Конспект урока "Серебряный век русской поэзии. «Этот мир очарований, этот мир из серебра...»" 11 класс
ТЕМА. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ. «ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ
МИР ИЗ СЕРЕБРА…»
Ц е л и :
дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков,
установить хронологические рамки эпохи « серебряного века», определить предпосылки ее
возникновения, познакомить с понятием «серебряный век», охарактеризовать основные
направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм , имаженизм, их художественные
особенности. Кратко рассмотреть манифесты названных литературных течений.
Развивать у учащихся навыки подготовки сообщений и публичных выступлений, умение
конспектировать лекцию, работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать,
обобщать.
Воспитывать у учащихся интерес к истории и культуре своей страны, эмоциональную
отзывчивость на поэтическое слово, картину.
Тип урока: вводное занятие
Форма проведения: урок-семинар
Оборудование: репродукции картин художников-модернистов, плакаты с высказываниями
модернистов, портреты поэтов, задания для групп, опорные конспекты, записи романсов А.
Вертинского «Среди миров в мерцании светил...» на стихи И. Анненского, «Зимний ветер
играет терновником...» на стихи А. Блока, «Классические розы» – И. Северянина, «Темнеет
дорога приморского сада...» – А. Ахматовой, скатерти, цветы, презентация, вывеска с названием
кафе, афиша.
Учащиеся распределены на 4 условные группы ( символисты, акмеисты, футуристы,
имажинисты). Каждая группа подготовила сообщение .
Х о д у р о к а
Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в
тот, и в другой – люди друг друга стоят. Вряд ли первые
другой природы, чем вторые.
Н. Оцуп
I. Вступительная беседа.
Серебряный...
-Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
- Серебряные украшения, серебряная посуда... Серебряный ручей, серебряный голос...
Серебряный век…
-Как вы понимаете это сочетание?
-Что вы знаете об этом явлении в русской литературе?
II. Слово учителя.
а) Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX
столетия, на самом деле истоком своим имеет столетие ХIХ и всеми корнями уходит в «век
золотой», в творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды... Как справедливо пишет
один из исследователей русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начинали листать
черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века... С девяностых годов начался
литературный посев, принесший всходы».
Сам термин «серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было
предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией
модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии»
(1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962)
вошло в литературный оборот окончательно.
Если исходная граница «серебряного века» дискуссионной не является (она примерно
совпадает с хронологическим рубежом столетий), то финал разными исследователями
прочерчивается по-разному. Так, Ин. Анненский ушел из жизни в 1909 году, а И. Бунин – в
1953-м, притом, что и тот, и другой не могут быть изъяты из общего контекста «серебряного
века». Вадим Крейд трактует конечную границу явления в историческом плане:
«Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века
после этого не было, как бы нас ни хотели уверить. В двадцатые годы еще продолжалась
инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не
двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться.... Каждый ее активный
участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты
росли, как грибы после грибного дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без
атмосферы – и творческие индивидуальности – каждый в отдельной замкнутой келье своего
творчества. По инерции продолжались еще некоторые объединения... но и этот постскриптум
серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева».
Поэт-философ Владимир Соловьев с проницательностью очертил трудную задачу
художника нового времени:
Все, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с новой силой
Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин...
Времен не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.
Процитировано стихотворение «Ответ на «Плач Ярославны», что само по себе достаточно
характерно, ибо вся поэзия «серебряного века», жадно вобрав в себя наследие Библии,
античную мифологию, опыт европейской и – шире – мировой литературы, теснейшим образом
связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями, частушками. В этих стихах
В. Соловьева как бы закодированы и другие важнейшие тенденции символизма как
литературно-философского направления модернизма: поэтика намека и иносказания,
эстетизация смерти как живого начала, знаковое наполнение обыденных слов.
Владимир Соловьев стоял у истоков русского серебряного века как старт для
духовного взлета целой культурной общности творцов.
Среди модернистов было заметно сильное влияние французской поэзии. Поэтам
серебряного века дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса вне их
привычной иерархии. «Славлю в равной мере Капельку и море», – пишет один символист, а
другой откликается: «И Господа, и Дьявола хочу прославить я...»
В эту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи
и доклады. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было
немало общего в творческих исканиях, эстетических установках. Поэтому в кафе звучала и
музыка.
