Примерная программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент" (блокфлейта)
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Дединовская сельская музыкальная школа»
с. Дединово Луховицкого района, Московской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(блокфлейта)
2
Автор:
преподаватель по классу
духовых инструментов
МБУДО «Дединовская СДМШ»
Булава Людмила Ивановна
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
- Тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы
- Методическая литература
- Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
- Учебная литература
4
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
общеобразовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (саксофон)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего
педагогического опыта в области исполнительства на духовых музыкальных
инструментах в детских музыкальных школах и детских школах искусств.
Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на блокфлейте
вошло в практику музыкального образования как в России, так и за рубежом, и с
каждым годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей.
Отличительной чертой данной учебной программы является достижение в
краткие сроки заинтересованности учащегося процессом обучения игре на
инструменте, акцент на возможность дальнейшей самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с миром искусства
на основе собственной творческой деятельности, посредством умения играть на
инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса музыкального
исполнительства.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно
увеличение часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий
ансамблем.
Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе, 6-9
лет.
Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному
образованию, обеспечения доступности художественного образования срок
5
реализации программы не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев
и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 9 лет.
Сведения о затратах учебного времени
3-х летний срок обучения
Вид учебной
работы,
нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные
занятия
16
19
16
19
16
19
105
Самостоятельная
работа
32
38
32
38
32
38
210
Максимальная
учебная нагрузка
48
57
48
57
48
57
315
4-х летний срок обучения
Вид учебной
работы,
нагрузки
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные
занятия
16
19
16
19
16
19
16
19
140
Самостоятельная
работа
32
38
32
38
32
38
32
38
280
6
Максимальная
учебная нагрузка
48
57
48
57
48
57
48
57
420
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-4 годы обучения – по 1 часу в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 годы обучения – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями об исполнительстве на духовых инструментах, формирование
практических умений и навыков игры на блокфлейте, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» являются:
ознакомление детей с блокфлейтой, исполнительскими возможностями
и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
7
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
общее оздоровление организма.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
8
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с
хорошей вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна
соответствовать нормам, предусмотренным для занятий на духовых
инструментах (помещение не должно быть гулким).
В классе для занятий, а также дома у каждого учащегося должны быть,
кроме музыкального инструмента (блокфлейты): фортепиано (рояль/пианино
или синтезатор), пюпитр, метроном, тюнер, зеркало, аудио и видео аппаратура.
Педагог должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия,
методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для
самостоятельных домашних занятий. Во время самостоятельной работы,
учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент
(блокфлейта)» рассчитана на 3, 4 года обучения. Продолжительность
академического часа может составлять от 30 минут в 1-2 классах, до 40 минут в
3-4 классах.
В программе учтен принцип систематического и последовательного
обучения. Программа составлена с учетом физических и психологических
возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от
знакомства с инструментом, изучения основ постановки дыхания и
звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения шедевров мировой
музыкальной классики.
Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический
(постановка дыхания, звукоизвлечение и т. д.) и художественный (работа над
образом произведения, сольное и ансамблевое музицирование).
Освоение элементов музыкальной грамоты, теоретических основ
музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью
учебного процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей
9
исполнения музыки разных эпох и композиторов, техники дыхания,
звукоизвлечения и исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых
занятий помогают формированию грамотного музыканта-исполнителя.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и
закрепляемые дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют
увлечь учащихся процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с инструментом, его историей, правилами
пользования и ухода за ним. Приобретение базовых навыков: постановка
дыхания, корпуса, исполнительского аппарата, извлечение звука и т.д.
№
раздела
Название разделов и тем
1.
Введение
Тема 1.1. История музыкального инструмента. Краткая история
блокфлейты от времени возникновения до наших дней. Блокфлейта
как деревянный духовой инструмент. Роль блокфлейты в ансамбле,
сольном музицировании.
Тема 1.2. Устройство блокфлейты и уход за инструментом.
Организация занятий в классе и дома. Правильное использование
инструмента, меры предосторожности, уход за инструментом.
Качество и количество домашних занятий. Последовательность
выполнения задания. Самоконтроль.
2.
Постановка.
10
2.1. Постановка дыхания. Отличие исполнительского дыхания от
обычного физического. Виды исполнительского дыхания. Развитие
мышц диафрагмы. Дыхательные упражнения.
Тема 2.2. Постановка корпуса и рук исполнителя. Правильное
положение корпуса при игре. Постановка рук на инструменте.
Тема 2.3. Амбушюр. Роль амбушюра в звукоизвлечении. Положение
губ. Упражнения для развития амбушюра.
Тема 2.4. Горло. Роль гортани и голосовых связок при
звукоизвлечении. Выдох «теплого» воздуха. Положение «зевка» в
горле.
3.
Звукоизвлечение
Тема 3.1. Извлечение звука. Извлечение звука на мундштуке
инструмента. Упражнение «продолжительные звуки». Поиск
красивого звука.
4.
Атака
Тема 4.1. Виды атаки. Язык, как основное средство атаки звука.
Правильная атака. Положение языка, слоги. Упражнения для языка.
Звукоизвлечение с атакой на мундштуке.
5.
Извлечение звука на инструменте
Тема 5.1. Координация движений при игре на инструменте. Развитие
навыка контроля над несколькими процессами одновременно:
дыхание, амбушюр, пальцы.
Тема 5.2. Извлечение звуков от «си» 1 октавы до «соль» 1 октавы.
Первоначальные упражнения на указанных звуках. «Продолжительные
звуки», упражнения для языка.
6.
Штрихи
11
Тема 6.1. Штрихи как выразительное средство в музыке. Понятие
«штриха» применительно к духовым инструментам. Основные
штрихи.
Тема 6.2. Штрих «легато». Знакомство с исполнением штриха
«легато». Характер штриха. Правильное прочтение штриха в нотном
материале.
Тема 6.3. Штрих «деташе». Знакомство с исполнением штриха
«деташе». Характер штриха. Правильное звуковедение при
исполнении штриха «деташе».
