Конспект урока "Воспитатель и устроитель России" 10 класс
Воспитатель и устроитель России
Шеховцова О.Р.,учитель МХК
Денисова Л.Г., учитель истории
Петровской ОШ№1
Цели урока:
1. Обучающая: на примере жизни Сергия Радонежского выявить за какие
заслуги перед людьми, Отечеством святой почитается как воспитатель и
устроитель России.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, память, умение грамотно
высказывать свои мысли, умение быть оппонентом в беседе.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и её святым, желание
исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество
и его культурное наследие.
Ход урока
Учитель: Представьте себе 20-летнего парня, который ушёл в глухой лес, ушёл
навсегда. Для чего он это сделал? Зачем обрёк себя на пожизненные мучения и
страдания? Как он один мог выжить в лесу в лютые морозы? Ответ на эти
вопросы отпадёт сам собой, если я вам сейчас назову его имя – преподобный
Сергий Радонежский, легенда русской православной церкви. Слайд 1.
Словарь. Преподобный – так называют святых подвижников,
прославившихся подвигами монашества, пустынножительства.
Учитель: Что же это был за человек? Он никогда ни с кем не сражался, никогда
ни в каких боевых походах не участвовал, никакого неприятеля не преследовал,
но тем не менее по историческому значению своей деятельности он был не
только не меньше, но даже и больше знаменитых людей, полководцев своего
времени
Как он сумел в одиночку построить свою обитель? Почему говорят: если
погибнет Лавра, построенная им, исчезнет Россия? Слайд 2.
1-й ученик: В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного
Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им
Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом. По
слову русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия
народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и
возрождение политическое... <…> Творя память преподобного Сергия, мы
проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный
нам великими строителями нашего нравственного порядка». (Видео, 3 мин.9
сек.)
2-й ученик: Основанный Сергием Радонежским монастырь, Троице-Сергиева
лавра, является главным монастырем русской церкви. Какая тайна находится в
Лавре? Именно там лежит человек, который управляет всей Россией. Со времён
монгольского ига преподобного Сергия называют заступником Земли русской.
Именно к нему в самые трудные минуты приходят люди за помощью. Почему?
Он был сильный духом … Слайд 3.
Начиная с 16 века, монастырь получает официальное положение первого среди
русских монастырей. В этот монастырь постоянно ездят великие московские
князья, московские цари. Они ездят перед важными походами, перед сложными
событиями в своей жизни, чтобы помолиться у гробницы преподобного
Сергия. У гробницы преподобного Сергия крестили московских князей и царей.
Их возлагали младенцами на гробницу преподобного, чтобы получить ту долю
святости, которой было окружено это место.
Преподобный Сергий – это уникальная фигура и главное его наследие –
Троице-Сергиев монастырь. Слайд 4.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны будем ответить на вопрос: «
Почему же мы считаем преподобного Сергия воспитателем и устроителем
России?» (На доске даты жизни Сергия Радонежского: 1314-1392) Слайд 5.
3-й ученик: 25 сентября – День памяти Сергия Радонежского. В этот день
московские цари обязательно ездили на богомолье в Троице-Сергиев
монастырь. Это были знаменитые Троицкие походы. В такие походы
полагалось идти пешком так же, как преподобный Сергий. Он считал, что для
монаха езда верхом на лошади, или в карете непозволительная роскошь.
Поэтому всю жизнь ходил только пешком, хотя ему приходилось совершать
походы на сотни километров в другие русские города с разными церковно-
политическими миссиями. И он всегда ходил пешком. Это был его принцип,
его правило. И вот из уважения к преподобному цари российские всегда
ходили пешком. Иног да весь путь, иногда часть пути. Но это трогательная
черта, которая показывает, как эти разные правители почитали преподобного
Сергия. Слайд 6.
16 июля 2014 года более 30 тысяч паломников, участников крестного хода, во
главе с патриархом Московским и Всея Руси Кириллом прошли 15-
километровый путь преподобного Сергия из Хотькова в Сергиев Посад. (Видео,
3 мин.51 сек.)
Учитель: 14 век. Нет единого государства, нет границ, нет власти. Киевская
Русь раздроблена на 15 княжеств. На берегах Днепра хозяйничают литовцы.
