Технологическая карта урока "Не молкнет сердце чуткое Шопена..." 4 класс

1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Посвалюк Татьяна Ивановна,
учитель музыки МБОУ СОШ № 1 с УИОП
г. Шебекино Белгородской области»
Дата урока/ класс
/___/_________/ 20___ г. / 4 класс
Раздел /Тема урока
«В концертном зале»: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Педагогические цели
Осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины Польши; продолжить
знакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и форм (фортепианные пьесы танцевального характера полонез,
вальс, мазурка); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композито-
ров-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возмож-
ностей речевых высказываний о содержании музыки.
Тип, форма урока
Изучение и закрепление новых знаний и способов действий, урок-исследование.
Проблема урока
Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?
Планируемые результаты
(предметные)
Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его музыки (жанровые и стилевые), названия и особенности танцевальной
музыки (вальс, полонез, мазурка).
Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании различные танцы, их нацио-
нальную принадлежность..
Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как
способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально отвлекаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах дея-
тельности.
Личностные результаты
Уважительное отношение к музыке других народов; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, нацио-
нальных стилей.
Метапредметные универсальные
учебные действия
Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в различных видах музыкально-творческой дея-
тельности (слушание, пение, пластическое движение), строить речевые высказывания, отражающие содержание музыкальных произведений.
Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение на-
выками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и задачами учебной деятельно-
сти.
Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных му-
зыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, уважать это мнение.
Основное содержание темы,
понятия и термины
Фортепианное творчество Ф. Шопена. Интонации и ритмы народной музыки в творчестве Ф. Шопена. Фортепиано, инструментальная му-
зыка, танец, полонез, мазурка, вальс.
Образовательные ресурсы
Учебник «Музыка» 4 класс, с. 82-85; фонохрестоматия музыкального материала (CD mp3), мультимедийная презентация, видеозаписи тан-
цев, фрагмент фильма «Завещание», мультфильм «Вальс Шопена», раздаточный материал (рабочие карты).
Музыкальный материал
Ф. Шопен Полонез № 3 ля-мажор, Вальс № 10 си-минор, Мазурка № 2 ля-минор (слушание), А. Ермолов «Гимн музыке», польская народная
песня «Кукушка» (пение), «Вальс дружбы» (пластическое исполнение).
Содержание урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
2
осуществляемые действия
формируемые
умения
Мотивирование к учебной дея-
тельности (организационный
момент)
Организует вход в класс под музыку Полонеза Ф. Шопена
(в оркестровом звучании).
Исполняет музыкальное приветствие.
Проводит проверку готовности к уроку.
- Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что
она будет для нас не только познавательной, но и приятной.
Ведь музыка делает нас умнее, добрее, красивее. По сложив-
шейся у нас традиции мы начинаем урок с песни гимна му-
зыке.
Организует исполнение песни А. Ермолова «Гимн музыке»
с использованием видеокараоке.
Организованно входят в
класс под музыку. Привет-
ствуют учителя, исполняют
музыкальную попевку-при-
ветствие. Организуют свое
рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных
учебных принадлежностей
на парте невник, учебник,
тетрадь, ручка). исполняют
выученную песню.
Личностные: прояв-
ляют эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя, проявляют
доброжелательность
по отношению друг к
другу.
Фронтальная. На-
блюдение, слуша-
ние.
Повторение изученного мате-
рила (актуализация знаний,
проверка домашнего задания)
Организует повторение изученного ранее материала (про-
верка домашнего задания: подготовить вопросы по прой-
денным темам), корректирует формулировки вопросов и
ответов.
- Мы вновь отправляемся в концертный зал. Но прежде, да-
вайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Сегодня я
попрошу вас самих быть в роли учителя и самостоятельно за-
давать вопросы друг другу.
(Примерные вопросы).
К какой группе инструментов относятся скрипка
(виолончель)?
Какие еще инструменты входят в эту группу?
Что такое квартет?
Какие инструменты составляют струнный квартет?
Как И. Крылов называет виолончель в своей басне
«Квартет»?
