Интегрированный урок "В мире курских частушек"

1
Интегрированный урок-концерт. Разработала
Пожидаева Валентина Ивановна, учитель русского
языка и литературы МКОУ «Леженская ООШ»
В мире курских частушек
Цели урока: рассмотреть тематическую многоликость и художественное
своеобразие частушек Курского края;
помочь увидеть идеалы прекрасного, отраженные в народных припевках;
пробудить в юных душах любовь к родному краю и народному творчеству.
Ход урока:
Начало презентации
Звуковое сопровождение:
Курская земля – российская глубинка с ее красотой и величием, с ее
бедностью и бедами. Она раскинулась на степных просторах между
Белгородом и Орлом и является неотъемлемой, корневой и центральной ее
частью, поэтому ни одно историческое событие не обошло стороной этот
край, который является нашей малой родиной. Революция и гражданская
война, послереволюционные преобразования и сталинские репрессии,
Великая Отечественная и послевоенное восстановление народного хозяйства,
полеты в космос и перестройка - все это оставило глубокие следы на Курской
земле.
Они отмечены не только памятниками и запечатлены в творчестве
писателей. Они еще обнаружены нами и в частушках, которые, едва
появившись на свет, стали живо отвечать на мельчайшие социальные
изменения, происходящие как в нашем соловьином крае, так и в стране.
Ведущий:
Трудно сказать, когда впервые зазвучали эти короткие припевки. Не
могут помнить этого наши родители. Не смогли определенно ответить на
этот вопрос наши бабушки и дедушки. И даже прабабушки, которых так мало
осталось, затрудняются определить время рождения этих песенных
миниатюр. И тогда мы решили отыскать в самих частушках признак времени,
шаги истории.
Ведущая:
Мы собрали их огромное количество. Одни просты и понятны, как
мамина песня, другие заставляют задуматься, но все вместе они
многоцветны, как радуга, глубоки, как бездонный колодец.
В каждой частушке своя драматургия, свой рассказ.
Ведущий:
2
О чем же поется в них?
Ведущая:
Кажется, обо всем на свете.
Учитель музыки:
Мы хотим в этой работе рассказать о тех, в которых отразилась наша
история: какое-либо историческое лицо или событие или упоминается тот
или иной предмет, уже вышедший из употребления, ставший в какой-то
степени историей. Но немало и таких частушек, которые затрагивают только
частную жизнь человека.
Учитель литературы:
Но ведь жизнь отдельного человека – это тоже история. В ней мы
чувствуем дыхание времени, его движение. И в курских частушках
выявляется характер русского человека, его душа. И из характеров разных
людей складывается и русский национальный характер, ибо отражают эти
народные песенки жизнелюбие и оптимизм русского человека, его храбрость
и мужество, искрометный юмор и бесшабашность. В них все: отчаяние и
разгул нашей души, и любовь, и ненависть, и злость. И все на свете!
Ведущий:
Где только не звучали эти шести - четырехстрочные и даже
двустрочные частушки: на хлебных токах и строительных площадках, в
клубах и на привале после боев, на игрищах и гулянках, на свадьбах, и
посиделках...
Учитель литературы:
Исполнялись они обычно в быстром темпе. В них также присутствуют
элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все
произведения исполняются вживую.
Учитель музыки:
Частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки,
или под баян, как мы будем петь сегодня.
Учитель литературы:
Нередко неотъемлемой их частью является танец. И больше всего
частушек любовных, но часто этот популярный жанр русского народного
словесно-музыкального творчества имеет общественное содержание. И
иногда одно только слово частушки разворачивает перед нами целый
исторический период, этап, событие.
Ведущая:
3
В наиболее ранних частушках упоминаются лапти (плетеная обувь из
лыка или бересты, охватывающая только ступни ног). Этот вид крестьянской
обуви использовался приблизительно до середины 19 века, но и в наши дни
нет - нет, да и прозвучат частушки, в которых одна из примет времени –
лапти. (На очередном слайде демонстрируются лапти.)
Девочка и мальчик в русском сарафане и рубашке задорно
исполняют частушки.
Ох, лапти мои,
Четыре оборки.
Хочу дома заночую,
Хочу у Егорки.
Ох, лапти мои,
Что мне делать с вами?
Как захочете плясать,
Выходите сами.
Ой, бей, Матвей,
Не жалей лаптей.
А мы были на базаре:
Лапти новы продавали.
Лапти мои,
Да лапти мои,
Они не дорого даны:
За копейку куплены.
Лапти мои,
Лапотушечки,
Скородили, и пахали,
И на улицу попали.
Мы плясали, завлекали-
Так теперь уж не поют.
