Внеклассное мероприятие "Математический марафон" 5-7 класс

Внеклассное мероприятие по математике «Математический
марафон» для обучающихся 5-7 классов
Цель игры: развитие интереса к изучению математики; развитие
сообразительности, любознательности, логического мышления, творческих
способностей; воспитание познавательных интересов, взаимопонимания.
Оформление зала:
стенгазеты на тему «Великие математики»;
высказывания о математике;
презентация.
Подготовка: заранее выбираются ведущие станций из числа учителей-
математиков и обучающихся старших классов, на дверях кабинетов
вывешиваются названия станций, подготавливается всё необходимое для
каждой станции; для команд подготовить маршрутные листы; для жюри
листы оценивания, грамоты; жетоны двух цветов жёлтые (командный
зачёт) и красные (личное первенство).
В игре участвуют команды в состав которых входит весь класс. За
неделю до проведения мероприятия все команды получили домашнее
задание:
1. Выбрать капитана, придумать название команды.
2. Подготовить визитную карточку.
3. Нарисовать стенгазету на тему «Великие математики».
4. Подготовить номер художественной самодеятельности на
математическую тему.
В начале игры все команды собираются в актовом зале. Двое ведущих
открывают игру стихотворением.
1 ведущий:
Почему торжественно вокруг,
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о, царица всех наук,
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
2 ведущий:
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь,
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ведущий:
О, математика!
Начало всех начал!
Ты кладезь знаний сокровенных
И даже бог, что этот мир создал,
Был математик, несомненно.
2 ведущий:
Он мира рассчитал пути,
Гармонию земли и неба
И траекторию светил,
И скорость прорастания хлеба,
И скорость продвижения света.
1 ведущий:
В наших всех земных делах
Родная держится планета,
Не на метрических китах,
А математики в томах.
2 ведущий:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Математика!
1 ведущий:
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает математика!
2 ведущий:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать,
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика!
Ведущие представляют членов жюри, объявляют 1 конкурс
«Визитка».
Выступление команд.
Ведущие объявляют 2 конкурс «Путешествие по станциям» и
вручают капитанам команд маршрутные листы (Приложение 1).
В это время жюри оценивают 3 конкурс «Стенгазета на тему «Великие
математики».
Команды должны пройти семь станций и набрать как можно больше
жёлтых жетонов для команды и красных жетонов личного первенства для
победы в номинации «Интеллектуал – 2012»
1. Станция «Пой, ласточка, пой!»
Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в которой будет
математический термин.
(Включаются фонограммы – небольшие отрывки музыкальных
произведений).
1. «Учат в школе» («к 4 прибавить 2»)
2. «Вместе весело шагать по просторам» («Раз – дощечка, два –
дощечка »)
3. «Крокодил Гена» («и подарит 500 эскимо»)
4. «В траве сидел кузнечик» («он ел одну лишь травку»)
5. «Дважды два четыре»
6. «Пять минут»
7. «Тридцать три коровы»
8. «Жили у бабуси» («два веселых гуся»)
9. «Три белых коня»
10. «Миллион алых роз»
Если команда отвечает хором, то получает только жёлтый жетон, а
если кто-то один, то получают 2 жетона – желтый в командный зачет и
красный в зачёт личного первенства.
2. Станция «Танграм»
Немного истории.
Местом где была изобретена игра несомненно является Китай. Дата
создания может быть определенна приблизительно 18 век. Первой известной
древней книгой по танграму является «Собрание фигур из семи частей»
(Китай 1803 г.). Издана она была на рисовой бумаге. Книги, изданные в
Европе, были лишь отчасти оригинальны, а в своей основе имели китайские
источники.
Танграм одна из множества вариаций игр в основу которых
положено решение логических геометрических задач на разрезание.
Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число
элементов. Они создают исходный материал, из которого требуется сложить
ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов
порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и
объемных.
