Технологическая карта урока "Способна ли природа воспитывать человека? (по рассказу В. П. Астафьева «Царь-рыба»)" 9 класс
Ученики потеряли интерес к книге. Читающий школьник становится чуть ли не раритетом. Учителя - словесники бьют тревогу,
потому что интерес к книге исчезает, а это влечет за собой определенные последствия: техника чтения снижается, память и воображение
тускнеет, душа выхолащивается. В результате выпускник выходит из школы прагматичным, рациональным реалистом.
В современном мире тексты окружают нас во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В
связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание.
Изучая текст, дети обогащают свой лексический и культурный багаж, развивают коммуникативные способности, совершенствуются
нравственно.
Счастлив учитель, если судьба дарит ему возможность найти в школе ученика - звездочку, разглядеть его любовь к книге, ростки
таланта и терпеливо это взращивать. Воспитание внимательного читателя и автора – дело непростое, требующее кропотливого труда,
времени, терпения.
Технологическая карта урока
Тема
Способна ли природа воспитывать человека? (по рассказу В.П.Астафьева «Царь-рыба»)
Цели
деятельности
учителя
С помощью художественного произведения способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому,
потребительскому отношению к природе и умению связывать экологические проблемы с нравственными
Задачи
Показать нравственные идеалы В.П.Астафьева;
Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании “Царь-рыба”;
Проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
Формировать коммуникативные компетенции обучающихся при работе с текстом
УУД
Образовательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на
вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на
вопросы.
Планируемый
Предметные умения: характеризуют сюжет произведения, его тематику, сопоставляют сюжеты, персонажей
результат
литературных произведений, характеризуют героя литературного произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознают себя
как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Познавательные: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также
самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах
и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Методы
Беседа по вопросам, сообщения учащихся, презентация, беседа, самостоятельная работа
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Литература 9 класс» авт. Курдюмова Т.Ф., М.: Дрофа, 2006.
- теоретические тетради
- презентация к уроку
- портрет В.П.Астафьева
-иллюстрации к рассказу
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Эпиграф к уроку
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них (И.В.Гете)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
учебные действия
1
2
3
4
I.
Самоопределение к
деятельности
Цель.
Включение детей в
деятельность на
личностно-
значимом уровне.
Приветствует обучающихся, создаёт
эмоциональный настрой на урок, мотивирует
их к уроку
Закройте глаза и прослушайте предложенную
вам мелодию, какие ассоциации она у вас
вызывает
Звучит мелодия из произведения
П.И.Чайковский «Времена года»
Как можно все это назвать одним словом?
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Ответы детей: лес, птицы, голубое небо, шелест
листьев и т.п.
Природа
Планирование
учебного процесса с
учителем и
сверстниками, умение
слушать и понимать
других.
Умение слушать и
понимать других,
оформлять свои
мысли в устной
форме.
Беседа
Как связаны между собой два понятия:
человек и природа?
Природа – это вечная жизнь, она
постоянно меняется. Помните, у Тютчева:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездумный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа создала человека, сделала его
хозяином. А человек? Помнит ли он это?
Ответы детей:
Среди основ человеческого бытия,
среди несомненных ценностей, на которые
опирается человек, природе принадлежит одно
из первых мест.
Природа родного края остается в
нашем сердце навеки. Любовь к ней - самое
богатое, благородное чувство. Оно несет в себе
связь с землей и солнцем, с плугом и звездным
небом, родным колодцем и домом отчим.
Коммуникативные:
Владение навыками
аргументированного
устного высказывания
Оформление своих
мыслей в устной
форме; Ведение
диалога, слушание и
понимание речи
других.
Создание
проблемной
ситуации
Просмотр презентации сопровождается
чтением стихотворения (читает
подготовленный заранее ученик)
О какой беде говорит автор?
Определим лексическое значение слов
«природа» и «человек».
(Природа – все существующее во
Вселенной, органический и неорганический
мир. Человек – живое существо, обладающее
даром мышления и речи, способностью
создавать орудия и использоваться ими в
процессе общественного труда)
Сопоставляя словарные статьи, мы делаем
Ну ладно бы, скажем, чужие.
