всеми делится, склонен к хвастовству, при неудачном
старается принизить значение выступления. Замечания воспринимает
спокойно, не обижается, но не всегда учитывает их.
Холерик. Обычно с увлечением играет новую пьесу, если она нравится,
и игнорирует, играет «из-под палки», если она ему не нравится. Волнуется
очень сильно, но, как и сангвиник, играет лучше, эмоциональнее и
выразительнее на концерте, чем на репетициях и в классе. Склонен к
ускорению темпов, форсированию звучности. Удачное выступление
переживает бурно, внутренний подъем испытывает долго. Если выступление
было неудачным, ищет причину вовне: в зале было жарко (холодно),
звучность разных регистров в рояле неуравновешенна и т. д. Замечания
вызывают обиду, иногда грубость, поэтому их нужно делать возможно мягче,
на фоне положительных сторон.
Флегматик. Уравновешен, держится солидно. Тугодум, Может быть
активным, но «раскачивается» с трудом. Когда войдет в работу — настойчив и
работоспособен. Обладает выдержкой и самообладанием. Мало эмоционален.
Педагогу трудно расширить его динамическую шкалу, добиться
выразительного исполнения, игры в быстром темпе. С трудом переключает
внимание и приспосабливается к новому расписанию, новой обстановке. Не
находчив. Волнуется, порой сильно, но играет стабильно, без срывов; то, что
выучено, так же исполняет и в классе, и на концерте. Выступления на
концерте очень полезны ему, так как повышают эмоциональную
восприимчивость. Замечания воспринимает спокойно и деловито, не
обижается.
Меланхолик. Любые изменения обстановки тревожат, даже
непривычное отношение к нему со стороны преподавателя переживает
болезненно, Быстро утомляется, поэтому мало работоспособен. Весьма
впечатлителен, глубоко эмоционален. Часто волнуется на уроке, играет лучше
в классе, чем на репетиции и на концерте. От сильного волнения сковывается,
теряется. Требует постоянной поддержки со стороны педагога и сверстников.
Свои неудачи преувеличивает, переживает их долго и болезненно. Поэтому
замечания педагога должны носить оптимистический характер и делаться
чутко и осторожно. Такому учащемуся нужна постоянная тренировка и
частые выступления в концертах с репертуаром меньшей трудности.
Желательно повторять исполнение одних и тех же пьес.
В целом замечено, что учащихся сильного типа отрицательная оценка
стимулирует, слабого угнетает, приводит к неверию в свои силы. Постоянные
выступления постепенно вырабатывают устойчивость и стабильность в
концертных выступлениях, но не все даже опытные артисты успешно
преодолевают недостатки своего типа.
Во всем, что касается выступления этого решающего момента в
творческой жизни исполнителя, сказывается индивидуальность музыканта.
Поведение на эстраде, самочувствие во время игры все это выявляется у
каждого исполнителя по-своему.
5. Фазы концертного исполнения
Предконцертное и концертное состояние имеет довольно четкую
периодичность со своими психологическими особенностями, позволяющими
выделить в них пять фаз.
Первая фаза длительное предконцертное состояние. Она не имеет
четких временных границ, так как наступает, как только учащемуся
(исполнителю) становится известна дата выступления. В зависимости от
подготовленности к нему или от собственных расчетов волнение
периодически возникает с той или иной силой. Однако по мере приближения
к установленной дате и напоминаний педагога мысль о концерте все чаще
посещает и будоражит исполнителя: появляется раздражительность,
бессонница, частая смена настроений. Точкой отсчета начального периода
подготовки к ответственному выступлению или конкурсу может служить
момент, когда музыкант выучил программу целиком и стабильно исполняет её
на память. Целесообразным будет сказать, что выучить программу
необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта,
поскольку музыкальный материал должен «устояться, прижиться» в
рефлекторных ощущениях и собственном слуховом восприятии. Если период
составляет менее 4 недель процессы формирования стабильности и
уверенности в исполнении могут не успеть закрепиться как в памяти, так и в и
психомоторике.
