Конспект урока "Музыка народов мира" 7 класс
Конспект урока« Музыка народов мира»
Музыка.7 класс
1.Тема урока:«Музыка народов мира»
2. Дидактическая цель: Создать условия для формирования представления о
разнообразии, сходстве и значимости музыкального фольклора разных народов.
3. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.
4. Планируемые результаты:
4.1. предметные -знать жанры народной музыки, народные инструменты;
понимать значение терминов аутентичная «этномузыка»,
«обоработка»;
- различать интонационное своеобразие музыкального фольклора
разных народов;
-понимать значение фольклора как части общей культуры народа;
выразительные возможности фольклора в современной
музыкальной культуре; понимать связь народной и
профессиональной музыки;
-уметь выражать свое отношение к искусству, высказываться на
музыкальную тему;
- знать известных исполнителей народной музыки.
4.2 метапредметные:
Познавательные:
осуществлять поиск необходимойинформации, уметь выделять главную
мысль при работе с текстом;
осуществлять запись выборочной информации
Коммуникативные:
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
высказывать свое суждение в процессе решения ситуативной задачи.
Регулятивные:
Ставить, принимать и сохранять учебную задачу;
уметь выполнять интеллектуальную работу в команде,уметь контролировать и
оценивать свои действия
4.3. личностные:
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
уметь уважительно относиться к мнению одноклассников;
развивать эстетический вкус, художественное мышление, сопереживание.
5. Методы обучения: проблемное обучение, критического мышления при работе
с учебными текстами.
6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная
7. Средства обучения: презентация, ПК, учебные тексты, музыкальный
материал: 1.попурри «танцы народов мира». 2.Песня Валенки в исполнении
Лидии Руслановой 3. «Валенки» в исполнении Пелагеи. 4. «Косторома» группа
« Иван Купала»
Ход урока.
Структурные
компоненты
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Оргмомент
Актуализация
знаний и
умений.
Приветствие.
Организация познавательной деятельности
учеников.
Послушайте попурри. Попурри - это
соединение нескольких произведений на одну
тему. Определите, какая музыка прозвучала и
обозначьте тему попурри.
Тема нашего урока будет именно такой: «Музыка
разных народов»
А вы узнали музыка каких народов была использована?
Настраиваются на
урок, проверяют
готовность рабочего
места.
Слушают музыку
Ученики отвечают,
что прозвучала
танцевальная музыка
разных народов.
Называют свои
Целеполагание
и мотивация
Изучение нового
материала
А как вы думаете, это была народная или композиторская
музыка?
Были фрагменты народной, и были
композиторские произведения.
Учитель помогает в затруднительных ситуациях,
если не могут точно назвать какому именно
народу принадлежит данный музыкальный
фрагмент.
Какие задачи можем поставить на урок?
Работа с текстами.
Тексты составлены с использованием статьи
«НАРОДНАЯ МУЗЫКА это: »
Энциклопедия Кольера
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6100/%D0
%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9
D%D0%90%D0%AF
Учитель раздает учебные тексты.
Найдите и выпишите информацию, связанную с
нашей темой.
Текст 1.
Народная музыка не записывается. Ей обучаются
по памяти, слушая игру или пение других
музыкантов. Носителями ее являются не
музыканты – профессионалы, а самоучки.
Переходя от исполнителя к исполнителю в
процессе коллективного сотворчества, народная
песня подвергается изменениям. Появляются ее
варианты .
Народную музыку можно также определять через
связь с определенной этнической общностью, в к
оторой она бытует. Ее отличает не городской,
сельский характер и примитивные методы
варианты.
Определяют цели и
задачи урока
- узнать отличия и
похожесть музыки
разных народов
- узнать о чем пели
и на каких
инструментах играли
- как композиторы
могут сочинить
музыку настолько
похожую на
народную
Индивидуально
работают с текстом.
Выделяют маркером
главную мысль.
Обсуждают в
группах. Готовятся
озвучить результатов
своей работы.
Зачитывают
выделенные
фрагменты
исполнения.
В конце 20 в. технический прогресс и СМИ
Совершенно изменили способ, которым народная
музыка создается, познается, распространяется и
используется как музыкантами, так и публикой. С
егодня народную музыку можно встретить и в гор
одских, и в
сельских регионах, в печатных сборниках и в па
мяти народных музыкантов, она исполняется как
образованными музыкантами, так и крестьянами
и любителями, звучит на дисках и в Интернете, а
также в живом исполнении.
Текст 2.
Исследования музыкального фольклора до 19
века носили теоретический характер, а во
второй половине 19 в. ученые стали собирать
народные
песни, используя нотную, а позднее фонографиче
скую и магнитофонную запись.
Наибольшее значение имели музыкально-
этнографические исследования, вдали от города
в глухих деревнях.
Наибольшее значение в осмыслении
народной музыки имели музыкально-
этнографические исследования, проведенные под
руководством
американского филолога Френсиса Джеймса Чай
лда (1825-1896) в Великобритании и венгерским
композитором и фольклористом Белой Бартоком (
1825-1945) в странах Восточной Европы.
В России фольклор изучали
собиратели русских песен Ю.Н.Мельгунов и
Н.Е.Пальчиков композиторы А.Н. Серов, Н.А.
Римский-Корсаков, М. Балакирев, А. Лядов.
Первый сборник русских народных песен был оп
убликован в1776 (второе издание в 1782) В.Ф.Тру
товским -
музыкантом, служившим при дворе Екатерины В
еликой". Его публикация
содержит 60 песен и озаглавлена
«Собрание русских простых песен с нотами»
В 20 в. музыкальный фольклор стал рассматриват
Выполняют задания.
Выстраивают
доступные связи
между понятиями.
ься
советской музыкальной теорией как один из важн
ейших источников композиторского творчества.
Одним из
самых значительных советских теоретиков был Б.
В.Асафьев (1884-1949).
Текст 3.
Великобритания и кельтский пояс (Шотландия,
Ирландия)
Шотландский национальный инструмент –
волынка.
наибольшую популярность получила исполняема
я шотландскими волынщиками. Популярна
музыка
движения, включая танцевальные жанры (хорнпа
йп, рил, жига, а также стретспей) и военные марш
и в
исполнении различных духовых оркестров. Боль
шинство
волынщиков-кельтов - самоучки
любители, однако появляется все больше
профессиональных музыкантов, делающих запис
и и выступающих с концертами. Помимо инструм
ентальной
музыки, в Шотландии распространены и различн
ые жанры вокальной народной музыки.
гаэльские певцы изобрели "инструментальное" пе
ние
для аккомпанемента танцам. Распространены так
же трудовые песни. Гаэльские т.н. валяльные пес
ни
исполняются в процессе обработки шерсти (ее то
лкут в длинных деревянных лотках), часто группа
ми женщин по 12-16 человек. Эти песни
обычно посвящены
местным событиям, историям из жизни; запевает
песню солистка, которой отвечает хор остальных
работниц.
Ирландская музыка связана с языком и танцем та
к же, как и шотландская, но в ней меньше
чувствуется различие между фольклором и попул
ярной музыкой. В Ирландии используется множе
ство
народных инструментов: местные виды волынок,
деревянных флейт, скрипок и свистков, а также и
рландский
бубен (бодран). Немалую роль в ирландской муз
ыке играет арфа,
являющаяся национальным инструментом и герал
ьдической эмблемой.
Текст 4.
Германия.