Ну ладно бы, скажем враги.
А то ведь свои, коренные,
Играют судьбою реки.
Ну ладно бы, скажем, пришельцы
Вершили злодейство своё.
А то ведь свои же родные
Терзают и травят её.
И смотрим едва ль не с восторгом,
Откинув и совесть и страх,
Как наши любимые реки
Страдают у всех на глазах.
Поверь я в нечистую силу,
Решил бы, что это она,
Стремясь обессилить Россию,
Всю муть поднимает со дна.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою.
А с нами со всеми беда.
(Н. Е. Палькин)
Обучающиеся рассуждают о том, какие проблемы
Способность ставить
новые учебные цели и
задачи
Личностные:
Эмоционально
проживают текст,
выражают свои
эмоции;
Высказывают свое
отношение к поднятой
проблеме
вывод, что человек и природа – часть целого,
человек и природа - единое целое.
затронул автор, обосновывая свою точку зрения:
какая из них наиболее важна,
Определение темы
урока, целей и
задач
Но кто же мы: враги или части целого? Как
нам жить дальше: бороться, медленно
уничтожая друг друга, или научиться
сочувствовать, понимать, помогать? Именно
на этот вопрос я предлагаю вам сегодня
поразмышлять, а в качестве помощника
возьмем текст В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Цель: выявить нравственные законы,
определяющие отношения человека и мира, в
котором он живет, законы, обеспечивающие
жизнестойкость нашего «единого человечьего
общежития».
формулируют тему и цель урока.
Регулятивные:
Учатся определять и
формулировать цель
деятельности на
уроке;
Работа над
эпиграфом к уроку
Эпиграфом станут слова одного из героев В. П.
Астафьева, рыбинспектора Черемисина:
«Помните: земля наша едина и неделима, и
человек в любом месте, даже в самой темной
тайге должен быть человеком!»
Познавательные:
Учатся делать выводы
в результате
совместной с
учителем и
одноклассниками
работы.
Знакомство с
биографией и
творчеством
В.П.Астафьева
Чтобы углубить ваши представления о жизни и
творчестве Виктора Петровича Астафьева,
послушаем сообщение. (Во время
прослушивания сообщения учащиеся
рассматривают иллюстрации, думают над
кроссвордом.)
Работа в парах
Познавательные УУД:
выявлять сущность,
особенности
объектов; на основе
анализа объектов
делать выводы;
устанавливать
аналогии;
обобщать и
классифицировать по
признакам;
Познавательные УУД:
формируем умение
Любимое время года. (осень)
Месяц, в котором родился писатель. (май)
За книгу “Царь-рыба” ему была присуждена …
(премия)
“… русскому огороду”. (Ода)
“Васюткино …”. (озеро)
Национальность писателя. (русский)
“Зорькина …”. (песня)
Астафьев родился недалеко от города…
(Красноярск)
У него не было родителей, значит он…
(сирота)
Кем он был на фронте? (солдат)
Отчество Астафьева. (Петрович)
Взаимопроверка кроссвордов.
- Если разгаданы все слова оценка “5”, не угадали
2 слова – “4”, 3-4 слова – “3”, более 4 – “2”.
извлекать
информацию из
иллюстраций, текста,
вносить данные в
кроссворд;
ориентироваться в
своей
системе знаний,
отличать новое от
изученного с
помощью
учителя
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме.
Уметь работать в
паре, группе, по
карточкам
Самооценка
Совместное
открытие знаний
Беседа по
содержанию текста
(сопровождается
чтением текста)
Роман «Царь-рыба» - самое крупное
произведение Астафьева. Природа и человек
здесь представлены как нечто неразрывное.
Это размышление о природе, что есть жизнь,
небо, земля; это боль по земле, по природе.
Отношение человека к природе – это уже и сам
человек, его душа, характер, философия.
Писатель рисует человека и природу вместе.