Вторая фаза, непосредственное предконцертное состояние, которое
наступает в день концерта или накануне. У некоторых учащихся изменяется
давление, повышается температура, ощущается сильное недомогание, ученик
жалуется, что заболел и выступать не может. Однако если педагог или сам
ученик не преодолеет это состояние, связанное, как правило, с эстрадным
волнением, оно будет всегда сопутствовать предконцертной и концертной
ситуации. Преодоление же малодушия, требующего немалых волевых усилий
со стороны педагога и со стороны учащегося, успокаивает выступающего и
приносит ему облегчение. Как бы ни были велики психологические
сложности публичного исполнения, они могут быть с успехом устранены,
если музыкант будет владеть соответствующими приемами и способами их
преодоления. Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподнятое
настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие
утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое
самочувствие. Неудачным выступлениям, предшествуют общее утомление и
переутомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая
физическая подготовка, пониженное настроение. Во второй фазе чаще всего
выявляется характер эстрадного волнения, например, волнение подъем,
сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти
на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и
наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие. Это
волнение - паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне
проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда
мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и
тревожность вырастает до страха. Такое предконцертное состояние приводит
к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть
его или справиться с ним трудно, но можно, если с помощью педагога или
собственного волевого усилия переключить внимание учащегося со своего
самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского
плана, выполнение темповых и динамических указаний. Отрицательных
результатов можно ожидать и от волнения - апатии угнетенного и
подавленном состояния, когда цель и содержание выступления уходят куда-то
на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль скорее бы все
это окончилось.
По вот наступает время выхода из артистической на эстраду. Это самая
короткая и самая острая, третья фаза эстрадного волнения. Ученик остается
один на один, и педагог уже ничем не может ему помочь. Третья фаза
проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего. Вот как с
известной долей иронии пишет о своем первом выступлении замечательный
французский дирижер Шарль Мюнш: «Честно говоря, не могу сказать, чтобы
я дирижировал оркестром, ибо целиком был поглощен мыслью о том, как
справиться с парализовавшим меня страхом. По эстраде я шел с таким
чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не
чувствовали веса тела. Закона тяготения для меня, казалось, не существовало.
Я плыл по нереальному, как сон, миру, который отнюдь не был розовым, и
дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою
панику за вдохновение». Точно так же описывают школьники и студенты свое
состояние во время выхода на эстраду: «все было как в тумане», «ничего не
помню». Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть,
чтобы ученик осознанно и целенаправленно выполнял все предконцертные
действия. Для этого необходимо неоднократно прорепетировать с учеником
выход к инструменту, определить расположение стула и чистоту клавиатуры и
т. д. то же время не затягивая приготовления к игре, что расхолаживает
обычно слушателей). Эти внешние атрибуты помимо создания внутренней
подготовленности к исполнению помогают возникновению спокойного и
делового настроения у выступающего.
Четвертая фаза начало исполнения. Здесь важно внутренне
подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп,
динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет
зависеть от воспитания внутреннего слуха, которому вдумчивые педагоги
придают большое значение. Именно темп и звучность наиболее уязвимые
стороны для учащегося и начинающего артиста. Если программа хорошо
проработана и предконцертные репетиции закрепили основные детали
концертного выступления и поведения, исполнение будет устойчивым.
Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту. В
основном эти требования мы прекрасно знаем. Немаловажное значение имеет
само сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, поведение за
инструментом — словом, то, что мы называем артистизмом.
Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта.
Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность, поза.
Ведите себя естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно.
Следует научиться выдерживать паузы между произведениями, между
частями, но не передерживать их. У исполнителя постепенно вырабатывается
общая динамика концерта. Суете на сцене не место!
Очень большое значение имеет послеконцертное состояние, которое
выделяется как пятая фаза. Итак, выступление состоялось. Оно могло быть
успешным или неуспешным, но в любом случае, необходимо
проанализировать его и извлечь полезные уроки для подготовки к
последующим выступлениям. Особого внимания заслуживает разбор
неудавшиеся моментов в исполнении, выяснение исходных причин срывов.
Понимание и осознание сделанных ошибок уже само по себе есть первый шаг
к их устранению.
Первый вопрос, требующий ясного ответа, касается психологического
настроя исполнителя. Здесь следует выяснить характер волнения, вспомнить:
когда удалось избавиться от излишнего напряжения каким было
эмоциональное состояние до выступления, в момент исполнения и в паузах
между пьесами что раздражало и отвлекало удалось ли установить
психологический контакт с аудиторией.
Нельзя оставить без внимания анализ чисто внешних факторов:
удобство костюма и обуви, высоту стула, акустику зала и пр.