Об авторстве первого решения задачи на разрезание говорить в
принципе невозможно, т.к. первым человеком, который столкнулся с такой
задачей был кто-то из первобытного общества. Это было при создании
первых образцов одежды нужно было разрезать шкуру животного.
Команда рассаживается за парты по два человека и каждый получает
по комплекту разрезанного специальным образом квадрата.
Используя все фигуры, надо сложить заданный рисунок в течение 3
или 5 минут (задание засчитывается только при полном его выполнении).
Здесь также выдаются жетоны двух цветов.
3. Станция «Интеллектуальная разминка»
Ведущие задают по порядку вопросы, а команды по одному отвечают,
зарабатывая личные и командные жетоны.
1. Число десятков в тысяче (100)
2. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании
(100)
4. Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
5. Цифры третьего разряда (сотни)
6. Сколько вершин у куба (8)
7. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
8. Число из которого вычитают (уменьшаемое)
9. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи
натурального числа (ноль)
10. Сколько килограммов в половине тонны (500)
11. Число, на которое делят (делитель)
12. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
13. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько
партий сыграл каждый (2)
14. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
15. Результат деления одного числа на другое (частное)
16. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего»
(ноль)
17. Тысячная доля килограмма (грамм)
18. Единица исчисления равная семи дням (неделя)
19. Седьмой месяц года (июль)
20. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество)
21. Седьмая нота октавы (си)
22. Седьмая буква алфавита (е)
23. Седьмая буква в слове «электрификация» (и)
24. Семь героев русской народной сказки “Репка
25. Автор сказки “Цветик – семицветик» (Валентин Катаев)
26. Назовите 7 цветов радуги
27. Что идет за миллионом (триллион)
4. Станция «Смекалистых»
1. За 2 минуты составить как можно больше слов
(существительных, ед. числа) из букв слова математика
2. За 2 минуты вспомнить как можно больше пословиц, в которых
есть числа.
Здесь можно заработать только жетоны жёлтого цвета.
5. Станция «Разведчики»
Ведущие: Ваша команда отправляется в разведку по нашей школе.
Время у вас ограничено – 5 минут. За это время вы должны успеть вернуться
на нашу станцию и дать ответы на вопросы:
1. Из скольких ступенек состоит школьная лестница?
2. Сколько плафонов (ламп) в коридорах нашей школы?
3. Сколько окон освещает коридоры нашей школы?
Здесь можно заработать только жетоны жёлтого цвета.
6. Станция «Верная рука и точный глаз»
На каждое задание сначала капитан команды выбирает 5 человек для
того, чтобы заработать командный жетон (один из 5 должен выполнить
задание точно). Затем все члены команды выполняют эти же задания, чтобы
заработать жетоны личного первенства.
Задания:
1. От мотка ниток отрезать ножницами 1 метр ниток.
2. На доске мелом нарисовать окружность от руки.
7. Станция «Спички»
На столах лежат спички. Участники выполняют задания и
зарабатывают жетоны красного цвета (тот, кто первым выполнит задание) и
жёлтого, если хотя бы 1 член команды выполнит задание.
Задания:
1. Выложить пример и исправить ошибку, переложив только 1
спичку: VI IV = IX
Ответ: V + IV = IX или VI +IV = X
2. На столе лежит три спички. Сделайте из них четыре.
Ответ: III => IV
3. Лежит пять спичек. Прибавьте к ним еще пять спичек так, чтобы
получилось «три».
Ответ:
4. Приложите к 4м спичкам 5 спичек так, чтобы получилось «сто»
Ответ:
5. Фигура составлена из восьми спичек. Снимите 2 спички так,
чтобы получилось три квадрата.
Ответ:
Капитаны команд подводят итоги – считают общее количество
командных баллов (жёлтых жетонов), которое заработали на маршруте и
считают жетоны личного первенства, все результаты записывают в
маршрутный лист и сдают жюри.
Ведущие объявляют 3 конкурс «Номер художественной
самодеятельности на математическую тему»
Подведение итогов, награждение.