План-конспект урока "Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи" 8 класс
План-конспект урока по литературе в 8 классе
Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи
Цель: Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в
которой они действуют, обнаружить социальные противоречия царской России.
Обучение выразительному чтению.
Уметь выявить авторское отношение к героям, рассуждать о героях произведения с
учетом отношения автора.
Оборудование: Портрет А.Н. Толстого, раздаточно – иллюстративный материал.
Музыка.
План
I. Вступительное слово учителя.
Лев Николаевич Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы
показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что
прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью, держит в
цепких объятиях Россию, и настоятельно необходимо обновление жизни.
Писатель показывает нам отрывок жизни, случай, происшедший давно, но
отвечающий на вопросы современной действительности.
Сегодня на уроке мы будем говорить о контрастном построении рассказа как способе
выражения его идеи. Более детально проанализируем контрастные эпизоды и характеры
действующих лиц.
II. Основное содержание урока
Учащимся поручается провести наблюдение над языковыми средствами, с помощью
которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата (по
плану, записанному на доске).
1.Первая часть рассказа:
- зала у предводителя;
- хозяева бала;
- Варенька;
- полковник;
- Иван Васильевич.
2. Вторая часть рассказа:
- описание улицы;
- солдаты;
- наказываемый;
- полковник;
- Иван Васильевич.
Праздник у предводителя:
- бал чудесный,
- зала прекрасная,
- буфет великолепный,
- музыканты знаменитые,
- мотив мазурки звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У неё сияющее
разрумянившееся лицо с ямочками, ласковые, милые глаза.
Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми
бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой.
Иван Васильевич – доволен, счастливый, блажен, добр, смотрит на танцующих с
восторженным умилением, нежным чувством.
1.Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с
«восторженным умилением»»? (Он влюблен, захвачен праздничной атмосферой званого
вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты)
Звучит легкая музыка
2. Чем особенно пленяла Варенька Ивана Васильевича? (Грациозностью, нежностью,
изяществом, ласковой улыбкой, добротой, исходящей от всего её вида)
3. Чем были так похожи дочь и отец?(Высокие, красивые, румяные лица та же
ласковая, радостная улыбка, улыбались, движения были нежны и у дочери и у
отца)
Сцене «На балу» сопоставлена сцена «Экзекуции», где краски резко темнеют, хотя
студент вначале ещё радостен и счастлив (учащиеся находят описание улицы по книге.
стр.225)
Развертывается страшная картина наказания.(Выразительное чтение эпизода
«Экзекуция»)
Солдаты – черные люди, солдаты в черных мундирах.
Наказываемый – по пояс, привязанный к ружьям, дёргаясь всем телом, шлепая ногами,
сморщенное от страдания лицо, не говорил, а всхлиповал. Тело пестрое, мокрое, красное,
неестественное).
4. Полковник всё тот же? Да, с румяным лицом, белыми усами и бакенбардами.
5. Как выглядит теперь его красота? Теперь, в сопоставлении с окровавленной,
истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядят
кощунственно.
Полковник Наказываемый
«Высокий военный в шинели и «Оголенный по пояс человек, привяз. к руж.
фуражке» Спина-что-то пестрое, мокрое, красное».
«Шел твердой, подрагивающей «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по
походкой» талому снегу, то опрокидывался назад,
то падая наперед»
«Румяное лицо и белые усы и бак.» «Сморщенное от страдания лицо»
«Твердым шагом двигалась высокая, «Спотыкающийся, корчащийся человек»
статная фигура»
Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник
сильной рукой в замшивой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
Эту зловещую размеренность, бездушие, ужас совершающегося рассказчик передает
повторением одних и тех же слов:
«Всё так же падали удары на спотыкающегося, и всё так же били барабаны и свистела
флейта, и всё так же твердым шагом двигалась высокая фигура полковника рядом с
наказываемым.
6.Почему полковник , как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по
отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером?
(На балу полковник на самом деле мил, добр, красив (конечно, по отношению к людям
определенного круга) он внимательный, заботливый отец. И.В. платит отцу любовью и
даже гордится им)
Однако, «воинский начальник типа старого служаки», убежден, что «надо всё по
закону» и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку и, если придет
случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник
искренен и на балу и после бала. Он верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто
преступил закон.
7.Почему сцена экзекуции произвела на Ивана Васильевича такое сильное
впечатление? И как это его характеризует?
(И.В. представлял себе мир праздничным, роскошным, благополучным, а этот случай
показал, что в жизни много страдания, зла, бесправия, угнетения, унижения человеческого
достоинства).
Он никак не мог понять того, кто искренне добр в одной обстановке и искренне зол –
в другой? «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, - размышлял И.В., - Если бы я
знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
«Дойти до корня» И.В. не удалось. До самой старости он не смог постигнуть
механику нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что всё зависит от случая.
Но втайне он догадывался, что дело не в одном офицере, а в каких-то более
основательных социальных причинах.
Человек не может и не должен быть равнодушен к жизни людей, он должен
чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в мире, и мы не можем
отказать И.В. в благородном чувстве общности с людьми, личной ответственности за их
судьбы.
III. Самостоятельная работа по вариантам
1.Какая реплика кузнеца помогает понять его психологическое состояние при виде
происходящего? (О, господи,-проговорил подле меня кузнец)
2. Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции помогают
понять привычность и будничность творимой им жестокости?
(Шел твердой походкой, сильная рука в замшевой перчатке, так как он готов к тому, что
если кто-то оплошает, то он будет его бить по лицу не голой рукой, а «всё по закону» в
перчатке; не дрогнул ни один мускул на лице этого человека)
IV. Обобщение наблюдений об отношении автора к героям и событиям
Л. Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в
душе полковника, не только осуждает его жестокость, но и разоблачает ложные понятия о
долге.
V. Оценки
Домашнее задание
Прочитать статью учебника «Композиция художественного произведения». Выучить
определение понятия композиция (стр.230-332).
Вопросы и задания на стр. 232
Письменно ответить на вопрос: «Как сложилась дальнейшая судьба И.В.? Почему он
не считал свою жизнь прожитой счастливо? Согласны ли вы с этим?
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Педагогическая концепция"
- Методическая разработка к уроку-путешествия "«История одной любви» Тургенев и Франция" 10 класс
- Методическая разработка открытого урока "Горжусь тобой, родное Забайкалье!"
- План-конспект урока "Общественная драма Чацкого… Век нынешний и век минувший…" 9 класс
- Конспект урока "Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века" 10 класс
- Презентация "Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков"