План-конспект урока "Общественная драма Чацкого… Век нынешний и век минувший…" 9 класс

План-конспект урока по литературе в 9 классе
«Общественная драма Чацкого… Век нынешний и век минувший… »
(анализ второго действия, развитие и углубление драматического конфликта
пьесы»
Цели:
Помочь учащимся понять суть личного и общественного конфликтов пьесы,
причину неизбежного столкновения передового человека с миром крепостников,
«негодяев знатных», низкопоклонников, лицемеров.
Воспитание чувства человеческого достоинства и неприятия духовного
конформизма.
Развитие представлений о жанре комедии и комическом искусстве.
Оформление:
Портрет А.С. Грибоедова.
Основное содержание урока.
I. Вступительное слово учителя.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» важной является тема ума. Писатель
показал, создав образ Чацкого, что ум - могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.
Ум Чацкого приводит его к столкновению с фамусовским обществом. Сама проблема ума
в грибоедовское время была актуальна, и понятия «умный», «умник» часто употреблялись
(например, декабристами или близкими к ним людьми) как синонимы понятия
«вольнодумный», т.е. человек независимых, сводолюбивых взглядов. Именно такой ум в
фамусовском обществе расценивался как безумие, сумашествие. Грибоедов в своей
комедии показал горе умного человека, вольнодумца, противостоящего всему косному
фамусовскому обществу.
II. Чтение монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой» (II действие)
Беседа по вопросам:
1) Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к его концу?
Его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого
Фамусова встревожил. От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.
Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь.
Перечисляя предстоящие дела, он приходит в самое благодушное настроение. В самом
деле, предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича,
крестины у докторши.
2) О чем свидетельствует его монолог?
Основы жизни Фамусова-
- рожденье,
- еда,
- смерть.
3) Отыщите приемы создания комического в монологе Фамусова.
III. Наблюдение над развитием драматического конфликта пьесы.
Беседа по вопросам:
1)Из-за чего происходит «схватка» Чацкого с Фамусовым?
Чацкий проницательный человек, умный, от него не укрывается внутреннее
беспокойство Фамусова, спрятанное за его благодушием.
Но раздел между ними обнаруживается. Чацкий готов посвататься. Фамусов выдвигает
условия:
Чацкий должен служить, а главное, перестать быть гордецом. И для образца
появляется Максим Петрович (дать ему краткую характеристику).
Речь Фамусова о нем так наступательна, что Чацкий не может не оборонится. Любя
Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а заговаривая с ним, не может не
отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают.
Звучит монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…»
1) Какие идеалы отстаивает Чацкий? (Защищает те начала жизни, которые ему
дороги и от которых он отказаться не может.)
2) Какова сюжетная роль Скалозуба? Согласны ли вы с мнением Чацкого, что век
«минувший» ушел в прошлое?
В этом монологе проявляется наивность Чацкого, и она в том, что он считает «век
минувший» отошедшим. Чацкий полагает , что «век минувший» уже сделал свои
завоевания:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
И как опровержение этой иллюзии Чацкого появляется Скалозуб. Он немногим
старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего?»
(Ученикам предлагается сопоставить поведение, судьбу, идеалы Скалозуба с воителями
или кумирами «века минувшего»)
Разница невелика.
Скалозуб настолько ничтожен,что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре
Фамусова и Чацкого.
IV. Выяснение смысла понятий «век минувший» и «век нынешний»
Звучат монологи Фамусова («Вкус, батюшка, отменная манера»)
и Чацкого («А судьи кто?...»)
Ответ на вопрос: Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и
Фамусова во II действии комедии?
«Прошедшего житья подлейшие черты»
Это – крепостническая идеология и боязнь изменения старых порядков;
карьеризм и чинопочитание;
оценка людей не по их качествам, а по состоянию и чину;
невежество;
ненависть к просвещению и к передовым людям;
рабское подражание иностранцам;
безделье и узость интересов;
низкий нравственный облик изображенного в комедии косного дворянства.
Учитель: И в обществе, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея» независимость
Чацкого делает его опасным и единым фронтом Фамусов и его единомышленники
поднялись на защиту своих позиций, используя в борьбе против Чацкого обычное для них
оружие сплетню и клевету.
Чацкий гневно обвиняет дворян в презрении к родному языку, к лучшим,
здравомыслящим людям, в отрыве от народа, от национальной культуры.
В доме Фамусова Чацкий одинок. Но это не означает, что у него нет единомышленников.
Вспомним двоюродного брата Скалозуба, князя Федора, профессоров педагогического
института, «упражняющихся в расколах и безверье».
Вопрос: Кто же побеждает в борьбе: Чацкий или общество крепостников.
(Мнения учеников)
Старый мир ещё очень силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий бежит из
дома Фамусова, из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
Казалось бы, герой в борьбе с обществом терпит поражение. Однако мы твердо убеждены
в нравственной, моральной победе Чацкого над старым миром.
Вопрос: Ребята, подумайте и скажите, вышло ли действие комедии за
пределы своего времени?
Ответы ребят:
Фамусовыми, скалозубами, молчалиными стали называть в разные времена
людей различных социальных слоев, похожих на героев комедии.
Обратимся к оценке Чацкого, данной Гончаровым:
(выступление ученика по своему конспекту)
«…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит
умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это
человек не только умный, но и развитой, с чувством».
Прочитаем слова Герцена о Чацком и отзывы А.А. Бестужева и В.Г.
Белинского. (Читаются слова-высказывания учениками по учебнику)
V. Развитие представления учащихся о комическом: мизансценирование явления «Приход
Скалозуба» (комизм ситуации и комизм характера)
Домашнее задание
1. Подготовить чтение наизусть монолога Чацкого «А судьи кто?...»
2. Подготовить ответы на вопросы:
Почему Чацкий до откровенного разговора с Софьей не может поверить, что она
любит Молчалина?
Почему фамусовской Москве «противопоказан» Чацкий и необходим Молчалин?