Методическая разработка "Роль дыхания в процессе работы на уроках вокала"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 10»
Методическая разработка на тему:
«Роль дыхания в процессе работы на уроках
вокала».
Преподаватель по классу вокала Балабанова Анастасия Геннадьевна
Брянск 2018
Цель: Улучшение качества вокального звучания по средствам
поэтапной работы над постановкой голоса.
Задачи: 1) Обеспечение знаний о строении и работе голосового
аппарата; 2)Создание условия для сознательного подхода к занятиям;
3)Стремление к выработке бережного отношения к своему голосу и
голосовому аппарату учащихся;4) Повышение уровня самооценки,
стремление к творческой реализации себя как артиста.
Одной из главных целей работы преподавателя является создание среды и
условий для сбережения здоровья детей и подростков в процессе обучения
академическому вокалу. Соблюдения всех основных правил (составляющих)
в процессе работы над постановкой голоса, способствует быстрому и
результативному достижению поставленных перед обучающимся целей.
На мой взгляд, существует 4 основных составляющих правильного
исполнения:
1.Дыхание. Главное при пении- не то, сколько певец «наберёт»
воздуха, а то, как он его распределит в процессе звукоизвлечения.
Множество исполнителей, отличающихся крупной комплекцией, с
развитой грудной клеткой большого объёма, при пении имеют
«короткое» дыхание, поэтому не могут спеть длинных фраз, не прервав
их дополнительным вдохом. И наоборот, певцы с небольшим объёмом
грудной клетки могут выдерживать длинный по времени звук,
правильно распределив резерв своего дыхания.
Большим напором дыхания исполнитель не добьётся положительного
результата, а, напротив, быстрее устанет. Певец, взявший перед
началом звукоизвлечения лишний воздух, будет вынужден его
«вытолкнуть» и взять новый вдох. Умение делать правильный вдох-это
огромный труд. Единственно правильным считается нижнерёберное
(диафрагматическое) дыхание.
Следующий этап при подготовке к пению-это задержание воздуха,
необходимого для извлечения звука. Движением мышц живота воздух
переводится из расширенной области талии в подреберную часть. В это
время грудная клетка расширяется и немного приподнимается, а талия
сокращается.
2.Гортань. Гортань должна быть стабильной. Что это значит? Это
значит, все мышцы шеи не зажаты, расслаблены. Однако не стоит при
ении пытаться специально опускать гортань. Это может вызовет в ней
напряжение и неприятные ощущения, что не только не поможет пению,
но, напротив, может отрицательно сказаться на звуке певца.
Абсолютно точно нужно усвоить то, что задираться вверх гортань не
должна. Задирание гортани (кадыка) наверх часто происходит у
начинающих исполнителей, особенно на высоких нотах.
Попробуйте спеть какой-нибудь высокий для своего голоса звук
(скорее, это будет на фальцете), при этом внимательно проследите за
движениями своей гортани. Если Вы начинающий певец, то, больше
вероятно,что она у Вас поднимется. Это как раз и неправильно. Для
того, чтобы избавиться от этой проблемы, нужно научиться петь на так
называемом «поставленном голосе» (опоре). Несмотря на то, что
верное положение гортани при пении является важным критерием для
лёгкого и свободного звукоизвлечения, постоянно думать о ней во
время пения совершенно нет необходимости. Когда Вы поставите
голос на опору, а также найдете необходимое положение при пении -
проблема с задиранием гортани решится сама собой. А если все время
следить за гортанью, то можно получить себе только зажимы и далеко
не самые приятные ощущения во время фонации.
Существует ряд упражнений для освобождения и расслабления
гортани: 1) Зевок- очень простое и, в то же время, действенное
упражнение. Просто изобразите зевок перед пением или во время
пения, и Вы почувствуете, как напряжение в гортани спадает. 2)
Мычание: с закрытым ртом пропевайте звук "М" на любой удобной для
Вас высоте. Гортань при этом расслабленна, не пытайтесь ее опустить
или поднять. При таком расслабленном «мычании» у Вас может
появиться щекотание в носу и в области передних зубов и верхней
губы - так и должно быть: это означает, что резонаторы работают
активно. 3) Пойте так, как говорите. Чтобы не напрягать гортань при
пении, попробуйте петь как бы в разговорной манере, при этом
растягивая гласные звуки.
3.Артикуляция. Артикуляционный аппарат - это часть голосового
аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав –
артикуляционные. Ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти,
небо), глотка, гортань-всё это и есть артикуляционный аппарат. Одно
из главных условий благоприятной работы артикуляционного аппарата
является его активность и естественность. Работа этих органов,
направленная на создание звуков речи называется артикуляцией. Это
тоже далеко не последний этап в процессе звукоизвлечения. В начале
обучения вокалу артикуляция бывает утрированная, чрезмерная .Но!
Вы не должны этого пугаться. Ведь чёткость, внятность слов в самом
начале занятий добивается именно утрированным произношением
текста.
Нередко, у певцов встречаются проблемы с артикуляционным
аппаратом. Чаще всего эта проблема связана с зажатой нижней
челюстью. Существует целый ряд упражнений, способствующих
освобождению зажатых мышц артикуляционного аппарата, что в свою
очередь благоприятно сказывается на характере звукоизвлечения и
естественных ощущений певца:
1) Внимательно рассмотрим анатомию своего рта. Посмотрим в
зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную
форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: собрать их в
трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте
рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в
нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод,
маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку.
Попробуйте сделать зевок, почувствовать мягкое небо, ведь от
верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и
маленький язычок.
2) Упражнение для активизации языка. Пошевелите языком из
стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые движения
в обе стороны. Высуньте кончик языка и быстро перемещайте его из
угла в угол рта.
