Презентация "Образ Петербурга в литературе"

Подписи к слайдам:
в литературе
  • Петербургом пропитана литература:
  • он так завораживающе красив, что просто не мог не войти в творчество художника, писателя, поэта.
  • Для нас естественны и обычны понятия Петербург Пушкина, Гоголя, Блока, Ахматовой.
  • ПЕТЕРБУРГ
Люблю тебя ,Петра творенье «Строгий, стройный вид»
  • При жизни Пушкина окончательно сложился тот парадный, величественный облик северной столицы, который поэт увековечил в « Медном Всаднике»:
  • ... юный град,
  • Полнощных стран краса и диво,
  • Из тьмы лесов, из топи блат
  • Вознесся пышно, горделиво…
«Город пышный...»
  • Петербург для Пушкина – воплощение петровского духа,
  • «Петра творение». Но это и город контрастов:
  • Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид...
Н.А.Некрасов
  • Его Петербург – это прежде всего город социального зла, страданий и несправедливости на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов»
Города как люди
  • Петербург не только одухотворен, он одушевлен. Это – живое существо.
  • Кто-то любит его и считает прекрасным,
  • для кого-то он чужой и бездушный...
Н.В. Гоголь
  • В «Петербургских повестях» создает загадочно-таинственный образ столицы. Холодный, равнодушный Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
  • Такое видение города роднит творчество Гоголя с произведениями Достоевского .
Для Достоевского Петербург :
  • «Самый умышленный и отвлеченный город в мире» .
  • «...это город полусумасшедших...
  • Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге
  • Устами своего героя Достоевский передает и свое отношение к городу: «... Сугубое несчастье обитать в Петербурге.»
ТЕМА : Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»
  • ЦЕЛИ:
  • -показать, как изображает писатель жизнь города;
  • - осмыслить причины конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
  • - способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки изображенного города.
Авторские приемы создания образа Петербурга
  • ПЕЙЗАЖИ:
  • Особняки, дворцы и трущобы, глухие дворы-колодцы,
  • доходные дома, духота, теснота, жара и грязь улиц
  • «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух»,
  • «особенная летняя вонь», серый свет.
Психологическая роль пейзажа
  • Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку.
  • Это не только фон, среда, но и символ внутреннего состояния героя.
  • Он порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу.
ИНТЕРЬЕР
  • Комната Раскольникова: каморка, клетушка, шкаф, гроб;
  • Комната Мармеладовых: проходная, убогая, вся жизнь проходит на виду у всех;
  • Комната Сони: низкая, « походила как будто на сарай, имела вид неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое».
  • старые серые дома, черные лестницы, облитые помоями, низкие потолки «ум и душу теснят».
Роль интерьера
  • Влияет на развитие действия. Создается определенная атмосфера в целом – атмосфера бедности, холода, безысходности.
  • «Петербургские углы не похожи на человеческое жилье. Обстановка угнетает человека, толкает его на безрассудные поступки, приводит в отчаяние.
Художественная детальцвет
  • Желтый цвет, его символическое значение. Власть денег, богатство – с одной стороны, нищета – с другой.
  • Цель использования цвета:
  • усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, печали.
Примеры использования желтого цвета в романе
  • Каморка Раскольникова «со своими желтенькими, пыльными обоями;
  • «Желтоватые, истасканные обои в комнате Сони;
  • Мебель из «желтого дерева» в комнате Порфирия Петровича;
  • Желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов;
  • Желтое лицо героя во время болезни и др.
Сцены уличной жизни
  • Самоубийство на мосту;
  • Пьяная девочка;
  • Нищие, пьяные, крик, визг .
  • Бессмысленные, изможденные лица.
Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни
  • Реальность и фантастика – все сплелось в Петербурге. .Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальность кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон – реальностью.
  • В этом фантастическом образе города воплощен протест писателя – гуманиста против господствующего зла.
Общий вывод
  • Петербург Достоевского – город, в «котором невозможно быть»;
  • город - - «соучастник скрытых преступлений»; город «униженных и оскорбленных».
  • Человек задыхается в Петербурге Достоевского.
  • Только в таком мрачном и убийственном городе могла зародиться «безобразная мечта нищего студента».
Синквейн - пятистишие
  • Алгоритм написания.
  • В основу положена главная мысль , тема, выраженная одним словом.
  • 1-я строка ( одно слово) – существительное, главная тема, мысль.
  • 2-я строка ( два слова ) – прилагательные, качества первого слова.
  • 3 –я строка ( три слова ) – глаголы, действия первого слова.
  • 4 –я строка – суждение из четырёх слов по теме первого слова, мысль.
  • 5 –я строка ( одно слово ) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
СИНКВЕЙН
  • ПЕТЕРБУРГ.
  • Грязный, серый.
  • Угнетает, ожесточает, давит.
  • Картины нищеты и безнадежности.
  • Безысходность.
Что мы:
  • Знали о Петербурге : красивый город, река Нева, мосты, белые ночи;
  • Узнали на уроке: Петербург Достоевского – город контрастов, мрачный, серый, давит на челрвека, толкает на преступление;
  • Должны узнать: какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?
  • Домашнее задание – см. п. 3.
Автор презентации
  • Учитель русского языка МОУ СОШ № 3
  • Джидзалова Светлана Владимировна.