Все перечисленные факторы, каждый в отдельности и вместе,
оказывают влияние на состояние музыканта и уровень его игры. В случае
успешного выступления следует запомнить положительные ощущения с
целью развития и закрепления их в дальнейшей практике. К сожалению, она
недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем
переживание, которое насыщено эмоциональными перегрузками, не может
мгновенно прекратиться с уходом с эстрады оно продолжается еще довольно
долго. Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости
вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание
«вот теперь бы я сыграл по-настоящему!» Как важна в этих случаях спокойная
уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников! Редко кто даже из
взрослых исполнителей равнодушен к отзывам. Большая неустойчивость и
ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к
послеконцертным переживаниям.
Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене
или зачете, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной
готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим
параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное
боевое состояние.
Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы,
выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему
эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно
сказывается на протекании умственных процессов, связанных с
концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время
выступления.
При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у
музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и
пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры.
Пианисты говорят о «легких» пальцах. Рекомендуется эти ощущения
запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше
вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при разыгрывании перед
выступлением.
Волнение не всегда угнетает. Оно имеет и несомненную положительную
и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно и артисту, и студенту,
и особенно учащемуся, так как позволяет им раскрыть такие потенциальные
возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не
проявиться. Без повышенного эмоционального состояния не может быть
подлинного артистического подъема, того огромного художественного
воздействия на публику, которое составляет основу музыкального искусства.
Завершение работы над музыкальным произведением, также наступает после
их исполнения на сцене перед публикой. Концертные выступления являются
своеобразными ступенями в развитии учащихся. Они являются необходимой
профессиональной и социальной проверкой возможностей ученика. Это
положительные стороны эстрадного волнения. Только и случаях
волненияпаники и волнения-апатии возникают отрицательные стороны этого
феномена —тревожность, напряженность, неуверенность памяти,
подавленность, Вместе с перевозбуждением, доходящим иногда до эйфории,
они в той или иной степени сопутствуют предконцертному и концертному
состоянию исполнителя.
В чем же все-таки причина подавляющего волю страха и тревоги? Ведь
концертное исполнение не угрожает ни жизни, ни здоровью выступающего.
Выступление перед публикой действительно тяжелое испытание и для
учащегося, и для артиста. Но испытание в сфере социальных отношений.
Репетиция в том же зале, на том же инструменте, при том же освещении,
что и на концерте, но лишенная публики, не вызовет такого волнения, как на
самом концерте, даже у начинающих исполнителей оно будет проходить
значительно слабее. В чем же дело? А в том, что в концерте, на экзамене
несоизмеримо повышается ответственность за свои знания, умения, действия
и даже движения, которые на публике становятся тяжелыми, неловкими и
плохо управляемыми. У учащихся волнение трансформируется в боязнь
забыть, напутать. И их трудно убедить, что это не главное; что гораздо важнее
художественно-выразительная сторона исполнения. Чтобы не ошибиться, не
остановиться и не забыть, нужно работать над повышением концентрации
внимания, поскольку только наша способность к мотивированному вниманию
и качество его концентрации позволят, выйдя к публике, исполнить
музыкальную композицию так, как мы на сегодня умеем это сделать.
Способность к концентрированному вниманию является частью наших
музыкальных данных. Те, у кого лучше данные, и вниманием овладевают
проще. Качества музыкального слуха определяют многие вещи, хотя если
пользоваться традиционным, противопоставлением «слуха» и «ритма» скорее
качества музыкального ритма напрямую связаны с концентрированным
вниманием. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его
на каком-либо объекте такой же важный компонент оптимального
концертного состояния, как и поддержание физической формы.
Сосредоточение в момент исполнения только на том, что ты в данный момент
играешь — задача практически неразрешимая для невнимательного человека.
Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к
ошибкам.
У опытных, выдающихся артистов каждое выступление это борьба за
завоевание престижа, за его сохранение и приумножение. «Прошлое давит.
Сейчас я должен оправдать себя, я не могу сыграть как-нибудь», объяснял
свое волнение А. Н. Скрябин. Сыграть как-нибудь не может и старший
учащийся, и студент им нужна «пятерка» для отбора на отчетный концерт,
поступления в консерваторию; всем нужен только успех. А полной
уверенности нет, потому что в предконцертнои обстановке больше всего
царят неопределенность и непредсказуемость оценки слушателей, комиссии.
Следовательно, эстрадное волнение проявляется только в особых условиях
социальных взаимоотношений на экзамене, концерте, в соревновании,
конкурсе, где мнение о себе и социальный статус выступающего
подвергаются испытанию. А поскольку эта задача со многими неизвестными
будет возникать вновь и вновь в разных условиях, предсказать его результат
очень трудно. Устранить волнение чрезвычайно сложно. И как мы видели, не
нужно. Нужно научиться приспосабливаться в условиях концертного
выступления к исполнению в экстремальных ситуациях. Нужно научиться
«спокойно волноваться», как остроумно и мудро выразился П. С. Столярский.
