Разработка урока "Образ лебедя в композиторской музыке" 4 класс

Разработка урока музыки 4 класс
Учитель: Мишина Е.А. МБОУ «СОШ №14» г. Нижневартовск
« Образ лебедя в композиторской музыке»
Цель: Сформировать и закрепить понятие «композиторская музыка».
Задачи:
1. Повысить уровень знаний ребят о композиторской музыке. Составить
музыкальный и художественный образ лебедя; сравнить их.
2. Развитие восприятия музыки и навыков культурного слушания. Развить
память, внимание, эмоциональное восприятие музыки, вокально-хоровые
навыки.
3. Через средства музыкальной выразительности воспитать любовь к
музыкальному и художественному искусству. Воспитать умение слушать и
слышать музыку.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1. воспринимать музыку различных жанров;
2. наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций, тем;
3. определять виды музыки;
Коммуникативные УУД:
1. Учащиеся научатся приходить к общему решению в совместной
деятельности;
Регулятивные УУД:
2. Учащиеся научатся принимать учебную задачу до получения результата;
Оборудование:
- портреты П.И. Чайковский, К. Сен-Санс, М.А. Врубель;
- репродукция «Царевна – Лебедь», иллюстрации к балету «Лебединое озеро»;
-фонограммы: музыка из балета «Лебединое озеро», фрагмент сюиты
«Карнавал животных»;
- раздаточный материал.
ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие « Здравствуйте, ребята!».
Ребята, а хотите узнать о ком и о чём, мы с вами будем говорить на уроке?
Чтобы узнать тему урока, мы отгадаем кроссворд. Слушайте внимательно загадки,
дружно называйте отгадки!
(отгадывают кроссворд. Учитель в стихотворной форме подсказывает ответ на
кроссворд)1.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые. Педаль,
Как зовут меня? (рояль)
2.Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют
И блестят, как две копейки, -
Музыкальные …(тарелки)
3.У него рубашка в складку
Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой… (баян)
4.Инструмент зовем роялем,
Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише -
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой - …(фортепиано)
5.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон).
6.В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)
Какое слово получилось по вертикали?
- Итак, мы с вами сегодня отправляемся в музыкальное путешествие. Вы готовы?
(Звучит Интродукция» из балета «Лебединое озеро».)
- Сгущаются сумерки. Лес замер в ожидании чуда. На озеро опустился
голубовато-серебристый туман, приглушил его сияющее зеркало… Из-за макушек
вековых сосен торжественно выплывает луна. Она протекает сквозь синеватую
пелену и становится похожей на задымленное круглое стеклышко или на
потускневшую жемчужину. Окружающий лес утонул во тьме и бросает на воду
темную тень.
- Но что это? Какие-то необычные звуки нарушают здешнюю тишину. Это из
зарослей величественно выплывают лебеди. Всмотритесь: может быть, это юная
царевна со свитой, заколдованные злым волшебником, о которых поэт Николай
Гумилев сказал так:
Я вспоминаю, и что-то должно появиться,
Как в сумрачной драме развязка:
Печальная девушка, белая птица,
Иль странная, нежная сказка.
И новое солнце заблещет в тумане,
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени…
- Кажется, что все поет. Эта мелодия завораживает, манит в волшебную страну
грез. Там, где музыка, - там и волшебство.
- Во время словесного рассказа раздавалась музыка. Созвучна ли она по
настроению, по ее особенностям тому лесному пейзажу, о котором шла речь?
- По вашему мнению, кто из композиторов мог написать такую музыку?
- Какие балеты П.И. Чайковского вы еще знаете?
- Она «словно соткана из легких, прозрачных звучаний». Композитору очень
хотелось рассказать о том, как таинственны лесные озера, как рождается на их
берегах сказка.
Однако в музыке лебединого царства выражена тревога, предчувствие печальных
перемен. Нежная, задумчивая, светлая вначале, мелодия к завершению картина
разрастается, по замыслу П.И. Чайковского, в скорбную песнь, разносящуюся над
спящим лесом и взволнованной поверхностью озера.
