Презентация "Надо жить, надо верить, надо любить. Л.Н. Толстой" 10 класс

Подписи к слайдам:
«Надо жить, надо верить, надо любить» (Л.Н.Толстой)
  • Читаем сцены II тома романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Учитель русского языка и литературы
  • МОУ СОШ п. Забайкальск Забайкальского края.
  • Турушева Любовь Ивановна.
Бессмысленной войне 1805 г. Толстой противопоставляет ту жизнь, которую считает настоящей:
  • «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, поэзии, науки, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонопарте и вне всех возможных преобразований»
  • Герои Толстого совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. Они находятся в постоянном поиске смысла жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», - в этом, считал Л.Н.Толстой, заключается единство характера.
«Один живой человек среди всего нашего света» (князь Андрей о Пьере)
  • Читаем и обсуждаем часть 2, гл. 2-5; 12, ч. 3, гл. 7-10; ч. 5, гл. 1
  • Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота и понимание смысла, цели жизни необходимы прежде всего. После дуэли с Долоховым, после расстрела поджигателей мир для него превратился в кучу бессмысленного сора. Заблуждением и ложью обернулось и масонство. Братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, а герою нужен выход в мир. Пьер вновь оказывается в тупике.
«Чтоб жить честно…»
  • После смерти жены князь Андрей чувствует себя виноватым – и это великое человеческое достоинство. Но ему свойственен надменный аристократизм, жёсткость и гордость – фамильные черты Болконских .
  • Читаем и обсуждаем ч. 2, гл.12.
  • «И в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо… и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе… Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась…его новая жизнь».
«Жить для других» читаем и обсуждаем ч.3, гл. 1, 3.
  • «Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы… не для одного меня шла моя жизнь…»
Сущность её жизни - любовь
  • И девочка ликует
  • и смеётся ,
  • Охваченная счастьем бытия.
  • Н. Заболоцкий
  • «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой.
  • Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно.
  • …едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…
  • Читаем и обсуждаем ч. 4, гл.3-5.
  • Сцена охоты подчёркивает близость Ростовых к простому народу и природе. Азарт охоты объединяет всех: крепостных и господ.
В доме дядюшки
  • «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы?.. Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские…»
Мотив охоты
  • продолжается в сценах взаимоотношений
  • Наташи с Анатолем Курагиным. Наташа -
  • дичь в безнравственной охоте Анатоля. Она
  • живёт инстинктом, но именно инстинкт
  • подсказывает ей правду яснее и чище всех иных
  • способов. Когда, казалось, ещё не случилось ни-
  • чего дурного, она обменялась лишь с Анатолем
  • дурным взглядом, «инстинкт говорил ей,
  • что вся прежняя чистота любви её к князю
  • Андрею погибла». И в самом деле случи-
  • лось именно это.
  • Создатель «Войны и мира» раскрыл
  • тайну очарования.
  • Она – в природной естественности. Тогда как мыслящие герои ищут истину на протяжении всей жизни, Наташе она открыта самой природой. «Непосредственная сила и радость жизни, умение не жертвовать собою, а естественно себя отдавать другим людям – эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде. Наташа не умеет рассуждать о жизни… Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у неё … с безграничной любовью, в которой заключён спасительный призыв к жизни» (из книги Л.Д.Опульской «Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»).
  • СЛОВАРЬ.
  • Масонство – религиозно-философское течение, возникшее во Франции в XVIII веке. Масоны в России, объединившиеся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самоусовершенствованию. В 1822 г. Масонские ложи были запрещены правительством России, так как будущие декабристы, войдя в масонские организации, использовали их в своих политических целях.