Великое Владимирское княжение существует лишь формально. Больше века
Русь под гнётом Орды. Народ обложен захватчиками огромной данью,
постоянные поборы сопровождаются разорительными набегами с соседних
земель. Те, от кого зависит жизнь и покой народа, погрязли в междоусобных
войнах. Чтобы расправиться друг с другом, князья пишут ложные доносы,
кровь льётся рекой. Запахом смерти пропитан воздух. Люди теряют веру. Веру
в справедливость и надежду на спасение. Слайд 7.
4-й ученик: И именно в это трудное для Руси время в Ростове Великом в семье
знатного боярина Кирилла и его жены Марии родился мальчик. Сегодня
Ростов Великий - маленький городок в Ярославской области. А тогда это был
великолепный древний культурный центр. После того, как монголо - татары
разорили русскую землю, Ростов Великий был единственным городом, где
сохранились русские традиции в северо-восточной Руси. Слайд 8.
По разным причинам Ростов лучше других городов сохранился. Здесь была
библиотека, духовное училище. В этом отношении детство преподобного
Сергия прошло в обстановке духовной культуры.
5-й ученик: Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им
другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви
Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего
святого младенца дивный Промысел Божий уже дал о нем знамение, что это
будет великий избранник Божий. В один воскресный день его благочестивая
мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно встала, по
тогдашнему обычаю, в притворе церковном вместе с прочими женами.
Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот незадолго пред
чтением Святого Евангелия вдруг, среди общей тишины и благоговейного
молчания, младенец воскликнул у нее в чреве, так что многие обратили
внимание на этот крик. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец
вскрикнул в другой раз и притом уже столь громко, что голос его был слышен
по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, а стоявшие близ нее
женщины стали между собою переговариваться, что бы мог означать этот
необыкновенный крик младенца. Между тем литургия продолжалась.
Священник возгласил: « Святая святым!» При этом возглашении младенец
воскликнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала
плакать…. Тут ее окружили женщины и стали спрашивать: «Где у тебя
младенец? Отчего он кричит так громко?» Но Мария в душевном волнении,
обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «Нет у меня младенца; спросите
еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом и, не видя нигде
младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она вынуждена
была сказать им откровенно, что на руках у нее действительно нет младенца, но
она носит его во чреве… «Как же может кричать младенец, когда он еще в
утробе матери?» - возражали ей удивленные женщины. «Я и сама удивляюсь
этому, - отвечала им Мария, - и нахожусь в немалом недоумении и страхе…»
Тогда женщины оставили ее в покое, не переставая впрочем, удивляться этому
необыкновенному случаю. Праведная Мария вместе с мужем дала обещание:
если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу. Слайды 9,10.
6-й ученик: Имя, данное младенцу при крещении, Варфоломей, означает
«сын радости». Сергий – это его монашеское имя. Согласно духовным
правилам, когда человек принимает монашеский постриг, он берет духовное
имя.
Словарь. Постриг – обряд посвящения в монашество, при котором
постригаемый даёт Богу пожизненные обеты.
6-й ученик: Еще в детстве, отрочестве с Сергием случались чудеса. Он был как
бы предназначен Богом для какой-то особой миссии. Когда Варфоломею
исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Наши предки
всегда смотрели на обучение грамоте, как на дело священное: грамота давала
ключ к чтению и пониманию Божественных Писаний. Варфоломею учение
давалось трудно. Слайд 11.
Учитель наказывал его, товарищи смеялись над ним, родители уговаривали.
Сам же мальчик проводил ночи над книгой, часто плакал и горячо молился
Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня,
Господи, просвети и вразуми».
И вот однажды, когда он ходил искать пропавшую лошадь в окрестностях
усадьбы своего отца, он увидел старца под деревом. Старец спросил у него,
почему он такой грустный? И мальчик сказал ему, что никак не может овладеть
грамотой. Старец сказал: «Съешь просфорку, у тебя все будет хорошо!»
Варфоломей съел просфорку и почувствовал, как сладость необычайная
распространилась по всему его телу. И вскоре он успешно овладел грамотой. И
вот такими чудесами была полна вся его жизнь. Слайд 12.
Учитель: Перед вами картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Какие чувства смог передать художник?
7-й ученик: Отрочество его прошло в Ростове Великом. Но в 1328 году семья
переезжает в маленький город Радонеж, который находился к северо-востоку
от Москвы. Сергий начинает интересоваться монашеской жизнью. Ему
приходит мысль уйти в монахи. Первый, кто подал ему эту идею, был старший
брат Стефан. Он после разных житейских потрясений ушел в монастырь. И вот
Варфоломей начинает думать, а может и ему пойти вслед за братом. «Отпусти
меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь». Слайд 13.