Герои книги живут трудной жизнью, а
природа, окружающая их, сурова., вот тут-то ,
в этом испытании, люди и делятся на тех, для
кого она все равно остается любимой матерью,
и на других – для которых она уже не мать, а
что-то такое, от чего надо побольше взять.
В центре нашего внимания рассказ «Царь -
рыба». Он дал название всему сборнику, став
средоточием всех философско – нравственных
мыслей автора.
- Где происходит действие?
- Кто главный герой рассказа?
- Кем работал Игнатьич?
- Почему главного героя все зовут Игнатьич?
- Чем он выделяется среди односельчан?
- Как чушенцы относятся к Игнатьичу?
В поселке Чуш на реке Енисей, в Сибири
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин,
житель поселка Чуш. Работает на местной
пилораме наладчиком станков и пил, но все
именуют его механиком. У Игнатьича есть жена,
сын – подросток.
Работает на местной пилораме наладчиком
станков и пил, но все именуют его механиком.
Уважают
Умелым, опрятным, не пьет, не курит
При всех достоинствах Игнатьича чувствуется
Познавательные:
Поиск и выделение
необходимой
информации,
осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в
устной форме,
смысловое чтение,
извлечение
необходимой
информации из
текста
Коммуникативные:
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителем,
сверстиками, умение
с достаточной
полнотой выражать
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь;
соблюдать правила
общения
- Почему не может наладить отношения с
братом?
- Чем еще занимается Игнатьич?
Докажите.
- Как вы объясните значение слова
«браконьер»
- Кто такие браконьеры? Чем они опасны?
- Какую цель преследует Игнатьич?
некоторая отчужденность односельчан. Его
ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что
Игнатьич не похож на односельчан: всегда
опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.
О причинах конфликта Командора и Игнатьича
нам ничего неизвестно, но вражда у них такая
непримиримая, что выросла до ненависти, до
желания убить. Мне кажется, что причина
ненависти Командора заключается в зависти: у
Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье
мир и лад, и в поселке его уважают, и рыбак он
отменный. Вот и лютует Командор.
Лучше всех ловит рыбу
Пересказ отрывка «У Игнатьича стояло возле
Опарихи…»
Строят собственное высказывание
Работают с Толковым словарем, выясняют
значение
Браконьер – человек, занимающийся
браконьерством.
Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в
запрещенных местах или запрещенным способом,
а также заниматься незаконной вырубкой леса.
Браконьеры убивают птиц, животных, нанося
вред природе, нарушая экосистему.
Читают отрывок «Незавидная доля
браконьера…»
работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть
голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения,
жадность заставляют рисковать жизнью и
проливать кровь человеческую и “братьев наших
меньших”. Кроме жажды наживы, была ещё одна
Регулятивные:
предвидеть
возможности
получения
конкретного
результата
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации,
смысловое чтение,
извлечение
необходимой
информации из
текста
- Что же сказал о них писатель? Почему так
много внимания уделил им?
- В чем смысл показа судьбы этого героя?
- Какова же авторская позиция по отношению
к браконьерству?
--- Что происходит с Игнатьичем на рыбалке?
Какой увидел рыбу Игнатьич?
- Почему осетр называют «Царь-рыба»
- Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что
причина, заставившая Игнатьича помериться
силами с таинственным существом
Браконьерство — страшное зло, поэтому так
много внимания уделяет ему Виктор Астафьев.
"Просторно”, изнутри показал он браконьера
Игнатьича. В нём есть своя золотинка
человеческой любви, человеческого достоинства,
но всё это подавляется безграничным
хищничеством, превратившимся в стремление
урвать лишний кусок. И если автор поворачивает
нас к мысли о том, что всё-таки это люди,
живущие среди нас, то сочувствие к ним, если
оно и возникает, больше похоже на
соболезнование.