7.
Работа с нотным материалом
Тема 7.1. Развитие навыка чтения нотного текста на примере
упражнений и попевок с простыми ритмическими рисунками на
одном, двух, трех и четырех известных звуках.
Тема 7.2. Чтение простейших мелодий с листа. Чтение с листа как
необходимость для любого музыканта быстро самостоятельно и
грамотно исполнить незнакомое ранее музыкальное произведение.
Тема 7.3. Выучивание наизусть. Развитие музыкальной памяти.
Исполнение материала без нот, наизусть.
8.
Развитие навыков ансамблевой игры
12
Тема 8.1. Блокфлейта - мелодический инструмент. Возможность
блокфлейты исполнять одну мелодическую линию. Потребность в
аккомпанементе или инструменте (инструментах), дополняющих
мелодию. Ансамбли однородных и неоднородных инструментов.
Примеры ансамблей с участием блокфлейты.
Тема 8.2. Игра с аккомпанементом фортепиано. Основные правила при
игре с концертмейстером. Настройка инструмента. Распределение
обязанностей солиста и аккомпаниатора. Игра произведений в
сопровождении фортепиано.
Тема 8.3. Игра в ансамбле с преподавателем. Особенности игры в
ансамбле. Подстройка инструментов. Знание и слушание всех партий
ансамбля.
9.
Расширение диапазона. Гаммы
Тема 9.1. Постепенное расширение диапазона в соответствии с
физическими возможностями каждого конкретного учащегося. В
течение всего периода обучения с развитием амбушюра рекомендуется
постепенно расширять рабочий диапазон. К концу первого года
обучения примерный рабочий диапазон учащегося имеет следующие
границы: от «до» первой октавы до «соль» второй октавы.
Тема 9.2. Гаммы – основа музыкального материала. Знакомство с
гаммами. Роль гаммы для музыканта. Анализ произведений,
музыкальные построения. Гамма как разминка для музыканта.
Тема 9.3. Исполнение гамм. Строение мажорных гамм. Исполнение
гаммы в одну октаву известными штрихами.
10.
Творческие задания и развитие навыка самоконтроля
13
Тема 10.1. Творческие задания. Разнообразие учебного процесса на
основе применения творческих заданий. Сочинение мелодий. Подбор
по слуху, рисование.
Тема 10.2. Развитие навыка самоконтроля. Самостоятельное
разучивание пьес с диска плюсовой и минусовой фонограммы.
Второй класс
Совершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего
диапазона, знакомство с особенностями основных музыкальных жанров,
новыми штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими
оттенками; навыки поведения на сцене, совершенствование навыков
ансамблевой игры и чтения с листа, развитие навыков самоконтроля.
№
раздела
Название разделов и тем
1.
Работа над исполнительским дыханием и звуковедением.
Расширение исполнительского диапазона
Тема 1.1. Работа над продолжительностью выдоха. Увеличение
продолжительности выдоха.
Тема 1.2. Работа над звуковедением и фразировкой.
Совершенствование навыка плавного звуковедения, работа над
ровностью интонации.
Тема 1.3. Расширение рабочего диапазона. Для второго года обучения
рекомендовано расширить диапазон от «до» первой октавы до «си»
второй октавы. Особенности исполнения верхнего и нижнего
регистров.
2.
Штрихи
Тема 2.1. Продолжение знакомства с различными штрихами на
практике. Акцентированные и неакцентированные штрихи.
Тема 2.2. Штрих «стаккато». Особенности исполнения на блокфлейте.
14
Работа языка и мышц диафрагмы.
3.
Динамические оттенки
Тема 3.1. Динамические оттенки как выразительное средство в
музыке. Разнообразие оттенков. Знакомство с обозначениями и
исполнением динамических оттенков на блокфлейте.
Тема 3.2. «Форте». Техника исполнения на блокфлейте в различных
регистрах.
Тема 3.3. «Пиано». Сложности исполнения. Работа над тембром.
Тема 3.4. «Меццо форте и меццо пиано». Исполнение произведений с
данными динамическими оттенками на инструменте. Работа над
ровностью звуковой линии.
Тема 3.5. «Крещендо и диминуэндо». Распределение силы выдоха при
игре данных динамических оттенков. Упражнения на одной ноте на
постепенное усиление и затухание звука.
4.
Работа над гаммами
Тема 4.1. Знакомство с минорными гаммами. Понятие параллельного
минора, виды минорных гамм, исполнение мажорных и минорных
гамм до одного знака при ключе в пределах рабочего диапазона.
Тема 4.2. Работа над гаммами различными штрихами и
динамическими оттенками. Работа над одной гаммой в сочетаниях
различных известных штрихов и динамических оттенков.
5.
Работа с нотным материалом
Тема 5.1. Различные виды ритмических рисунков. Пунктирный ритм,
«мелкие длительности», синкопы.
Тема 5.2. Исполнение этюдов. Этюд как музыкальное произведение
для тренировки того или иного вида техники.
6.
Работа над произведением
15
Тема 6.1. Особенности музыкальных жанров. Понятие музыкального
жанра. Жанры: песня, танец, марш.
Тема 6.2. Обозначения темпа и характера музыкального
произведения. Основные обозначения темпов. Быстрые, средние и
медленные темпы. Иностранные музыкальные термины.
Тема 6.3. Работа над произведениями кантиленного характера.
Особенности штрихов, звуковедения. Работа над образом
произведения.
Тема 6.4. Работа над произведениями танцевального характера.
Особенности исполнения штрихов, особенности звуковедения.
Раскрытие содержания произведения.
Тема 6.5. Чтение с листа произведений различного характера.
Правила знакомства с произведением: название, композитор, жанр,
темп, размер, штрихи. Первоначальный анализ произведения.
Тема 6.6. Разучивание произведений наизусть.
7.
Совершенствование навыков игры в ансамбле
Тема 7.1. Игра в ансамбле с другими учащимися. Дуэт и трио
блокфлейтистов. Разучивание партий. Совместное музицирование.
Развитие гармонического слуха.
8.
Публичные выступления
Тема 8.1. Практическая и психологическая подготовка к концертному
выступлению. Способы борьбы с концертным волнением, поиски
вдохновения, построение занятий перед концертом, разыгрывание.
Тема 8.2. Выступление на сцене. Правила поведения, выход и уход со
сцены, сценический образ, контакт с концертмейстером и со
зрителями.
16
Третий класс
Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений.
Развитие пальцевой техники. Подвижные темпы. Знакомство со
стилистическими особенностями музыки разных эпох (барокко, классика,
романтика, современная музыка). Знакомство с произведениями крупной формы
(соната, сюита). Овладение средствами музыкальной выразительности (штрихи,
динамика, агогика). Чтение с листа и самостоятельный разбор произведения.
№
раздела
Название разделов и тем
1.
Расширение диапазона. Работа над регистрами.
Тема 1.1. Расширение рабочего диапазона от «до» первой октавы до
«ре» третьей октавы. Аппликатура нот верхнего регистра.
Дополнительная аппликатура.
Тема 1.2. Работа над верхним регистром. Положение амбушюра,
дыхание, динамические оттенки, «пиано» в верхнем регистре.
Технические сложности исполнения.
Тема 1.3. Нижний регистр. Развитие яркости звучания в нижнем
регистре, упражнения для нижнего регистра.
2.
Развитие техники. Гаммы
Тема 2.1. Упражнения на развитие техники. Рациональная работа
пальцев. Постепенное ускорение темпов. Исполнение ритмических
рисунков с мелкими длительностями.
Тема 2.2. Гаммы до двух знаков при ключе. Разучивание и исполнение
мажорных и минорных гамм до двух знаков при ключе в различных
темпах различными сочетаниями штрихов и динамических оттенков.
Арпеджио.
3.
Мелизмы
Тема 3.1. Понятие мелизмов в музыке. Правила прочтения и
исполнения различных украшений: форшлаги, трели, морденты.
17
4.
Средства музыкальной выразительности
Тема 4.1. Знакомство с новыми штрихами. Исполнение «тенуто»,
«тенутное и залигованное стаккато» и т.д.
Тема 4.2. Сложные динамические оттенки. Техника исполнения
сложных динамических оттенков (фортиссимо, сфорцандо).
5.
Работа над произведением
Тема 5.1. Стилистические особенности исполнения произведений
разных эпох. Продолжение знакомства с музыкой барокко,
классицизма, романтизма и современной музыкой. Отличительные
черты исполнения каждого стиля. Звук, динамика, штрихи.
Тема 5.2. Произведения крупной формы. Знакомство с
произведениями крупной формы: соната (сонатина), сюита, вариации.
6.
Самостоятельная работа
Тема 6.1. Методы самоконтроля при выполнении домашних заданий.
Развитие слухового, визуального, внутреннего контроля. Работа с
метрономом, тюнером. Аудио и видеозапись.
Тема 6.2. Работа с минусовой фонограммой. Разучивание партии,
прослушивание аккомпанемента. Исполнение произведения.
Тема 6.3. Самостоятельная творческая работа. Подбор по слуху,
сочинение простейших музыкальных построений.
7.
Ансамблевая игра
Тема 7.1. Квартет. Знакомство с квартетом как сложившейся формой
ансамблевого музицирования. Струнный квартет. Квартет деревянных
духовых инструментов. Квартет однородных инструментов.
Возможности квартета однородных инструментов.
8.
Концертные выступления
Тема 8.1. Тематические концерты. Тематический концерт-лекция.
Подбор темы концерта. Разработка сценария. Подбор репертуара.
18
Четвертый класс
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения. Кроме того, при достаточно
хорошей подготовке предлагается освоить некоторые приемы, предполагающие
полноценное владение инструментом. Это «вибрато».
№
раздела
Название тем и разделов
1.
Закрепление полученных навыков владения инструментом
Тема 1.1. Дыхание. Звук. Тембр. Умение грамотно и рационально
пользоваться исполнительским дыханием, владение звуком во всех
регистрах. Умелое использование различных звуковых тембров в
зависимости от характера исполняемой музыки.
Тема 1.2. Исполнительская техника. Раскрытие технических
возможностей инструмента. Беглость пальцев. Технические
упражнения.
2.
Гаммы, упражнения, этюды
Тема 2.1. Гаммы. Знакомство с мажорными и минорными гаммами до
трех знаков при ключе. Исполнение гамм в подвижном темпе
разными штрихами. Арпеджио. Доминантсептаккорд.
Тема 2.2. Упражнения и этюды. Исполнение упражнений и этюдов на
различные виды техники.
3.
Вибрато
Тема 3.1. Понятие «вибрато» как особый прием игры на музыкальном
инструменте. Вибрато на различных музыкальных инструментах.
«Вибрато» на блокфлейте. Применение «вибрато».
Тема 3.2. Упражнения для развития «вибрато». Виды «вибрато».
Дыхательные упражнения, упражнения для мышц диафрагмы.
Скорость «вибрато».
19
4.
Работа с нотным материалом
Тема 4.1. Самостоятельная работа с текстом. Анализ музыкального
произведения. Распределение штрихов, динамических оттенков и
дыхания в зависимости от характера произведения и фразировки.
Тема 4.2. Разучивание произведений программы по нотам и наизусть.
5.
Игра в ансамбле
Тема 5.1. Закрепление навыков игры в различных составах ансамбля.
6.
Подготовка к итоговой аттестации
Тема 6.1. Выбор программы для итогового экзамена. Подбор и
разучивание произведений итоговой аттестации.
Тема 6.2. Промежуточные прослушивания
Годовые требования
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. История музыкального инструмента.
Учащийся должен в полном объеме получить информацию об истории
блокфлейты от времени создания до наших дней в форме беседы с
демонстрацией аудио, видеоматериалов и иллюстраций.
Тема 1.2. Устройство блокфлейты и уход за инструментом. Организация
занятий в классе и дома.