Лапотки теперь сгорели,
А страховку не дают.
Учитель литературы:
Кто, какой человек увиделся вам за этими припевками?
(Дети отвечают)
Да, именно такой, бесшабашный и веселый, свободный и озорной. Ему
нечего терять! Послушаешь такие частушки и почувствуешь вдруг
удивительную и добрую силу, которая помогает выстоять слабым и обрести
уверенность растерявшимся.
- А еще о чем поется в курских припевках?
Ведущая:
Колодец издавна был символом села. Ведь именно у деревенского
колодца раньше собирались карагоды, сообщались друг другу местные
новости, назначались свидания. Колодец - источник жизни, поэтому люди
берегли его, регулярно чистили, обсаживали деревьями, облагораживали
подходы. Считалось неприличным выйти к колодцу в домашней одежде,
поэтому женщины, идя по воду, прихорашивались и принаряжались. Вот
почему так часто в наших припевках упоминается колодец. (На слайде
демонстрируются колодцы)
Две девочки исполняют частушки.
Один парень-паренек
Мне проходу не дает:
Пойду по воду к колодцу,
И он с ведрами идет
4
Из колодца вода льется,
Вода синеватая.
Муж напьется, подерется-
Жена виноватая.
Выйду, выйду я к колодцу
В глубину загля
/
ну.
Не ждала я, милый мой,
От тебя обману.
У меня миленок был,
Горячо меня любил:
Он с водою коромысла
Мне до дома доносил.
Ведущий:
Ни одна хата, ни один дом на селе не обходился и без русской печки.
Она занимала добрую часть деревенской избы и имела свой интерьер за счет
печурок, уступов и выступов и прочей выразительности. Зимой она
обогревала жилище и использовалась для приготовления пищи. Да и летом в
ней варили, пекли и жарили. Пища в печи по-особому духовитая и всегда
горячая. Но особенно вкусен хлеб, испеченный в русской печке. (На слайде
печки русские)
Ведущий:
Зимними холодами старые люди и малышня коротали время на печи,
которую можно было натопить и сухим навозом, и дровами, и торфом, и
даже соломой. Печь – удобное место отдыха при старческой ломоте в костях
или просто для прогревания тела. А сколько там сказок рассказано, сколько
песен спето! Потому-то наши курские припевки не обошли печку русскую
своим вниманием.
Ведущая:
Служила печь и для сушки одежды, обуви, фруктов.
Всякую живность: поросят, телят, ягнят, зимой, занося в хату,
потихоньку стукали головой о печь и приговаривали: «Расти здоровый и
большой, как печь». О всяком новом начинании говорили: «танцуй от
печки».
За свою распространенность и удобность русские печки оживают в
сказках, с ними связаны рассказы и были. И звучат, звучат частушки…
Мальчики и девочки исполняют частушки
Миленький мой дедушка,
Ты отведай хлебушка
В печке на поду пекла,
Тебе за пазухой несла.
Ходи, хата, ходи, печь,
Ходи, потолочина.
Веселись, моя старуха,
Пока не колочена.
Дед на печке сидит,
Пенсию считает:
-Эх, туды-т твою мать,
Нулей не хватает.
А мой мил постыл,
На печи застыл,
Шубою оделся
И то не согрелся
Ходи, хата, ходи, печь, Ходи, потолочина.
5
Председатель водку пьет-
Жито не молочено.
Как у нас в печурке теплой
Трели выводил сверчок.
А у бабки, у Матрены,
Опять новый старичок.
Ходи, печь, ходи, груба,
Ходи, бабка без зуба!
Ой, чи-чи-чи,
Заблудилась на печи.
По печи полозила,
Ноги отморозила.
Меня мама родила,
А в печурке грела.
Распашоночку надела-
Танцевать велела
Кабы знала, что не при
/
дет
На гуляночку дружок,-
Я залезла бы на печку,
Пролежала б вечерок.
Ведущая:
Соловей давно и по праву считается живым символом Курского края. Самые
лучшие певцы - курские соловьи, песни которых куряне с удовольствием слушают
по весне. Курские соловьи с незапамятных времен были известны далеко за
пределами нашего края. Краеведу Н. Черкасову удалось найти в «Памятной книжке
Курской губернии за 1860 год» любопытную информацию: «Курские соловьи
славятся по всей России. В некоторых местах губернии они имеют особенно
привлекательный напев, и эти-то певцы, которыми так очаровательно оглашаются
роскошные сады Курска, весьма дорого ценятся знатоками и любителями». Этой
птице, заставляющей человека и плакать в умилении, и восторгаться, и ликовать
посвящено множество курских частушек. (На слайде соловьи)
А я по лесу ходила,
По лесу дремучему.
