Презентация "Серебряный век русской поэзии" 9 класс
Подписи к слайдам:
- Работа выполнена учителем русского языка и литературы
- МБОУ СОШ№1 Гиагинского района
- Богатыревой Ириной Николаевнойю
- Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого…
- Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений,
- катастрофичности…
- Двадцатый век…еще бездомней,
- Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней
- Тень Люциферова крыла.
- И отвращение от жизни,
- И к ней безумная любовь,
- И страсть, и ненависть к отчизне…
- И черная земная кровь
- Сулит нам , раздувая вены,
- Все разрушая рубежи,
- Неслыханные перемены,
- Невиданные мятежи…
- А.Блок
- Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
- Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет «…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".
- Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм
- Кубофутуризм
- Эгофутуризм
- Имажинизм
- Конструктивизм
- Вне школ
- Крестьянская поэзия
- Сатирическая поэзия
- «Центрифуга»
- «Мезонин поэзии»
- «ЛЕФ»
- Обэриуты
- Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.).
- «Старшие символисты»
- Д.Мережковский
- З. Гиппиус
- В. Брюсов
- К. Бальмонт
- Юноша бледный со взором горящим,
- Ныне даю я тебе три завета.
- Первый прими: не живи настоящим,
- Только грядущее – область поэта.
- Помни второй: никому не сочувствуй,
- Сам же себя полюби беспредельно.
- Третий храни: поклоняйся искусству,
- Только ему, безраздумно, бесцельно.
- В. Брюсов
- В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
- «Младшие символисты»
- А.Блок
- А.Белый
- . По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
- Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма
- Акмеисты стремились к ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
- Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения:
- Н. Гумилев
- А. Ахматова
- О. Мандельштам
- С. Городецкий
- М. Зенкевич
- В. Нарбут.
- На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов
- Я знаю веселые строки таинственных стран
- Про черную деву, про страсть молодого вождя,
- Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
- Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
- И как я тебе расскажу про тропический сад,
- Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
- Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
- Изысканный бродит жираф
- Н. Гумилев
- Поэты-футуристы:
- Бобров Сергей
- Каменский Василий
- Маяковский Владимир
- Северянин Игорь
- Третьяков Сергей
- Хлебников Велимир
- Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
- Основные признаки футуризма:
- — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
- — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- — поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
- — культ техники, индустриальных городов.
- В.Маяковский
- В.Хлебников
- И Северянин
- Футуристы
- Бобэоби пелись губы,
- Вээоми пелись взоры,
- Пиээо пелись брови,
- Лиэээй пелся облик
- Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
- Так на холсте каких-то соответствий
- Вне протяжения жил лицо. В.Хлебников
- Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма
- Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые годы после революции на основе литературной практики футуризма.
- Поэты-имажинисты:
- Мариенгоф Анатолий
- Шершеневич Вадим
- Крестьянские поэты:
- Бедный Демьян
- Дрожжин Спиридон
- Есенин Сергей
- Клычков Сергей
- Клюев Николай
- Орешин Петр
- Потемкин Петр
- Радимов Павел
- Агнивцев Николай
- Бунин Иван
- Ефименко Татьяна
- Ивнев Рюрик
- Пастернак Борис
- Цветаева Марина
- Шенгели Георгий
- 1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон».
- За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 год — этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху.
- Поэты-сатирики:
- Измайлов Александр
- Князев Василий
- Тэффи
- Черный Саша
- Королева сатиры Тэффи.
- Саша Чёрный.
- «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ)
- Декларировался отказ от традиционных форм поэзии, было заявлено, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного искусства.
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Акмеизм" 11 класс
- Конспект урока "Акмеизм" 11 класс
- Конспект урока "Драма "Бесприданница" "А напоследок я скажу…"" 10 класс
- Презентация "Воспитывает душу слово… ( зачем читать романы и стихи?)" 11 класс
- Конспект урока "Воспитывает душу слово…" 11 класс
- Презентация "Игра-викторина по произведениям А.С. Пушкина" 3 класс