Учащийся получает необходимые знания об устройстве инструмента,
рекомендации по уходу и общую информацию о построении и содержании
аудиторных и домашних занятий.
Раздел 2. Постановка
Тема 2.1. Постановка дыхания.
Постановка дыхания – важнейший элемент в практике исполнительства на
духовых инструментах. От его качественной постановки зависит не только
20
качество звука и владения инструментом, но и общее физическое состояние
организма. Неправильно поставленное дыхание может нанести вред здоровью.
Учащийся знакомится с процессом исполнительского дыхания, узнает о
расположении и функциях внутренних органов, участвующих в данном
процессе, учится управлять ими в соответствии с поставленной задачей.
К концу первого года обучения учащийся способен исполнять
музыкальные фразы, протяженностью до 10 секунд на одном дыхании.
Тема 2.2. Постановка корпуса и рук исполнителя.
Правильное положение корпуса - самое важное условие для хорошего
контроля над дыханием. Правильное положение корпуса имеет большое
влияние на все области звукоизвлечения, а также является базой хорошей
техники пальцев. Неправильное положение корпуса при игре на инструменте
может нанести вред здоровью (сколиоз и др. заболевания).
От правильной постановки рук напрямую зависит техническая сторона
исполнения. Учащийся должен уметь держать инструмент без напряжения и
неудобства в мышцах и суставах, добиться свободной работы пальцев при
открытии и закрытии клапанов.
Тема 2.3. Амбушюр.
Важнейшим исполнительским органом при игре на блокфлейте являются
губы. От того, как мы их складываем при вдувании воздуха в инструмент,
зависит звук - его тембр, полнота, глубина, легкость, яркость. Добиться
правильного положения инструмента при игре.
Тема 2.4. Горло.
При вдувании воздуха в инструмент необходимо пользоваться
голосовыми связками, которые, смыкаясь, выдувают теплый воздух. При работе
голосовых связок, гортань должна быть опущена, мягкое небо приподнято,
образуя так называемый «зевок». Тренировка и умение играть с использованием
голосовых связок. Умение отличать «правильный» звук от «неправильного».
Раздел 3. Звукоизвлечение
Тема 3.1. Извлечение звука.
21
Для извлечения звука на мундштуке блокфлейты необходимо
одновременно проконтролировать дыхание, положение корпуса, положение губ.
Рекомендуется проводить занятия, стоя перед зеркалом для визуального
контроля. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным и
сдержанным, без форсирования и передувания. Упражнение «продолжительные
звуки» - базовое упражнение всех блокфлейтистов от первого до последнего дня
игры на инструменте. Упражнение должно исполняться качественным звуком,
постепенно увеличивается его продолжительность: от 4-5 секунд на первых
уроках, до 10 секунд в конце первого года обучения. Красивый звук - это звук
без излишнего шипа и посторонних призвуков, полный и яркий, как
человеческий голос.
Раздел 4. Атака
Тема 4.1. Виды атаки. Атака языком.
Главным органом артикуляции при игре на блокфлейте является язык.
Существует 2 вида атаки: более четкая, с положением языка между зубами, в
соприкосновении с внутренней частью верхней губы. И более мягкая, с
прижатием языка к альвеолам. При атаке произносятся слоги. С первых уроков
необходимо добиваться извлечение звука только с помощью языка при
произнесении, как бы шепотом, слогов «тю» или «ти».
Раздел 5. Извлечение звука на инструменте
Тема 5.1. Координация движений при игре на инструменте.
Начало звукоизвлечения на инструменте является сложным и трудоемким
процессом для начинающего музыканта. Координация движения пальцев,
дыхания, звукоизвлечения требует пристального внимания со стороны
учащегося и преподавателя.
Тема 5.2. Извлечение звуков «си», «ля», «соль», «до».
Аппликатура данных звуков. Извлечение их отдельно с атакой.
Продолжительные звуки от 4 до 8 секунд. Соединение звуков по 2, затем
по 3 и 4 в медленном темпе.
Раздел 6. Штрихи
22
Тема 6.1. Штрихи как выразительное средство в музыке.
Штрихи на духовых инструментах как одно из основных выразительных
средств в музыке. Каждый штрих придает музыке определенный неповторимый
характер, что значительно разнообразит звучание произведения и может
кардинально поменять его смысл.
Тема 6.2. Штрих «легато».
Уметь пользоваться данным штрихом.
Тема 6.3. Штрих «деташе».
Исполнение штрихом «деташе».
Раздел 7. Работа с нотным материалом
Тема 7.1. Развитие навыка чтения нотного текста.
Изучение расположения нот на нотном стане, длительностей (целая,
половинная, четверть, восьмая). Чтение и исполнение простейших мелодий.
Тема 7.2. Чтение мелодий с листа.
Навыком исполнения нот с листа должен владеть каждый музыкант.
Развитие навыка на примере простейших мелодий на известных звуках с
простейшими ритмическими рисунками.
Тема 7.3. Разучивание наизусть.
На зачетах или концертных выступлениях принято исполнять
произведения наизусть. Разучивание наизусть стихов, песен, музыкальных
произведений тренирует память, что благотворно влияет на любую
деятельность в дальнейшем. Самостоятельное разучивание наизусть
произведений, находящихся у учащихся в работе, с целью их исполнения на
зачете или концерте.
В течение первого года обучения рекомендовано пройти 10-15 пьес.
Раздел 8. Развитие навыков ансамблевой игры
Тема 8.1. Блокфлейта – мелодический инструмент.
Учащийся должен иметь представление о мелодических и гармонических
инструментах, различных составах ансамблей.
Тема 8.2. Игра с аккомпанементом фортепиано.
23
Приобретение первоначального опыта игры в ансамбле эффективней
всего происходит в дуэте с фортепиано, с опытным концертмейстером или
педагогом. Учащийся должен научиться настраивать инструмент выше или
ниже посредством задвигания или выдвигания мундштука инструмента и
научиться слышать высоту звучания инструмента. Иметь четкое представление
о роли солиста и концертмейстера. Проработать самые важные моменты
исполнения: начало и окончание. Уметь понятно и выразительно показать
вступление и завершение. Слушать концертмейстера. Данную форму работы
можно применять уже на первых уроках, когда ученик способен сыграть пьесу
на 1-2 нотах.