смысл в том, что человек, творящий зло и
находящий себе оправдание, допускает
существование зла везде
Круги жестокости распространяются широко и
беспощадно
Астафьев осуждает браконьерство как зло
многогранное и страшное по своей разрушающей
силе, причем писатель ведет речь не только об
уничтожении живой и неживой природы вне нас,
говорит о своеобразном самоубийстве, об
уничтожении природы внутри человека,
человеческой природы
на крючок попалась огромная рыбина
Зачитать отрывок со слов: «…увидел и опешил
Находят в тексте описание Царь-рыбы
Индивидуальное задание ученика «Значение
слова Царь-рыба» (см. приложение 3)
Радовался улову, боялся упустить
на этот раз попалась крупная рыба?
- «Делить осетра?.. В осетре икры два ведра,
если не больше. Икру тоже на троих?!»
- Как и почему «реки царь и всей природы
царь» оказались на одной ловушке?
Зачитать отрывки Поединка Игнатьича и рыбы
- В чем заключается поединок?
- Стоит обратить внимание в связи с этим на
фамилию Игнатьич – Утробин от слова
«утроба» - живот, брюхо, внутренности;
ненасытная утроба – так говорят о
прожорливом, в переносном значении – о
жадном, алчном человеке.
От жадности пострадала душа. Но это
безнадежная болезнь? Или заговорившая
совесть свидетельствует о начале
выздоровления? А что такое совесть?
- Уточним значение слова по словарю
Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной
ответственности за своё поведение перед
обществом, перед людьми».
---А зачем совесть нужна человеку?
Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих
чувств. Но через некоторое время “жадность он
почел азартом”, а желание поймать осетра
оказалось сильнее голоса разума, “удало, со
всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб
царь-рыбу...”. Герой думает, что ему все
дозволено. Астафьев считает, что эта
вседозволенность не может быть ничьим правом.
Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на
саму мать-природу
Чтение отрывка из текста
Поединок заканчивается бессилием Игнатьича,
страхом перед природой, перед Богом, смертью.
Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора
за них отчитаться.
Признание вины за совершенный
неблаговидный поступок
Самоконтроль человека
Стеснение, стыд, неловкость
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать
свои поступки, исправлять недостатки.
А какие факты говорят о том, что совесть у
Игнатьича пробудилась?
-- О чём просит Игнатьич?
--- Почему несколькими минутами ранее
Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас
нет? Что изменилось?
--- В чём их смысл?
--- Как ведет себя рыба и человек, оказавшись
на одной ловушке?
- Находясь между жизнью и смертью, человек
часто осмысливает свою жизнь.
--- Что понимает Игнатьич?
- Проанализируйте раздумья Игнатьича. О
чем сожалеет он и почему?
Совесть может предотвратить плохой поступок.
Игнатьич обращается к Богу
«Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она
мне!»
Игнатьич вспомнил слова деда
Царь – рыбу может добыть только человек с
чистыми помыслами, не запятнавший свою душу
ничем, а если совершил «варначий » поступок,
лучше отпустить царь - рыбу
Зачитывают отрывок
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
Браконьерствует, хапает – а зачем? для
кого?
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь
поставила на место – погибла от рук пьяного
шофера любимая племянница (Зачитать отрывок)
В момент пребывания между жизнью и
смертью Игнатьич думает о прожитом,
анализирует его, наиболее остро ощущает утраты
духовного начала, которые произошли из-за
постоянной погони за наживой. Из-за нее
«забылся в человеке человек! Жадность его
обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве,
которого-то и не было. На уроках думал о ловле
рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел
в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и
-- За что же наказан Игнатьич? За что же такая
страшная смерть?
- Так и получается: все в связи: начинается ли
с человека, с рыбы – а чем заканчивается,
показывает Астафьев. Круги жестокости
распространяются широко и беспощадно.
И, видимо, раскаяние, душевное возрождение,
осознание гибельности браконьерского
отношения к жизни, понимание
ответственности за содеянное на земле
помогает чудесным образом освобождению
Игнатьича и рыба.
- Почему стало на душе Игнатьича легче,
когда освободилась царь-рыба? Почему он
обещает никому ничего не говорить о ней?