Что такое ноктюрн?
У кого из композиторов есть произведение с таким
названием?
Что означает слово рококо?
Чем отличается стиль рококо?
У кого из композиторов есть произведение в стиле
рококо?
Для какого инструмента написано это музыкальное
произведение? И др.
Задают вопросы друг другу
по пройденным темам, слу-
шают и корректируют отве-
ты одноклассников.
Познавательные:
воспроизводят по па-
мяти информацию,
необходимую для ре-
шения учебной задачи
(в том числе, получен-
ную из собственного
опыта).
Коммуникативные:
приобретают умение
осознанного построе-
ния речевого выска-
зывания о содержании
изученного учебного
материала в соответ-
ствии с задачами ком-
муникации.
Фронтальная.
Наблюдение, уст-
ный опрос.
Постановка учебной задачи и
проблемы урока
Концертная афиша проводник
Организует беседу по концертной афише, самостоятель-
ную формулировку учащимися учебной задачи и способов
ее решения; подводит учащихся к формулировку проблемы
Рассматривают и читают
афишу концерта, озвучива-
ют известные им сведения
Регулятивные: ста-
вят и принимают
учебную задачу,
Фронтальная. Уст-
ный опрос.
3
в мир музыки
Умолкло ли сердце композитора
Шопена?
урока.
Что перед вами?
Почему вы решили, что это афиша?
Вам знакомо имя композитора?
Это русский композитор или зарубежный?
В исполнении какого инструмента будет звучать му-
зыка?
Что вы знаете об этом инструменте?
Что означает его название?
Какие разновидности этого инструмента вы знаете?
Кто из композиторов писал произведения для форте-
пиано?
Произведения какого жанра будут звучать в сего-
дняшнем концерте? Вам знакомы эти жанры?
Что мы постараемся узнать из сегодняшнего урока?
Как мы будем это делать, чем воспользуемся?
Организует работу с учебником (с. 82), формулировку
темы урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…».
Как вы понимаете тему урока? Мы можем сейчас от-
ветить на этот вопрос?
- Мы попробуем дать ответ на этот вопрос в конце урока.
и проблемные вопросы,
предлагают формулировки
учебной задачи, формы му-
зыкально-творческой дея-
тельности, выстраивают
план урока.
сформулированную
совместно с учителем,
выбирают соответ-
ствующие виды
музыкально-
творческой деятель-
ности для раскрытия
темы урока.
Коммуникативные:
владеют монологиче-
ской и диалогической
формами речи в соот-
ветствии с нормами
родного языка и
современных средств
коммуникации.
Личностные: приме-
няют правила делово-
го сотрудничества.
Усвоение новых знаний
Фридерик Шопен трудная
судьба
Знакомит учащихся с фактами биографии Ф. Шопена и
организует заполнение рабочих карт урока (задание 1).
- Я хочу рассказать вам о польском гении Фридерике Шо-
пене. По ходу моего рассказа я попрошу вас заполнить недо-
стающими данными текст в ваших рабочих картах.
Родился Фридерик Шопен 216 лет назад в 1810 году в поль-
ском городке Желязова Воля. Его мать хорошо играла на
фортепиано и прекрасно пела. Именно она и привила своему
сыну любовь к музыке. Музыка всегда звучала в доме. Но
родители замечали, что при первых звуках музыки, Фриде-
рик начинал плакать. Первая мысль музыка раздражает ре-
бенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на
Фридерика очень сильное эмоциональное впечатление. От
своей матери Шопен узнал и полюбил польские народные
песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю
жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и
ритмами польской народной музыки.
В девятнадцатилетнем возрасте у Шопена проявляются
первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят
ему неутешительный диагноз и говорят о том, что ему оста-
лось жить год-полтора. Но наперекор всем Шопен проживет
еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь
Слушают рассказ учителя,
самостоятельно вносят от-
веты на вопросы в рабочую
карту.