Тема 8.3. Игра в ансамбле с преподавателем.
Игра в дуэте однородных инструментов - это следующий по сложности
этап ансамблевой подготовки ученика. В данном случае преподаватель
выступает в роли солиста (играет мелодическую линию), а ученик
аккомпанирует. Данным видом деятельности заниматься можно с момента,
когда ученик издал первый качественный звук на инструменте, и продолжать
весь период обучения, усложняя партию ученика.
В течение первого года обучения рекомендовано пройти 4-5 ансамблей.
Раздел 9. Расширение диапазона. Гаммы
Тема 9.1. Постепенное расширение диапазона в соответствии с
физическими возможностями каждого конкретного учащегося.
На протяжении первого года обучения постепенно развивается амбушюр,
что позволяет расширять рабочий диапазон ученика. В данном случае важен
индивидуальный подход. С одними учащимися целесообразно начать
расширять диапазон вверх, с другими - вниз. К концу первого года обучения
примерный рабочий диапазон учащегося имеет следующие границы: от «до»
первой октавы до «соль» второй октавы.
Тема 9.2. Гаммы – основа музыкального материала.
Как только позволит диапазон, необходимо начинать знакомство с
гаммами. Для начала достаточным будет исполнение простейших мажорных
24
гамм в одну октаву. Для осмысленного и выразительного исполнения
необходимо владеть основами музыкальной грамоты. Научиться анализировать
музыкальное произведение: лад, тональность, мелодическое движение и т. д.
Тема 9.3. Исполнение гамм.
Любому музыканту необходимо играть гаммы для тренировки техники и
исполнительского аппарата. На каждом инструменте есть свои правила
исполнения гамм. На духовых инструментах, в частности, блокфлейте, эти
правила касаются в основном артикуляции и дыхания. В зависимости от темпа
исполнения гаммы, дыхание берется строго через 4, 8, 16 либо 32 звука. На
первом году обучения исполняются мажорные гаммы в одну октаву штрихами
легато и деташе половинными и четвертными длительностями с дыханием через
4 или 8 звуков.
Раздел 10. Творческие задания и развитие навыка самоконтроля
Тема 10.1. Творческие задания.
На протяжении всего учебного процесса учащемуся необходимо
выполнять разного рода творческие задания для поддержания интереса к
изучаемому предмету и для развития творческих способностей,
художественного мышления. На первом году обучения это может быть
иллюстрирование (рисование) понравившегося произведения, сочинение слов к
разучиваемой мелодии, подбор по слуху любимых песенок и т.д.
Тема 10.2. Развитие навыка самоконтроля.
Данный навык необходим каждому музыканту для плодотворных
самостоятельных занятий дома. Учебный процесс построен таким образом, что
учащийся получает от преподавателя новые знания, новый материал и
отрабатывает дома самостоятельно. С первых уроков необходимо настроить
ученика на самостоятельную работу, научить при выполнении домашних
заданий контролировать свою игру. На начальном этапе обучения в
самостоятельном разборе и разучивании произведений помогают аудиозаписи
фонограммы этого произведения в двух вариантах: плюс (партия блокфлейты и
аккомпанемент) и минус (аккомпанемент). Как правило, дети с удовольствием
25
работают с фонограммами и на радость родителям устраивают домашние
сольные концерты.
Примерный репертуарный список
Гаммы, упражнения, этюды
Мажорные гаммы с 1 знаком при ключе в диапазоне одной октавы
штрихами деташе и легато в умеренном темпе, четвертями, дыхание через 4 или
8 нот.
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Пьесы
Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002:
Оленчик И. Хорал
Русская народная песня «Зайка»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»
Чешская народная песня «Аннушка»
Русская народная песня «Сидел Ваня»
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Дятел
Витлин В. Кошечка
Пушечников И., - Крейн М. Колыбельная песня
Кабалевский Д. Про Петю
Майзель Б. Кораблик
Моцарт В. Вальс
Кискачи А.– Школа для начинающих. Ч. I
Русская народная песня «Про кота»
26
Русская народная песня «Как под горкой»
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Бетховен Л. Сурок
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Работа над исполнительским дыханием и звуковедением.
Расширение исполнительского диапазона
Тема 1.1. Работа над продолжительностью выдоха.
Работа над исполнительским дыханием ведется на протяжении всего
периода обучения. На втором году обучения рекомендовано увеличить
продолжительность звука на инструменте до 10-15 секунд, что достигается
ежедневными упражнениями в домашних условиях и под контролем
преподавателя в начале урока при разыгрывании.
Тема 1.2. Работа над звуковедением и фразировкой.
На данном этапе обучения должно быть достигнуто максимально плавное
звуковедение штрихами «легато» и «деташе». Ученик самостоятельно следит за
тем, чтобы интонация была управляемой, ровной и оставалась таковой до конца
выдоха. (Основная ошибка – интонация слишком высокая вначале и становится
ниже к концу фразы). Работу над звуковедением и интонацией удобно
проводить, одновременно работая над гаммой в различных темпах.
Тема 1.3. Расширение рабочего диапазона.
Расширение диапазона от «до» первой октавы до «си» второй октавы
происходит по тому же принципу, что и на первом году обучения, постепенно
изучая аппликатуру и вводя новые звуки. Целесообразно обратить внимание на
разницу в работе амбушюра при извлечении звуков нижнего и верхнего
регистров. Добиваться яркости в исполнении нижнего регистра и свободного, не
напряженного исполнения верхнего регистра.
Раздел 2. Штрихи
Тема 2.1. Продолжение знакомства с различными штрихами.
27
Примеры исполнения двух типов штрихов: акцентированных и
неакцентированных. Ранее пройденные и новые обозначения штрихов учащийся
должен видеть в тексте и исполнять согласно характеру произведения.
Тема 2.2. Штрих «Стаккато».