- Интродукция (лат. «введение»)- небольшое введение, вступление (обычно в
медленном темпе), предшествующее изложению основной части муз.
произведения.
-Образ птицы довольно часто встречается и в поэзии, и в произведениях
различных композиторов.
- Прекрасный лебедь… Образ девушки-птицы уходит корнями в греческую
мифологию. Уже тогда лебеди были символом чистоты, нежности и верности.
- Образ чудных белых лебедей был дорог П.И. Чайковскому задолго до того, как
он написал музыку к балету «Лебединое озеро». Сначала это был короткий
всего одно действие балет для детей, и назывался он «Лебединая песнь». Более
100 лет прошло со дня написания этого мирового шедевра.
-О чем же это произведение?
Юный принц Зигфрид достиг совершеннолетия. К нему собрались друзья.
Веселье прерывает мать Зигфрида, которая сообщает ему, что завтра на балу ему
надо выбрать невесту. Над парком, где веселится принц с друзьями, пролетает
стая лебедей. Ночью Зигфрид отправляется поохотиться на лебедей. И что он
видит?
Белые лебеди это прекрасные девушки, заколдованные злым Ротбартом. Только
по ночам они превращаются в людей.
- Здесь, на берегу озера, принц встречает прекрасную Одетту. Что же принц
обещал Одетте?
- Да, ее красота очаровала его, и он клянется девушке-лебедю в вечной любви.
Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых чар.
- Какие чувства передает девушка в своем танце?
(Слушание адажио из балета «Лебединое озеро»)
- боль, тоску, печаль. Она страдает от того, что потеряла свободу и не может снова
стать человеком.
О персонажах балета можно рассказать и с помощью цвета, красок.
На ваших партах лежит один из образов. Подумайте, какие цвета можно
использовать, чтобы они могли отобразить нашу героиню, раскрасьте ее.
(Слушание адажио из балета «Лебединое озеро»)
Сейчас мы отправимся в мир мечты замечательного, самого загадочного и
фантастического из всех русских художников 19- начала 20 столетия, - Михаила
Александровича Врубеля.
Посмотрите, как он изобразил образ лебедя.
Оказывается, художник Михаил Врубель очень любил не только живопись, но и
музыку. Сказочные образы его картин лучше всего «оживают» под музыку.
В портрете есть и очарование, и печаль нашей Одетты. Как будто в самую глубину
души заглядывают широко открытые глаза царевны. Кажется, она готова что-то
сказать, но -молчит! Правое крыло Царевны уже обратилось в морскую пену, а
левое как будто каменеет, застывая перламутровым опереньем. Царевна
оборачивается к зрителю и на наших глазах превращается в Лебедя…Лебедь
звучит что-то тревожное, недаром это была любимая картина А.Блока.
- Но не только П.И, Чайковский и Врубель в своем творчестве обращаются к
образу лебедя.
Замечательный французский композитор, пианист, органист и писатель Камиль
Сен-Санс, также говорит о лебеде.
Сен-Санс родился в Париже. Музыку начал писать с 5 лет. Первый концерт
состоялся, когда ему было 10 лет. А в 18 лет им с большим успехом была
исполнена первая симфония. Сен-Санс много путешествовал и с огромным
интересом относился к музыке народов других стран. Несколько раз бывал в
России, очень любил музыку русских композиторов.
(Слушание «Лебедь»)
- В этом произведении присутствует звукоизобразительный элемент, передающий
колебание волн. Они «чувствуют» величественную и гордую птицу, которая
скользит по воде благородно, плавно и красиво.
И сегодня вашему вниманию предлагается замечательная песня, в которой тоже
рассказывается о красоте и доброте.
Слушание песни «Земля полна чудес» Е. Зарицкой
Распевание. Вокальная работа над песней.
Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали?
Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, понравился ли вам наш урок или нет, с каким
настроением вы уходите с нашего урока.
Для этого заранее заготовлены два изображения на доске:
И по количеству учащихся раздаются карточки с изображением скрипичного
ключа. Если учащимся урок понравился, то крепят скрипичный ключ на
изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор. По
количеству скрипичных ключей на каждом изображении минора и мажора можно
судить о качестве урока.