Открытый урок "Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»)"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа.
Средства создания образа в реалистическом
произведении (по рассказу И.С. Тургенева
«Бирюк»)
Открытый урок в 8классе
подготовила и провела:
учитель русского языка и
литературы:
Салабутина В.В
Кумарейка,2016г.
Средства создания образа в реалистическом произведении (по
рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя с элементами беседы
Тема нашего урока: Средства создания образа в реалистическом
произведении (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»).
Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением И.С.
Тургенева «Бирюк».
Цель урока: При анализе рассказа мы выделим те средства создания
образа, которые являются основными, которые играют важную роль:
помогают составить целостное представление об образе литературного
героя, постараемся понять главную идею произведения.
Задачи урока: Основные образы в «Записках охотника» - это образы
русских крестьян. Попробуем вместе с вами увидеть и понять душу русского
человека.
- Вспомните, какие средства создания образа вам известны?
Интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика, поступки,
характеристика, данная другими персонажами, антитеза, речь,
художественная деталь и др.
-Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются
основными в данном рассказе?
Предлагаю поработать в группах: I. Пейзаж. II. Интерьер. III.
Портрет-коллективно.
Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж,
интерьер, портрет. (Все остальные средства создания образа будут тоже так
или иначе названы).
II. Групповая форма работы
Учитель:
Итак, с чего начинается рассказ? ( Охотника в лесу застала гроза).
Первая группа. Пейзаж. (слайд 4 )
Пейзаж - изображение в художественной литературе картин природы;
пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет
эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное
автору настроение.
1.-Прочитаем строки первой пейзажной зарисовки (двое из группы
читают отрывок наизусть): «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая
туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись
длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный
жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…».
(И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.) (Слайд№ 5,6 +музыка)
-1-
«Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные
капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и
гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
2.-Сколько частей можно выделить в этом небольшом отрывке?
Как бы вы их озаглавили?
I отрывок - «Гроза надвигалась». II отрывок - «Гроза разразилась».
-Какой приём использует автор? (антитезу)
-Рассмотрим, чем отличаются эти описания.
- Какие части речи преобладают в первом фрагменте? Какова их роль?
Преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма
(цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность,
яркость.
- Почему первоначальная картина более яркая?
В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все
краски яркие.
- Какие части речи преобладают во второй части описания?
Краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие
движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и
величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно»,
подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
3.- Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки? (Вопрос классу) (да)
(«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады
туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже
виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие,
быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и
взволнованных ветром, начинали выступать из мрака).
4.-Ребята, назовите тропы (средства выразительности, которые
использует И.С.Тургенев при описании пейзажа?
Эпитеты :лиловая туча, серые облака, жидкие, летевшие облака,
тяжёлые громады туч.
Метафора: Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных
ветром, начинали выступать из мрака.
Олицетворения :туча поднималась из-за леса, ракиты тревожно
шептались и лепетали ,капли дождя застучали, зашлёпали по листьям,
толпились громады туч.
Сравнения: дождь полил ручьями.
5.-Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для
понимания образа главного героя? (первую)(ближе характеру лесника?)
6.- Какую роль играет образ-символ грозы?----слайд №7.
(предвестник чего-то) Во-первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во-
вторых, Бирюк - гроза леса.
В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя
неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии:
-2-
«словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая
фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря
на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик
хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силен, что без труда
«сдернул с места» испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего
человека, «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце
этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо,
гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
7.-Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него
приближен к природе, он как бы является её составляющей.
-Вывод:
-Какую роль играет пейзаж в создании образа Бирюка?
Мы еще раз убедились в том, что Тургенев мастер-пейзажист. Природа
выступает в рассказе средством изображения главного героя. Тургенев
мастерски умел «вписывать» в пейзажи человеческие фигуры, органически
связывая их с природой. Это мы увидели и в рассказе «Бирюк»: главный
герой слит с природой, он её часть.
Вторая группа. Интерьер.(слайд8. )
Интерьер часть изображенного мира художественного
произведения, литературное описание внутреннего убранства
какого-либо помещения. Используется для косвенной
характеристики персонажа
1.-О каком помещении мы будем говорить?(изба)(Слайд№9)
-Сейчас мы вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет
нашему взору? (слайд №10,11)… (Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем.).
2.- Выразительное чтение избы лесника на фоне музыки Свиридова
"Деревянная Русь". Назвать изобразительные средства.
Вопросы.