( Включить записи романсов А. Вертинского «Среди миров в мерцании светил...» на стихи
И. Анненского, «Зимний ветер играет терновником...» на стихи А. Блока, «Классические розы»
– И. Северянина, «Темнеет дорога приморского сада...» – А. Ахматовой, «Над розовым морем»
– Г. Иванова и др.)
Вот свидетельство об этом одной из современниц:
«В Москве местом встреч и деятельности разных литературно-артистических групп был
Литературно-Художественный кружок. Его много ругали, но все туда шли. У старой
реалистической школы была «Среда», у символистов – «Общество свободной эстетики», там
самодержавно главенствовал Валерий Брюсов... Публика в Литературно-Художественном
кружке, кроме писателей и артистов, была очень разная. Она состояла главным образом из
поклонников литературы и искусства» (из воспоминаний Л. Рындиной в книге «Воспоминания о
серебряном веке» (М.: Республика, 1993).
В 1912 г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал – называли по-разному) «Бродячая
собака», стены которого были расписаны С. Судейкиным.
«Бродячая собака» стала излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников,
артистов. Там читали стихи Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С.
Городецкий, В. Маяковский.
А. Ахматова вспоминала впоследствии:
Да, я любила их, те сборища ночные, –
На маленьком столе стаканы ледяные.
Над черным кофием пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар...
III. Индивидуальные сообщения учащихся.
Выступают представители литературно-художественных направлений.
1.Символисты.
1-й ученик. Название "символизм" происходит от греч. Symbolon условный знак. В Древней
Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их
обладателям узнать друг друга в далеком месте. В искусстве – предметный или словесный знак,
условно выражающий суть какого-либо явления.
Философской основой русского символизма стала философия Владимира Соловьева, в
стихотворении которого идея вторичности реального и первичности идеального нашла
законченное воплощение:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий-
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете-
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Теоретическая основа русского символизма – ст. Д.Мережковского «О причинах упадка и о
новых течениях современной русской литературы»
2-й ученик.СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью
искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим
началом является “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием
символизма является символ – многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ – окно в
бесконечность).
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением.
Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе “старших символистов”, которые понимали
символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже
географически. Московское крыло группировалось вокруг В.Брюсова. Главный принцип их
эстетики - “искусство для искусства”. Характерен афоризм Брюсова: “Создание искусства -
приотворенные двери в вечность”.
Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу
самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и
смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов - это язык
молитв, откровений, прорицаний, тайн.
3-й ученик. Эстетика символизма:
1) За грубой и скучной повседневностью скрывается таинственный идеальный мир, который
можно раскрыть только при помощи символов-намёков;
2) Задача поэзии – выразить всю жизнь через эти символы особым языком, богатым
поэтическими интонациями;
3) Только искусству дано приникнуть в суть бытия, так как оно способно постичь мир
всесильной интуицией.
Основные черты символизма:
Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики,
существующего по законам Вечной Красоты;
Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений,
иносказаний;
Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание;
Поэт – творец идеальных миров – мистического, космического, божественного;
Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость
слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов.
4-й ученик. Старшие символисты:
Уход в ирреальность
Поэт маг, шаман, мистик, демиург (творец Вселенной)
Интерес к экзотике, средневековью
История – порочный, замкнутый круг
Зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений
Ф.Сологуб, К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Соловьёв.
Младосимволисты:
Преодоление разрыва реальностьи с ирреальностью
Поэт – пророк, медиум, теург (преобразователь Вселенной)
Интерес к экзотике, романтике
История – эволюционный направленный процесс
Образность символов, интуитивное постижение
А.Белый, И.Анненский, Вяч.Иванов, А.Блок, Ю.Балтрушайтис
5-й ученик.Историческое значение русского символизма велико. Символисты четко уловили и
выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала
нашего столетия. Все их творчество несет в себе романтический порыв к миропорядку в
царстве свободы и единения людей. Это были люди высочайшей культуры - поэты и прозаики и
одновременно философы, мыслители. Эрудиты, люди обширных знаний Брюсов, Бальмонт,
Анненский, Сологуб, Белый, Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы
стиха, его словарь, ритмику, эстетические, краски. Они научили нас видеть, понимать,
чувствовать поэзию как особую идейно-художественную ипостась литературы. И даже лидер
акмеистов Н. Гумилев при всем неприятии эстетической платформы символистов в целом
называл В. Брюсова своим учителем.