Раздел 3. Динамические оттенки
Тема 3.1. Динамические оттенки как выразительное средство в музыке.
Использование динамических контрастов в музыке так же, как и в устной
речи, делает ее интереснее и богаче. При звукоизвлечении на блокфлейте на
одном звуке можно сделать диминуэндо и крещендо на одном звуке, что
значительно обогащает его выразительные возможности.
Тема 3.2. «Форте».
Исполняется посредством увеличения скорости выдоха. При игре в
динамике «форте» учащийся должен следить за строем инструмента, не
завышать интонацию.
Тема 3.3. «Пиано».
Исполняется посредством уменьшения скорости выдуваемой струи
воздуха, также необходимо следить за строем инструмента, не занижать
интонацию.
Тема 3.4. «Меццо-форте и меццо-пиано».
Обычный нюанс, в котором блокфлейтисты играют большую часть
времени. Нужно добиться градации между этими двумя динамическими
оттенками.
Тема 3.5. «Крещендо и диминуэндо».
При исполнении крещендо и диминуэндо нужно правильно распределить
силу выдоха и внимательно следить за интонацией. Как правило, с усилением
звука интонация «ползет» вверх, с ослаблением – вниз. Хорошая интонация
достигается путем игры длинных звуков в динамике, от тихого - к громкому, и
наоборот. В данном случае можно использовать тюнер.
Раздел 4. Работа над гаммами
Тема 4.1. Знакомство с минорными гаммами.
28
Изучение особенностей мажора и минора. Минорные гаммы на
блокфлейте исполняются в двух видах: гармоническом и мелодическом.
Тема 4.2. Работа над гаммами различными штрихами и динамическими
оттенками.
Работу над гаммами рекомендуется совмещать с работой над штрихами и
динамическими оттенками. Можно придумать массу вариантов сочетания
штриха и оттенка, например: штрихом «деташе» сыграть «форте», легато –
«пиано» и т д.
На данном этапе обучения гаммы исполняются в среднем темпе,
четвертями или восьмыми, в максимально широком диапазоне. Тоническое
трезвучие исполняется в прямом движении.
Раздел 5. Работа с нотным материалом
Тема 5.1. Усложненные ритмические рисунки.
На протяжении всего периода обучения постепенно усложняется нотный
материал, встречаются новые размеры, новые ритмические рисунки. Каждая
новая ритмоформула, используемая в произведении, прорабатывается отдельно.
Подбираются упражнения и этюды на исполнение конкретного рисунка.
Тема 5.2. Исполнение этюдов.
Работа над этюдами тренирует и повышает исполнительский уровень
музыканта. На втором году обучения рекомендуется пройти 10-12 этюдов и
упражнений.
Раздел 6. Работа над произведением
Тема 6.1. Особенности музыкальных жанров.
Ученик должен ориентироваться в многообразии музыкальных жанров,
различать их на слух, применять свои знания в игре на инструментах.
Тема 6.2. Обозначения темпа и характера музыкального произведения.
Знания основных музыкальных терминов, умение видеть их в нотном
тексте.
Тема 6.3. Работа над произведениями кантиленного характера.
29
Учащийся должен уметь грамотно применять артикуляцию, штрихи,
динамические оттенки в кантилене, при создании музыкального образа.
Тема 6.4. Работа над произведениями танцевального характера.
Артикуляция, штрихи, динамика, характер произведения.
Тема 6.5. Чтение с листа произведений различного характера.
См. первый год обучения, тема 7.2. «Чтение мелодий с листа».
Тема 6.6. Разучивание произведений наизусть.
См. первый год обучения, тема 7.3.
На втором году обучения учащийся должен пройти 10-12 пьес в разной
степени готовности (часть пьес изучается в ознакомительном порядке, часть -
выучивается по нотам, часть - выносится на публичное выступление наизусть).
Раздел 7. Совершенствование навыков игры в ансамбле
Тема 7.1. Игра в ансамбле с другими учащимися.
Развитие навыков игры в ансамбле. Умение исполнять различные партии -
как сольные, так и аккомпанирующие. На втором году обучения рекомендовано
пройти 3-4 ансамбля.
Раздел 8. Концертные выступления
Тема 8.1. Практическая и психологическая подготовка к концертному
выступлению.
Основные моменты подготовки к выступлению. Учащийся учится
рациональному подходу при распределении сил и времени при подготовке к
выступлению на сцене, учится грамотно настраиваться психологически на
общение с аудиторией в большом пространстве.
Тема 8.2. Публичное выступление.
Выступления на сцене - неотъемлемая часть обучения начинающего
музыканта. На втором году обучения 2 раза (в конце полугодия и в конце года)
проводится аттестация учащихся в форме концертного выступления.
Рекомендуется принимать участие в концертах различного уровня: домашних,
классных, общешкольных.
30
Примерный репертуарный список
Гаммы
Мажорные и минорные гаммы до 1 знака при ключе в диапазоне 1,5 октав
в умеренном темпе, четвертями, дыхание по 8 нот штрихами деташе и легато.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Пьесы
Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002:
Моцарт В. Майская песня
Моцарт В. Аллегретто
Калинников В. Тень-тень
Чешская народная песня «Пастушок»
Бетховен Л. Экосез
Бах Ф.Э. Марш
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Моцарт В. Вальс
Кабалевский Д. «Ночью на реке»
Дюссек И. «Старинный танец»
Вебер К. И. Вальс
Бах И. С. Песня
Кискачи А.– Школа для начинающих. Ч. I
Перселл Г. Ария
Бетховен Л. Симфония №9 (фрагмент)
Вивальди А. Зима (фрагмент)
Лойе Ж. Соната
31
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Расширение диапазона, работа над регистрами
Тема 1.1. Расширение рабочего диапазона.
На данном этапе обучения рекомендуется расширить рабочей диапазон от
«до» первой октавы до «ре» третьей октавы.
Тема 1.2. Работа над верхним регистром.
Особое внимание уделяется качеству звучания верхнего регистра. Ученик
должен владеть аппликатурой - как основной, так и дополнительной, добиться
качества звучания во всех динамических оттенках.
Тема 1.3. Нижний регистр.
Добиваться максимальной яркости, выразительности и красивого тембра
звучания нижнего регистра.
Раздел 2. Развитие техники. Гаммы
Тема 2.1. Упражнения на развитие техники.
Особое внимание необходимо уделить развитию беглости пальцев, в том
числе, в верхнем регистре.
За год учащийся должен освоить 6-8 этюдов и упражнений на данный вид
техники.
Тема 2.2. Гаммы до двух знаков при ключе.
На третьем году обучения исполняются мажорные и минорные гаммы до
2-х знаков при ключе в пределах рабочего диапазона в среднем и подвижном
темпах. Четвертями (дыхание через 8 нот) и восьмыми (дыхание через 16 нот),
штрихами деташе, стаккато, легато. Исполнение трезвучия и обращений
трезвучия.
Раздел 3. Мелизмы
Тема 3.1. Мелизмы в музыке. Правила прочтения и исполнения. Теория и
практика.
Учащийся должен знать правила прочтения мелизмов, уметь применять
их на практике, исполнять, используя, в том числе, дополнительную
аппликатуру там, где это необходимо.
32
Раздел 4. Средства музыкальной выразительности
Тема 4.1. Знакомство с новыми штрихами.
Освоение новых, не встречающихся ранее штрихов.
Тема 4.2. Сложные динамические оттенки.
Учащийся должен уметь исполнять все возможные варианты динамики
качественным звуком, чувствуя их градацию.
Раздел 5. Работа над произведением
Тема 5.1. Стилистические особенности исполнения произведений
различных эпох.
На данный момент учащийся уже имеет представление об исполнении
произведений различных жанров и стилей, а также некоторый багаж выученных
произведений. Анализ ранее сыгранных произведений: музыкальному стиль и
эпоха. Умение различать на слух.
Тема 5.2. Произведения крупной формы.
На данном этапе обучения учащиеся знакомятся с сонатной формой.
В течение года учащиеся осваивают 8-10 пьес, в том числе, 1-2
произведения (или части) крупной формы.
Раздел 6. Самостоятельная работа
Тема 6.1. Методы самоконтроля при выполнении домашних заданий.
Во время домашних занятий учащиеся контролируют себя
самостоятельно. Для того, чтобы работа была более эффективной, учащиеся
учатся использовать такие средства контроля как метроном, тюнер, аудио и
видеоаппаратуру для записи домашних занятий и анализа их со стороны.
Тема 6.2. Самостоятельная творческая работа.
Самостоятельная творческая работа – неотъемлемый этап в обучении
музыканта. Данный вид деятельности предполагает сочинение мелодий, подбор
по слуху, транспонирование в удобные для исполнения тональности любимых
песен и музыкальных отрывков, выбор произведений для самостоятельного
разучивания.
Раздел 7. Концертные выступления
33
Тема 7.1. Тематические концерты.
Тематические концерты-лекции пользуются большой популярностью как
у слушателей, так и у музыкантов. Подготовка к концертам - это еще одна
форма проведения занятий с начинающими музыкантами. Процесс подбора
темы, репертуара и лекционной части проводится при непосредственном
участии учеников. В течение учебного года рекомендуется проведение 1-2-х
подобных тематических концертов.
Примерный репертуарный список
Гаммы
Мажорные и минорные (в гармоническом и мелодическом виде) гаммы до
двух знаков при ключе в пределах рабочего диапазона в среднем или
подвижном темпах, восьмыми длительностями (дыхание по 16 нот) штрихами
деташе, стаккато, легато. Исполнение трезвучия и обращений трезвучия.
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. II. М., 2007
Пьесы
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты
Бах И.С. Менуэт
Бах И.С. Полонез
Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»
Гендель Г. Бурре
Гайдн Й. Серенада
34
Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома»
Чайковский П. Грустная песенка
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте
Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
Шапорин Ю. Колыбельная
Чайковский П. Итальянская песенка
Бах И.С. Менуэт
Кискачи А.– Школа для начинающих. Ч. II
Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Закрепление полученных навыков владения инструментом
Тема 1.1. Дыхание. Звук. Тембр.
Учащийся должен в полном объеме владеть техникой исполнительского
дыхания, с продолжительностью выдоха не менее 15-20 секунд качественного
звучания инструмента во всех регистрах, во всех динамических оттенках,
владея красивым звуком, с изменяемым, в зависимости от особенностей стиля
произведения или его части, тембром звучания.
Тема 1.2. Техника.
Техника должна быть достаточной для исполнения произведений,
предусмотренных данной программой.
Раздел 2. Гаммы, упражнения, этюды
Тема 2.1. Гаммы.
На четвертом году обучения происходит ознакомление учащихся с
мажорными и минорными гаммами до трех знаков при ключе в пределах
рабочего диапазона в подвижном темпе восьмыми (шестнадцатыми), штрихами
деташе, стаккато и легато. Трезвучие и обращения трезвучия;
доминантсептаккорд, основной вид.
Тема 2.2. Упражнения и этюды.
35
На четвертом году обучения рекомендуется пройти 6-8 этюдов и
упражнений.
Раздел 3. Вибрато
Тема 3.1. Термин «вибрато».
Учащийся должен иметь представление о вибрато (на примере струны у
струнных инструментов).
Тема 3.2. Упражнения на развитие вибрато на саксофоне.
В большинстве случаев, при грамотно построенном процессе обучения и
заинтересованности учащегося предметом, на четвертом году обучения вибрато
может появиться без специальных упражнений. Если же, по каким-то причинам,
этого не происходит, подбирается комплекс упражнений, помогающих ускорить
процесс его появления.
Раздел 4. Работа с нотным материалом
Тема 4.1. Самостоятельная работа с текстом.
Учащийся должен самостоятельно анализировать нотный материал,
чувствовать стиль, в соответствии с которым сам может расставить штрихи и
акценты в произведении, фразировку, дыхание.
Тема 4.2. Разучивание произведений по нотам и наизусть.
За год, учащийся должен освоить 10-12 пьес, в том числе, два
произведения крупной формы, включая программу итоговой аттестации.
Раздел 5. Игра в ансамбле
Тема 5.1. Закрепление навыков игры в различных составах ансамбля.
На четвертом году обучения учащийся может играть в различных
составах ансамбля: дуэтах, трио, квартетах. За год рекомендуется пройти 3-4
ансамблевых произведения.
Раздел 6. Подготовка к итоговой аттестации
Тема 6.1. Выбор программы для итогового экзамена. Важнейший этап,
завершающий процесс обучения. Программа должна быть подобрана с учетом
подготовки учащегося. Итоговая аттестация может проводиться в форме
ансамблевого исполнительства.
36
Тема 6.2. Промежуточные прослушивания перед итоговой аттестацией
могут проводиться 2 раза. При этом первый раз программа может исполняться
по нотам, на втором прослушивании – наизусть.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Гаммы
Мажорные и минорные гаммы до 3 знаков в ключе в пределах рабочего
диапазона в подвижном темпе, восьмыми длительностям (дыхание по 16 нот)
штрихами деташе, стаккато и легато, трезвучие и обращения,
доминантсептаккорд, основной вид.
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. II. М., 2007
Пьесы
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты
Римский-Корсаков Н. А. «Песня индийского гостя»
Вивальди А. Ларго
Госсек Ф. Гавот
Вебер К. Сонатина
Шуберт Ф. Три экоссеза
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте
Перголези Дж. Сицилиана
Шостакович Д. Танец из балетной сюиты
Бах И. С. Гавот из балетной сюиты №6
Кабалевский Д. «Сказка»
Кискачи А.– Школа для начинающих. Ч. II
Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо
37
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков,
приобретение которых обеспечивает программа «Музыкальный инструмент
(блокфлейта)»:
- навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания
художественного образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
- навыки публичных выступлений;
- навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-
просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков, учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает
текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
Текущий контроль осуществляется преподавателем в счет аудиторного
времени по его усмотрению по завершении какого-либо раздела программы.
Оцениваются теоретические знания, выполнение домашнего задания, грамотное
исполнение нотного текста (как наизусть, так и по нотам – для учащихся со
слабой исполнительской подготовкой), отношение учащегося к занятиям, его
старание и прилежность, проявление самостоятельности, как на уроке, так и во
время домашней работы.
Формой текущего контроля является контрольный урок в счет
аудиторного времени в 1и 3 учебной четверти в 1,2,3 классах.
Промежуточный контроль проводится по окончании каждого полугодия
учебного года в форме академического зачета (концерта) в 1,2, 3 классах, на
38
котором учащийся исполняет: в первом полугодии два разнохарактерных
произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы,
во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в сопровождении
концертмейстера или минусовой фонограммы.
Формы промежуточной аттестации:
- дифференцированный зачет в конце учебного полугодия;
- концерт для родителей;
- отчетный концерт школы;
- участие в тематических вечерах, творческих мероприятиях.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного
выступления, сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности
программы зависит от индивидуальной подготовки учащегося.
При 3-х летнем сроке обучения в 3 классе проводится итоговая аттестация
в форме экзамена в мае месяце в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
При 4-х летнем сроке обучения в 4 классе проводится итоговая аттестация
в форме экзамена в мае месяце в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в
тексте, технике и интонации, неуверенное знание произведения,
некачественный звук, невыразительность.
39
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой,
имеет возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями
и личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой -
посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей блокфлейты, рассказать о
выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или
упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все
это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется
только в начале первого года обучения, во время работы над постановкой
исполнительского аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу,
не забывать о повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем,
на каждом уроке рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем,
исходя из потребностей и возможностей ученика.
40
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и
отечественных композиторов.
41
с. Дединово
2015 г.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Апатский В. Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки. Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. –
Киев: Музична Украина, 1976
2.Арчажникова Л. Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых
представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд.
искусствоведения. - М..: 1971
3. Бычков. Ю. Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. - М.:
РАМ им. Гнесиных, 1994
4. Вендрова Н. Воспитание музыкой. - М.: Просвещение, 1991
5. Евтихиев П. Н., Карцева Г. А. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом. Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, перспективы. – Тамбов: Тамбовский музыкально-
педагогический институт имени С.В.Рахманинова,1994
6. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. -
М.: Музиздат, 1958
7. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического
строя. – Киев: 1956
8. Волков Н. В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика
/ Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего
музыкального образования. Материалы научно-практической конференции. -
М.: 1997. С 45-47.
42
9. Волков Н. В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-
духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы
доклада на II международном конгрессе. – Волгоград: 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
11. Волков Н. В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса
звукообразования (на язычковых духовых инструментах). / Актуальные
вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах.
Сборник трудов. Вып. 80.- М.: 1985. С. 50-75.
12. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука
/. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. - М.: 1970. С. 11-38
14. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. -
Л.: 1987. С.96.
15. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. - М.: 1956
Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
http://www.myflute.ru/
http://www.larrykrantz.com/
http://aaabdurahmanov.narod.ru/links.html
http://www.virtualsheetmusic.com/downloads/Indici/Flute.html
http://notes.tarakanov.net/flauto.htm
http://www.forumklassika.ru/
Учебная литература
1. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. - М.: Музыка, 2004
2. Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. - М.: Музыка, 2002 (этюды 11-27)
3. Кискачи А. Школа для начинающих. Т.I, II. - М.: Музыка, 2007
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Влияние музыки на организм человека" 11 класс
- Музыкальное развлечение для средней "Развесёлая матрёшка"
- Изучение духовной музыки Г.В. Свиридова в курсе музыкальной литературы ДШИ
- Оптимизация музыкально - певческой работы с младшими школьниками
- Сценарий праздника для 1 класса "Посвящение в юные музыканты"
- Методика комплексной проверки музыкального развития учащихся старших классов Детских школ искусств