Родители приходят в ужас. У них было три сына, и два из них отправить в
монастырь, это была настоящая трагедия для семьи. Отец был боярином,
воеводой, он мечтал, чтобы дети его пошли по его стопам, сделали карьеру, а
они вдруг уходят в монахи. Отец отговаривает Варфоломея: «Помедли, чадо,
сам видишь: мы стали стары и немощны; послужить нам некому, у братьев
твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како
угодити Господу Богу; это дело хорошее, но верь, сын мой: твоя благая честь не
отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою
над нами и возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не
возбранит тебе исполнить твое заветное желание».
И благодатный сын повиновался: «Мои родители, Ваше слово для меня закон».
Варфоломей прилагал все свое старание угодить святым родителям и упокоить
их старость, чтобы заслужить себе их благословение и молитвы. Не связанный
семейными заботами, он всего себя посвятил упокоению родителей, а по
своему кроткому, любящему характеру был как нельзя более способен к этому.
Слайд 14.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какую Заповедь Божью не нарушил Сергий?
Можете ли вы назвать пословицы, поговорки о родителях, о взаимоотношении
родителей и детей.
Учитель: Какой прекрасный, поучительный пример и благоразумия
родительского, и послушания сыновнего! Кирилл и Мария не усиливаются
погасить возгорающееся в сыне своем Божественное желание, не принуждают
его связать себя с суетой мира узами брачными. Они только указывают ему на
свои нужды и немощи, а втайне, вероятно, более имеют в виду его молодость и
дают ему случай еще испытать самого себя и укрепиться в святом намерении,
дабы он, возложив руки на рало, уже не озирался вспять. Но и Варфоломей не
следует примеру своевольных современных детей, из коих многие даже в
обыкновенных мирских делах не хотят покорить волю свою воле родителей и
ни во что не ставят их нужды и желания; нет, благоразумный юноша знает
достоинство того, чего желает, однако же, взирая на заповедь Божию: чти отца
и матерь, соглашается до времени томить себя неисполненным желанием,
дабы сохранить повиновение родителям и чрез то наследовать их
благословение: так дорожил он этим благословением! И родители, конечно, от
всего любящего сердца благословили послушного сына святыми своими
благословениями до последнего своего воздыхания! Слайд 15.
8-й ученик: В 1337году родители умирают, Варфоломей остаётся один. Он
удаляется в монастырь и сорок дней молится о своих родителях. А потом
отдает свою долю наследства младшему брату Петру, и со старшим братом
Стефаном решает поселиться в глухом лесу, не в монастыре. Он хочет начать
жизнь отшельника. Слайд16.
Словарь. Отшельничество – высшая степень монашеского совершенства,
аскетическое отречение от мирской жизни и удаление для жительства в
пустынные места.
8-й ученик: И вот здесь интересно отметить, что преподобный Сергий
начал с того, чем обычно монахи заканчивали. Это самая трудная жизнь. Ведь
жить одному, ни на что не отвлекаться, тебя никто не контролирует, над тобой
нет начальства, ты должен вести праведную жизнь. Это очень трудно. Сергий и
Стефан поселились в лесу. Построили себе келью. В том месте, где сейчас
стоит Троице-Сергиева лавра. Здесь они прожили несколько лет. Потом Стефан
ушел оттуда. Жизнь в глухом лесу была слишком тяжела для него. Он
перебрался в Москву и поселился в одном из московских монастырей.
Преподобный Сергий остался, несколько лет жил один в этом лесу. Жил
трудом рук своих: копал огородик, собирал грибы, ягоды. Никакой помощи ни
от кого не было, все он делал сам. Как он выжил? Одному Богу известно. Но он
выжил. Слайд 17.
9-й ученик: В одной из обителей близ Радонежа жил смиренный старец-
игумен по имени Митрофан. Подвижник попросил Митрофана прийти к нему в
пустынь, и несказанно обрадован был его посещением. Он встретил игумена
как дорогого гостя, Самим Богом посланного, и усердно просил его пожить с
ним сколько-нибудь в его келии. Добрый старец охотно согласился на это, а
Варфоломей, взирая с благоговением на добродетельную жизнь его,
прилепился к нему всей душой, как к родному отцу.
Спустя немного времени блаженный юноша в смирении склонил голову пред
старцем и стал просить его о пострижении. «Отче, - так говорил Варфоломей, -
сотвори любовь ради Господа; облеки меня в чин иноческий; возлюбил я сей
чин от юности моей и с давнего времени желаю пострижения. Только воля
родителей моих долго меня от этого удерживала, но теперь, слава Богу, я от
всего свободен и как олень, жаждущий источников водных, всею душою жажду
иноческого пустынного жития». Слайд 18.
Не стал противоречить старец-игумен его благочестивому желанию; он пошел
немедленно в свой монастырь, взял там нескольких из братий и все, что нужно
было для пострижения, и возвратился к отшельнику. 7 октября 1342 года в
убогой церквице пустынника совершилось пострижение двадцатитрехлетнего
юноши. В сей день Святая Церковь празднует память святых мучеников Сергия
и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.
Семь дней провел новопостриженный Сергий в своей церквице; каждый день
старец-игумен совершал Божественную литургию и все эти семь дней Сергий
ничего не вкушал, кроме просфоры. Ликовала душа Сергиева и горела
Божественным огнем! Семь дней протекли как один день; настало время
прощаться со старцем. И остался Сергий один. Нет, не один. С Богом.
Учитель: «Никогда, во всю свою жизнь, он ни на что не жаловался, ни на что
не роптал, ни унывал, ни скорбел: нет! Он всегда и всем был доволен, при всех
своих недостатках и нуждах; во всем был спокоен, при всех искушениях и
скорбях человеческих». Слайд 19.
10-й ученик: Бесы нередко являлись Преподобному в виде диких зверей и
разных чудовищ, готовых его растерзать; после таких приведений страх
настоящих зверей пустынных был для него уже «последним из страхов». Стаи
голодных волков рыскали около его жилища и выли по целым ночам; зловещим
огнем горели в темном лесу их страшные глаза вокруг уединенной кельи;
иногда заходили сюда и другие, более страшные обитатели пустынных лесов –
медведи. Невольный страх на минуту овладевал сердцем пустынника при
мысли о беспомощном одиночестве; но он тотчас же ограждал себя молитвою,
и этот страх переходил на самих зверей, которые удалялись в глубину дебрей
лесных, не сделав ему никакого вреда. Слайд 20.
Раз угодник Божий увидел пред своею хижиной большого медведя и, примечая,
что он не столько свиреп, сколько голоден, сжалился над зверем: пошел в свою
келью, взял там кусок хлеба и предложил медведю этот пустынный обед. Зверь
полюбил пустынника и часто, приходя к келье, ожидал обычного угощения и с
ласкою посматривал на подвижника. Иногда лесной гость долго не уходил. А
Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение. Он
делил со зверем последний кусок, а иногда сам оставался без пищи. Дикий
зверь слушался праведника. Слайд 21.
Учитель: Этот случай говорит о том, что Сергий Радонежский был
добродетельным человеком. «Чего не может сделать добродетель? –
рассуждает святитель Платон. – Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от
жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость
преложить в кротость и покорность». Слайд 22.
Слайд №
11-й ученик: О Сергии стала распространяться молва, что, дескать, живет в
лесу праведник. А иначе бы он не выжил и не выдержал бы такой жизни.
Святой человек. И стали собираться к нему монахи. Ведь когда идет молва о
человеке, к нему тянутся, всем интересно, что же это за человек: пойдем,
посмотрим, поговорим с ним. А может, будем рядом с ним строить свою
келью? И вот вокруг Сергия появляется небольшая община из двенадцати
человек. Апостольское число. Они строят церковь. Деревянную небольшую
церквушку во имя Святой Троицы. Слайд 23.
Это очень важный момент. Дело в том, что в то время на Руси очень мало было
храмов, посвященных Святой Троице. Три ипостаси Божества, Бог един в трех
лицах. Поэтому храмы предпочитали посвящать Успению Божьей Матери,
Рождеству Божьей Матери, Воскресению Христову, Николаю Чудотворцу, а
храмов в честь Троицы практически не было в то время. Культ Святой Троицы
берет свое начало от преподобного Сергия. Храм Святой Троицы
воплощает в себе призыв к единению земли Русской.
При слове Троица мы сразу же вспоминаем икону Андрея Рублева. Слайд 24.
Икона Андрея Рублева – это идеальное воплощение самой идеи культа
Троицы. Три ангела, между ними полное единство, они любят друг друга,
объединены общей любовью, общим чувством.
