Презентация по музыке "Бедржиха Сметаны"

Подписи к слайдам:
Макет заголовка Подзаголовок Правиковская Татьяна Стефановна преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова» г.Тихвин «…песни, они из природы, но в них чувства человека, а не природа, становящаяся музыкой» А.К. Лядов
  • Пейзажем в искусстве называют изображение природы.
  • Прекрасные картины природы созданы многими художниками, поэтами, писателями и музыкантами.
  • Изображая природу, композиторы передают не столько внешнюю видимость картин природы, сколько переживания, настроения, чувства человека.
Бедржих Сметана (1824-1884) Выдающийся чешский композитор, дирижер, пианист, педагог, критик. Создатель национальной оперы и крупных симфонических произведений. В кругу семьи и почитателей Музей композитора в Праге Симфонические поэмы
  • Цикл из шести симфонических поэм, написанный Бедржихом Сметаной в 1874-1879 годах.
  • В цикл входят поэмы «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор» и «Бланик». Это вершина творчества композитора.
  • Как пишут его биографы, ему удалось соединить в цикле симфонических поэм прошлое с настоящим и будущим, красоту природы и жизни человека в ней. Особенно в "Влтаве".
II. «Влтава»
  • Это сочинение рисует путь Влтавы. Оно подслушивает ее два первых истока, холодный и теплый, следует затем к месту объединения двух ручьев и по течению Влтавы — по широким лугам и рощам, по равнинам, где жители как раз справляют веселый праздник. В серебристом свете луны русалки водят хороводы, высятся гордые крепости, замки и славные руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится и ярится на Святоянских порогах, течет широким потоком далее к Праге, крепость Вышеград внезапно вырастает на ее берегу. Влтава величественно стремится дальше, исчезает из виду и наконец вливается в Лабу (славянское название Эльбы).
  • Большую роль играют изобразительные моменты.
  • Таково начало поэмы, живописующее постепенное рождение широкой реки из двух небольших истоков.
  • Начинает флейта, к ней присоединяется другая, затем два кларнета, альты, струнные…
И, наконец, из этого струящегося фона рождается прекрасная певучая тема («мотив чешской земли»). Она распета широко и привольно, с красивыми тональными отклонениями, вызывая представление о плавно текущей многоводной реке:
  • И, наконец, из этого струящегося фона рождается прекрасная певучая тема («мотив чешской земли»). Она распета широко и привольно, с красивыми тональными отклонениями, вызывая представление о плавно текущей многоводной реке:
«Охота»
  •  На берегах Влтавы развертываются пестрые картины жизни. Первая названа «Охота»: переклички валторн, труб, гобоев и фаготов подражают звучанию охотничьих рогов.
«Деревенская свадьба»
  • Вторая картина — «Деревенская свадьба» — основана на любимейшем танце чехов, польке. 
  • Звучание оркестра здесь напоминает звуки деревенского оркестра – сочетание скрипок и деревянных духовых инструментов.
«Луна и хоровод русалок»
  • Третья — «Луна; хоровод русалок»: фантастический колорит создают тихие, таинственные, застывшие аккорды струнных и валторн, переливающиеся пассажи и арпеджио флейт, кларнетов и арфы. 
«Святоянские пороги»
  • Кульминация — картина «Святоянские пороги», одновременно изобразительная и выразительная: в бушевании волн слышится драматическое противостояние, упорное сопротивление.
  • Влтава меняет свой характер, становится грозной и могучей рекой, стиснутая каменными порогами (подводными скалами).
  • Река прорывается через них и устремляется к Вышеграду.
Вышеград
  • Венчает развитие торжественное, победное проведение темы в мажоре tutti.
  • Впервы в поэме Б. Сметана применил медные духовые инструменты. Тема Вышеграда изложена мощными аккордами.
  • Она звучит как торжественный гимн Чехии.
Вышеград

Вышеградская крепость была построена в Х веке и является для чехов символом независимости страны

  • Несмотря на обилие контрастных эпизодов, поэма отличается единством и цельностью. Этому способствует неоднократное возвращение основной темы (полностью она проводится трижды).
  • Такое повторение одной темы после новых эпизодов образует музыкальную форму рондо.
  • В то же время происходит непрерывный рост темы Влтавы в рефренах — она никогда на протяжении поэмы не повторяется неизменно.
Вопросы и задания
  • Вспомните название эпизодов в поэме Б. Сметаны «Влтава».
  • Какие музыкальные средства применяет композитор в каждом из них?
  • Какой образ связывает все эпизоды этой поэмы?
  • Что становится главным в поэме «Влтава» – музыкальное развитие или иллюстрация литературного сюжета?
  • На примере какого образа выявляется художественный замысел композитора? Изменяется ли тема Влтьавы на протяжении произведения?
Словарь Прочитайте и расскажите значение музыкальных терминов по Словарю:
  • Симфоническая поэма
  • Полька
  • Пассаж
  • Сурдина
  • Арфа
  • Рондо
Карточка (домашнее задание)

Бедржих Сметана

Чехия

XIX век