Регулятивные: при-
нимают и сохраняют
учебную задачу, соот-
ветствующую этапу
обучения; удержива-
ют цель деятельности
до получения ее ре-
зультатов; оценивают
правильность выпол-
нения действий; вно-
сят необходимые кор-
рективы в действие
после его завершения
на основе оценки и
учета характера сде-
ланных ошибок; осу-
ществляют саморегу-
ляцию как способ-
ность к мобилизации
сил к волевому уси-
лию и преодолению
трудностей.
Фронтальная. Уст-
ный опрос, слуша-
ние, наблюдение.
4
на время отступала. Наверное, поэтому музыка Шопена та-
кая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Неда-
ром друзья Фридерика Шопена называли его «душой форте-
пиано».
Со совету своих друзей Фридерик Шопен отправляется с
концертами по городам Европы. Уезжая из Польши, его не
оставляет ощущение, что он покидает ее навсегда. Разлука с
Родиной была очень болезненной. Живя за границей, серд-
цем Шопен был вместе со своей Польшей. В Европе Шопена
ожидает грандиозный успех, но вместе с тем и тяжелая
жизнь. Болезнь все-таки побеждает. Не дожив до 40 лет,
композитор умирает во Франции. Но свое сердце Шопен за-
вещает отвезти и похоронить на родине. В Варшаве, в ко-
стеле Святого Креста, по сей день в каменном сосуде поляки
бережно хранят умолкнувшее сердце Фридерика Шопена.
Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?
Познавательные:
овладевают основами
смыслового чтения
текста, умением выде-
лять существенную
информацию из тек-
ста в учебнике и речи
учителя; осуще-
ствляют выбор наибо-
лее эффективных
способов решения за-
дач в зависимости от
конкретных условий.
Личностные: осуще-
ствляют развитие
музыкально-
эстетических чувств,
проявляющегося в
эмоционально-
ценностном отноше-
нии к искусству.
Усвоение новых знаний (про-
должение)
Полонезы Ф. Шопена
Организует работу с музыкальными произведениями Ф.
Шопена: слушание, музыкальная характеристика, срав-
нение.
- Пришло время познакомиться с музыкой Фридерика Шопе-
на.
Вы обратили внимание, какая музыка звучала при
входе в класс? Она вам знакома?
Повторное слушание Полонеза 3 ля-мажор (фортепи-
анное исполнение).
Как вы охарактеризуете эту музыку маршевая, тан-
цевальная или песенная?
- Это звучит полонез танец-шествие. Его название озна-
чает польский. Этим парадным танцем полонезом обычно
открывались балы при дворе польского короля. Длинной ве-
реницей шествовали красиво одетые гости, изящно приседая
в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с
самой уважаемой гостьей.
«В полонезах Шопена собраны наиболее благородные, ис-
конные чувства древней Польши... Перед нашим взором как
бы встают образы древних поляков, какими рисуют их лето-
писи: крепкого сложения, ясного ума ... необузданной хра-
брости в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов
Слушают рассказ учителя,
музыку, делают записи в
тетради.
Регулятивные: учат-
ся работать по
предложенному учи-
телем плану, анализи-
руют эмоциональное
состояние, получен-
ное от успешной
(неуспешной) дея-
тельности; планируют
свои действия с соот-
ветствии с поставлен-
ной задачей и
условиями ее реализа-
ции; выполняют учеб-
ные действия в мате-
риализованной, гром-
коречевой и умствен-
ной форме; осуще-
ствляют контроль по
результату деятельно-
сти под руководством
учителя.
Фронтальная, на-
блюдение, слуша-
ние.
5
Польши» . Лист). Неслучайно в мелодии
Государственного Гимна Польши слышны интонации и
ритмы полонеза.
Слушание Гимна Польши.
- Прислушайтесь к ритму полонеза: он не ровный, как в мар-
ше, а пунктирный. Прохлопаем этот ритм.
Организует проведение ритмической игры.
- Запишите в рабочих листах характеристику полонеза, выбе-
рите из предложенных характеристик только те, которые со-
ответствуют полонезу.