А каковы же чувства, ощущения автора? («Я посмотрел кругом, -
сердце во мне заныло (метафора); невесело войти ночью в мужицкую
избу»)
Помогла ли вам музыка представить, прочувствовать описание избы?
(Да, музыка как бы нас окунула в ту эпоху и помогла представить
убогость крестьянской жизни)
-3-
3.- Какую роль играет описание интерьера избы? Помогает ли понять
характер героя?
(Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся
обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из
всех углов).
4.-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую
убогость жилища. Найдите её.
(Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая»).
От лучины исходит скудный свет, но она может гореть не только тускло,
печально.
- Как?
(«Ярко», «создавая умиротворённость», «весело мигая», «разливая
тёплый, нежный свет» и т.д.)
- А где она могла так гореть?
(В большой, просторной, чистой избе, где есть достаток, где людям
хорошо живётся).
Физ.минутка: Представьте, что у нас в классе горит не лучина, а
свеча. Выдох, дуем плавно и одинаково. расстояние свечи можно
увеличивать) - приём «голосоведение».
5.- Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С
каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое
мнение.
(«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится
своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к
увиденному: «Я посмотрел кругом сердце во мне заныло: не весело войти
ночью в мужицкую избу»).
В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего
мужика.
Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю
нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё
печальнее прежнего»: «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял
мне дыхание».
- Вывод.
-Какую роль играет интерьер в рассказе?
(Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством
раскрытия образа, помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и
вызывает чувство сострадания к его судьбе).
111.Портрет.(слайд№ 12 )
Итак, давайте вместе попробуем составить портретное описание
главного героя.
Портрет героя изображение в произведении внешности
персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В
портрете отражаются характер героя, его душевные качества и
социальные условия его жизни.
-4-
Домашнее задание было у вас: описание портретных характеристик и
по ходу чтения вы делали записи - это описание Бирюка и мужика
пожалуйста. применяйте их во время анализа.
На вопрос автора: как зовут лесника? Он не только называет себя-
Фома Кузьмич, но и добавляет своё прозвище – Бирюк.
- Почему?
В околотке его, прежде всего, знают как Бирюка. Слышал о нём,
Бирюке, как о человеке смелом, суровом и честном, и автор.
-Напомню вам значение слова «бирюк» (слайд № 13)
Зверь. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком,
одиноко, ни с кем не знаться. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый
- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?
- Чьими глазами мы видим Бирюка? В чём особенность портрета
лесника?
1 Описание-авторское.(Портрет лесника дан глазами охотника-
рассказчика. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого
молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой
замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная
курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо;
из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие
глаза»)стр.197 уч.
2.-Вот так изобразил художник.
(Слайд № 14 ) ( Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874).
3.А вот так изобразили мы.
(оцените рисуночки, чей рисунок понравился больше всего?)
- Какой вид портрета дан перед нами в рассказе?
(Словесный). (Можно вспомнить, какие виды портретных
характеристик бывают: словесный, психологический, живописный).
- Определите способ создания описания героя?
(«Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного
впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого).
- Какое впечатление произвёл Бирюк на рассказчика?
( Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим
сказочным, каким-то богатырским видом, Бирюк представляется человеком
сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник
много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным
любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в
герое «редкого молодца»).
- Какие слова, детали передают характер героя? Каким образом в
портрете доказывается, что Бирюк относится к породе «редких
молодцов», что делает его похожим на богатыря?
(Выделим такие детали, как «высокий рост», «могучие мышцы»,
суровое и мужественное лицо», глаза глядели «смело», «сложен на славу»).
-5-
Учитель: На портрет героя наложили отпечаток относительно
свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника,
в портрете отразился внутренний мир героя произведения.
- Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его
ненавидят?
(«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст
утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую
приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным»,
«зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на
свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину.
Парадокс- мнение, расходящееся с общепринятым).
- Учитель:
Бирюк - поистине мастер своего дела. Темная грозовая ночь подарила
автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-
нибудь звуки, в отличие от Бирюка? Бирюк же обладает тонким слухом и
безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий
порубщик. («Среди темного леса загремел вдруг железный голос Бирюка»).
(Слайд№ 15 ) (Иллюстрация К. Лебедева «Крестьянин в избе Бирюка»).
- Какую роль играет в рассказе портрет мужика-вора? Сравните с
портретом Бирюка.
Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем
его портрет с портретом крестьянина-порубщикатр.197).
«Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной
бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья
При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо,
нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые членыстр.199». Здесь
нет любования этим героем, только жалость.
_-Чтение эпизода разговора лесника и крестьянина по ролям
(2 учащихся).
- Обратите внимание, как меняются по ходу разговора чувства героев.
Учитель: Портрет героя не статичен. Он отражает движение души,
перемену внутреннего состояния человека. Волнение персонажа передано в
портрете: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила», «он
встряхивал головой и дышал неровно». Обстановка все более и более
накаляется. Наконец, отчаявшись, вор выходит из себя: «мужик внезапно
выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска» - он готов
излить на Бирюка свой гнев и ненависть.
Учитель:
Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить
бедняка».
- На чьей же стороне автор-рассказчик? Почему же Тургенев в
конфликте между Бирюком и крестьянином, все-таки на стороне
крестьянина, хотя восхищается Бирюком?
-6-
Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже
человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В
комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано:
«Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную
стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам
наказания вплоть до ссылки в Сибирь».
И все-таки Бирюк отпускает мужика. Почему? Как объяснить
психологически поступок Бирюка, чем он должен быть мотивирован?
Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем,
что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его Бирюком, но знает же он
людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха,
воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по
сравнению с этим воровством мужицкое «баловство» от нужды. Подспудно
чувствует лесник, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и
«голодухой» мужика, своя правда .
- Как и любой крестьянин, Бирюк как лесник стоит перед выбором?
Во-первых, воровать грех, к тому воровство-преступление, лес-то
барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Потакать крестьянам взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в
лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету .
- Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго
еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина.
Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой.
-Вывод:
Какую роль играет портрет в данном произведении? Отличается ли
Бирюк от других мужиков?
Тургенев замечательный мастер портретных зарисовок. Портрет,
изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, мужественного
человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного,
неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства.
Бирюк отличается от других, прежде всего, нравственными качествами.
Откуда это? Вспомните тургеневский прием: Бирюк связан с природой
множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее.
Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с
уродливыми отношениями.
В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка.
Бирюк вызвал восхищение, симпатию не только у охотника, но и у нас,
читателей.
IV. Подведение итогов урока-поиска.
- Какова идея произведения?
-7-
Во-первых, «Мужик должен быть освобожден от крепостного
права» - таков лейтмотив рассказа. Уничтожение крепостного права, по
мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому
оздоровлению общества.
Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы
недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и
своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как
физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие,
честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются
во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.
Во-вторых, одна из важнейших идей цикла «Записки охотника» -
красота души русских крестьян. Рассказ «Бирюк» не является
исключением. Что помогло это увидеть?
Все рассмотренные средства помогли создать образ крестьянина Бирюка,
главного героя рассказа И.С. Тургенева, мастера-пейзажиста, мастера-
портретиста.
Y. Рефлексия”. Составить синквейн к словам мужик и лесник. Данная
работа позволяет глубже вдуматься в образы героев, проникнуться их
чувствами, заботами, позволяет более детально посмотреть на проблему,
затронутую автором. Кроме того, подобная работа обогащает словарный
запас, учит формулировать идею произведения, позволяет каждому
почувствовать себя философом. Желающие зачитывают свои синквейны.
Например:
Лесник
Сильный, угрюмый
Охраняет, заботится, отпустил
Лесник несправедливо назван мужиками Бирюком.
Добряк.
Мужик
Мокрый, растрепанный
Срубил, умолял, кричал
Мужик срубил дерево, потому что он разорен
Бедняк.
V1. Комментарий учителя к домашнему заданию.Оценки(выставляют
сами на полях).
Вам нужно нарисовать рисунки-ассоциации или составить ассоционный
ряд слов к слову «Бирюк», я подсажу вам: мои ребята, которые учились
-8-
раньше вас, рисовали так и истолковывали: Например, кому-то бирюк
напоминает медведя, кому-то тучу, кому-то ветер, мужик ассоциируется с
зайцем, веточкой, дождём. Учащиеся показывают рисунки и комментируют
ответы.
Например. На рисунке медведь. Ученик объясняет, что бирюк ассоциируется
у него с медведем потому, что действие рассказа происходило в лесу, где
главный герой был лесничим, а значит, главным. И медведя все звери боятся,
потому что он сильный. А сила бирюка заключалась в том, что он охранял
лес хозяина, значит, на его стороне был закон. Но в сказках медведь ещё и
добрый. И в рассказе бирюк отпускает мужика, проявляя лучшие
человеческие качества.