Отдавала свое счастье
Соловью певучему.
Ты не пой, соловей,
Ты не пой, соловушка,
Через тебя, мой соловей,
Моя болит головушка.
Соловей, соловей,
Не на ту ты ветку сел.
Когда с милым расставалась,
Ты другую песню пел!
Я девчонка боевая
И пою, как соловей,
Прибауток много знаю.
Ты послушай и поверь.
Ведущая:
Упоминают частушечницы курские и про березки русские, кудрявые и
белоствольные, которые в нашем крае у каждой избы, по посадкам вдоль
дорог, на опушках лесов и в парках.
Две березоньки, ох, белые
Которую рубить?
Два миленка чернобровые –
Какого ж мне любить?
Сердцевидные листочки
На дорожку падают.
У березок мы простились:
Ничто теперь не радует.
6
На лужку березонька
Шатается одна;
Надоела мне, молоденькой,
Чужая сторона
Ведущий
Многие курские частушки имеют песенно-декламационный характер,
рассказывают нам о явлениях социальных, общественных. В советскую
эпоху зазвучали песни и частушки о В.И. Ленине, под руководством
которого совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция в
1917 году и о Сталине. (На слайде - портреты Ленина и Сталина)
По-разному видит народ вождей мирового пролетариата и по-разному
к ним относится. Кто-то любит, а кто-то не любит. Кто-то принимает, а кто-
то отвергает. Но не оставляют частушки про Ленина равнодушных: мимо них
нельзя пройти и нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует.
Частушки сами не дадут этого сделать.
Ах, яблочко,
Незрело зелено,
Нам не надобно царя,
Надо Ленина!
Одна уточка летела,
А другая крякала.
Когда Ленин умирал,
Вся Россия плакала.
Когда Ленин умирал,
Сталину приказывал,
Чтобы хлеба не давал,
А сала не показывал!
Как у нас на горе
Поставили орудию.
За колхоз пойду ребром,
За Сталина - грудью.
Гитлер Сталину сказал:
Где твое оружие?
Посмотри-ка, черт косой,
Вся Москва загружена.
Ведущий:
Даже сталинские репрессии отразились в курских частушках:
Не успела я на линию
Железа накидать:
Увез «воронок» милого
Далеко, не видать.
Никому я не скажу,
Зачем на станцию хожу.
Примечаю паровоз,
Который милого увез.
Ведущая:
Для наших частушек характерны непосредственность самовыражения,
установка на определенную аудиторию, с ее кругом интересов и объемом
познаний. Любая частушка, в отличие от художественной литературы,
воспроизводится устно и хранится в памяти народа, живет во множестве
вариантов, и при каждом исполнении воспроизводится как бы заново, при
прямом контакте исполнителя-импровизатора с аудиторией, которая не
только непосредственно воздействует на исполнителя (обратная связь), но
подчас и сама подключается к исполнению.
7
Сохранились частушки и о комсомольцах и комсомолках. (На слайде –
комсомольцы)
Ведущая:
Время колхозов отразилось в припевках про бригадира. Именно они
ближе всего стояли к народной массе и играли важную роль на селе. В
распоряжении бригадира были и лошади, которых он давал по своему
усмотрению. За бригадиром и его семьей внимательно наблюдали
колхозники колхозницы: он у всех на виду.
Ведущая:
Все приметил внимательный взгляд частушечниц, по-разному отразив
и время колхозов в горластых курских припевках.
Ты играй, гармонист,
Ты, наверно, коммунист
А я комсомолочка-
Веселая девчоночка.
Сидит Сталин на заборе,
Плетет лапти косяком,
Чтобы наши комсомольцы
Не ходили босиком.
Бригадир, бригадир,
Хорошее звание.
Надевай порты получше,
Пойдем на собрание.
Сидит кошка на заборе,
Идет мимо бригадир:
«Иди, кошка, на работу,
А то хлеба не дадим».
Бригадир, бригадир,
Красивая шапка.
Кто бутылку поднесет,
Тому и лошадка.
Бригадир, бригадир,
Как тебе не стыдно,
Все уж бабы на работе,
А твоей не видно.
Не боюся я зимы,
Не боюсь я холоду,
А боюсь я, что издохну
У колхозе с голоду.
Как у «Кирова» колхозе
Женщины рекорд берут:
Они пашут, они сеют,
А мужчины водку пьют.
Что же это за село?
Чем оно украшено?
Вилами, лопатами,
Рабочими ребятами.
Ведущий:
Обо всех трудовых процессах упоминается в припевках крестьянок.