в библиотеку не заглядывал, своими детьми не
занимался. Хотели в депутаты выдвинуть — и
отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все
время в погоне за прибылью. Не уберегли от
бандитов прекрасную девушку, потому что сами
на ловле были. Обострилась совесть в крити-
ческий момент, когда оказался он на грани
пропасти.
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает
постыдное, горькое воспоминание –
надругательство над любимой девушкой. И ни
время, ни покаяние перед Глашей не смогли
смыть грязь с души от постыдного поступка. «Ни
на одну женщину…» (Зачитать отрывок)
Смерть настигла человека за его небрежение к
миру природы, за хищническое её уничтожение,
за тот разбой, который приобрел неимоверные
масштабы.
Легче потому, что отступила смерть. Телу стало
легче, потому что уже не тянуло вниз. «А душе
— от какого-то, еще не постигнутого умом
освобождения». Быть может, появилась надежда
что-то исправить в своей жизни. Быть может, и
рад был Игнатьич, что осталась жива эта
волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но
яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но
поучительная для Игнатьича встреча с одной из
величайших тайн природы. И решил он никому
не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать
к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько
Можешь!»
Составление
словесного
портрета героев
Ну что же, давайте скорее читать!
Героя нам надо поближе узнать!
Раскрыть характер персонажа,
Идею автора понять!
Работа в группах.
Каждая группа получает задание. Составляют
характеристику героя до и после поединка,
помещают на доску в таблице
Дифференцированная
работа:
Работа в группах по
хрестоматии
Индивидуальная по
карточкам: составляют
характеристику герою,
выбирая правильный
вариант черты характера.
Парная по карточкам -
текстам
Познавательные
УУД:
выявлять сущность,
особенности объектов;
на основе анализа
объектов делать
выводы; устанавливать
аналогии; обобщать и
классифицировать по
признакам;
Познавательные
УУД:
формируем умение
извлекать информацию
из иллюстраций,
текста, вносить данные
в таблицу;
ориентироваться в
своей системе знаний,
отличать новое от
изученного с помощью
учителя. Уметь
оформлять свои
мысли в устной форме.
Уметь работать в паре,
группе. Уметь
выполнять самостоя-
тельную работу.
- Что вы заметили в отношении автора к
своим героям?
Астафьеву больно смотреть, как его земляки
преступили старинную заповедь и решились на
разбойный зверский лов рыбы. Он не судит
героев, а заботится об их душевном исцелении,
выступает с позиций добра, гуманности, против
варварской позиции
Что можно сказать об идее произведения?
Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая
экологическую среду, человек совершает
нравственное преступление. Кто беспощаден к
природе, беспощаден ко всему живому, а стало
быть , к себе самому. В символической картине
единоборства человека с природой ни на чьей
стороне не может быть победы, так как человек и
природа «повязаны одним смертным концом»
Обобщение и
систематизация
знаний
Вывод: Авторская позиция заключается не
только в осуждении браконьерства, он говорит
об уничтожении природы внутри человека. Он
показывает разных людей. С одной стороны, -
это Герцев, никогда не нарушавший законов, с
другой, откровенные хищники.
-Что определяет общую неприязнь к ним
писателя?
- Непризнание этими людьми нравственных
законов, объединяющих людей и природу.
( Обращение к словам Тютчева).
Обобщают знания, полученные в течение урока,
делают вывод, записывают в тетради
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке
Уметь оформлять
свои
мысли в устной
форме,
слушать и понимать
других,
формировать умение
представлять
информацию в
виде схемы, таблицы;
Рефлексия
деятельности
– Какой след оставило в ваших душах всё, что
вы прочитали, услышали, увидели?
(Высказывания детей).
Составление синквейна
Составление синквейна (по желанию на выбор)
1 ученик. Книги В. Астафьева научили меня
Уметь оценивать
правильность
выполнения действия.
Формируем умение
1 строка – заголовок, в который выносится
ключевое слово, понятие,
тема синквейна, выраженное в форме
существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный
смысл.
Каждый о своём герое главное
Учитель: В.П. Астафьев – удивительный
человек, он познал много трудностей в жизни,
но не запутался, ни единым пятнышком не
испачкал своей биографии.
Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и
природы, пребывающей в вечном.
Неразрывном и противоречивом единстве,
нарушение которого грозит вырождением и
гибелью. Велика его вера в торжество добра,
в то, что каждый из нас сможет познать себя
как человека.
любить природу, не убивать животных. Они
оставляют в душе добрые воспоминания.
2 ученик. Книги учат нас быть сильными,
наблюдательными, изучать и знать тайны
природы.
3 ученик. Я полюбил еще больше природу.
Раньше я не замечал, какая она красивая. Я тоже
хочу стать писателем.
4 ученик: Человек — это неотъемлемая часть
природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе
она будет мстить за свое унижение, “покорение”.
определять
успешность
выполнения своего
задания в диалоге с
учителем; формируем
умение оценивать
учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Самооценка
Домашнее
задание
Оцените своё участие в уроке по этапам.
На доске нарисовано дерево. У учеников на
столах лежат яблоки зеленого и красного
цветов. Если урок понравился, то прикрепите
яблоки красного цвета, а если не понравился-
то зелёного.
Домашнее задание вы будете выполнять по
выбору:
1 группа:
Подготовить интервью журналисту по
проблеме экологии нашего района
2 группа: «Корзина мыслей» (можно
письменно на отдельном листе)
Продолжить фразы: «Природа – это храм или
Оценвают свою работу на уроке
Записывают домашнее задание в дневники
Уметь оценивать
правильность
выполнения действия.
Формируем умение
определять успешность
выполнения своего
задания в диалоге с
учителем; формируем
умение оценивать
учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
формируем умение
осуществлять
мастерская», «Человек – хозяин природы?..»
познавательную и
личностную
рефлексию.
«Царь-рыба» Портрет Игнатьича
Браконьер, этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы,
за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет
искренности. Не складываются у героя добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков
и собственным, обретенным за долгие годы
Цель рыбалки
работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и
проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться
силами с таинственным существом
Отношение к рыбе ( отношение к природе)
-Как относится герой к рыбе, так и относится он к природе.
Называет рыбу Царь – рыбой. Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной
холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением
называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней,
и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».
- “Уходи!” - дубасит рыбину по башке.
- Уговаривает рыбу скорее умереть:
“Ну что тебе! Все равно околеешь”.
- Отвращение к рыбе:
“Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно!
Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею,
за рыбой этой клятой”
- Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем.
- “Иди, рыба, иди!”
А как ведут себя герои, когда понимают, что они побеждены природой? Можно ли это назвать борьбой за жизнь?
Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком.
- Какова идея произведения?
Протест против хищничества. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное
преступление.
Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с
природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения
могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует,
доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но
повинуются законам природы.
-Отношение автора к данной проблеме, отношение к своим героям.
Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решили на разбойный, зверский лов рыбы. Он не судит героев,
а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, но против варварской позиции.
Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой,
варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу».
Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание
за его дурные поступки
Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения
у девушки, после этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу
сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один
шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.
Подведем итоги: ответим на поставленные в начале урока вопросы, конечно же, побежденных или победивших в этой вечной борьбе быть не
может, мы должны жить в согласии и гармонии с природой.
Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается
драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Драматичен финал борьбы —
рыба уходит от человека, чтобы умереть: "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в
холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу". Речь идет и о трагедии Человека, который связан с Природой
теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. От нас требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти
только человек. Это задача настоящего и будущего.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему" 9 класс
- Конспект урока "Cравнительный анализ стихотворений Методическая разработка учителя русского языка и литературы Захарова Сергея Михайловича" 9 класс
- Литературный вечер "«Симбирская плеяда…» Литературный вечер, посвященный творчеству Н. М. Карамзина и Ульяновских поэтов" 9 класс
- Конспект урока "Романтическая поэма А. С. Пушкина «Цыганы»" 9 класс
- Конспект урока "Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни" 9 класс
- Конспект урока "Рей Бредбери «Улыбка»" 9 класс