12-й ученик: Сергий не хотел быть даже игуменом. Он больше всего боялся
властолюбия. «Простите меня, отцы мои и господие, - так говорил он, - кто я
грешный, чтобы быть мне иереем Божиим? Как дерзну я на такое служение,
пред которым со страхом и трепетом преклоняются и сами Ангелы? Нет, это
выше меры моей, отцы мои; я еще не начинал жить по-монашески: как же я
осмелюсь коснуться святыни Божией? Вот мое дело: плакать о грехах моих,
чтобы вашими же святыми молитвами достигнуть оного края желаний, к
которому стремится от юности моя грешная душа». Он понимал, что люди
относятся к нему, как к старшему, потому что он основатель этого монастыря.
Но он старался никогда не быть начальником в том смысле в каком
общепринято: распоряжается, командует, кого-то наказывает, поощряет, его
боятся. Его авторитет в общении держался на духовных принципах. Он всем
был как отец, старший брат. Слайд 25.
Учитель: Это была уникальная община. Здесь возродился дух братской любви,
единомыслия. Простые, но трудно исполнимые вещи: не делай другому того,
что не хочешь, чтоб сделали тебе. Это было удивительно, ведь в монастырях
того времени процветало властолюбие, корыстолюбие, жадность, ссоры,
склоки.
12-й ученик: Стали говорить, что в нашей земле живет праведник. А
появление праведников означало, что Господь любит русскую землю, он
послал праведника, а может, не одного, а двенадцать. Появление настоящих
праведников - это был знак того, что возвращается милость Божья. Знаете, как
раньше писали на колоколах: Если с нами Бог, то кто против нас.
1354 году вводит в монастыре общежительный устав. Монахи возвращаются к
традициям Киево – Печерской лавры: равенство, строгая дисциплина.
13-й ученик: И вот здесь следует отметить, что не всем нравилась
подвижническая деятельность Сергия. Многие считали его деятельность
вредной, что он слишком много на себя берет. Даже его родной брат, который
ушел от него из леса, теперь возвращается и говорит ему: « А помнишь? Кто
первый сюда пришел? Я буду здесь начальником!» И Сергий отвечает:
«Хорошо! Не будем ссориться, я не хочу вносить в нашу общину раздор».
И Сергий, не желая раздора в общине, уходит из монастыря. Ночью. Не говоря
никому, куда он идет. Он поселяется в глухих лесах на реке Киржач. Там
основывает маленькую келью, хижину. Его долго не могут найти братья, но
потом они узнают, где он. И здесь происходит интересная вещь: он
отказывается вернуться в свой монастырь, потому что не хочет конфликтов с
братом. Ведь часть монахов поддерживали его, а часть Стефана. И тогда в дело
вмешался митрополит Алексий – глава русской церкви. Он очень внимательно
следил за деятельностью Сергия. А когда нужно было, то он его поддерживал.
Митрополит Алексий властью своей отправляет своих представителей в
лесную келью и передает свой приказ как главы церкви: немедленно вернуться
в свой монастырь. Все те, кто не хотел новых порядков были властью
митрополита переселены в другие обители. Таким образом, благодаря
митрополиту, конфликт был исчерпан и развитие Троицкого монастыря
продолжалось под властью Сергия. Слайд 26.
14-й ученик: У преподобного Сергия было много учеников, почти все они
причислены к лику святых. С возрастом он становится авторитетнейшим
духовным наставником. Он основал около двадцати новых монастырей. А его
ученики основали ещё сорок монастырей. Монахи в таких монастырях ни в чем
не нуждаются, они работают. У них строгая дисциплина, они прекрасные
хозяева. Многие монастыри были основаны в таких местах, где люди вообще
не жили. С помощью монастырей идет освоение новых пустынных территорий.
Слайд 27.
Когда митрополит Алексий приближался к концу своего жизненного пути
в 1378 году, он предложил Сергию стать митрополитом. Он не видел вокруг
себя более достойного человека, чем преподобный Сергий. Митрополит вызвал
к себе Сергия и начал мягко говорить о том, что надо подчиняться церковной
дисциплине, делать то, что говорят старшие. Митрополит снял с себя золотой
крест на цепи золотой и одел на Сергия в знак того, что хочет передать ему
свою власть. Сергий посмотрел, все понял и сказал: » Святой отец, никогда не
был я златоносцем, с юных лет я золото не носил, а уж под старость и подавно
не буду!» И он снял с себя крест и отдал митрополиту. Сергий понимал, что его
место в Троицком монастыре, там он делает великое дело. Слайд 28.