Это и пахота, и посевная страда, и уборка урожая.
Не пойду я в колхоз
И не буду сено гресть:
У меня коровки нету,
А кобель сено не ест.
8
Братец мой, братец мой,
Давай поделимся с тобой:
Тебе соху, борону,
А мне чужую сторону.
И куда я залетела,
Куда меня черт занес,
Лучше б я в своем колхозе
Молотила бы овес.
Молотилка молотила,
А веялка веяла.
Что мне милый говорил,
Я ему не верила.
Колосиста рожь густая.
Я любила ее жать.
Милый любит поухаживать,
А я – повыбражать
На лугу я была,
Сено там громатила. (диалект с. Леженьки)
Милый мой пришел ко мне,
Я его наладила.
Мой муж тракторист,
А я колхозница полей.
Муж борется за трактор,
А я за триста трудодней.
У милашечки моей
Кудри вьются до бровей.
У ней много ухажеров,
Зато мало трудодней.
Ведущая:
Не забывают четырехстрочные песенки и безответственность,
бесхозяйственность как руководителей, так и простых колхозников.
Говорят в колхозе плохо,
Нам в колхозе хорошо,
До обеда ищем лошадь,
А с обеда колесо!
Ведущая:
Во многих частушках воспеваются трактористы, потому что техника,
которой они овладели, значительно облегчила жизнь крестьянства. А в более
позднее время колхоз вообще невозможно представить без трактора и
трактористов. В одних частушках дается высокая оценка трактористов, в
других, наоборот, посмеиваются над ними. (демонстрируется трактора)
Ой, ты, Федя, мой Федочек,
Василечек голубой.
Тракторист зажег сердечко
Мне, девчонке молодой.
Ой, пыль - пыльца
На меня садится,
А мой милый тракторист-
Я могу гордиться.
Кругом поле, кругом поле,
А на поле трактора.
Неужели я не буду
Трактористова жена?
Трактор пашет, трактор пашет,
Тракторист платочком машет.
Хоть маши, хоть не маши,
Лучше трактором паши.
Я надену платье бело
Поясочек вязаный.
Не ухаживай за мной,
Тракторист замазанный.
Полюбила тракториста,
Грязного, немытого, .
Что ж я, дура, не купила
Мыла духовитого?
Ведущая:
9
В некоторых частушках упоминаются старинные музыкальные
инструменты: гусли, балалайки, рожки и жалейки. Особенно много частушек
про гармонь и гармонистов. Ведь без русской гармошки на селе ни свадьбы
не сыграешь, ни на празднике не спляшешь.(На слайде гусли, балалайки,
рожки и жалейки)
Мил на гусельках играет
Печаль - горе разгоняет.
Эх, жалейка, что поешь?
Что сердечко мое рвешь?
Меня милый изменил,
Мою подружку полюбил.
Балалаечка поет,
Тоску-горе придает,
Милый любит и не любит,
И отказу не дает
Хлеба нету ни куска.
Балалайку запускай,
Балалайку заведем,
На Дурновку не пойдем. (деревня в с.
Леженьки)
Балалайка, балалайка,
Ручка березовая.
Хоть какая печаль - горе,
Я всегда веселая.
Все пропьем -
Гармонь оставим.
Под гармошку
Страдать станем.
Гармонист, гармонист,
Играй, не ломайся.
Для кого сыграй похуже,
Для нас постарайся.
Ведущая:
Поют куряне наши и скоморошьи частушки. Слушаешь их и дивишься,
что даже самые легкие, дурашливые никогда не пусты, хотя и есть в них
чрезмерность, похожая на неуклюжесть, откровенность, граничащая с
глупостью. Они как богатырская забава, упражнение для мускулов,
назначенных совершить подвиг. (На слайде скоморшьи забавы)
На базаре я была,
Ничего не видела,
Только видела козу:
Танцевала на возу.
Хорошо, Таня, танцуешь,
Где ты научилася?
У нас лошадь издыхала-
Точно также билася.
У меня на голове
Вошь ожеребилася.
Интересно поглядеть,
Как она ложилася.
По деревне, по деревне,
По деревне по большой
Прокатил чугун с картошкой
И курятина с лапшой!
Ведущий:
Жизнь в годы Великой Отечественной войны была глуха и cypoва,
бедна радостью и красотой. И как часто народные напевы и меткие слова
скрашивали ее. Это было грозное и трудное время для нашей страны, но
души людей были настроены на самый высокий лад любви к Отечеству,
самоотверженности и героизма. Когда враг оскверняет родную землю,
10
любовь к ней становится особенной, острой, нестерпимо нежной и гневной.