Что же следует сделать, чтобы концертное выступление не приводило к
психической травме, к профессиональным потерям, а стимулировало
успеваемость и развитие учащихся?
Концертное выступление это итог всей совместной работы ученика и
педагога. Ученик должен черпать свою уверенность в доверии и симпатии к
учителю, а они воспитываются благодаря великому терпению и любви к
ученику. Волнение необходимо учащемуся, оно освещает исполнение ярким
светом сиюминутного творчества и нередко создает почву для
исполнительского озарения. Главным для воспитания стабильности
исполнения - это необходимость развитие внутреннего слуха, который
активно развивается в занятиях по нотам без инструмента, и особенно в
занятиях без нот и без инструмента, когда произведение уже выучено на
память.
Индивидуальный подход к ученику помогает выявить уровень
эмоциональной возбудимости и музыкальности. Способные учащиеся,
обладающие такими свойствами, как правило, волнуются сильнее. В
предконцертной работе их нужно сдерживать, снижать их возбуждение,
приводящее к форсированию звука, ускорению темпов. У менее
эмоциональных и не очень ярких приходится, напротив, увеличивать
эмоциональную насыщенность и усиливать нюансировку. Но главное, чтобы
формирование художественного образа доминировало во всей работе с
учащимися, тогда их выступления будут более устойчивыми и, успешными.
Волнение полезно, если оно не вызывает чувства страха.
Добросовестная и тщательная проработка репертуара и частые
выступления вот основные условия стабильного и качественного
выступления. За две недели до выступления количество занятий
увеличивается, но за день-два занятия прекращаются, так как отдых перед
концертом и максимальная сосредоточенность на выступлении совершенно
необходимы выступающим. Без слушателей невозможно создать и обстановку
концерта: никаких эстрадных навыков и подлинной социальной
ответственности учащийся не приобретет ведь и настоящего волнения в такой
обстановке учащийся не испытывает. Если ученик не почувствует
приподнятости и сопереживания слушателей с самых ранних лет, социальная
и артистическая миссия его деятельности, как определенной мотивация,
может не сформироваться.
Совершенно недопустимо опоздание на выступление преподавателя на
выступление учеников и тем более отсутствие обучающего педагога, любые
разговоры преподавателя во время выступления, хождение или шум в
концертном помещении. Ученик не должен ждать своего выступления,
слоняться в коридоре: нельзя разрешать младшим школьникам устраивать
шумные игры до выступления, громкие разговоры и разыгрывание вблизи
концертного помещения. Обстановка должна способствовать спокойному
ожиданию и сосредоточенности. Очень важно в самых сложных
неблагоприятных ситуациях во время концерта сохранять педагогу
спокойствие и доброжелательность. Его нервозность легко передается
учащемуся, а иронические реплики и окрик совершенно противопоказаны и
недопустимы. Младших учащихся должен выпускать их педагог спокойно,
без бравады или без пренебрежения к слушателям, бед подчеркивания
ответственности и без подробных наставлений: они могут стать доминантой,
объектом и камнем притяжения для исполнителя, для которого все остальное
потускнеет здесь возможны любые срывы. Педагогу следует постоянно
держать в поле внимания сильно волнующихся. Продумать для них
облегченную программу для выступлений, выпускать в дуете, в каком-либо
ином ансамбле, в качестве аккомпаниатора, поручать маленько соло, просить
переворачивать страницы, старших вести программу, практиковать более
частые выступления. После выступления, особенно неудачного, нужно найти
положительный моменты (не растерялся, хорошо звучал такой-то эпизод,
выдержал темп и др. ). Подробное обсуждение желательно организовать в
ближайшие дни с участием других учащихся класса. В зависимости от
возраста, характера, темперамента, прилежания, усилить или ослабить
положительные или отрицательные моменты выступления. Смягчить
максимализм сверстников, обсуждать само исполнение, поведение на эстраде,
но не личность учащегося.
6. Память и волнение
По мнению многих музыкантов, одной из главных причин, вызывающих
волнение и даже некоторый страх у артиста, является боязнь забыть текст.
«По-моему, память почти единственная причина волнения перед публичным
выступлением, писал Ф.Бузони. Волнуются, прежде всего, потому, что боятся
„забыть"». Если говорить искренне, то приходится признаться, что этот страх
сковывает исполнителя.