Организует и контролирует проведение работы (задание
2).
Предлагает посмотреть исполнение полонеза в видеоза-
писи.
- Еще один излюбленный Шопеном танцевальный жанр
вальс. Родиной вальса является Австрия. Немецкое слово
вальцен означает вращение. И действительно, основное
движение в вальсе это плавные вращательные движения
партнеров. Давайте вспомним, как танцуют вальс.
Познавательные:
ориентируются в
учебнике и рабочей
карте, находят ответы
на вопросы; овладева-
ют навыками смысло-
вого прочтения содер-
жания «текстов» му-
зыкальных произведе-
ний различных жан-
ров в соответствии с
целями и задачами
учебной деятельно-
сти.
Личностные: выра-
жают положительное
отношение к процессу
познания.
Физкультминутка
«Вальс дружбы»
Организует разучивание и исполнение «Вальса дружбы» в
соответствии с характером музыки, акцентирует вни-
мание на трехдольности вальса.
Слушают музыку и испол-
няют под нее танцевальные
движения.
Познавательные:
учатся соотносить ха-
рактер движений с ха-
рактером музыки.
Коммуникативные:
умение согласовывать
свои действия с парт-
нером.
Фронтальная, на-
блюдение.
Усвоение новых знаний (про-
должение)
Вальсы и мазурки Ф. Шопена
- Для Шопена вальс был больше, чем просто танец. Вальсы
Шопена поэтичные музыкальные повествования о любви,
разлуке, потерях и встречах. Посмотрите фрагмент мульт-
фильма, послушайте музыку шопеновского вальса и подбе-
рите к слову вальс подходящее парное понятие (вальс-танец,
вальс-воспоминание, вальс-впечатление, вальс-рассказ),
запишите в рабочую карту характеристику вальса.
Организует просмотр фрагмента мультфильма «Вальс
Шопена» и прослушивание Вальса 10 си-минор,
контролирует выполнение работы учащимися.
Проверка выполнения задания.
- И еще один польский танец, который занимает большое ме-
сто в фортепианном творчестве Фридерика Шопена мазур-
ка.
Работа с учебником: найти в учебнике (с. 84) описание
понятия «мазурка».
Слушают музыку, смотрят
видеофрагменты, соотносят
увиденное и услышанное с
настроением, характером
музыки, находят соответ-
ствующие музыке понятия;
делают записи.
Регулятивные: осу-
ществляют коррек-
цию, вносят необхо-
димые дополнения и
коррективы в план и
действия.
Познавательные:
овладевают логиче-
скими действиями
сравнения, анализа,
обобщения, установ-
ления аналогий;
осваивают способы
решения проблем
творческого характера
в процессе восприя-
Фронтальная, на-
блюдение, слуша-
ние.
6
- Мазурка – танец польского происхождения, от названия од-
ной из областей Польши Мазовии, жителей которой назы-
вали мазурами. Сам Шопен любовно называл мазурки образ-
ками т.е. картинками. Это действительно миниатюрные
живописные картинки из польской жизни.
Мазурка схожа уже со знакомым вам польским тан-
цем. Каким?
Что их роднит?
Что отличает?
- Посмотрите, как танцуют мазурку, послушайте музыку ма-
зурки Шопена и запишите характеристику танца в рабочую
карту.
Организует просмотр видеофрагмента и прослушивание
аудиозаписи.
Контролирует выполнение работы учащимися.
Проверка выполнения задания.
тия, оценки
музыкальных произ-
ведений.
Личностные: воспри-
нимают речь учителя,
непосредственно не
обращенную к учаще-
муся; выражают поло-
жительное отношение
к процессу познания;
развивают мотивы
учебной деятельности
и личностного смысла
учения.
Вокально-хоровая работа
Польская народная песня «Ку-
кушка»
Организует разучивание польской народной песни «Ку-
кушка» в ритме мазурки. Работа над точностью испол-
нения пунктирного ритма, четкостью дикции, правиль-
ностью интонирования. Исполнение выученной песни в
соответствующем характере.
Слушают исполнение пес-
ни учителем, разучивают
мелодию песни, обращают
внимание на ритм, точное и
правильное исполнение ме-
лодии песни.
Исполняют песню в соот-
ветствующем характере в
опоре на текст.
Регулятивные: кор-
ректируют свою дея-
тельность, вносят из-
менения в процесс ис-
полнения с учетом
возникших трудно-
стей и допущенных
ошибок, намечают
способы их устране-
ния.
Познавательные:
применяют на практи-
ке полученные знания
о национальных осо-
бенностях музыки.
Коммуникативные:
учатся согласовывать
свои действия с дей-
ствиями партнеров.
Фронтальная, на-
блюдение, слуша-
ние.
Закрепление знаний и спосо-
бов действия
Организует закрепление изученного на уроке материла.
- Наше музыкальное путешествие в концертный зал подхо-
дит к завершению. Давайте вспомним, какие новые тайны
сегодня вам открыла музыка, о ком рассказала. Вам помогут
ваши рабочие карты, в которых в течение урока мы фиксиро-
вали все новые сведения.
Какая страна подарила миру гениального пианиста и
композитора Фридерика Шопена?
Отвечают на вопросы учи-
теля, опираясь на записи в
рабочих картах и учебнике,
формулируют вывод, исхо-
дя из поставленной цели и
темы урока.
Регулятивные: оце-
нивают результат ра-
боты, определяют, что
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознают качество и
уровень усвоения осу-
ществляют саморегу-
Фронтальная, уст-
ный опрос.
7
Какой музыкальный инструмент стал смыслом жиз-
ни для Шопена, выразителем его мыслей и чувств?
Как называли Шопена друзья и поклонники?
С какими жанрами фортепианной музыки Шопена
мы познакомились?
Что их объединяет?
Что лежит в основе музыки Шопена?
Что завещал Шопен своей Родине?
Вспомните, судьба какого русского композитора
схожа с судьбой Шопена: кто живя на чужбине,
сердцем и душой оставался со своей Родиной?\
А теперь давайте вернемся к теме нашего урока «Не
молкнет сердце чуткое Шопена…». Как теперь, по-
сле знакомство с композитором и его музыкой, вы
можете объяснить смысл этих слов?
Помогает в формулировании вывода урока: сердце Шопена
будет биться, пока в мире звучит его музыка.
ляцию как
способность к преодо-
лению трудностей.
Коммуникативные:
оформляют свои мыс-
ли в устной форме,
слушают и понимают
речь других, уважают
мнение одноклассни-
ков.
Личностные: накоп-
ление музыкальных
впечатлений, связан-
ных с восприятием и
исполнением музыки;
осознают значение
музыки в жизни чело-
века.
Рефлексия учебной деятельно-
сти на уроке
Организация осмысления собственной деятельности на
уроке. Предлагает продолжить фразу:
Сегодня я узнал новое для себя…
Мне было интересно узнать, что
Сегодня я научился…
Мне было непонятно…
Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и
аргументация отметок).
Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты.
Кого из своих одноклассников вы могли бы поблаго-
дарить аплодисментами за активную работу на уро-
ке?
Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адре-
суем и главному участнику нашего урока музыке Фридери-
ка Шопена.
Анализируют свою дея-
тельность и деятельность
одноклассников.
Регулятивные:
открыто осмысливают
и оценивают свою
деятельность на уро-
ке; анализируют эмо-
циональное состоя-
ние, полученное от
успешной (неуспеш-
ной) деятельности;
адекватно восприни-
мают оценку своей ра-
боты.
Фронтальная. Уст-
ный опрос.
Домашнее задание
Подобрать стихи созвучные одному из вальсов Шопена.
Объяснение содержания и способов выполнения домашне-
го задания.
Делают записи в дневнике,
слушают инструкцию учи-
теля.
Регулятивные: при-
нимают учебное зада-
ние в соответствии с
уровнем своего разви-
тия.
Индивидуальная.
Запись в тетради.