3) Постарайтесь как бы «заглянуть» в полость рта. Естественное
положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его
кончик касается внутренней поверхности нижних зубов. Корень
языка спокоен, опущен, поэтому и гортань свободная.
4)Смыкание связок. Как правило, наши связки «ленивые»…Тема
смыкания связок очень объемная и, конечно, ей необходимо уделить
особое внимание.
А)Высокие ноты и голосовые связки.
У каждого в жизни были случаи, когда от восторга или сильного
испуга человек вскрикивал. В этот момент голос звучал тоньше и
выше, не правда ли? Брать высокие ноты дано абсолютно каждому от
природы. Голосовые связки эластичны, поэтому могут удлиняться и
становиться тоньше на высоких нотах. Это процесс вполне
естественный.
Наверняка все помнят, что размер голосовых связок прямым образом
влияет на высоту голоса. На высоких нотах связки тонкие, длинные. На
низких- укорачиваются.
В звукообразовании непосредственно участвуют мышцы гортани. Они
натягивают или ослабляют связки, меняя высоту звука.
Б)Фальцет и субтон.
Существует отрезок диапазона, называемый фальцетом (на высоких
нотах) и субтоном (на низких нотах).
Такой тип смыкания происходит в тех случаях, когда уже не могу
растягиваться и начинают смыкаться неплотно. В процессе
звукоизвлечения между связками образуется щель и выходит много
воздуха. Таким образом процесс пения происходит на «предыхании».
Все вышеперечисленные пункты, безусловно, оказывают большое влияние на
процесс звукообразования в целом. Однако, дыхание - это основа вокального
исполнительства, на которой строится каждая нота исполнителя. Дыхание
является энергетическим источником голоса. Не зря итальянцы всегда
говорят: «Как вдохнёшь, так и запоёшь». Певческий вдох сопровождается
активной работой мышц-вдыхателей. Существует нижнерёберное
диафрагмальное и диафрагмальное дыхание. Верхнерёберное дыхание почти
не используется в процессе пения, т.к. у многих певцов приводит к
напряжению мышц шеи. Для процесса пения важен не столько тип тыхания,
сколько характер и процесс выдоха. Выдох должен быть плавным,
организованным, без напряжения. Выдох происходит при работе мышц
брюшного пресса, рёбер и диафрагмы.
Сила и длительность дыхания могут развиться при помощи упражнений на
дыхание, но без звуков. В этом случае дыхательные мышцы активизируются.
Также характер вдоха, его длительность и объём напрямую зависит от
музыкальных фраз и задач, стоящих перед исполнителем. Вдох берётся
быстро, бесшумно, через нос или нос и рот одновременно. Грудь и плечи при
вдохе должны быть спокойными. Перебор воздуха может сильно помешать
певцу, поэтому мера вдоха определяется до ощущения полноты.
В быстрых произведениях дыхание берём носом и ртом одновременно.
Носовое дыхание нормализует работу органов дыхания, а также голосового и
артикуляционного аппарата.
Существует ряд упражнений для развития определённых навыков дыхания во
время пения:
1)упражнения для наработки навыков дыхания через нос:А)поглаживаем
нос снизу-вверх указательными пальцами, делаем вдох, похлопывая
пальцами по ноздрям-выдох. Б)широко раздув ноздри, вздохнуть. На выдохе
снимаем напряжение с мускулатуры. В)На выдохе протяжно тянуть звук «М»
или «Н» или постукивать кончиками пальцев одновременно по обеим
ноздрям.
2)упражнения на осознание и работу мышц, участвующих в певческом
дыхании: А)руки на нижних рёбрах, большие пальцы назад. Наклон
туловища вперёд-выдох, при одновременном нажиме руками на рёбра. Локти
вперёд. Выпрямляясь, развести локти в стороны, а рёбра раздвинуть и
сделать вдох. Б)встать прямо, правая рука на диафрагме, левая на рёбрах так,
чтобы большой палец руки уходил под лопатку, а остальные пальцы как бы
«обнимали» рёбра. Сделать легко и быстро вдох через нос. Левая рука
ощущает расширение рёбер сбоку и в области спины, а правой-представляем
движение диафрагмы вниз. Выдох свободный, равномерный. В)Встать
прямо. Пятки вместе, носки развёрнуты, спина и голова прямые.
Поднимаемся на носки-вдох. Позвоночник вытягиваем за руками вверх.
Выдох: при приседании; при наклоне вниз с расслаблением всех мышц.
Г)Вдох носом, руки на рёбрах. Наполниться дыханием, далее спокойный,
ровный выдох на «С», «Ф», «Ш». Мысленно считаем такты в размере 4/4.
Доводим распределение дыхания до четырёх тактов и т.д.
Заключение:
Главное, что требуется от певца - это научиться контролировать работу
мышц и органов, чтобы подготовить их к процессу пения. Благодаря
упражнениям складывается динамический стереотип, систематическое
поддержание которого позволяет добиться желаемого эффекта с наименьшей
затратой труда и времени.
Психофизиология указывает нам, что процесс голосообразования
представляет собой чрезвычайно сложный мышечный механизм. Нужно
учитывать, что координированная работа мышц, резонаторов, дыхательной
системы идёт по принципу автоматизированных движений из отделов ЦНС.
«Воспитывать» голос- значит выявить все лучшие качества, свойственные
голосу данного человека, прививание соответствующих качеств до того
момента, пока голос не приобретёт необходимых профессиональных умений
и навыков.
Список использованной литературы:
1. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения: вокальная практика/
Н.Б.Гонтаренко.-Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.
2. Shkolnie.ru «Комплекс упражнений для эффективного развития
певческих навыков».
3.Черняева И., Базаров А. Актёрское мастерство для жизни и сцены/
Белгород «Везелица» 2011.