Боязнь забыть текст может привести к скованности и психики, аппарата.
Иногда бывает, что и забудешь текст, - в этом случае надо постараться не
заострять на этом серьезного внимания иначе от выступления к выступлению
нервозность и недоверие к своей памяти будут усугубляться. Главное, чтобы
такие моменты не западали глубоко в психику.
Чаще всего выпадение памяти случается в эпизодах, заученных
формально, механически. Запоминать следует музыку, а не формальную
последовательность нот. Важно, чтобы интонация запоминалась с
эмоциональной осмысленностью, под влиянием логики развития. Например,
никто не забывает текст там, где продолжение как бы само напрашивается.
Существует три вида музыкальной памяти: зрительная,
музыкальнослуховая и двигательная. Можно считать решающей для
запоминания музыкально-слуховую память, включающую в себя и фактуру
произведения, и образно-эмоциональную сферу. Однако ни в коем случае
нельзя недооценивать двигательное запоминание, теснейшим образом
поддерживающее слуховое.
До концерта, когда лучше избегать многочасовых занятий на
инструменте. Еще один важный ”предконцертный” момент: в последние
минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать
лихорадочных выхватывании коротких эпизодов программы и их поспешных
проигрывании ”для закрепления в памяти”. Кроме лишней нервозности такая
суетливость ничего не принесет. Что есть, то есть. Лучше внутренне
собраться, представить себе темп, характер первого произведения, проверить
правильность включенных регистров, два-три раза глубоко вздохнуть, и смело
выходить на сцену — побеждать.
7. Перспективное мышление
Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности,
случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж
смазать или зацепить не ту ноту. Важно научиться не придавать этому
никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей.
Главное— сохранить течение музыки.
Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой
промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно
провалить все выступление. На практике это выглядит так: исполнитель,
допустив одну ошибку (фальшивая нота, неверно сыгранный пассаж и т. д.),
начинает активно переживать свою неудачу, т.е. мысленно возвращаться к
ней, что, безусловно, отвлекает от решения чисто творческих задач. Он
перестает думать о следующей фразе, фрагменте и т. п., и тем самым
совершает вторую ошибку, так как игровые движения исполнителя, не
подкрепленные мыслью, неизбежно приведут к срыву остановке.
Следовательно, особую важность приобретает развитие у музыканта навыков
перспективного мышления за инструментом, что помогает преодолеть
допущенную ошибку и способствует успешному выступлению на эстраде.
На сцене может случиться и так, что в какой-то момент исполнитель
запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Эти моменты серьезный
экзамен для психики и нервов солиста. Здесь важно не растеряться, не
превратить случайность в катастрофу.
Заключение
Исполнительская деятельность музыканта неимоверно сложный,
напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Готовясь к выходу на
сцену, исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как
физической, так и эмоциональной. Чтобы самостоятельно определить слабые
стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее полезную и
продуктивную методику психофизиологической подготовки к концертному
выступлению, нужно обладать немалым объемом знаний о этой проблеме.
Дать однозначный рецепт, для того чтобы твое выступление всегда
имело успех, не возьмется, пожалуй, не один из методистов и музыкантов
исполнителей. Каждый человек неповторимая индивидуальность, и
следственно, методы подготовки всегда должны основываться на
индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека, Поэтому,
изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая
ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, мы можем затем
сознательно воспроизводить подобное состояние перед последующими
выступлениями.
Музыкальная педагогика подтверждает, что можно значительно снизить
отрицательные стороны эстрадного волнения и тем лучше подготовить
учащихся к концертному выступлению.
Список используемой литературы
1. Баренбойм.Л.А «Музыкальная педагогика и исполнительство»
Л. :Музыка
2. Бузони Ф. «О пианистическом мастерстве»
Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1
З. «Вопросы музыкального исполнительства и педагогики». Труды
ГМПИ им.Гнесеных, выпуск XXIV. 1976г. М.:Печатник с.290
4. Нейгауз ГГ. «Об искусстве фортепьянной игры: Записки
педагога».5-е издание — М.:Музыка, 1988г., 240с.
5. «Методические записки по вопросам музыкального
образования».
Готсдинер АЛ. 3-е издание - М.:Музыка, 1991.,2З9с.
6. А Алексеев «Методика обучения игры на фортепиано». 3-е
издание М.:Музыка, 1978.,286с.