Потому и звучит в частушках военных лет уверенность в победе, проявляется
патриотическое чувство народа. В них мы увидели исповедь поколения
защитников Отечества, почувствовали, что война пахнет огнем и пеплом.
Говорят: платки к разлуке,
А я назло вручила два.
Не платки нас разлучили –
Разлучила нас война.
У миленочка на кепочке
Написано «герой»
Замечательный парнишка
У меня, у боевой.
Если б не было зимы,
Туманы б не туманили.
Если б не было войны,
Милого не ранили.
Самолет летит высоко
Слышно, как мотор гудит.
Это наш советский летчик
Полетел Берлин бомбить.
Пошла плясать,
Наша Пелагея.
Уперед пулемет–
Сзади батарея.
Наши пушки грохотали
И строчил наш пулемет.
Немцы быстро отступали –
Наши двигались вперед
Дорогие девочки,
Не будьте гордоватые;
Любите раненых ребят:
Они не виноватые.
Они не в драке, а в бою
Сгубили молодость свою.
Ты не плачь и не горюй,
Моя дорогая,
Если с фронта не вернусь,
Знать судьба такая.
Сидит Гитлер на лугу,
Обувает ногу.
Он на кошек и собак
Наложил налогу.
Ах, война, ты война,
Надоела всем она.
Надоела, девки нам:
Все ребята наши там
Принесли мне письмецо
На парадное крыльцо;
Не пилось, не елось:
Прочитать хотелось.
Ой, калина, ты калина,
Красная смородина,
Не дадим тебя мы немцам,
Дорогая Родин
Ведущий:
Являясь живым откликом на текущие события или жизненные
ситуации, поэтической их оценкой, то веселой, подчас не без лукавства, то
грустной, но и в этом случае не лишенной юмора, основанного на чувстве
человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь, в
современных частушках поется и обо всех современных событиях.
11
Говорит старуха деду:
- Я в Америку уеду.
- Поезжай, я денег дам,
Костыли твои продам.
Я шепнула Митеньке:
- Не ходи на митинги,
В судьбоносные моменты
Отобьют все аргументы.
Взял клочок земли в аренду
И построил там фазенду.
Посадил арбуз и дыню,
А теперь боюсь, что сдвинут.
Милый мой сидит в джакузи,
Пейджерок висит на пузе,
А на этот пейджерок
Сверху свесился жирок
Не ходите, девки, замуж:
Замужем веселья нет.
Если замуж захотите,
Выходите в интернет!
Учитель музыки:
Нам трудно судить о том, как реагируют люди на частушки в городе, а
в деревнях земли Курской они всегда заметны, всегда слышимы. И
слышимость их с годами не уменьшается. Они неразрывны и с жизнью сел
всех тридцати трех районов нашего Курского края. Не случайно называют в
народе село берегиней исконно русской души, которая в своем
первозданном виде продолжает жить в ее фольклоре, в частности в частушке
курской. А ее интересует как личные отношения, так и трудовые будни. И
невозможно найти границу между частушкой бытовой и общественной,
социальной и личной. В каждой из них сердцебиение, и стук пульса народа,
его душа, его жизнь, надежды и чаяния.
Учитель литературы:
А еще припевки русские живы потому, что в них правда нашей жизни:
это и правда характеров, и правда жизненных ситуаций – (то высоких, то
нелепых), правда извечных человеческих проблем, правда боли и нежности,
правда своего времени. Ибо соткана она из мыслей и дум самых
обыкновенных людей, из радостей и печалей, из суеты и неутомленности нас
с вами.
Ведущая:
И идут по свету частушки, гудят, гуляют, бедокурят истово, а потом
плачут горько, искренне. А уж как радуют…
Нашим экспедиционным отрядом собрано и записано множество
частушек в Тимском и Мантуровском, Щигровском и Горшеченском,
Медвенском, Солнцевском, Хомутовском и других районах. Обо всех не
12
расскажешь и даже невозможно все упомянуть. Но даже самой точной
записью нельзя заменить живой родник народной поэзии.
Учитель литературы:
Собирая с вами частушки я убедилась, что вы полюбили этот жанр
фольклора.
Учитель музыки:
А я убедился, что вы здорово их распеваете.
Учитель литературы:
Внимание! Внимание!
Объявляется домашнее задание
Учитель музыки:
Сочини частушку, друг,
Чтоб смеялись все вокруг!
Учитель литературы:
Придумайте не менее 3 частушек о родном крае, о природе или о
животных, о школе или о сказочных героях и даже о вас и о нас.
Самые забавные будут напечатаны в школьной газете. Победителей
ждут призы!