Для этой страны характерны два типа народной м
узыки: вокальная и танцевальная. Большие,
хорошо организованные мужские хоры поют на р
азличных общественных
празднествах по всей Германии. Обширный репе
ртуар таких ансамблей и хоров
включал духовные песнопения, популярные песн
и, традиционные народные песни,
вокальную танцевальную музыку и романсы. В
Южной Германии популярна короткая песня, наз
ываемая шнадерхюпферль (Schnaderhpferl). Такие
песни
побуждают публику начать танцы, воодушевляют
музыкантов и танцоров. Их задорные, насмешли
вые
тексты, состоящие из четырех строк, являются им
провизацией на какую-
либо актуальную тему, от любви до политики
Испания.
Испанское фламенко демонстрирует чертымного
численных культурных традиций, стоявших у его
истоков, - индо-
пакистанских, мусульманских,еврейских и гречес
ких. Возможно, благодаря усиленной иммиграци
и евреев, мусульман и цыган в Испаниюво времен
а испанской инквизиции и возникло фламенко, ко
гда народные музыканты бежали из городскихцер
ковных центров в горы, где возник новый синкре
Закрепление и
первичное
применение
знаний
тический стиль (по-арабски "феламенгу" -
"крестьянин-беженец" -
слово, от которого, возможно, произошел термин
"фламенко"). Фламенко включает пение(канте), т
анец (байле), сольную гитарную музыку (тока), р
итм (халео) и речитацию. Для надлежащегоиспол
нения необходимо, чтобы каждый элемент служи
л частью единого целого. Фламенко переживает
сегодня возрождение,
У нас не было текста об особенностях народной
музыки России. Давайте составим его.
Какие моменты надо озвучить?
Учитель корректирует правильность ответов.
Дополняет информацию
Темы обсуждения:
Любители и профессионалы. Что лучше?
Зачем композиторы изучали народную
аутентичную музыку? что лучше- народная
аутентичная музыка или сочиненная
композиторами сильно похожая на народную?
Что легче слушать?
Группа3 и 4
презентует результат
свой групповой
работы
Предлагают темы
Жанры русских
народных песен
(колыбельные,
трудовые, плясовые,
былины, частушки,
обрядовые и т.д.)
Особенности
исполнения
(многоголосие,
распевания, много
коротких куплетов и
т.п.).
Народные
инструменты
(балалайка, гармонь,
рожок, свирель,
жалейка, ложки и
др.)
Группа 1 и 2
презентуют
результат своей
работы.
Конструируют
вопросы по теме
текстов 1 и 2 для
групповой
дискуссии
Подведение
итогов.
Рефлексия
Инструктаж о
домашнем
задании
Как влияют новые технических средств на
исполнение народной музыки.
Что лучше? современные обработки
фольклорных произведений или аутентичное
традиционное исполнение?
Слушание примеров. Сравнение
• Песня Валенки в исполнении Лидии
Руслановой и в исполнении Пелагеи.
• Пример соединениния аутентичного и
современного: «Косторома» группа
«Иван Купала»
Каких еще исполнителей народной музыки
знаете?
Кто из них сохраняет аутентичный стиль
исполнения?
Учитель корректирует правильность ответов.
Дополняет информацию
Запишите свои впечатления о работе на уроке,
продолжив предложения
1. Сегодня я …
2. Урок мне запомнился, потому что…
3. Я хочу сказать спасибо
Домашнее задание на выбор:
1.Составить афишу концерта «Голоса народов
мира»
2. Сделать презентацию или буклет «Народные
инструменты разных народов» или «танцы
разных народов»
Высказывают свои
суждения по темам
Называют певцов,
ансамбли, хоры,
оркестры.
Высказывают свои
суждения по
результативности
работы учащихся в
группах
Музыка - еще материалы к урокам:
- Тестовая работа "Образы камерной музыки" 6 класс
- Технологическая карта урока "Хоровая музыка в храме" 5 класс
- План - конспект "Работа над крупной формой в классе фортепиано" 2 класс
- Конспект урока "Волшебный цветик - семицветик. Средства музыкальной выразительности" 2 класс
- Презентация по музыке "Бедржиха Сметаны"
- Тест "Музыка Украины" 4 класс