Россия на рубеже XIX и XX веков была на подъеме, это было время культурного ренессанса,
т.е. возрождения; и в XX век она вступала уверенно, имея очевидные достижения.
Выступения акмеистов.
1-й ученик. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. В десятых годах
ряды символистов покидает молодежь, образуя объединение акмеистов, противопоставивших
себя символистской школе. Но, вернее будет сказать, что символизм как течение в русской
литературе, исчез с приходом революционного 1917 года.
В 1912 году сборником "Гиперборей" заявило о себе новое литературное течение, назвавшее
себя акмеизмом (от греческогоакмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета).
Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты:
Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин.
АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие
внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Акмеизм возникает в период, когда символистская школа была на излете, возникает на
платформе отрицания отдельных программных положений символизма и, в частности,
его мистических устремлений.
Однако своим рождением акмеизм обязан прежде всего символизму, и Н. Гумилев
справедливо именует своих собратьев "наследниками достойного отца". "Собратьями" Н.
Гумилева стали поэты С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут,
которые и объединились в группу "Цех поэтов" В 1911-1914 годах у них, кроме журнала
"Аполлон", издававшегося С. Маковским, были свои печатные органы - журнал
"Гиперборей" и различные альманахи. Организаторами группы и теоретиками нового течения
были Николай Гумилев и Сергей Городецкий.
2-й ученик.Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозглашали высокую
самоценность земного, здешнего мира, ею красок и форм. С. Городецкий писал: "После всех
"неприятий" мир бесповоротно принят акмеизмом, по всей совокупности красот и безобразий...
Если это борьба с символизмом, а не занятие покинутой крепости, это есть, прежде всего
борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету
Землю".
Итак, одна из первых заповедей акмеистов - поклонение Земле, Солнцу, Природе.
Из нее следует вторая, близкая к ней: утверждение первобытного начала в человеке,
прославление его противостояния природе. М. Зенкевич писал: "Современный человек
почувствовал себя зверем, Адамом, который огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все,
что увидел, и пропел жизни и миру аллилуйя".
Каждый из акмеистов считал своим долгом прославить первочеловека - Адама
Третья заповедь акмеистов также соотносится с первыми двумя: утверждение
крайнего индивидуализма связано с образом человека, который оторван от родины, это тот,
"кто дерзает, кто ищет, кому опостылели страны отцов.
Как и символисты, акмеисты не избежали влияния модных философских учений и одно из них -
экзистенциализм - о бесперспективности революционной борьбы и нравственного
усовершенствования человека. Н. Гумилев писал: "Бунтовать же во имя иных условий бытия,
где есть смерть, так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним - открытая дверь". А
его сильный и мужественный герой жалуется: "Мне суждено одну тоску нести...".
Постепенно формировался свой поэтический стиль. Стихи акмеистов отличались сжатостью,
спрессованностью слова, строгим равновесием плотной, литой строфы, любовным
обращением с эпитетом, зримой конкретностью и пластикой в лучших своих
проявлениях.
3-й ученик.Эстетика акмеизма:
— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от
земли;
— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека,
природу;
— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Рабле в воспевании тела;
3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Готье в воспевании силы искусства.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой
конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации,
«тоска по мировой культуре».
Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность
языка);
— лирический сюжет и изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.
Выступление футуристов
1-й ученик.Футуризм является формалистическим направлением в искусстве начала XX века.
Родиной его признано считать. Италию, где это модернистическое течение провозгласили
искусством будущего, а его идейным отцом - писателя, проповедника милитаризма, расизма, а
позже и фашизма - Маринетти.
Русский футуризм возник в результате того идейного кризиса, который охватил известные
круги русской интеллигенции после поражения революции 1905 года. Футуризм был
подготовлен общим кризисом буржуазного искусства, и прежде всего кризисом символизма.
Футуризм возник как альтернатива символизма, как течение, резко отрицавшее его
эстетические принципы. И первый футуристический манифест был направлен прежде
всего против символистов.
2-й ученик. Однако бунтарские устремления футуристов, конечно, далеки были (возможно, за
исключением В. Маяковского) от подлинной революционности, больше смыкаясь с анархо-
нигилистическими настроениями. Находясь же в оппозиционном лагере по отношению к
господствующей буржуазной литературе, привлекли к себе интерес М. Горького, а в условиях
Октябрьской революции такие поэты-футуристы, как Маяковский, Каменский, Хлебников,
Асеев, безоговорочно стали на сторону революции.