15-й ученик: Летом 1380 года, когда полчища монголо-татар во главе с
Мамаем надвигались на Русь. У Дмитрия Донского не хватало сил для
сопротивления. Единственный шанс состоял в том, чтобы собрать народное
ополчение. Но для того, чтобы собрать народное ополчение из крестьян,
ремесленников, нужно было, чтобы эта война была священной войной. Не
просто очередная военная стычка, а священная война за веру. И чтобы объявить
эту священную войну, нужно было благословение очень авторитетного
человека. И, конечно же, самым влиятельным и авторитетным человеком того
времени был преподобный Сергий. Поэтому Дмитрий Донской поехал к нему,
хотя у них были очень сложные отношения. Дмитрий был очень сложный
человек, у него были конфликты с церковью. Но здесь все конфликты были
забыты. Сергий дает благословение Дмитрию Донскому на войну с
полчищами Мамая, потому что понимает значение этой ситуации для
жизни всего русского народа. Слайд 29.
Более того Сергий не только благославляет Дмитрия Донского на войну с
неприятелем, но и дает ему двух иноков Пересвета и Ослябю. Мир же был
маленький, все знали друг друга. И когда видели рядом с Дмитрием двух
иноков, то всем было ясно, что это благословение преподобного Сергия
Радонежского. Ведь иноки не могут выйти из монастыря без благословления
игумена. А раз они рядом с Дмитрием, значит они посланы игуменом. Эти два
инока участвовали в 1380 году в Куликовской битве. Один из них погиб в
поединке в начале сражения. Благодаря этому благословлению Дмитрию
Донскому удалось собрать войско, которое позволило ему выиграть это
историческое сражение и начать героическую эпопею борьбы русских земель за
независимость. И русский народ воспрянул духом, в нём стала
пробуждаться вера в свои нравственные силы, и открылась перспектива
национального возрождения. Слайд 30.
Учитель: Как сообщает Епифаний Премудрый, в трудах, воздержании и
молитве преподобный достиг глубокой старости и о смерти своей
предуведомил братию монастыря:
«Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил
игуменство своему самому любимому ученику … по имени Никон».
После того как он дал наставления новому игумену, «Сергий …
безмолвствовать начал». Незадолго до кончины Сергий, «видя, что он уже к
Богу отходит», в последний раз призвал братию для беседы и наставлений, а
«перед самой смертью …он тела и крови Владыки причастился.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Слайд 31.
Завещанием монастырской братии остались его предсмертные наставления:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту
душевную и любовь нелицемерную…», «Любовью и единением
спасёмся». Слайд32.
Учитель: Работа в группах
Историки:
Какие духовные качества в Сергии вы считаете наиболее важными?
Свидетелем каких исторических событий стал Сергий?
Аналитики:
Какие чудеса совершал Сергий?
Роль Сергия Радонежского в объединении русских земель и его духовная роль в исходе
битвы над монголо-татарами.
Психологи:
Что помогло выжить Сергию Радонежскому в сложных условиях одиночества?
Почему один брат стал святым, а другой – нет?
16-й ученик: А знаете ли вы, что с воссоединением Крыма с Россией площадь
страны увеличилась, и географический центр страны немного сместился.
Совсем недавно в новой точке установили и освятили памятный знак –
Поклонный крест в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Слайд
32.
Символично, что 1992 год, когда определён географический центр молодой
Российской Федерации, был объявлен ЮНЕСКО Годом Сергия Радонежского,
а в этом году мы отмечаем 700-летие святителя. И не случайно здесь и
Поклонный крест, и часовня в память о Сергии Радонежском. Его главная
заповедь «Любовью и единением спасёмся» всегда актуальна для
многонациональных народов России. У нас на полуострове, в Симферополе,
Был открыт памятник преподобному собирателю земель русских. Слайд 33.
Ведь именно он, Варфоломей Кириллович Иванчин или Сергий Радонежский,
стал истинно народным святым. Слайды 32-33
Учитель: Всплеск патриотизма, единства народов великой Руси, как это было в
далёком 14 веке, мы переживаем и сейчас после «Крымской весны». Примером
своей жизни Сергий Радонежский пробуждает в человеке все те качества,
которые заложены в природе человека с детства. Слайд 34.
Он помогает нам открыть глаза на самих себя. Каждый человек может сделать
очень многое. Может ли жизнь преподобного Сергия Радонежского быть
примером для людей 21-го века? (Учащиеся пишут ответы на разноцветных
«человечках» из цветной бумаги, зачитывают свои ответы и все прикрепляют
на доску)