Основные принципы футуризма были сформулированы впервые в манифестах – сборнике
"Пощечина общественному вкусу" (1912) и листовке того же названия (1913). Нигилистические
лозунги провозглашали:
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.
Футуризм очень скоро стал модным явлением, и наряду с основной группой кубофутуристов
"Гилея" появились различные объединения и групки: "Ассоциация эгофутуристов", "Мезонин
поэзии", "Центрифуга".
Горький указывал на то, что "русского футуризма" нет как единого направления, а есть
отдельные талантливые писатели. "Живое" слово В. Хлебникова, социальная острота поэм В.
Маяковского, завораживающая музыка И. Северяни
3-й ученик. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных
авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых
норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской
направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства
будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего
художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма»,
которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства»..
Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов
он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался
в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым,
необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала.
Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие
и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.
4-й ученик.Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы,
совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях
творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы,
кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки
и ничевоки поразили воображение публики.
Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников,
В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время
многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических
изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом
обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали
то, к чему стремились футуристы.
5-й ученик. Эстетика футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное
в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области
ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного»
языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Русские футуристы имели четыре основные группы:
• кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
• эгофутуристы (Игорь-Северянин);
• «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
• «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).
Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.
3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, “язык — часть природы”.
4. “Словотворчество и словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.
Футуристические сборники и манифесты:
“Дохлая луна”
“Доители изнуренных жаб”
“Молоко кобылиц”
“Рыкающий Парнас”
“Идите к черту”
“Пощечина общественному вкусу”
6-й ученик. Публичные выступления футуристов были вызывающими:
К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне
обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных
банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.
Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
Эксперимент по созданию заумного языка.
7-й ученик. Выступление имажинистов.
Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение,
возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной
практики футуризма.
Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление
было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной
направленности ничего общего с революцией не имело.
Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и уже оттуда был
пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он
значительно отличался от имажинизма западных поэтов.
Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма.
«Имажинизм» как один из приемов художественного творчества широко использовался не
только футуризмом, но и символизмом. Новым было лишь упорство, с которым имажинисты
выдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии — и содержание и форму.
Есенин писал: «В 1919 г. я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм
был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой
почвы и умерла сама собой…»
Итог теоретической и практической деятельности группы подвел Шершеневич в статье
«Существуют ли имажинисты?» Признав, что «имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как
школы», он так объясняет его кончину: «Это произошло в силу объективных причин, лежащих
вне поэзии. <...> Сущность поэзии переключена: из искусства он превращен в полемику. <...>
От поэзии отнята лиричность. А поэзия без лиризма это то же, что беговая лошадь без ноги.
Отсюда и вполне понятный крах имажинизма, который все время настаивал на поэтизации
поэзии».
8-ученик. Основные признаки имажинизма:
— главенство «образа как такового»;
— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие
художественности;
— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии,
так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять
собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
IV. Творческое задание.
– Вспомните начало урока. Был задан вопрос: что вы знаете о серебряном веке русской
поэзии? Сравните свои знания об этом в начале и в конце нашего урока. Запишите свои
рассуждения.
Домашнее задание.
Познакомьтесь с творчеством Валерия Яковлевича Брюсова. Прочитайте стихи (по выбору):
«Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик»,
«Грядущие гунны», «Городу», «Хвала человеку» и другие. Попробуйте самостоятельно
определить тематику и проблематику произведений этого поэта.
О п е р е ж а ю щ е е з а д а н и е : среди авторов серебряного века выберете того, о ком вы
могли бы сказать: «Мой любимый поэт».
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "А.Н. Островский «Снегурочка»" 8 класс
- Конспект урока "А.Н. Островский «Снегурочка»" 8 класс
- Презентация "Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова"
- Конспект урока ""...Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" Ю. Айхенвальд" 10 класс
- Технологическая карта урока "А.В. Суворов - генералиссимус Российской империи. Описание памятника" 8 класс
- Интегрированный урок "Образ главного героя в древнерусской повести «Слово о полку Игореве» и опере А.П. БОРОДИНА «Князь Игорь»" 8 класс